Материалы по методической работе«Развитие диалогической речи учащихся на уроках татарского языка и литературы».

Методическая тема: «Развитие диалогической речи учащихся на уроках татарского языка и литературы».
Сроки реализации: 2012-2017гг
Цель: Основной целью обучения татарскому языку является развитие коммуникативной деятельности учеников. Поэтому на первый план в качестве важнейшей цели обучения я выдвигаю формирование умений и навыков речевого общения или коммуникаций. Это я формирую во всех видах обучения: чтение, говорение, письмо, аудирование. Это прежде всего коммуникативные целевые установки, требующие от учащихся умения выражать согласие, поддержать сказанное, присоединиться к сказанному, дополнять собеседника (согласитесь, продолжите сказанное). В учебной деятельности придаю значение общению учащимися и учителя. В общении с учащимися сообщаю им новую информацию, ученики, общаясь друг с другом, усваивают ее, овладевая речевой деятельностью.
Речь – одна из разновидностей человеческой деятельности, и она появляется в результате овладения языковыми нормами. Основная задача обучения татарскому языку в русскоязычной аудитории – научить практически пользоваться татарским языком как средством общения в пределах установленного программой словарного и грамматического минимумов. В процессе занятий обучающиеся должны научиться правильно воспринимать речь на татарском языке (аудирование), участвовать в разговоре (диалогическая речь), рассказывать об увиденном и услышанном (монологическая речь), читать и понимать татарские тексты, а также приобрести навыки грамотного письма на татарском языке.
Основное и ведущее место в системе занятий по татарскому языку в русскоязычной аудитории должны занимать формирование и развитие навыков устной речи, которые затем послужат обучающимся фундаментом для последующего овладения татарским языком.
Устная речь, как известно, складывается из умения слушать и понимать звучащую речь (аудирование) и умения говорить (диалогическая и монологическая речь).
Обучению диалогу в школе провожу с первых же уроков. Детей начинаю знакомить с формулами этикета на татарском языке. Очень важно, чтобы в обучении диалогической речи была определённая последовательность. Намечаю следующие основные этапы работы над диалогом: слушание и понимание диалогического образца, воспроизведение диалогического образца на разных уровнях: путём имитации по памяти, с видоизменением внутри ситуации и др. Иными словами, нужно последовательно учиться:
слушать и понимать диалогическую речь на татарском языке;
правильно проговаривать реплики диалогов;
строить диалог, аналогичный образцу;
самостоятельно строить диалог.
Использую следующие виды заданий по обучению диалогической речи:
Дополните ответную реплику.
По данному образцу составьте новый ситуативный диалог.
Составьте, диалог, используя опорные слова.
Прочитайте диалог, добавив нужные реплики.
Измените диалогическую речь в монологическую.
Переведите диалог на русский язык.
Измените время глаголов в диалоге и др.
Например, тема урока: “Без Татарстанда яшибез” - Син кайда яшисеS? - Мин Татарстанда яшим. - Татарстан нинди? - Татарстан зур, бай республика. - ТатарстанныS башкаласы кайсы ш‰k‰р? – ТатарстанныS башкаласы - Казан ш‰k‰ре k.б.
Система упражнений в диалогической речи должна быть нацелена на обучение русскоязычных учащихся не только вопросам и ответам, но и на составление ответных высказываний, на обмен мнениями, на подхватывание мысли собеседника и др. Желательно, чтобы реплики учащихся состояли хотя бы их двух фраз: реакция на услышанное и фразы, побуждающие собеседника к продолжению беседы. С этой целью в каждом конкретном случае даю образцы диалогов и темы, на которые учащиеся составляют свои диалоги. Даю также опорные слова и выражения. Все это помогает вести двустороннюю беседу.
Нужно последовательно учиться: слушать и понимать диалогическую речь на татарском языке; правильно проговаривать реплики диалогов; строить диалог, аналогичный образцу; самостоятельно строить диалог. Предлагаю следующие задания: 1. Лексическая разминка. Преподаватель задает вопросы, ученики отвечают. Далее ученики сами по цепочке задают друг- другу вопросы. Примерные вопросы: Сез кайда укыйсыз? Сез кайдан? Сез татармы? Сез б_ген укыдыгызмы? Сез кайда яшисез? Сез нинди чит телл‰р бел‰сез? 2. Расставить реплики так, чтобы получился диалог. Пересказать данный диалог на русском языке. (Из готовых реплик ученики должны собрать диалог). Например: - Х‰ерле к™н, Андрей. Х‰лл‰регез ничек? - Р‰хм‰т, яхшы. СезнеS х‰лл‰регез ничек?) - Начар т_гел. Таныш булыгыз, Андрей, бу - Дмитрий . - Ис‰нмесез. СезнеS бел‰н танышуыма мин бик шат. 3. Составить диалог, используя опорные выражения: Син укучымы, син кайдан, н‰рс‰ бел‰н ш™гыльл‰н‰сеS k. б.
Тематика усваиваемых диалогов охватывает тот круг жизненных ситуаций, который характерен для условий повседневной деятельности учащихся в школе, дома, на улице и т.п. О разнообразии диалогов можно судить по следующему перечню: переспрос, встречный вопрос, знакомство, приветствие и др. Постоянно повторяясь в разных ситуациях, эти диалоги постепенно становятся достоянием речи русскоязычных учащихся на татарском языке.
Готовясь к урокам, я планирую не только усвоение знаний, умений и навыков, а полноценный процесс воспитания личности. Стараюсь использовать на уроках разнообразные формы работы и организации учебной деятельности: урок – беседа, урок – викторина, игра. Особенно много приходится работать над развитием устной речи, артикуляцией звуков, свойственных татарскому языку. Очень нравится ученикам устные диалоги, составлять монологи, во время которых дети учатся задавать друг – другу вопросы, слушать и слышать друг – друга, формируются навыки правильного общения.
Равное партнерство, любовь к детям, необходимый арсенал знаний и педагогических приемов – вот условие воспитания личности на уроках.














уђ Заголовок 315