Социальный проект Моему поселку посвящается


Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 29»Краснобродского городского округа поселка Артышта
И.В. Бондарь
Моему поселку посвящается…
Образовательный проект
Краснобродский 2011
Содержание
Паспорт проекта …………………………………………… 3
Актуальность и постановка проблемы………………….… 6
Цели и задачи проекта……………………………………..... 10
Краткое описание проекта по этапам…………………..….. 11
Ожидаемые результаты…………………………………….. 12
План реализации проекта………………………………..…. 13
Целевые группы…………………………………………..…. 17
Формы представления результатов…………………….…. 18
Основные расходы на материалы……………………….… 19
Список литературы…………………………………………. 20
Приложение 1.………………………………………………. 21
Приложение 2………………………………………………... 26
Приложение 3………………………………………………... 27

Паспорт проекта
Наименование проекта «Моему поселку посвящается…»
Основные разработчики Бондарь И.В. – учитель начальных классов
Цель и задачи проекта Цель: создание условий для формирования патриотических качеств личности обучающихся через организацию проектной деятельности учащихся, проведение праздника, посвященного 70-летию поселка Артышта.
Задачи:
провести диагностику сформированности патриотических качеств личности;
организовать информационную работу по истории поселка;
привлечь школьников к созданию мини-проектов, проведению праздника;
сформировать группы по выполнению мини-проектов;
создать выставку рисунков «Мой поселок – моя малая Родина»;
организовать поисковую работу о людях, которыми гордится поселок;
разработать педагогические условия по формированию патриотических качеств личности;
провести праздник, посвященный 70-летию поселка;
разработать методические рекомендации по созданию педагогических условий формирования патриотических качеств школьников.
Сроки и этапы реализации проекта 1 этап – организационный (сентябрь).
Создание проекта, проведение диагностики.
2 этап – практический (октябрь – февраль).
Практическая реализация проекта.
3 этап – аналитический (март).
Подведение итогов реализации проекта.
Перечень основных мероприятий Разработка системы организационных мероприятий по созданию условий формирования патриотических качеств личности;
Разработка плана реализации намеченных мероприятий.
Создание и работа творческих групп по реализации проекта.
Проведение праздника, посвященного 70-летию поселка.
Подведение итогов реализации проекта.
Разработка методических материалов по обобщению и передачи педагогического опыта.
Исполнители проекта и основных мероприятий, Обучающиеся 2 б класса, педагоги МОУ СОШ № 29, родители, жители поселка Артышта.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта проведена диагностика сформированности патриотических качеств личности;
организована информационная работа по истории поселка;
созданы мини-проекты, посвященные истории поселка;
проведена выставка рисунков «Мой поселок – моя малая Родина»;
разработаны педагогические условия по формированию патриотических качеств личности;
проведен праздник, посвященный 70-летию поселка;
разработаны методические рекомендации по созданию педагогических условий формирования патриотических качеств школьников.
Целевые группы Обучающиеся 2 б класса, педагоги МОУ СОШ № 29, родители, жители поселка Артышта.

Актуальность и постановка проблемы
Закрываю глаза – Отчий дом предо мной.
Отчий край предо мной – Артышта.
И весной, и летом, и лютой зимой
Греет сердце его красота.
Н. Я. Кудрявцева, выпускница школы № 163 п. Артышта, член правления Союза женщин Кузбасса
У патриотизма множество разнообразных и неоднозначных трактовок, но самая распространенное определение патриотизма коротко и ясно – это любовь к своей Родине. А с чего начинается Родина? С вида за окном, с дороги от дома до школы и обратно, с детской площадки во дворе, с родного поселка, в котором многое напоминает об истории родного края и, конечно, истории всего Отечества в целом. Об общей ситуации в стране и необходимости введения патриотического воспитания уже в младшем школьном возрасте пишут Строганова Л. В., Кербицкова Н. Л.:
«Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает одним из важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих человека чувств патриотизма и уважения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Воспитание этого важного качества необходимо начинать с раннего детства. Большая роль здесь отводится начальной школе. Дети в этом возрасте внушаемы, подражают учителю во всем, и донести до них идеи патриотизма – вполне реальная задача» [6].
Проблема патриотического воспитания в настоящее время является одной из актуальнейших и требующих внимательного рассмотрения и анализа, т. к. недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Сухомлинский писал: "Родина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо. Есть у нас свои беды и горечи. Говоря о них, помни: ты говоришь о бедах и горечах своего родного дома".[2]
В результате, в начале XXI века общество столкнулось с девальвацией и даже утратой чувства патриотизма, гордости за свою Родину, ее народ, историю и культуру великой страны у значительной части.
Вместе с вышесказанным можно выделить ряд проблем (противоречий), мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи, а именно: недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса; недостаточно сформированные профессиональные компетенции по патриотическому воспитанию; отсутствие взаимодействия между социальными институтами по патриотическому воспитанию поселка Артышта (детский сад, библиотека, поселковый клуб).
Данные проблемы выявлены в ходе проведения диагностики среди учащихся, педагогов, родителей. [Прил. 1]
Предварительная диагностика по методике П.В. Степанова, Д.В.Григорьева, проведенная во втором классе, показала следующий уровень сформированности отношения школьников
к обществу (отношение к родной природе, к Отечеству, к малой Родине): высокий уровень – 32%, средний уровень – 30%, низкий уровень – 38%;
к людям (уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность): высокий уровень – %, средний уровень – 32%, низкий уровень – 13%;
к себе (добрая воля, самоуважение, требовательность к себе, организованность): высокий уровень - 30%, средний уровень - 36%, низкий уровень - 34%.
Диагностика показала, что значительное число учащихся – 36 % не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине. Они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся.
Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, и с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма, гордости за свою Родину.
Один из самых эффективных путей формирования патриотического воспитания – это ознакомление детей с историей и культурой их малой Родины, т.е. посредством краеведческой деятельности.
Особенно важно и ценно, если изучением родного края занимается подрастающее поколение – граждане нашей страны, в чьих руках находится будущее России.
Освещение этой проблемы нашло отражение в ряде статей Т.А. Косимовой, Д.Е. Яковлева, И.А. Агаповой, А.Н. Вырщикова. Авторы, говоря о патриотическом воспитании школьников предлагают использовать новые методы и приемы для формирования патриотических качеств личности.
Такую возможность нам дает использование в своей работе метода проектов.
Тематика проектов может быть различной. Это зависит от творчества учителя. Но в начальной школе проектная деятельность может осуществляться только при участии учителя и родителей.
Данный проект проводится в рамках программы групповых занятий по гражданско-патриотическому воспитанию « Основы гражданского воспитания школьников » и включает в себя знакомство со своим поселком, его историей, архитектурой, людьми. [Прил. 2] В процессе работы над проектом у учащихся закладываются основы познавательного интереса к изучению поселка как окружающего их микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения.
Новизна опыта заключается в создании системы гражданско-патриотического воспитания младших школьников с учетом содержания воспитательно-образовательной системы школы, обучающиеся получат новые знания, факты об истории поселка, приобретут умения и навыки в поисковой работе. Результатом деятельности в этом направлении станет защита проектов учащимися, посвященных истории поселка.
Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Человек родился, у него есть дом...

Цель и задачи проекта
Цель: создание условий для формирования патриотических качеств личности обучающихся через организацию проектной деятельности учащихся, проведение праздника, посвященного 70-летию поселка Артышта.
Задачи:
провести диагностику сформированности патриотических качеств личности;
организовать информационную работу по истории поселка;
привлечь школьников к созданию мини-проектов, проведению праздника;
сформировать группы по выполнению мини-проектов;
создать выставку рисунков «Мой поселок – моя малая Родина»;
организовать поисковую работу о людях, которыми гордится поселок;
разработать педагогические условия по формированию патриотических качеств личности;
провести праздник, посвященный 70-летию поселка;
разработать методические рекомендации по созданию педагогических условий формирования патриотических качеств школьников.

Краткое описание проекта по этапам
Организационный этап (сентябрь)
Формирование инициативной группы.
Анализ ситуации в классе по данной проблеме, используя беседы, анкетирование обучающихся, родителей.
Системный анализ литературы, нормативно-правовых документов государства, школы.
Создание проекта, составление плана и механизма реализации.
Распределение функциональных обязанностей участников проекта, определение материальных ресурсов.
Консультативная и методическая помощь по реализации проекта.
Практический этап (октябрь – февраль)
Проведение классных часов, групповых занятий, встречи с ветеранами, жителями поселка.
Создание групп по реализации проекта.
Распределение обязанностей внутри групп.
Проведение поисковой работы в поселке.
Проведение конкурсов рисунка, литературных творческих работ.
Подбор литературы, фото, видео, аудио материалов для организации праздника.
Разработка и реализация сценария для проведения праздника.
Аналитический этап (март-май)
Участие в школьной и муниципальной научно-практической конференции школьников «Первые шаги».
Анализ и обобщение результатов реализации проекта.
Обобщение и распространение опыта среди педагогов школ муниципального округа, выпуск методических рекомендаций для педагогов.
Создание банка данных фото, видео и аудио материалов,
Публикации результатов деятельности в СМИ, Интернете.
Ожидаемые результаты
Проведена диагностика сформированности патриотических качеств личности;
организована информационная работа по истории поселка;
созданы мини-проекты, посвященные истории поселка;
проведена выставка рисунков «Мой поселок – моя малая Родина»;
разработаны педагогические условия по формированию патриотических качеств личности;
проведен праздник, посвященный 70-летию поселка;
разработаны методические рекомендации по созданию педагогических условий формирования патриотических качеств школьников.
Критерии и показатели результативности проекта
Критерий Показатели Методы
Удовлетворенность участием в проекте Активность участников проекта,
Интерес участников к реализации проекта,
Количество участников проекта Анкетирование, опрос, беседа
Положительная динамика уровня развития патриотических качеств личности Рост уровня патриотических качеств личности Анкетирование
Степень становления социального взаимодействия Появление новых социальных связей Беседа, наблюдение
Способность к дальнейшему развитию своего проектного опыта Количество публикаций, выступлений участников проекта Опрос, наблюдение
План реализации проекта
Этап Мероприятие Сроки Ответственные Количество участников Ожидаемы результаты
Организационный Формирование инициативной группы сентябрь Бондарь И.В.– учитель начальных классов 3 Инициативная группа
Анализ ситуации в классе по данной проблеме, используя беседы, анкетирование обучающихся, родителей сентябрь Бондарь И.В.– учитель начальных классов, Федина Л.О. – педагог - психолог 2 Материалы исследования
Системный анализ литературы, нормативно-правовых документов государства сентябрь Инициативная группа
Бондарь И.В. – учитель начальных классов, Никольская Л.Ф.
член родительского комитета 2 Банк данных
Создание проекта, составление плана и механизма реализации. сентябрь Инициативная группа Максимцова Н.А. Бондарь И.В., 3 Проект
Распределение функциональных обязанности участников проекта, сентябрь Инициативная группа 3 Функциональные обязанности
Определение материальных ресурсов сентябрь Швырева Л.В., Никольская Л.Ф., родительский комитет 2 Бюджет
Консультативная и методическая помощь по реализации проекта сентябрь Инициативная группа 3 Консультации для участников проекта

Практический Проведение групповых занятий классных часов, встречи с ветеранами. [Прил. 3] Октябрь - февраль Бондарь И.В. – учитель начальных классов, Никольская Л.Ф., родительский комитет
27 Расширение кругозора, получение новых знаний участников проекта
Создание групп по реализации проекта, смета
Октябрь Инициативная группа 25 Группы: «Поисковики», «Режиссеры», «Журналисты», «Зеленая лампа», смета
Ходатайство к администрации школы, ТУ поселка Артышта о выделении финансовых средств Октябрь Инициативная группа 3 Распоряжение главы ТУ п. Артышта «О выделении необходимых денежных средств»
Распределение обязанностей внутри групп.
Октябрь Руководители групп и представители родительского комитета 27 Функциональные обязанности
Проведение поисковой работы в поселке.
Октябрь - январь Рогова Р.А. – член родительского комитета,
Рогов Сергей – учащийся 2б класса 6 Оформление альбомов
Создание фильма о современном поселке Октябрь - январь Никольская Л.Ф., родительский комитет
Никольский Максим -учащийся 2б класса 6 Создание фильма

Проведение выставки рисунков, посвященных поселку Ноябрь Бондарь И.В- классный руководитель 2б класса 27 Рисунки
Создание газеты по истории поселка
Октябрь - декабрь Швырева Л.В. –член родительского комитета.
Швырева Аня, учащаяся 2б класса 6 Газета
Разработка и реализация сценария для проведения праздника Октябрь - февраль Бондарь И.В- классный руководитель 2б класса
Афонская Ю.П. - член родительского комитета.
Афонский Илья, учащийся 2б класса 7 Сценарий праздника
Проведение праздника, посвященного 70-летию поселка февраль Бондарь И.В- классный руководитель 2б класса
50 праздник
Аналитический Анализ и обобщение результатов реализации проекта.
март - май Инициативная группа, психолог Федина Л.О 6 Анализ результатов, банк данных
Обобщение и распространение опыта участников проекта март- май Инициативна группа 3 Выступления на МО, пед. конференции, родительском собрании, ученической конференции «Первые шаги»

Выпуск методических рекомендаций, разработок внеклассных мероприятий для педагогов.
Май Инициативная группа 3 Методические рекомендации, разработки внеклассных мероприятий
Создание банка данных фото, видео и аудио материалов.
март - май Учитель информатики Швырева Л.В., 5 Банк данных фото, видео и аудио материалов.
Публикации результатов деятельности в СМИ, интернете
Март - май Инициативная группа Публикации в СМИ
Целевые группы проекта
Целевые группы Функции целевых групп Ожидаемые результаты
Обучающиеся 2 б класса Являются основными участниками реализации проекта Принятие ценностных ориентиров, приобретение опыта поисковой работы, приобретение опыта создания социального проекта, креативность.
Педагоги МОУ СОШ № 29 Координаторы реализации и создания проекта Приобретение профессиональных компетенций.
Родители Участники реализации проекта Активное участие в жизни класса и решении его проблем, формирование и развитие чувства сопричастности к школьной жизни, солидарной ответственности за результаты детей.
Жители поселка Артышта Информаторы, наблюдатели и гости праздника Приобретение новых социальных связей.
Формы представления результатов
Аналитические отчеты по каждому этапу проекта.
Фото и видео репортажи по истории поселка.
Праздник, посвященный истории поселка с защитой мини-проектов;
Выставка рисунков «Мой поселок – моя малая Родина»;
Методические рекомендации по созданию педагогических условий формирования патриотических качеств школьников.
Методические разработки классных часов, групповых занятий.

Основные расходы на материалы
Наименование Количество Стоимость (руб.)
Альбом 5 шт 75
Гуашь 2 шт 180
Краски акварельные 2 шт 160
Фломастеры 2 шт 140
Цветные карандаши 2 шт 80
Кисточки 20 шт 200
Ватман 2 шт 24
Фотобумага 30 листов 300
Бумага для офисной техники 1 пачка 150
Диск DVD-RW 2 шт 60
Расходы на печатание фотографий и материалов 2000
Расходы на проведение праздника, оформление 500
Итого 3869

Список литературы
Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе [Текст]/И.А. Агапова. – М.,2002. – 123 с.
Вырщиков, А.Н. Концептуальные основы патриотически ориентированного образования [Текст] : монография/ А.Н. Вырщиков. – Волгоград,2004. – 287 с.
Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект [Текст] / А.Н. Вырщиков. - Волгоград, 2001. – 123 с.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2009 годы» [Текст] //Воспитание школьников. – 2006 - №2. – С.2-16.
Касимова, Т.А., Яковлев, Д.Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст] : методическое пособие/ Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М., 2005. – 64 с.
Кербицкова, Л.В. Нам дороги эти позабыть нельзя[Текст]/ Л.В. Кербицкова. – М: Педагогическое общество России, 2005. – 48 с.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]/ Федеральное агентство по делам молодежи – Электрон, дан. – М.: ФАДМ, 2008. – Режим доступа: http://www.fadm.gov.ru, свободный. – Загл с экрана. – Яз. Рус.
Медведев, Д. А. Послание Президента Федеральному Собранию - 2009 [Текст]/Д.А. Медведев//Российская газета. – 2009 - №46. – С.1-2.
Степанов П.В., Григорьев, Д.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе [Текст]/ П.В.Степанов, Д.В. Григорьев.- М.: АПК и ПРО, 2003.- 83с.
Степанов, Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности [Текст]/ Е. Н. Степанов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.

Приложение 1
Методика «Я – патриот»
Цель: выявить уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине» и ее истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности; выявить уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям).
Методика состоит из 20 вопросов (см. Приложение 2.1), половина из них – на выявление мотивационно-потребностного критерия, другая половина – на определение поведенческо-волевого критерия. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.
Критерии оценки:
За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:
«да» - 2 балла;
«не уверен» - 1 балл;
«нет» - 0 баллов;
Максимальное количество баллов – 40.
Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данным критериям:
85-100% – высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины».
55-84% – средний: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях.
35-54% - ниже среднего: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность при патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины», но по заданию учителя.
0-34% – низкий: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях не проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность, историей «малой родины» не интересуется.
Вопросник
1) Хотел бы ты знать о своем поселке больше?
2) Помогли ли тебе уроки в школе и другие учебные занятия узнать больше о Кемеровской области?
3) Путешествовал ли ты по Кемеровской области?
4) Часто ли рассматриваешь поселок, когда гуляешь его улицам?
5) Бывал ли ты в музеях Кемеровской области?
6) Интересно ли тебе узнавать что-то новое об истории Кемеровской области?
7) Как ты считаешь, нужен ли в школе такой предмет, как «история Кемеровской области»?
8) Любишь ли ты читать о нашем крае?
9) Знаешь ли ты стихотворения, посвященные Кемеровской области?
10) Заслуживают ли твоего внимания памятники, дома Кемеровской области?
11) Считаешь ли ты, что необходимо их беречь?
12) Считаешь ли ты, что нужно следить за чистотой поселка?
13) Всегда ли ты выбрасываешь мусор только в урны или в предназначенные для этого места?
14) Нравятся ли тебе мероприятия и праздники, проводимые в нашей школе?
15) Участвуешь ли ты в них?
16) Всегда ли ты добросовестно трудишься, чтобы помочь своей стране, чтобы в будущем страна тобой гордилась?
17) Всегда ли ты справедлив и терпим по отношению к окружающим людям?
18) Любишь ли ты свою семью?
19) Заботишься ли ты о своих близких?
20) Считаешь ли ты, что нужно помогать своим одноклассникам в трудную для них минуту?

Методика «Мое отношение к малой родине»
Цель: выявить проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию).
Методика состоит из 10 вопросов (см. Приложение 2.3). В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.
Критерии оценки:
За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:
«да» - 2 балла;
«не уверен» - 1 балл;
«нет» - 0 баллов;
Максимальное количество баллов – 20.
Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данному критерию:
85-100% – высокий уровень: ярко проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;
55-84% – средний: проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;
35-54% - ниже среднего: слабо проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;
0-34% – низкий: не проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину».
Вопросник
1) Любишь ли ты свою страну?
2) Гордишься ли ты своей Родиной?
3) Любишь ли ты свой поселок?
4) Восхищаешься ли ты его красотой и культурой Кемеровской области?
5) Хотел бы ты жить в поселке всегда?
6) Влияет ли поселок на твои мысли?
7) Влияет ли он на твои поступки?
8) Испытываешь ли ты чувство гордости от того, что живешь в нем?
9) Есть ли у тебя любимые места в поселке?
10) Часто ли ты вспоминаешь поселок, если надолго уезжаешь из него?

Приложение 2
Раздел тематического плана рабочей программы
«Основы гражданского воспитания школьников»
2 класс
Мой поселок – моя малая Родина
Тема Цели Результат
Почему у поселка такое название? Способствовать формированию интереса к изучению истории своего поселка. Знания:
о лучших людях поселка,
о символах России, Кемеровской области, Краснобродского округа.
Умения:
отбирать материал по заданной теме,
распознавать символику России, Кемеровской области, Краснобродского округа.
Навыки:
работа с литературой, картой.
Ими гордится поселок. Воспитывать чувство гордости за своих земляков. Символы государства, области, поселка. Познакомить с символикой государства, области поселка. Законы и правила по которым живет страна, поселок. Познакомить с законами своего государства. Фотографии моей малой Родины Формировать интерес к изучению своей малой Родины. Праздник «Моему поселку посвящается» Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.
Приложение 3
Групповое занятие по теме «Почему у поселка такое название»
Цель: формирование знаний детей о родном крае, посёлке, знакомство с историей возникновения п. Артышта, воспитание любви к родному краю.
Ход классного часа.
I. Вступительная часть.
Учитель. Родина. Россия. Это край, где мы родились, где живём, это наш дом. Это всё то, что нас окружает.
Ведущий
Россия.. Какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то
Россия…как из песни слово,
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия.
За ясный свет твоих очей.
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.
II. Знакомство с пословицами.
Учитель. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любили и любят свою Родину русские люди. Они сложили о ней много песен и сказаний, храбро защищали её от всех врагов.
- Какие вы знаете пословицы о Родине?
Родина любимая, что мать родимая
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Своя земля и в горсти мила.
III. Знакомство с «малой Родиной»
Учитель. Но у каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете. Место это называется – «малая Родина».
- Назовите свою малую Родину?
- Назовите областной центр и область, в которой мы проживаем?
- А знаете ли вы, что означает название нашего посёлка?
АРТЫШТА – река, правый приток реки Бачата, протекает по территории Прокопьевского и Беловского районов. Название образовано от тюркского АРТЫШ – «можжевельник», «можжевельниковый». В 17 – 19 вв. на территории нашего края проживали тюркоязычные телеуты.
Почти 200 лет назад название Артышта дали деревне Бородёнково, которая стоит на реке с данным названием.
Артышта первая – основана в связи со строительством линии Кольчугино – Новокузнецк в начале 20 – х годов ХХ в. Назвали по имени соседней деревни Артышты (Бороденково). Определение «первая» появилось в 40 – 50 годах, ХХ в., когда рядом возникла ещё одна железнодорожная станция.
Артышта вторая – железнодорожная станция и посёлок. Расположен посёлок на линии Барнаул – Новокузнецк.
Основан наш посёлок в конце 40 – х годов, ХХ в. В связи со строительством Южно – Сибирской магистрали. Определение «вторая» дали для различения с Артыштой первой.
Сначала посёлок состоял из одной улицы, по обеим сторонам которой были построены бараки для рабочих. Со временем посёлок разросся. Появились магазины, клуб, школа.
Учитель. - Какие предприятия есть в нашем посёлке?
- На каких предприятиях трудятся ваши родители? Какие они имеют профессии?
У многих из вас родители родились и выросли в нашем посёлке, окончили школу, получили профессию в городах Кемеровской области и снова вернулись в посёлок, чтобы трудиться на благо посёлка.
У каждого живущего в нашем посёлке, есть свой родной дом. Дом – в котором живут родители и близкие люди, где тебя всегда ждут и любят. Учёные утверждают, что человек половину своей жизни проводит дома. Каждый человек заботится о своём доме по-своему. Как хорошо дома, где чисто и уютно, где пахнет испечёнными мамой блинами.
Так и наш посёлок является для нас родным домом. И мы с вами должны, о нём заботится и любить.
- Как мы с вами можем беречь и заботится о посёлке?
IV. Выставка рисунков.
Учитель. К сегодняшнему уроку вы приготовили рисунки нашего посёлка.
- Что вы сами можете рассказать о нашем посёлке? (Выступления детей)
V. Заключительная часть.
- Что же означает название нашего посёлка?
Задание. Придумать и нарисовать герб посёлка.

Приложение 4
Ими гордится посёлок
Групповое занятие
Цель: расширение и углубление знаний по истории поселка, воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости, уважения к жителям поселка.
1. Вступительная часть.
В Кемеровской области есть посёлок,
Где труд всегда в почёте.
И этот посёлок – там, где вы живёте. (Слайд 1)
- О труде и об отношении к труду народ сложил много пословиц.
- А какие пословицы о труде знаете вы?
- Сегодня наш классный час посвящается тем людям, кто не щадил своего здоровья, работая на благо процветания посёлка.
1.Основная часть.
- Правительство РФ награждает людей орденами и медалями за особые заслуги перед Отечеством, не исключением является и жители нашего посёлка.
- Многие наши земляки награждены государственными наградами.
В них, как в зеркале, отражается история посёлка: его развитие, созидательный мирный труд и памятные события. Российская награда – это наша история.
Правительственной наградой «Отличник народного просвещения» за высокое педагогическое мастерство были награждены учителя нашей школы.
Школа – это в первую очередь люди, которые отдавали и отдают детям все свои силы, ум, энергию и любовь.
Профессий на свете немало:
Швея, электрик, певец, строитель,
Но делу каждого даёт его начало
Специалист по имени Учитель.
(Слайд 2)
Дорожко Галина Фёдоровна (бывший директор школы № 27)
Дерюгина Татьяна Романовна (бывший директор школы № 27)
Трачук Людмила Владимировна (директор школы № 29)
Крохолева Нина Мартемьяновна ( заведующий детским садом № 126)
Вязова Нина Павловна (учитель начальных классов школы № 29)
- Кто встречался с этими людьми?
- Что о них знаете?
- Сегодня у нас в гостях один из тех людей, кем гордится наш посёлок – это Крохолева Нина Мартемьяновна. Она вам расскажет о сложности работы учителя, благородстве учительского труда.
- Слово предоставляется Крохолевой Нине Мартемьяновне.
- Большой вклад в развитие посёлка внесли также и наши железнодорожники.
За ударный труд, достижение высоких показателей в работе получили медаль за «Трудовое отличие»: (Слайд 3)
Машнин Василий Демьянович (пенсионер – машинист оборотное Депо)
Казакова Валентина Ивановна (оборотное Депо)
Теньзин Павел Романович (оборотное Депо)
Медаль «За развитие Кузбасса» (Слайд 4)
Белослудцев Василий Демьянович (бывший начальник станции Артышта -2)
- Но нельзя забывать наших выпускников, которые выполняли интернациональный долг в Чечне.
Несколько лет прошло, как закончилась война для ребят, которые не понаслышке знают, что значит находиться между жизнью и смертью. Это Демченко Александр и Чебеков Игорь. Они является ветеранами боевых действий, которые были удостоены высокой награды – медали “За отвагу”(Слайд 5)
В проведении антитеррористических операций в Чеченской республике отдали свои молодые жизни Кузнецов Алексей и Каразников Руслан. (Слайд 6)
Вот будто заново я все переживаю.
И все прошедшее передо мной встает,
Друзей любимых лица вспоминаю,
Которых в жизни так не достает.
И снова те же горы будто рядом,
И вроде ржавчиной покрытые они,
И будто вновь окинул смерть я взглядом,
И будто вновь пережинаю эти дни.
Повис закат кроваво-красный,
Лежу в окопе, сжав рукою автомат.
И помню бой я первый, самый страшный.
Как из мальчишки вырос вдруг солдат.
Как будто что в душе перевернулось
И все хорошее осталось позади.
И вроде жизнь прошла и вновь вернулась,
А и не знаю, что там дальше, впереди.
Друзей своих всю жизнь я помнить буду,
Как жизнь теряли там, в земле чужой.
И цинк гробов я никогда не позабуду,
Что отправляли мы на родину домой.
Чечня – я не могу тебя забыть.
Чечня – и пули свист, снарядов вой,
Чечня – свободу ведь нельзя убить,
Чечня – дороги пыль и жаркий зной.
И я тебя все чаще вспоминаю,
На теле раны не дают никак забыть,
Хоть мы давно уже ушли оттуда,
Не дай нам бог все снова повторить.
- Слово предоставляется герою чеченской войны Демченко Александру.
- Артыштинцам свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.
А Отечество будет благодарить своих защитников самой высокой ценой - государственной наградой.
3. Заключительная часть.
- Патриотизм, стремление сделать наш посёлок лучше – это необходимое чувство долга каждого артыштинца.
- Сегодня в нашей школе учатся дети, внуки и правнуки тех, кому мы посвятили наш классный час.
- Должны ли мы гордится этими людьми?
- Что мы можем сделать, чтобы они не потеряли веру в наше подрастающее поколение?
(Постановление учащихся)