Игровые технологии как средство обучения диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на занятиях по РСВ и формированию произношения.


Игровые технологии как средство обучения диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на занятиях по РСВ и формированию произношения.
I Введение
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, развития его интеллекта, мышления- является речь. Речь - это вид человеческой деятельности, процесс реализации мышления на основе использования языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, самовыражения и воздействия на других людей. Умение полноценно общаться – одна из главных целей развития глухих школьников. Обучение речи в школе неслышащих осуществляется на основе предметной деятельности и потребностей, вызванных этой деятельностью. При этом надо учитывать особенности развития речи глухих школьников.
Кратко остановимся на рассмотрении особенности развития диалогической речи учащихся первых классов.
Актуальность этой проблемы состоит в том, что обучение языку учащихся в начальных классах, прежде всего, начинается именно с развития разговорной речи – как наиболее им доступной и естественной для организации непосредственного общения учителя с ребёнком и детей между собой.
Кроме того, в процессе обучения диалогу глухих учащихся обеспечивается развитие их языковой способности. Оно осуществляется за счёт частоты применения школьниками речевых средств, вариативности высказываний, проведения аналогий, предугадывания ответов собеседника. Речевая деятельность учащихся совершенствуется в ходе развития разговорной речи на основе говорения, чтения, письма, дактилирования и слухозрительного восприятия. То есть диалогическая речь для учащихся первого класса является как бы фундаментом на основе которого, в дальнейшем будет строиться развитие других форм речи (связанной, письменной и др.)
Моя гипотеза состоит в том, что эффективность работы по развитию разговорной речи в значительной степени определяется мотивацией учащихся, их заинтересованностью в процессе обучения диалогу.
Поэтому целью моей деятельности является повышение эффективности работы по развитию разговорной речи на уроках РСВ И ФП.
При работе с неслышащими детьми, имеющими нарушения в развитии, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании.
Педагогическая технология- это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. (М.В. Кларин).
Технология (от древнегреческого)- искусство, мастерство, умение. В узком смысле- комплекс организационных мер, операций и приёмов с номинальным качеством и оптимальными затратами. Этот комплекс определяет использование в достаточной степени игры. Несмотря на то что для младших школьников ведущей деятельностью является учебная, они играют ещё с удовольствием. Игра для них ещё естественное поведении. Исходя из психологического аспекта, у детей приходящих в школу всё же ещё преобладает игровая деятельность. Им нравится играть, нравится всё необычное, яркое, красочное. Чтобы у них не пропал интерес, им нужно постоянно преподносить что- то новое; порой даже одно и то же слово, словосочетание, фразу нужно давать по разному, и наряду с этим требовать от них того же. Фразу «-Как сказать по- другому?» нужно употреблять как можно чаще на всех уроках, на внеклассных мероприятиях, при каждом удобном случае.
Функции игры:
- психологическая: снимает напряжение, способствует эмоциональной разрядке;
-психотерапевтическая: помогает ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменяет способы общения, психическое самочувствие;
-технологическая: позволяет частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазий, преображающих реальную действительность.
Игровые технологии – единство развивающих возможностей для формирования личности обучающихся , осуществляется средствами разумной организации разносторонней   игровой деятельности, доступной каждому  ребенку, с учетом психофизических возможностей.
II Использование игры на занятиях по формированию диалогической речи.В своей работе особое внимание уделяю использованию игровой технологии, так как считаю, что процесс обучения речи делается более доступным и привлекательным для неслышащих детей младшего школьного возраста. А в условиях специальной школы использование игры преобретает коррекционную направленность. Происходит исправление или ослабление недостатков. Для наших детей такими недостатками является отсутствие возможности полноценно воспринимать звуки окружающего мира, словесную речь и как следствие нарушение в психическом развитии, трудности контактов с миром слышащих.
Нарушение слуха, особенно врожденное или наступившее в раннем возрасте, влечет за собой настолько тяжелые последствия для устной речи и ее развития у ребенка, что без специального педагогического вмешательства они оказываются непреодолимыми. В результате специального обучения неслышащие дети способны усвоить устную речь. Методы обучения, рассчитанные на «типичного» или «среднего» ребенка являются неподходящими для детей с нарушением слуха, поскольку существует общее недоразвитие речи и восприятия. Если ребенок не может научиться понимать речь и говорить естественным путем, то его надо целенаправленно этому учить с помощью специальных приемов, опираясь на другие сохранные системы. Они должны помочь ребенку компенсировать то, что он не слышит. Особенно продуктивно в плане развития диалогической речи использование дидактической игры и игровых приёмов, сюрпризных моментов.
Речь является уникальным средством коммуникации. Поэтому необходимо рассматривать коммуникативную деятельность в структуре общения. На уроках РСВ и ФП общение осуществляется в основном между учителем и учеником в форме вопросов учителя и ответов ученика, сообщения о проделанном.
При подборе игр для детей с нарушенным слухом учитываю следующие требования:
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
Учет структуры дефекта;
Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
Соответствие коррекционной цели занятия;
Учет принципа смены видов деятельности;
Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
Необходимость проведения серьёзных коррекционных методов через игру очевидна. Развитие диалогической речи в играх имеет две зоны, зону актуального и ближайшего развития. Актуальный- доступный настоящему времени. Зона ближайшего развития- это то к чему мы должны стремится.
Дидактические игры которые я использовала на уроках по РСВ и ФП классифицировала по содержанию диалога:
Дидактические игры, связанные с угадыванием Дидактические игры, связанные с вопросами и ответами Дидактические игры на составление диалога по заданной ситуации Дидактические игры на заданную тему Дидактические игры с использованием игрушек
«Отгадай, что я спрятала?», Отгадай, что купила мама?»,
Отгадай, что делает папа?», «Какую аппликацию делали дети?», «Что слепил Вова?», «У кого фрукты?», «Кто в классе?», «Где гуляли дети?», «Какой гриб нашла Маша?», «Что мы видали в осеннем лесу?», «Что надел Миша?» «Кто там?», «Что там?», «Кто это?», «Чья игрушка?», «У кого?» «Кого я люблю?», Кого любит мама?», «Школа», «Осенний парк», «Лесная столовая», «Погода», «После уроков», «Выходной день», «В школе», «В лесу», «День рождения», «Кормушка», «Первый снег», «Скоро Новый год», «Прятки», «Зимой во дворе», Магазин»,«Снеговик», «Улица», «Школьный день», «В парке». Картинки: «На рыбалке», «Мамины помощники», «На уроке рисования», «Ребята нашли ёжика», «Аппликация «Осень в лесу», «После уроков», «Вова сломал машинку», «Завтрак», «Испугался», «Ребята делают кормушку», «В магазине», «Вова заболел», «Дежурный по столовой», « Нина не вымыла руки».«Моя семья». «Осень», «Что изменилось», «Четвёртый лишний»,
«Кто убежал?», «Посуда», «Разложи верно», «Сложи картинку». «Кто голос подаёт?», «Кого я люблю?», Кто чем работает?», «Мальчик и девочка», «Птичий двор», «Скотный двор» и др.
Игровые приёмы с обычными игрушками (пластмассовые или мягкие игрушки кукол, животных, птиц, различные предметы) особенно эффективны, вносят оживление в урок, вызывают потребность общаться с ними. Игрушка обращается к ребёнку, здоровается с ним, спрашивает его имя, называет своё, предлагает поиграть, приносит названия различных картинок и предметов, спрашивает их название у ребёнка, предлагает узнать предмет по описанию, выполняет различные действия, тем самым втягивает ребёнка в диалог на любую тему. Диалог является как бы частью совместной деятельности ребенка с игрушкой. Речь ребенка состоит из ответов на вопросы игрушки.
Эффективному развитию разговорной речи неслышащих первоклассников способствует игровой дидактический материал
1) «Живые картинки». Это дидактический материал в виде картинок на которых все главные действующие лица двигаются, то есть могут перемещаться. Причем движения могут одним и тем же объектом совершаться разные. Например, такая «живая картинка»: Лес, деревья, кусты. Из-за елки выглядывает волк (1-ое действующее лицо). На полянке зайчик (2-ое действующее лицо). Зайчик может сидеть, бежать, прыгать, спрятаться от волка под кустик. На таких картинках возможны различные комбинации персонажей, действия, движения их могут увеличиваться и усложняться. Такой дидактический материал помогает детям расширить свой словарный запас, в данном случае это глаголы. (картинка «В огороде» – существительные), помогает уточнить смысл некоторых слов, правильно определить то или иное действие.
2) «Полузакрытая картинка».
Ребятам дается картинка, которая закрыта, но не полностью, отдельные части предмета (вещи, животного и т.д.) они могут видеть. По наводящим вопросам, которые относятся к видимым частям предмета, ученики должны, в конечном счете, ответить «Кто это?» или «Что это?» Например, дана «Полузакрытая картинка» на которой изображена лиса . Дети видят отдельные фрагменты: нос, лапы, хвост. Даны вопросы: 1) – Нос какой? (-Нос длинный (острый)) 2) – Лапы какие? (- Лапы мягкие (короткие)) 3) – Хвост какой? (- Хвост рыжий (длинный, большой)). И последний вопрос: - Кто это? (Это лиса). Цель «полузакрытой картинки» научить учащихся задавать вопросы и с их помощью выявить содержание картинки. К тому же ребят побуждают давать как можно более точную, развернутую характеристику картинки (по ее частям). Словарный запас обогащается новыми прилагательными. Использовать дидактический материал «Живая картинка» и «Полузакрытая картинка» можно и для отгадывания загадок (обычно загадки глухим детям даются с трудом). Так, например, загадка: «Хвост крючком, нос пяточком» (поросенок) будет легче отгадана, если ребятам в помощь будет предложена «полузакрытая картинка» Или другая загадка: «По лесочку прыг да скок. Под кусток и молчок». (заяц) Здесь может быть использована «живая картинка» с зайчиком, о которой мы уже говорили выше. Но только зайчика закроем квадратом из бумаги, а движения будем выполнять те же (прыгает, прячется).
III Использование усовершенствованных видов работ по развитию разговорной речи. Контрольный эксперимент.
Чтобы определить как влияют игры, игровые упражнения, сюрпризные моменты, игровые задания, игровые упражнение на развитие диалогической речи на первоклассников, решила провести контрольный эксперимент.
На протяжении учебного года в обучении учащихся 1-а класса на уроках по РСВ и ФП использовались упражнения, задания, дидактические игры: «Живая картинка», «Полузакрытая картинка», появление игрушки и т.д.
Разработала параметры эффективности формирования диалогической речи неслышащих детей.
Параметры эффективности в использования дидактических игр при формировании диалога
Использование дидактических игр Параметры эффективности
Проявление интереса к диалогу Стремление участвовать в диалоге Словесное сопровождение игровых действий (ведение диалога)
Регулярное Стойкий интерес Сам включается в диалог Использует самостоятельную речь, соответствующие таблички
Периодическое Избирательный Предпочитает участвовать в диалоге по мере необходимости Использует таблички
Редкое Отсутствие интереса Стремление к диалогу отсутствует Не использует даже жесты

Выделила уровни результативности использования игр в формировании разговорной речи (коммуникативное сопровождение игр).
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Интерес к игре не проявляет.
Стремление вести диалог отсутствует.
С ошибками использует таблички. Интерес к игре и диалогу избирательный.
Предпочитает участвовать в диалоге по мере необходимости.
Правильно использует таблички(иногда допускает ошибки). Стойкий интерес к игре и диалогу.
Сам включается в диалог.
Использует самостоятельную речь, соответствующие таблички.
Низкий уровень-1 балл; средний уровень-2 балла; высокий уровень-3 балла.
Количество набранных баллов: 4 балла- низкий уровень;
от 5-8 баллов- средний уровень;
от 9 баллов- высокий уровень;
(Конец сентября 2014года)
Параметры Фамилия, имя
Сергеева Алиса Смирнова Маша Крулёв Коля ЦарегородцеваАлиса
Проявление интереса к диалогу 3 2 1 2
Стремление участвовать в диалоге 2 2 1 1
Словесное сопровождение игровых действий (ведение диалога) 2 2 1 1
Итоговый балл 7 6 3 4
На начало учебного года 2человека имели средний уровень формирования диалога с использованием дидактических игр. Следует ожидать, что данная группа детей перейдёт в группу детей с высоким уровнем усвоения диалога через активное использование игр. 2 человека имели низкий уровень ведения диалога.
На начало экспериментальной работы   приходилось уделять особенное внимание детям, которые вообще не могли вести даже элементарный диалог (Царегородцева Алиса). Ей   требовалась поддержка или помощь педагога всегда. Устная самостоятельная речь отсутствовала. Диалог девочка могла вести только при помощи табличек, прочитывая их.  При этом, не осознавая, о ком или о чем идет речь.
( Конец мая 2015года)
Параметры Фамилия, имя Сергеева Алиса Смирнова Маша Крулёв Коля ЦарегородцеваАлиса
Проявление интереса к диалогу 3 3 2 3
Стремление участвовать в диалоге 3 3 1 2
Словесное сопровождение игровых действий (ведение диалога) 3 3 2 2
Итоговый балл 9 9 4 7
На конец учебного года 2 человека имели высокий уровень ведения диалога через использование дидактических игр, 1 человек имел средний уровень и 1 низкий. Коммуникативное сопровождение игр в форме диалога велось с помощью самостоятельной речи с использованием табличек
Сравнительный анализ обучаемости диалогу учеников 1 «а» класса

На начало сентября 2014 года 50% детей имели средний уровень обучаемости ведению диалога через использование дидактических игр, 50% детей имели низкий уровень. На конец 2015 учебного года 50% детей стали иметь высокий уровень обучаемости ведению диалога при использовании дидактических игр, 25% детей имели средний уровень обучаемости и 25% детей имели низкий уровень обучаемости ведению диалога через использование дидактических игр.
Процесс коррекции шёл довольно медленно. Припятствием было значительное нарушение слуха и отсутствие речи, сильная тенденция пресыщения, которая могла проявится в настойчивом отказе от того, что раньше нравилось.
В начале экспериментальной работы   приходилось уделять особенное внимание детям, которые проявляли неуверенность в разговоре, забывали слова или начало слов. Им  требовалась поддержка или помощь педагога. Итогом работы явилось то, что учащиеся стали проявлять активность в ходе диалога. Можно отметить и  то,  что речь детей стала более эмоциональной, темп увеличился. Исчезла скованность, появилась уверенность.
Ученики класса стали пытаться самостоятельно использовать фразы, взятые из диалога.
ВЫВОД К основополагающим условиям формирования коммуникативных навыков детей с нарушением слуха относится специально организованный, коррекционно-развивающий процесс формирования речи, предполагающий включение ребенка в коммуникативную деятельность на слухозрительной основе с использованием разнообразных речевых форм - устной, письменной, дактильной и жестовой.
На определённом возрастном этапе в развитии ребёнка деятельностью ещё является игра. Использование дидактических игр при обучение ведению диалога глухим ребёнком повышает результативность работы на 25 %. Заметна качественная тенденция в овладении детьми диалогом через игру. Речевой словарь у детей значительно увеличивается, речь становится более эмоциональная. У детей появляется потребность речевого общения в играх, исчезает некоторая скованность при общении.
Игровой метод имеет право на существование и дальнейшее развитие, так как оказывается эффективным для решения некоторых проблем формирования диалогической речи. Однако он не является целостной системой обучения речи.
Игра будет иметь коррекционную направленность в том случае, если её использование будет соответствовать специфическим образовательным потребностям и занимать определённое место в комплексном коррекционно – развивающем воздействии.
Чтобы научиться диалогу со сверстниками, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнером. Именно с такого общения в диаде начинается развитие диалогической речи.