Рисование по воображению музыкальных произведений композитора П. И. Чайковского «Времена года». (раздел Музыка в быту)


Урок по учебной дисциплине Искусство (9 классы)
на тему
Рисование по воображению музыкальных произведений композитора П. И. Чайковского «Времена года».
(раздел Музыка в быту)
Учитель ИЗО и черчения: Куфаев Г. В.
Усмань
2015
Цели: 1. Прослушать композиции музыкальных произведений П. И. Чайковского.2. Научить выполнять наброски, зарисовки и этюды по прослушанным фрагментам музыкальных произведений.3. Развивать фантазию, память, творческие способности, чувство формы и цвета в работе по представлению и воображению.
Оборудование для учителя:
Репродукции картин художников-пейзажистов, мультимедиа .Для учащихся:
Краски, кисти, альбом и др.
Музыкальный ряд:
Фрагменты музыкальных произведений композитора П. И. Чайковского.
Литература:
М. И. Шорникова. «Музыкальная литература. 3 год обучения. Русская музыкальная классика».
Сакольникова Н. М. «ИЗО с методикой преподавания».
Сергеева Г.П., Кашенкова И.Э., Критская Е.Д. Искусство 8- 9 классы М. Просвещение, 2013
Ход занятия.
Орг. Момент. Приветствие. Сообщение целей урока.
Вопрос:
Ребята, подумайте и скажите, какое время года вы любите и почему?
Вопрос:
Ребята, слушаете ли вы классическую музыку? Знаете ли муз. произведение «Времена года»?
Давайте немного посмотрим музыкальные отрывки известного произведения, посмотрим слайды с пейзажами. (1-10 слайд).
- Анализ первой части «Грёзы зимней дорогой».
Первая часть носит заглавие «Грёзы зимней дорогой». Она начинается еле слышным тремоло скрипок – будто зашелестел сухой снег от ветра, зазвенел морозный воздух. Мгновение… и появилась печальная мелодия, интонируемая флейтой и фаготом. Благодаря большому расстоянию между голосами этих инструментов, создаётся впечатление широко раскинувшихся просторов, пустыни, одиночества. Умолкла мелодия у деревянных духовых, и вступили с нею же альты, затем виолончели. А у духовых в это время – острые короткие звуки: как снежинки, бьющие в лицо. Что-то в них слышится беспокойное, тревожное. Нарастает звучность. Вступают всё новые инструменты. Дробится мелодия. Будто подхваченные ветром, вьются, летят друг за другом обрывки. И вот уже во весь голос богатырски зазвучала мощная тема, выросшая из темы колючек-снежинок.
Ребята, вы просмотрели и прослушали художественные и музыкальные произведения. Давайте теперь перейдём к практической работе.
Основная часть.
Подготовьте художественные инструменты, материалы.
Задание.
По воображению, представлению попробуйте выполнить набросок, зарисовку по изученному материалу. Ребята, в своём альбоме изобразить композиционный сюжет о своём любимом времени года.
Последовательное выполнение сюжета картины:
Определиться с масштабом, перспективным изображением, формой предметов в пейзаже.
Выполнить изображение графически.
Проработать мелкие и крупные детали.
Выполнить работу в цвете.
Оказывать методическую помощь отстающим и затрудняющимся в практической работе.
Заключительная часть. Подведение итогов, анализ выполненных работ. Положительные и отрицательные стороны. Оценки за урок. Домашнее задание.