«Сочинения по воображению» (ассоциативные сочинения). Методические рекомендации.





К проведению уроков развития речи по теме
«Сочинения по воображению»
(ассоциативные сочинения)
Методические рекомендации
учителя русского языка и литературы
МОУ «СФМШ № 17 г. Донецка»
Перец Людмилы Леонидовны
















Главными определителями умственного
развития становятся те умственные перевороты, которые происходят в голове ученика, когда его обучают искусству говорить, читать и писать.
И.М. Сеченов

К.Д. Ушинский считал развитие речи главным, центральным занятием, вокруг которого группируются все другие виды занятий по русскому языку.
«развивать в деталях дар слова – значит почти то же самое, что развивать в них логичность мышления».
Учителя русского языка, готовясь к урокам развития речи, ставит перед собой задачи: научить детей правильно и грамотно говорить, сочетать слова и использовать их в речи, логически строить высказывание, связно излагать мысли, постоянно пополнять словарный запас, строить текст так, чтобы все факты и выразительные средства соответствовали основному замыслу высказывания.
Постепенно ученики осознают задачи, поставленные учителем, и стараются совершенствовать свою речь. Но для того, чтобы построить собственный текст, надо уметь воспринимать и оценивать действительность: наблюдать, выделять главное, сформировать своё отношение и мнение.
В начальной школе дети работают при составлении собственного высказывания по определенному плану, предположительному учителем, участвуют в беседе, которая помогает им последовательно, логически, отвечая на вопросы, строить сначала устный, а затем письменный текст. Это и наблюдение за природой, и оценка действий одноклассников или героев изучаемых произведений, и случаев из собственной жизни. В этой работе учителя с учеником появляется понятие содержания работы, язык сочинения,
Формируются умения строить, создавать текст.
Потом эта работа продолжается в средних и старших классах, где ученики, имея начальный опыт, уже сами отбирают языковой материал, подбирают художественные средства, строят текст соответственно формулировки темы.
Но сейчас речь пойдет о другом виде сочинений. Они будут строиться не по чётко регламентируемому плану построения, а по ассоциативному восприятию окружающего мира, по чувствам и понятиям, которые ощущает каждый по-своему.
В этом году в программе 6-го класса появился новый вид работ по развитию речи – сочинения по воображению. Дети – больше выдумщики, они воспринимают мир таким, какой он есть: что-то замечают, чего-то не видят, чему-то подражают. Сочиняя, предположим, сказку, они все равно ориентируются на свой жизненный опыт знакомства с теми волшебными произведениями, которые им уже знакомы. А этот вид работы должен помочь им познать, почувствовать, ощутить, предположить то, чего они еще не знали.
Много лет работая над совершенствованием развития речи учащихся, я практиковала написание сочинений по воображению, по ощущению, по ассоциативным восприятиям.
Началом этой работы было предложение построить ассоциативную сетку на заданную тему. Например, слово «урок». И дети в течении 15-30 секунд называли слова, связанные с этим заданием: ученик, учебник, тетради, задания, примеры, учитель, звонок и т.д. Эти конкретные понятия им близки и знакомы.
Потом в средних классах я предлагала детям другие понятия, которые заставляли их задуматься, поэтому такая работа строилась по следующему плану:
даётся понятие, записывается на доске;
ученики называют те предметы, которые ассоциируются с этим понятием;
потом лишние слова, которые не подходят для составления устного или письменного высказывания, вычёркиваются;
по оставшимся понятиям выстраивается логическая линия последовательности, по которой можно составить план к сочинению или высказыванию;
к данным словам подбираются выразительные средства, составляются словосочетания, составляют план.
Так пошагово учащиеся строят текст, делят его на части, пополняют новыми понятиями и создают только своё, прочувствованное, осознанное, не похожее ни на что другое. Идет процесс не только построения текста, идет развитие логического мышления, стимулирующего развитие определенных способностей: умственных, творческих, языковых, наблюдательных, ощутительных.
На доске или в тетради это будет выглядеть так:

возьмем слово «книга»: (рис.1)

после вычеркивания лишних слов: (рис. 2)

книга – 1. интересная
2. приключенческая
3. читаю по совету учителя
4. знакомство с автором
5. радость от встречи с героем
6. познание нового
7. из библиотеки
составление словосочетаний:
очень интересная книга, книга о приключениях Робинзона Крузо, прочитать посоветовал учитель, пошёл за книгой в библиотеку, узнал об авторе, знакомство с героем и его приключениями, радость от встречи с интересной книгой и героем.
построение плана, разделение текста на композиционные части, подбор художественных средств.

Так работая, ученик сам проходит через все этапы творческого понимания и осознания своей работы. Он - творец! Он радуется тому, что эта, пусть и небольшая, работа создана им.
Есть, например, ещё один вид ассоциативных сочинений - это "вхождение в объект". В детстве каждый ребёнок представляет себя кем-то: девочки - принцессами, мальчики - рыцарями. Да, это игра, но она воспитывает детей, помогает им ощутить себя в новой роли, делает их другими, чем они есть в жизни.
А я ставлю другую цель на таких уроках. Я хочу, чтобы дети научились чувствовать, ощущать, посмотрев на мир другими, чужими, глазами, могли то, что им было до этого неизвестно.
Учитель может рассказать какую-то историю, предложить представить себя кем-то или где-то.
На одном из таких уроков я принесла в класс засыхающий цветок, стоявший на подоконнике. Когда-то его кто-то вырастил, пересадил в красивый цветочный горшочек, принёс в школу, чтобы украсить школьный коридор, любовался им и... забыл. Теперь он сохнет, его листья покрыты пылью, блюдце грязное, на котором он стоит, а земля давно забыла, что такое вода.
После моего рассказа я предложила ученикам написать небольшое сочинение - монолог от имени цветка, прочувствовать его боль, одиночество, вспомнить ощущение радости, когда он поселился в школе и мечтал радовать ребят.
Теперь же, забытый, он стоял одиноко и смотрел в окно, надеясь, что о нём кто-нибудь вспомнит.
Для общего речевого развития важно научить школьников образному видению мира и передаче образности в речи, научить их извлекать из слова его образные свойства, имея при этом в виду, что неисчерпаемые выразительные возможности заключает в себе общеупотребительная лексика, которая из года в год пополняется, улучшается, шлифуется на уроках развития речи.
Чтобы выявить метафорические свойства речи, которые связаны как с общеречевым развитием, так и с умением слышать звуки, ощущать цвет, эмоционально воспринимать окружающую действительность, осмысливать происходящее, надо помочь маленькому человеку понять мир и почувствовать себя частью этого мира.
Каждый ребёнок несёт в себе задатки художника. Наша задача - развитие этих способностей в словесно - образном творчестве. Предложите ученикам написать цветные сочинения, сочинения радости и мечты, полёта и взросления. Пусть каждый из них почувствует себя творцом, ощутит радость творческого порыва, найдёт самые убедительные и нужные слова, чтобы сказать: " Я это умею, и я счастлив ".








Рис. 2



























Рис. 1










Читаю по совету учителя

Интересная

Автор

Радость от встречи с автором

КНИГА

Из библиотеки

Приключенческая

Люблю читать

Познание нового

Интересная

Радость от встречи с героем

Сказка

Читаю по совету учителя

Люблю читать

Приключенческая

Моя

Познание нового

Из библиотеки

Читаю по заданию

Чужая

Автор

Научная

Неинтересная

КНИГА



15