Статья Развитие творческих способностей на уроках русского, мокшанского языков и литературы


Развитие творческих способностей на уроках русского, мокшанского языков и литературы.
В наше время, с которым связано явление информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Многие из выпускников, знающих программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, затрудняются в ответах на проблемные вопросы, даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало подготовлены к обобщению и творческому анализу.
Поэтому вопрос о развитии творческих способностей школьников в теории и практике стоит сейчас особенно остро.
Как распознать творчески одаренного ребёнка? Сколько работаю в школе, ответ на эти вопрос для меня всегда один и тот же. Неталантливых детей нет, творчество присуще каждому, и любой ребёнок творчески одарён. Только дар этот надо не пропустить, создать условия, чтобы ученику захотелось творить и, конечно, сделать это вовремя. Творческие способности личности на уроках русского языка и литературы могут осуществляться лишь в творческой деятельности в процессе обучения. «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению».
Я учитель средней ступени. Это очень благодатный возраст для того, чтобы открывать и созидать новое, самовыражаться через свою деятельность. Если учитель работает в этом направлении, то постепенно желание что-нибудь «сотворить» входит у учеников в привычку, и самые нестандартные, непонятные, на первый взгляд, задания не ставят в тупик, а лишь стимулируют желание выполнить их по-своему, оригинально, не так, как у всех.
Конечно, вести такую работу на уроках очень непросто, особенно в наш «бумажный век», но бесконечно интересно, увлекательно и полезно не только для учеников, но и для учителя.
Одной из отличительных черт нашей республики является многонациональность её населения. Несомненно, это не могло не сказаться на построении системы образования нашей национальной школы. Вопросы поликультурного образования детей отражены и в моей педагогической деятельности. Ведущими моими идеями в этнокультурном образовании являются: освоение национальной культуры в сравнении с культурой других национальностей, духовности родного народа, обогащение её культурой народов совместного проживания, ориентация человека на культуру как на ценность, приобщение к ценностям мировой культуры.
Развивая творческие способности учащихся необходимо, в первую очередь, понимать, что это за способности. Тут нам не обойтись без теории.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.
Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. С самого начала своей ученической деятельности школьник должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.
Психологи изучают творчество и как процесс создания нового, и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Оно присуще человеку от рождения, но, тем не менее, требует от человека работы и развития творческих способностей.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. В настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Приведу некоторые из них.
Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождении единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей.
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи.
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
5. Способность памяти выдавать нужную информацию вовремя.
6. Гибкость мышления.
7. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
8. Лёгкость генерирования идей.
9. Творческое воображение.
В. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале, выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.
1. Реализм воображения - образное схватывание закономерности развития целостного объекта до того, как человек имеет о ней четкое понятие.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение, особые свойства памяти, внимания и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
3. Развитие наглядно-образной, ассоциативной памяти.
4. Развитие социально обусловленного внимания.
Уровень развития творческих способностей зависит от выбранных учителем образовательных технологий и методов обучения. Систематически и целенаправленно развивая у детей подвижность, гибкость, образность мышления, я учу их думать, рассуждать, самим делать выводы, находить новые нестандартные подходы в решении проблем. Чтобы добиться эффективности в этом процессе, использую разнообразные методы, приёмы и типы уроков.
Очень любят мои ученики составлять синквейны.
СИНКВЕЙН (от франц. «пять»). – очень интересная форма работы, в ходе которой учитель немедленно получает эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными.
В методике синквейн является быстрым, эффективным для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации.
Синквейн – это стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определённую форму.
В методической литературе встречаются два алгоритма, которые можно использовать для составления синквейна
АЛГОРИТМ №1
1 строка – существительное, задающее тему стихотворения;
2 строка – описание темы: два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола, обозначающие действие в рамках заданной темы;
4 строка – смысловая фраза: короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5 строка – синоним ключевого слова, выраженный существительным.
Зима.
Снежная, морозная.
Заметает, бодрит, радует.
Зимой взрослые и дети начинают верить в чудеса.
Волшебница.
АЛГОРИТМ №2
1 строка – напишите то, о чём вы пишете;
2 строка – описание темы: два–три прилагательных;
3 строка – 1-2 сказуемых /глаголов/;
4 строка – чувства, связанные с тем, что вы описываете;
5 строка – опишите, какого цвета могут быть описываемые вами явления или предмет;
6 строка - опишите, какие звуки возникают в вашей памяти, когда вы вспоминаете об описываемом вами явлении или предмете;
7 строка – существительное – синоним.
Новый год.
Семейный, весёлый.
Вселяет надежду на лучшее, собирает всех за праздничным столом.
Чувство радости, ожидания чего-то необычного.
Зелёный, яркий, оранжевый.
Бой курантов, звук открываемого шампанского, фейерверк, хлопушки.
Чудо!
Синквейн, написанный по алгоритму № 1 можно использовать
на уроках русского языка в 5 классе при работе со связными текстами / описание и повествование/ при изучении речеведческих понятий таких, как «текст», «тема текста», «основная мысль текста». Здесь синквейн используется в качестве способа сжатия текста
Утро.
Солнечное, морозное,
Удивляет, радует, восхищает.
Только январь может подарить эту красоту.
Великолепие.
/ по тексту И.Бунина
Алгоритм №2 лучше всего использовать при написании миниатюр на свободные темы. Например, «Весна», «Зима», «Лето», «Осень», «Лес», «Моя улица», «Новый год» и т.д.Это даёт большой простор для ассоциаций, не сковывает учеников готовыми штампами.
Весна.
Обновляющая, жизнерадостная.
Врывается, бодрит, пробуждает ото сна.
Чувство радости, новизны.
Зелёный, голубой, солнечный.
Запах земли, первой грозы, черёмухи.
Шум талой воды, капели, щебет птиц.
Жизнь.
Конечно, такой метод хорошо работает, если используется не очень часто, чтобы не убить элемент творчества, радости, неожиданности.
Синквейн – интересный методический приём, который позволяет отработать навыки анализа текста, развивает внимание учащихся к слову, побуждает ребят анализировать свои ощущения, помогает учителю организовать диалог. Синквейн – средство создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей индивидуализации обучения и речевого развития учащихся. Как показала практика, данный методический приём помог вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету.
Интегрированные уроки. Интегрированный подход позволяет учителю расширить границы предметности, указать ученику путь поиска решения проблем, используя все знания, выходящие далеко за рамки отдельного предмета, способствует развитию креативности. Интегрированные уроки увлекают новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов.
В рамках филологической составляющей уроки литературы можно интегрировать с любым предметом школьного курса. В своей практике я соединяю литературу с музыкой, мировой художественной культурой, историей, краеведенией, этнокультурой мордовского народа. Изучая произведения о войне, иллюстрирую исторические события художественным материалом. Эрих Мария Ремарк писал: «Гибель одного человека – это трагедия, а смерть миллионов – это только статистика». Со статистикой мы встречаемся на уроках истории, а в литературе через судьбы героев и их характеры автор как раз и показывает эту «трагедию одного», которая становится близка и понятна каждому.
Наша школа – национальная школа. Она создаёт условия для сохранения основных национальных ценностей, культуру своеобразия, возрождение генетической памяти подрастающего поколения, воспитание любви к большой и малой Родине. Эти особенности я учитываю в своей педагогической деятельности. В связи с этим мною разработаны уроки: «А.С.Пушкин и мордовский край», «Весна в поэзии русских и мордовских поэтов», уроки-экскурсии.
Нестандартные уроки. Нестандартные уроки развивают гибкость, оригинальность мышления, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки, каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неожиданной стороны.
В своей практике я использую такие типы нестандартных уроков, как урок-концерт, урок-спектакль, урок-путешествие, урок-диспут, урок-конференция и другие. Такие уроки приносят ученикам радость, создают дополнительный стимул для занятий по предмету, делают процесс обучения творческим, интересным, разнообразным, эффективным.
Для гармоничного развития подрастающего поколения в условиях поликультурного образования реализуются новые подходы к образовательному процессу, как культурному процессу. Поэтому одной из функций мы видим – научить детей жить вместе в мире и взаимопонимании друг с другом, способствовать тому, чтобы с одной стороны человек осознал свои корни и тем самым мог определить то место, которое он занимает в мире, а с другой стороны – привить ему уважение к другим культурам.
Творческие пятиминутки. На уроках русского языка я использую творческие пятиминутки. Они настраивают на работу, активизируют мышление, помогают быстро и эффективно повторить необходимый материал или привлечь интерес к новой теме урока. Вот некоторые типы заданий:придумать предложение, включив в него как можно больше слов на изученную орфограмму; составить буриме на изученное правило; вычленить из текста, напечатанного без пробелов, слова по теме и составить с ними рассказ из нескольких предложений; расставить в предложении знаки препинания так, чтобы его смысл стал понятен и чтобы получилась бессмыслица; придумать самим такие предложения; придумать одно или несколько предложений с фразеологическим оборотом так, чтобы он употреблялся в прямом и в переносном значении.
Ребята любят сочинять лингвистические сказки о существительных, суффиксах, подлежащих… При изучении темы «Однокоренные слова» мы отправляемся в страну Словарию и путешествуем по её городам. В Лесовске, например, посреди большой лесной поляны находится старинный Лесняковский фонтан, а на Лесной улице живут заслуженные лесники и лесничии. В речке Леснянке водится редкая лесная рыба лесорель… Главная задача рассказчика, повествующего о необычном городе, – употребить как можно больше слов с корнем –лес-, причём можно использовать не только существующие слова, но и авторские неологизмы.
На уроках развития речи предлагаю ребятам продолжить высказывание по данному началу, используя разные типы речи. Они любят писать о вещах, как об одушевлённых предметах, придумывают целые истории из жизни шкафа, стула, половицы: «Мой старый сутулый шкаф», «Вулканическая каша», «Странствия старых ботинок» и другие. Изучая метафоры и сравнения, учащиеся с удовольствием включаются в игру «Что на что похоже», работая над эпитетами, стараются придумать как можно больше художественных определений к слову, используя все его значения.
Этюды. В подростковом возрасте для ребёнка особенно актуальны проблемы самосознания и самоопределения. Открытие своего внутреннего мира, стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими – вот проблемы, волнующие учащихся среднего и старшего школьного возраста. Возможность анализировать свои внутренние ощущения ребята получают, работая над этюдами и эссе.
Этюд – это зарисовка с натуры, запись собственных переживаний и впечатлений от какого-нибудь события. Писать их мы начинаем с пятого класса. Сначала эта работа даётся многим с большим трудом: ребятам трудно писать без шаблонов и штампов, выбирать собственные переживания, связанные с заданной темой и переосмыслить их. Но постепенно они понимают, о чём писать, и размышления о небе и звёздах, о животных и цветах со временем «перерастают» в эссе о людях и обществе, о том, что значит быть человеком, о мире взрослых и детей. Обретая способность погружаться в себя и анализировать свои переживания, ребята открывают «целый мир новых чувств, начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я».
Проектная и исследовательская деятельность. Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, в своей работе я делаю акцент на организацию проектной и исследовательской деятельности учащихся, как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы. Проектная деятельность развивает индивидуальность ребёнка, учит его ставить перед собой творческие задачи и находить нестандартные пути их решения, оценивать и дорабатывать собственный творческий продукт и находить формы для его представления. Идей для проектов по русскому, родному языкам и литературе великое множество. Вот пример.
Мне всегда хотелось, чтобы детское литературное творчество имело выход на читателя, тогда я предложила ребятам собрать материал в одну книгу, включая в них самые удачные работы разных жанров. Материал сгруппирован по разделам и предваряется небольшой вступительной статьёй учителя.
И вот уже несколько лет мы собираем книгу по жанрам. Главная цель этого проекта - пробудить интерес учащихся к литературному творчеству, подтолкнуть их к развитию своих творческих способностей.
Исследовательская работа – это первый научный труд ученика. Цель – формирование интереса учащихся к культуре своего народа, к её корням, воспитание на её традициях гражданина и патриота своей Родины. Она включает самые разнообразные формы деятельности, развивают умения работы с научной литературой, архивными материалами, опросом жителей села, мониторингом, информацией Интернет. Навыки, полученные в работе, помогают успешно справляться с трудностями в дальнейшей жизни. Свои работы мои ученики защищают на ежегодных Всероссийских, Республиканских, муниципальных научно-практических конференциях.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Ученик творит – значит, развивает свою самостоятельность, индивидуальность, учится мыслить нетрадиционно. Какую бы профессию не выбрали в будущем мои ученики, способность нестандартно мыслить, творчески подходить к решению проблем поможет им состояться в жизни. Ведь на любом рабочем месте необходим не просто исполнитель, необходима творческая личность, способная выдвигать и претворять в жизнь новые идеи.
Приложение
Распространение собственного педагогического опыта
Мастер-класс
(Выступление на районном секционном занятии учителей русского, родного языков и литературы)
Подход к изучению устного народного творчества в 5-6 классах
(Презентация прилагается)
Изменения, происходящие сегодня в России, порождают иные требования к образованию и его результатам.
Мордовский край исторически многонационален. Издавна на его территории проживают мордва, русские, татары, украинцы, белорусы, чуваши, марийцы и представители других национальностей. Многовековое соседство финно-угорского, славянского, тюркского народов проявилось в уникальном сплаве обычаев и традиций, которые наложили отпечаток на формирование истории и культуры мордовского края. Таким образом, Республика Мордовия представляет собой один из российских полиэтничных регионов. Эту особенность я учитываю в своей педагогической деятельности.
В современном обществе большое внимание уделяется этнокультурной направленности образования. А так как Старотеризморгская школа – национальная школа, акцент в национально-региональном компоненте приходится на родной язык и литературу.(Слайд 1)
Мы живём в такое время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. Устное народное творчество детей несёт в себе черты национальных традиций, а также содержит много информации о родном крае, веровании, культуре народа, что, в свою очередь, побуждает наблюдать, размышлять, рассуждать. А, значит, формируется и потребность в художественном слове, активно пополняется словарный запас.
Так получилось, что у меня были 5-6 классы, поэтому больше внимания уделили изучению малых жанров детского фольклора села Старая Теризморга.
Всю работу строила приблизительно по такой схеме: (Слайд 2-16)
Изучение теоретического материала, работа с учебником;
Исследовательская деятельность детей:
работа по дополнительным литературным источникам;
опрос родителей, бабушек, друзей;
мониторинг опроса;
Оформление своих работ для литературного журнала «Якстерь тяштеня», районной газеты «Трудовая правда»;
Малые исследования собраны в одну исследовательскую работу и представлены на республиканских конференциях;
Отрывки исследовательской работы были инсценированы и представлены на открытых уроках, мероприятиях;
Игра «По страницам мордовского и русского устного народного творчества»
Данный подход к изучению устного народного творчества актуально и плодотворно. В таком подходе наблюдаются и метапредметные результаты, тесная связь урочной и внеурочной деятельности, исследовательской деятельности, а впереди - проектная деятельность.
Но самое главное в данном подходе – учить детей использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Навыки, полученные во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.
Готовясь к празднику в рамках недели русского, мокшанского языков , традиционно проводимой в нашей школе в марте, дети, изучая обычаи и традиции села, сравнивали с традициями и обычаями других народов, что кроме пользы, приносит и массу удовольствия.
Изучая обычаи, традиции, легенды и придания, ремёсла и промыслы своей местности, быт крестьянской семьи в прошлом, настоящем, учащиеся приобщаются к русской, мордовской, татарской народной культуре. У детей формируется личностные качества, заботливое отношение к людям и природе, патриотические чувства к малой родине.
Таким образом, мы выходим на уровень требований Госстандарта по метапредметным результатам освоения образовательной программы. Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения устного народного творчества.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
( ЗАДАНИЯ, КОТОРЫЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ НА УРОКАХ)
1 задание. Начинаем нашу игру с прослушивания мордовской народной песни. (Включение аудио - записей). Песня является душой русского народа, их пели и поют до сих пор, как говорится « и в горе и в радости». А сейчас назовите, какие мордовские и русские народные песни вы ещё знаете и даже исполняете на уроках музыки. («Эрьзянь Полюнясь», «Сюре кштирди», «Ульянань Микитась» - мордовские),
( Русские - « Край ты мой любимый», « Будьте здоровы», « Калина», «Гармонист Тимошка», « Как на тоненький ледок», « Валенки», « Во саду ли в огороде», «При долине, при лужку», «Гуси-лебеди», «Завивайся, берёзка»).
2 задание. Народный танец (фольклорный танец) – это проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом для зрителя. Ещё  ваши прабабушки и прадедушки водили хороводы, устраивали весёлые народные гулянья. Сейчас проведем конкурс, кто больше покажет мордовских (русских) танцевальных движений.
3 задание. На каких музыкальных инстументах играли ваши прабабушки и прадедушки? Кто знает? В старину на почётном месте были люди, играющие на музыкальных инструментах. Кто больше назовет музыкальных инструментов ( Трещотка - издает много шума, использовали в свадебных обрядах якобы это оберегает молодую пару от злых духов; бубенцы, балалайка, свистулька, баян, бубен( применялись у скоморохов), домра, жалейка, гусли, пила, дудка, ложки, окарина( род свистковой сосудообразной флейты),рожок, свирель).
Куцюфт. Балалайкась, нюди, пилась (Слайд 17)
4 задание. Вопросы для команд (по 4 вопроса).
- Герой мокшанских и русских колыбельных песен (гулянязе, лефкскянязе, мака панчфкязе), (зайка, пташка, цветочек)
- Обряд, который осуществлялся над детьми после рождения (къстендама, крещение).
- Назовите автора фольклора (Фольклор не имеет автора. Это особое искусство - народные песни, танцы, легенды, сказки, обряды, поверья и т.д.)Вот и подошла наша игра к концу. Сегодня вы показали себя настоящими знатоками мордовского фольклора. Я думаю, что народное искусство и народная мудрость всегда будет в ваших сердцах.
 
Использование периодической печати
на уроках русского, мокшанского языков и литературы
(доклад на Всероссийской научно-педагогической конференции «Живая культура: традиции и современность»)
Цель: помочь учителю мордовского языка и литературы в работе по развитию устной и письменной речи учащихся.
Задачи: популяризация мордовского языка и литературы, привитие учащимся потребности в публицистических выступлениях.
Воспитание бережного отношения к национальному языку, традициям и обычаям своего народа, формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края – вот задачи, которые стоят передо мной, как учителем русского, мордовского языков и литературы. Эти задачи необходимо решать таким образом, чтобы каждый ученик проникся любовью, гордостью за свою малую Родину, чтобы он смело мог сказать о том, что он мордвин и что он гордится тем, что родился, вырос и живет на этой замечательной мордовской земле, которая дала миру столько умных и талантливых людей.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что приобщение детей к национальному языку и национальной культуре отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.
Я считаю, что формирование интереса учащихся к изучению любого предмета является очень значимой задачей. Именно интерес является стимулом обучения, который активизирует познавательную деятельность учащихся и позволяет сделать процесс познавания продуктивным и привлекательным.
На своих уроках стараюсь создать условия для создания образовательной среды, обеспечивающей развитие и реализацию интеллектуальной культуры учащихся, обеспечивающей подготовку учащихся школы к жизни в условиях информационного общества, реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации, в необходимости изменения методов и технологий обучения.
Передо мной стоит одна из задач - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти своё место в постоянно изменяющейся действительности. К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой были убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Поэтому возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережное отношение к национальным традициям помогают воспитывать периодические издания республики на мокшанском языке на уроках мокшанского языка и литературы.
Активными помощниками в моей работе являются республиканские журналы «Якстерь тяштеня» и "Мокша", газеты "Мокшень правда", районная газета "Трудовая правда"(страничка-вкладыш на мокшанском языке "Кельгома, шачема крайняй!")
«Якстерь тяштеня» - республиканский журнал для мокшанских детей и юношества. Издаётся с 1932 года. На страницах «Якстерь тяштеня» публикуются стихи, рассказы, материалы познавательного и развлекательного характера, литературные и художественные работы моих учеников. Журнал популяризирует культуру, искусство мордовского народа, финно-угорских народов. Большое внимание уделяет патриотическому воспитанию детей. Является одним из главных учебных пособий для учителей родного языка и литературы.
Журнал призван найти в детях увлечённость в чём-либо.Увлечение воспитывает в детях интерес к жизни, познавательные навыки, умение общаться с другими сверстниками из других школ, воспитывает силу воли.
Особенность журнала в том, что он создаётся не только взрослыми для школьников, но и самими ребятами – теми, кто увлекается творческой деятельностью: ученики пишут стихи, рассказы, сказки, сценки, описывают интересные случаи из жизни, делятся впечатлениями, ведут исследовательскую работу, составляют кроссворды, тем самым развивают творческие навыки.
Я использую этот материал в учебном процессе, устраивая на уроках и внеклассных мероприятиях беседы с детьми о прочитанном, изыскивая новые формы применения средств массовой информации в учебно-воспитательных целях.Газета - оперативный и самый массовый вид издания. Вот почему из всех видов периодических изданий в первую очередь газету целесообразно применять в учебном процессе. Это обусловлено тем, что при использовании газетных материалов:
- у учащихся воспитывается привычка регулярно (ежедневно) читать газету; вырабатываются навыки осмысленного чтения как вида речевой деятельности;
-формируется умение извлекать информацию из газетных статей, что, в свою очередь, повышает интерес к чтению газет на мокшанском языке;
-пополняется активный словарь учащихся;
- расширяется кругозор учащихся: газета отражает жизнь республики и мира многогранно, дает возможность правильно представить общую картину современной жизни;
Эффективность работы с газетным материалом во многом зависит от того, насколько методически верно вписывается эта работа в общую систему уроков мокшанского языка и литературы в национальной школе, как сочетаются газетные материалы с материалами учебника, насколько их использование способствует активизации речевой деятельности учащихся на уроках. Чтобы работа с газетой действительно стала одним из эффективных средств обучения мокшанскому языку учащихся, необходимо соблюдать определенные условия.
В первую очередь это:
-учет степени информативности, познавательной значимости, занимательности и доступности используемого газетного материала;
-тщательная предварительная подготовка газетного материала.
-знание учителем цели, места и времени использования газетного материала;
-разнообразие форм и видов работы с газетным материалом;
-соблюдение определенных этапов работы с газетой.
В школе газетные материалы могут быть использованы:
а) на уроках;
б) на факультативных занятиях;
в) на внеклассных мероприятиях: вечерах, утренниках, тематических сборах, в работе кружков, во внеурочной деятельности;
г) на классных часах и др.;
Я считаю, что среди множества газет и журналов, издаваемых в нашей республике, на уроках мокшанского языка и литературы целесообразно использовать, в первую очередь, журнал «Якстерь тяштеня».
Например, в 5 классе, показав один из номеров журнала «Якстерь тяштеня», сообщаю о том, что в нашей республике издается много газет и журналов, которые рассказывают о жизни школ других районов, о жизни людей, о спорте, о музыке, искусстве; в ней помещаются фотоснимки, рассказывающие о жизни школьников, печатаются картинки, стихи, ребусы, шутки, песни с нотами и т. д. На страницах, журнала «Якстерь тяштеня» ребята рассказывают о своих школьных делах, о своих увлечениях и планах. Через газету с ребятами разговаривают видные ученые и известные писатели, рабочие, мастера спорта и артисты, художники и композиторы. Они знакомят читателей с особенностями той или иной профессии, дают полезные советы.
Довожу до сведения учащихся информацию о том, что они сами могут писать в журнал "Якстерь тяштеня" о своих школьных делах, увлечениях.
Далее показываю статьи наших учеников, напечатанные на страницах журнала "Якстерь тяштеня". На уроках, на занятиях кружка читаем их, беседуем об их содержании.
В работе над газетным текстом можно выделить четыре этапа:
1) Вступительная беседа по содержанию текста.
2) Предварительное снятие трудностей лексического и грамматического характера.
3) Извлечение информации из текста.
4) Послетекстовые задания
Во вступительной беседе, проводимой до чтения текста, задаю вопросы с целью выяснить, что знают учащиеся по проблеме, освещаемой в тексте. Беседа может быть заменена вступительным словом, которое вводит учащихся в проблему текста.
В целях развития речи могут быть использованы также индивидуальные формы работы с газетой, в частности:
-сообщения учащихся о том, что они узнали из очередного номера газеты;
-пересказ (подробный или сжатый) содержания одной из статей, опубликованных в очередном номере газеты;
-информация на определенную тему по материалам газет. Отдельным учащимся (или лучше группе учащихся) поручается следить в газете за материалами на определенную тему: о спорте, о культурной жизни в республике и т. д. и регулярно информировать класс об этом на уроках, на занятиях кружка. 2-3 ученика почти на каждом уроке выступают с краткими сообщениями на определенную тему, которые готовят дома.Подобная работа с периодическими изданиями оживляет уроки мокшанского языка и литературы.
В нашей школе проводятся встречи с писателями, поэтами, редакторами газет и журналов. Недавно в гостях у ребят была детская писательница, поэтесса, главный редактор журнала «Якстерь тяштеня» Вера Ивановна Брындина. Вера Ивановна рассказала школьникам о том, как создается журнал, как начинался ее творческий путь, поделилась секретами рождения стихов, познакомила со своей новой книгой, ответила на вопросы ребят. Учащиеся тоже подготовились к встрече: для гостей они прочитали на мокшанском языке стихи собственного сочинения, исполнили песни, показали сценку. Такие встречи пробуждают интерес к национальной литературе, обогащают духовный мир детей. После встречи многие ребята решили подписаться на журнал «Якстерь тяштеня».
С журналом "Мокша" и газетой "Мокшень правда" чаще приходится работать ученикам 7-11 классов на уроках внеклассного чтения или на определённых этапах уроков по исследовательской деятельности.
В нашей школе сложилась традиция по мотивации детей к данному творчеству. По истечению полугодия награждаются внутришкольными грамотами те ученики, чьи творческие работы были напечатаны на страницах журналов и газет.
Материалы из опыта работы:
уроки, внеклассные мероприятия, публикации,
выступления на семинарах.
Урок-экскурсия (заочная) по селу Старая Теризморга (на мокшанском языке)
Темась: «Обобщениясь числительнайть коряс».
Цельхне:
Познавательнай:
лятфтамс и кемокстамс содамошитнень числительнайть коряс; маштомашить кърхкалгофтомац числительнайть сёрмадомаса и азомаса;
числительнайть корхтамати маштозь сувафтомась.
Развивающай:
келептемс анализонь навыкнень морфологическяй признаконь коряс;
келептемс анализонь навыкнень валрисьмотнень коряс;
маштомс текстть коряс заданиянь тиема, основной мыслять вятема, выводонь тиема.
Воспитательнай:
тонафтомс иттнень родной кяльть вельде шарьхкодемс эсь народснон историянц и тяниень пингонь эряфонц, касфтомс содамошиснон мокшэрзянь народть культуранц колга.
Урокть формац: заочнай экскурсия Сире Теризморга велева.
Оборудованиясь: велеть карта-схемац, урокть электроннай презентацияц, проектор, интерактивнай доскась.
Урокть типоц: повторительно-обобщающай.
Урокса тевонь тиемань форматне: индивидуальнай, марстонь, групповой.
Урокть мольфтемац:
Организационнай моментсь.
Тердемазь пайгонясь тяза,
Азомок: «Ушедсь уроксь!»
Партатнень ваксс сембе стяда, озада.
Ушедсаськ мокшень кялень урокть.
Содамошить актуализацияц.
- Шабат, ванода доскати и азость мезе тинь няйхтяда слайттнень эса. Слайд №1-8 (кулеви мора велеть колга)
Сире Теризморга велесь.
Васень лятфтаматне колганза – XVI в.
Эряйда – 796
Кутта – 288
Авада- 52%
Аляда- 48%
Возрастной составоц-10%-61%-29%
Нация коряс явомац:
Мокшеда-93,5%
Рузда- 4,4%
Украинецта-1,0%
Узбекта- 0,6%
Чувашта-0,5%
- А мезень колга карматама корхтама тячиень урокса? (Велеть и числительнайхнень).
Тячи минь мархтонт тихтяма заочнай экскурсия велева и лятфтасаськ, кърхкалгофтсаськ содамошиньконь числительнайть коряс.
Содамошитнень кърхкалгофтомасна.
Шабат, сёрмадсаськ тячиень числать и урокть теманц.
Комсь колмоце мартста.
Классонь тевсь.
Обобщениясь числительнайть коряс. Слайд 9.
Шабат, тячи тихтяма аф оцю экскурсия велева.
А тяни эрьда азсаськ экскурсияньконь целенц.
(Экскурсиять целец: лятфтамс и кемокстамс содамошитнень числительнайть коряс.)
Слайд 9-10
Тячи мон карман экскурсиянь бюронь оцюнякс, а минь улихть экскурсаводоньке-вятниеньке якама васттнень коряс. Якамшовор минь карматама сёрмадома тетрадезонк. А тинь кулхцондость вятить и няйсасть, што числительнайсь-тя пяк эрявикс пялькссь корхтамаса, соньфтемонза стака шарьхкодемс корхтайть.
- Шабат, а кодама корхтама пяльксти мярьгихть числительнай?
(Числительнайсь-корхтамань пялькс, кона няфти аньцек лувома, предметонь лувомста порядка, отвечайхть мзяра?, мзяроце? Кизефксненди.)Заданиясь 1: мусть числительнайхнень
Велезонк Саранскяйста эряви пачкодемс тяфта:
Саранскяень автовокзалста- Шайгаву-65 вайгяльбе;
Шайгавста-Теризморгав-8 вайгяльбе;
Сембоц: 73 вайгяльбе.
А тяни кулхцондсаськ васенце экскурсаводть (сообщения велеть колга) Слайд №6:
Монь велезе
Сире Теризморга велезе таргавсь Сивинь ляйть търваванза ниле вайгяльбень кувалмос. Лама ёмла ляйняда кандыхть эсь ару ведняснон Сивини: Шалмось, Куд ляйсь, Суксонясь, Рака ляйнясь.
Касыхть виренза велень паксятнень песа. Келемсть сяшкава, марнек пефтомот. Велеряйхне кельгсазь якамаснон вири нормаленкса, кстынкса, пангонкса, пяштенкса, банянди тяльмонкса.
Кода сетьме и мазы тяса перьфпяльсь! Тунда ваяй панжи марлюфнень потмос, а сёксенда велесь щасы лама тюсса щамонц, кода мокшаваня сърхкай оцю илас и лаподьсы лама тюсса панаронц-петьксонц. Сямольде валови сиянь пиземонь путьксса, шить сюрелданзон ала пиндолкшни, марнек мокшавать мяштьса лама тюсса зърняй кърганятне.
Кельгте атянь-авань мастор,
Кельгте сетьме Сивинь ляй.
Лацот пара ашень васьфте.
Лацот мазы ашень няе…
И.М.Девин
Келихть веленьконь перьфпяльге ащи паксянза, конатнень лангс шинять стяманц мархта, расаньбачк, лихневихть велень стадатне. А конашкава пара якамс кизонда лугава нормаленкса и опёнканкса! Лашмотнень эзга кяшендихть кельме ведня мархта лихтибрянят. Симомок эздост ведняда, сизефцевок ётай, эрьгяцевок эвондай. А кода танцти синь веднясна кизонь пси шиня! Куцемок панда пряти, кона кеподсь Сивинь ляйнять фкя тървасонза, велесь няеви, бта кядь кучкаса. Тя сембось кеподи мяль, кеняртьфти сельмованфть!
Велесь аф оцюволь, но сон кассь и келемсь. Эряйхне кирнесть мешт, касфнесть сёра, трясть жуватат. Сире Теризморгать эзда почкондасть лия велет: Акшусь, Порубсь, Уржась, Ожгась.
Октябрьскяй революцияда инголи велеса эрясь 3000 ломань. XVIII векть ушетксста велеса панчфоль церькав. 1882-це кизоня панчфоль церковно-приходской школась.
Великай Отечественнай войнать пингста вели ашесть мърда 400 велеряйда. Кизоста кизос эряйхнень лувкссна кържалгоды. Къда 1-це январьста 2008-це кизоня эряйда лувондовсь 830 ломань, то тя кизоть - 796 ломатть.
Заданиясь 2:
Шабат, азсаськ кодамот эряйхть числительнайхть составонь коряс? (числительнайхне эряйхть простойхть, сложнайхть, составнойхть.)
Сёрмадода фкя составной числительнай и склоняндасть аф определённай склонениять коряс им., род., дат. падежень коряс.
(Им. сисем сятт вейхксогемонь котаРод. . сисем сятт вейхксогемонь котонь
Дат. сисем сятт вейхксогемонь котонди)
А тяни омбоце экскурсоводть кулхцондсаськ.(Сообщения церькавть колга).
Слайд №13
Велень Храмсь
Велеть кучкаса штатолкс стясь Храмсь. Ваномок аньцек Никольскяй церькавть стенанзон лангс, пиндолды вете куполонзон, колокольнянц лангс, конань серец 35 метра, оцю пайгонц, тёкшкаса крёснень лангс, марямок пайгонь гайфть–тя сембось мърдафнесамазь пяк ичкоздень пинкненди. Ся пинкненди, мзярда кирпицькя лангс кирпицькянь путозь кеподсть Храмть стенанза, конатнень эзда маряви и няеви сонцень велеть историяц, шарьхкодеви тястонь народть кувака киса кеподемац, сонь культурац. 1874–1885-це кизотнень квалмоста, а лисенди 11 киза потмоста, путфоль–арафоль Сире Теризморга велеть кучкас Никольскяй церькавсь. Лятфтави и ся, мзяра киза сон ащесь сёлкфста. Тяни эрь праздниконя, эрь ваймама шинь карша вятеви Храмса служба. И катк шиста шис кайгихть велеть вельхксса Храмть пайгонза и панчсесыне кели ортанзон шкаень шири моли ломаттненди и велень конакненди.
Тевть мольфтемац ёмла группава:
1874–1885-це кизотнень квалмоста, а лисенди 11 киза потмоста, путфоль–арафоль Сире Теризморга велеть кучкас Никольскяй церькавсь.
Заданиясь 3:
Васенце группати:
11, 15,19 числительнайхнень тиесть пуроптомань числительнайкс; ( суффикс:-нц,-цьке, -ксне)
Омбоце группати:
11, 15,19 числительнайхнень тиесть порядковай(лувомань) числительнайкс; (-це)
А тяни колмоце экскурсоводть кулхцондсаськ.(Сообщения школать, И.М.Девинонь колга). Слайд № 15
Школась. Илья Максимович Девин.
Эрь шобдавая велень ульцява кайгихть идень вайгяльхть, конат эряскодыхть валда, лямбе школав. Велень школать улихть сонцень коенза-обуцянза. Тяса кельгозь тонафтыхть мокшень кяльти, корхтайхть вельденза, вятихть урокт. Корхневи урокста шачем ширть культуранц колга, ётафневихть илат, ванфтовихть сире койхне, морсевихть морот, азондовихть стихт.
Сире Теризморга велень ломаттне - морай ломатть. А кода сидеста илатнень эса морсесазь Илья Максимович Девинонь валонзон коряс ладяф мороть - "Панжи лайме порось". Сонь вельденза ломанць кепсесы мяленц, мазопнесы эряфонц. Илья Максимович оцю путфкс тись мокшэрзянь литературати. «Нардише» романцонза сёрмадсь велеряензон колга. А велеса Илья Максимович – тя фалу лятфнема ломань, ару вайме ломань. Школаса эрь кизоня ётафневихть "Девинскяй чтеният", коса лятфневи и корхневи сонь творчестванц, эряфонц, седиень токай валонзон колга. «Краеведениянь» кабинетса тиф лемозонза уженя, школать инголи путф монумент, конац васьфни эрь шобдава иттнень эса. А райононь библиотекась каннесы сонь лемонц.
Тя памятниксь путф велень геройхнень, сяськихнень лемс, конат тюрсть фашисттнень каршес тя стака 1941–1945-це кизотнень пингста эсь Родинаснон, эсь семьяснон, шачема ширеснон, вандыень сай валда эряфть инкса. 400 велеряй ашезь мърда меки куду войнаста. Велень эряйхне аф нардасазь эсь мялямстост геройхнень.
Заданиясь 4: мекольце валрисьмоти тиеда синтаксическяй разбор. 400 числительнайти тиеда морфологиять коряс разбор. (Взаимопроверка)
Тестонь коряс задания.( Шабатне тисазь листокс, полафтсазь фкя-фкянь мархта и проверясазь, путыхть оценка, правильнай оттветтне лихтевихть доскати).
Тест «Числительнайть» коряс
Числительнайсь – корхтамань пялькс, кона няфти:
предмет, предметть смузенц;
лувома, предметонь лувкс, лувомста порядкать;
действиять тииенц лангс.
Числительнайхненди, конат отвесчайхть мзяра? кизефксть лангс, мярьгихть:
лувомань;
лувксонь;
пуроптомань.
Числительнайхненди, конат отвесчайхть мзяроце? кизефксть лангс, мярьгихть:
целай лувксонь;
лувомань;
лувксонь.
Валрисьмоса числительнайхне молихть:
подлежащайкс, сказуемайкс, дополнениякс, определениякс, обстоятельствакс;
аньцек предложениянь главнай членкс;
аньцек предложениянь второстепеннай членкс.
Составонь коряс числительнайхне эряйхть:
простойхть, сложнайхть, парнайхть;
простойхть, сложнайхть, составнойхть;
сложнайхть, дробнайхть, простойхть.
Кодама суффикс вельде тиевихть порядковай числительнайхне?
- кс;
– це;
– ва
Кодама суффикс вельде тиевихть пуроптомань числительнайхне?
–нц, -цьке, -ксне;
–це;
– нек.
Кода сёрмадовихть парнай числительнайхне?
марса;
китькскя вельде;
запятой вельде.
Кода сёрмадови косвеннай падежса комсь числительнайсь?
– з буква вельде;
– с буква вельде;
– ос буквань сочетаниять вельде.
А тяни нилеце экскурсоводть кулхцондсаськ.
(Сообщения Национальнай центрать (Мокшень илань кудть колга).Слайд №17
Мокшень илань кудсь
Мазомсь Сире Теризморга велеть кучкац! Акша баяравакс ащи Мокшень илань кудсь, коса аф аньцек кштихть-морайхть, аноклайхть выступлениянди, но и иттнень тонафнесазь мокшень котфть ланга сюрекить вятема, сёрмадома мокшень ожакит, ожнаста цифксонь и лия мокшавань нарядонь тиема.
Мокшень илань кудса ули музей, конань вельде няфневи эряфсь 19-це веконь пингста. Тяса нинге мяль салай музейно-этнографическяй комплекссь «Мокшанское подворье», козы фкя кизоня и сашендсть колма государствань «оцю» конакне. Илась кандсь тястонь эряйхненди, велень конакненди аф юкстави мяльхть. И тянкса лямбе седи ваксстонь валхт азондыхть Мордовиянь оцюняти, сембе лездыхненди.
Велесь эряй, эреклай, ванфты сире эряфонь койхнень-обуцятнень. Ару лихтибрянякс эвондайхть од койхть-обуцят. Велень эряйхне пачфтсть тячиень шити оцю фольклоронь козяши, конань вельде лац няевихть сонь мяленза-арьсеманза, тевонь тиемац, историяц. Народть ёткса улихть талантливай ломатть, конат маштыхть аф аньцек моронь морама, но и ёфксонь, легендань азондома-ладяма. Ня произведениятне ётнесть фкя поколенияста омбоцети аф ламода полафнезь. Тя пингти школаса тонафнихне кочксихть велестонк и оцювонь, и идень фольклор.
Заданиясь кяльть касфтоманц коряс 5:
Шабат, минь мархтонт кочкаме велеста лама идень фольклор. Кода тинь арьсетяда, а мезянди сон тейнек эряви? (койхне аф юкставихть, тя-минь культураньке, касфтови минь валонь запасоньке, вельденза няфневи эряфсь, шачема ширеть кельгомац )Шабат, ванцась аноклафонтень.
Урокть итогонза.
Тянь мархта экскурсияньконь велева аделасаськ. Якада экскурсияс-тинь сяда кърхкалгодыхть содамошинте.
Тячи минь мархтонт аф аньцек велеть ваноськ, но и кемокстаськ содамошиньконь числительнайть коряс. Тяфтама экскурсият минь мархтонт тага ётафттама, сяс мес эсь краеньконь тейнек эряви содамс.
Велеть историянц тисазь эсонза эряй ломаттне, а тинь велеть-вандыень шиц.
Кудонь тевсь:
Кудса сёрмадода аф оцю азкс эсь семьянтень колга, нолдамок тевс числительнайхнень. Слайд №18
Рефлексия.
Шабат, а тяни азсаськ:
А мезе тинь тячиень урокста сяводе?
Мялезонт тусь уроксь? Няфтесть: кда тусь мялезонт-кеподесть якстерь смайликть, кда аф пяк –кеподесть сенем смайликть.