Рабочая программа по эрзянскому языку за 6 класс в русскоязычных школах


Рассмотрена и одобрена
на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы
Протокол №1 от ______________2015
Руководитель МО:
_________________/ М.А.Сизова ./ Утверждена
директором МБОУ КСОШ №2Чамзинского муниципального района Республики Мордовия_____________________/В.И.Шувалов/28 августа 2015 г
  
Рабочая программа
учебного курса «ЭРЗЯНСКИЙ ЯЗЫК»
в 6 А классе


Составитель:
учитель эрзянского языка
Вельдяскина Татьяна Петровна
п. Комсомольский 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Эрзянский язык» для 6 класса составлена на основе примерной и авторской программы по эрзянскому языку в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся . Автор- составитель О. В. Кочеваткина , А. М.Кочеваткин 2012 г, рекомендованная министерством образования и науки .Рабочая программа соответствует учебному пособию « Эрзянский язык» для 6 класса общеобразовательных учреждений \О.В. Кочеваткина, А.М. Кочеваткин.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне.
Цель изучения учебного предмета

- соблюдение принципа межъязыковых связей в полиэтническом пространстве;
- владение разговорной речью в разных ситуациях общения;
- формирование познавательной, нравственной культуры обучающихся;
- обеспечение активного участия в общественной жизни республики, успешной организации становления личности.
Задачи
- познакомить с эрзянским языком как частью финно-угорской системы языков;
- расширить знания об истории, культуре края, традициях и обычаях жителей Республики Мордовия на основе погружения в язык;
- показать лексические, фонетические, морфологические особенности мордовских языков, раскрыть пути языкового обогащения;
- сформировать представление о языке как культурно – исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;
- научить связно излагать свои мысли на эрзянском языке на региональные темы (природа, культура, экономика и т.д.)
Общая характеристика учебного предмета:
-краткая характеристика предмета
Настоящая программа организует процесс изучения эрзянского языка в среднем звене школы. Постановка целей и отбор содержания обучения предмету осуществляется с позиции возможного реального использования эрзянского языка как в условиях непосредственного общения, в том числе и с носителями языка, так и в ситуациях опосредованного общения (понимание аутентичных аудио – и печатных текстов).
Предлагаемая в программе поочередность прохождения тем, а также задач обучения не означает строгую последовательность их решения в учебном процессе. Взяв за основу определенную задачу и ориентируясь на предполагаемый результат обучения, учитель может применять собственные шаги по отработке представленного в программе содержания обучения.
Настоящая программа организует процесс изучения эрзянского языка в среднем звене школы. Постановка целей и отбор содержания обучения предмету осуществляется с позиции возможного реального использования эрзянского языка как в условиях непосредственного общения, в том числе и с носителями языка, так и в ситуациях опосредованного общения (понимание аутентичных аудио – и печатных текстов).
-какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внёс данный учитель:
В рабочей программе раздел повторения «Монь вечкевикс книга» содержит 2 часа по авторской программе. 3 часа дополнительно отвожу для углубленного изучения этой темы, взятые из раздела «Моя семья».
Коррекция программы
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «КСОШ №2» всего на изучение учебного предмета «Эрзянский язык» в 6 классе – 68 часов (2 ч в неделю)
Результаты освоения курса
-ориентироваться в печатном и аудиотексте на эрзянском языке;
-понимать значение некоторых языковых средств;
-определять содержание текста по его заголовку или началу;
-давать аргументированную оценку изученной в классе темы- формулировать свою позицию, отстаивать её, участвуя в диалоге или дискуссии.
В области говорения: -вести диалог, используя оценочные суждения, беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным текстом; -рассказывать о себе, своём окружении, рассуждать в рамках изучаемой темы; -представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения;
В области чтения:
-читать тексты различных жанров: публицистические, художественные, научно-популярные, а также профильные, используя основные виды чтения, в зависимости от коммуникативной задачи;
В области письменной речи:
-писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ
6 класс
Фонетика и орфография
Вводно -фонетический курс
Обучающиеся должны научиться:
четко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания эрзянского языка;
не оглушать согласные в конце слова;
произносить гласные без редукции.
Учащиеся должны знать основные буквосочетания и зву- ко-буквенные соответствия; владеть основными правилами эрзянской орфографии.
Лексическая сторона речи
Учащиеся должны:
овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 500 лексических единиц (с учётом словарного минимума начального звена обучения);
знать и владеть основными словообразовательными средствами — суффиксацией и сложением основ.
Морфология
Изучение имени существительного:
лексическое значение;
одушевлённые и неодушевлённые;
падежи;
склонение (определённое, неопределённое, притяжательное);
число;
образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ине / -ыне.
Изучение имени прилагательного:
лексическое значение;
разряды (качественные и относительные). Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ине / -ыне. Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов: -в / -й (качественных); -нь (относительных).
Изучение послелога:
значение послелогов;
использование послелога в словосочетаниях и предложениях.
Изучение глагола:
время (настоящее, прошедшее, будущее);
—лицо (первое, второе, третье);
число (единственное, множественное). Образование неопределенной формы глагола при помощи суффиксов:
-МС, -МО /
вид (однократный, многократный).
Лексика
—синонимы;
антонимы;
омонимы.
Синтаксис
—словосочетание;
прилагательное+существительное;
глагол + существительное;
простое предложение.
Обучение диалогической речи
Обучающиеся должны уметь:
утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения;
возражать, используя отрицательные предложения;
выражать предположение, сомнение, используя вопросительные предложения без вопросительного слова.
Монологическая речь
описание иллюстрации, собственного рисунка;
краткое сообщение о себе и своей семье.
Письмо
Обучающиеся должны уметь:
письменно фиксировать усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания, отвечать на заданные вопросы и т. д.;
вести эрзянско-русский и русско-эрзянский словарик;
составлять письма по образцу
Тематическое планирование по дисциплине «Эрзянский язык»
№ п\п Наименование тем разделов Максимальная нагрузка учащегося, часы
I Я и моя школа 4 ч
II Мир вокруг меня 33 ч
III Я и моя семья 2 ч
IV Профессии. 2 ч
V Мои друзья 8 ч
VI Культурное наследие 10 ч
VII Моя малая Родина 5 ч
VIII Я и моё здоровье 4 ч
Итого: 68 ч
Содержание учебного предмета
Я и моя школа. (4 ч)
День Знаний - самый радостный праздник. Первый звонок. Первый урок. Рассказ о любимом учебном предмете. Учёба - наша главная задача.
Мир вокруг меня. (33 ч)
Наступила осень. У осени своя краса. Труд хлебороба. Бережное отношение к хлебу. Подготовка к зиме. Зима. Природа зимой. Приметы зимы. Воспоминания о зимних каникулах. Зимние праздники. Катание на коньках, лыжах, санках. Река летом и зимой. Рыбалка. Природа вокруг нас. Охрана рек, озёр, лесов. Дыхание весны. Пробуждение природы. Деревья весной в лесах и садах. Мастерим скворечники. Природа в нашей жизни. Экология. Весенние праздники, которые отмечают в нашей республике и в России.
Я и моя семья.(2 ч)
Домашние дела. Помощь родителям в домашних делах. Общение между людьми. Подготовка к празднику.
Профессии. (2 ч)
Названия профессий. Особенности профессий. Кем я хочу быть, когда вырасту. Почему?
Мои друзья. (8 ч)
Мой друг. За одной партой. Снова встретились. Любимое домашнее животное. Описание любимого домашнего животного. Забота о домашних животных.
Культурное наследие. (10 ч)
Эпос «Масторава». Мордовские божества – герои фольклора: Вирьава, Ведьава, Толава, Паксява, Масторава. Прикладное искусство эрьзян. Мордовские игры.
Моя малая Родина. (5 ч)
Экскурсия по родному городу, селу. Улица родного посёлка. Географические места посёлка. Города и сёла нашей республики. Районы, районные центры Мордовии. Государственные символы Мордовии.
Я и моё здоровье. (4 ч)
Здоровье. Гигиена. Части тела человека. Охрана здоровья. Любовь к спорту. Знаменитые спортсмены Мордовии. Спорт Республики Мордовия.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество Примечания
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Федеральный Закон «Об образовании РФ».
Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005.
Авторская программа по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (четвертый год обучения): О.В. Кочеваткина, Н.И. Ивлюшкина, Дмитриева С.Ю. рекомендованная к изданию Республиканским экспертным советом Министерства образования Республики Мордовия, 2010 г.

Печатные пособия
1.
2. Наборы сюжетных и предметных картинок, в том числе и в цифровой форме.
Словари по русскому языку: толковый словарь, орфографический словарь, морфемный и словообразовательный словари. Технические средства обучения
1.
2.
3. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Мультимедийный проектор
Компьютер Экранно-звуковые пособия
1. Мультимедийные образовательные ресурсы:
- презентация «Времена года»
- презентация «Мордовия моя»
- презентация «Моя семья»
- презентация «Символы Мордовии»
- презентация «Писатели Мордовии»
- презентация «Мордовский наряд» Игры и игрушки
1. Игра лото на тему «Части тела», «Части лица», «Овощи», «Моя семья», «Одежда». Оборудование класса
1.
2.
3. Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
Стол учительский
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
О. В. Кочеваткина, А. М. Кочеваткин. Учебное пособие для 6 класса.- Саранск, 2012 г.
Бузакова ,Р.Н. Словарь синонимов эрзянского языка.- Саранск, 1982
Вейсэ, башка, текст вельде: валкс/ Н.А.Агафонова, М.Д.Имайкина, М.В.Мосин ды лият.- Саранск, 2002
Грамматика мордовских языков. Фонетика.Графика, Орфография. Морфология/Под ред.Д.В.Цыганкина.- Саранск, 1980
Мордва: Историко-культурные очерки.- Саранск,1995
Нормы мокшанской и эрзянской орфографии, орфоэпии и пунктуации.- Саранск, 1995
Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.1.- Саранск, 1963
Эрзянь-рузонь валкс: эрзянско-русский словарь/ Под ред. Б.А.Серебренникова, Р.Н.Бузаковой, М.В.Мосина.- М.:Рус.яз.; Дигора, 1993
О.В. Кочеваткина, Н.И. Ивлюшкина, Дмитриева С.Ю. Эрзянский язык (четвертый год обучения). Учебное пособие 5 класс. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2010.
Словари, разговорники
Образовательные сайты
http://www.erzan.ru/erzjan-kelhttp://www.philology.ru/linguistics3/feoktistov-93b.htmhttp://lazalyk.narod.ru/business.htmlhttp://www.goloserzi.ru/ru/etnos/yazyik/uroki-10-11-12.htmlДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1.О.В. Кочеваткина, А.М. Кочеваткин, Эрзянский язык (пятый год обучения). Учебное пособие 6 класс. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2012.
2.Словари, разговорники.