Доклад Использование приема Кластер для формирования языковых компетенций на уроках русского языка в 7 классе


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов самарской области институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Итоговая работа
на тему: « Использование приема «Кластер» для формирования языковых компетенций на уроках русского языка в 7 классе»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ.
ВБ: «Современный урок русского языка»
14.10.2013г.-18.10.2013г.
Выполнила:
Пашкова Галина Ефимовна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 107 Советского района
г.о. Самара
г. Самара, 2013г
1
Оглавление.
1.Вступление ____________________________________________ 2- 3 с.
2.Теоретическое обоснование _______________________________ 4 -9 с.
3.Практическое применение приема __________________________ 10 -12 с.
4.Приложения_____________________________________________ 13-25 с.
5.Список использованной литературы и ресурсов ______________ 26 с.
2 Вступление.
Образование в нашей стране перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт 2-го поколения (ФГОС). В его основу легла новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который должен будет учиться всю свою жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности.
Особенностью ФГОС нового поколения стал деятельностный характер, следовательно, главной задачей можно назвать - развитие личности ученика. Формулировки современного стандарта указывают на реальные виды деятельности, т.к. традиционные представления о результатах обучения в виде знаний, умений и навыков представляются теперь размытыми и абстрактными. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под ними понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД:
Личностные
3
познавательные
регулятивные
коммуникативные.
Развивающая функция обучения стала приоритетной, она должна обеспечить становление личности школьника, умение применять знания, раскрытие его индивидуальных возможностей.
         Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от  выбора адекватных инструментов их  усвоения  и передачи.
Именно поэтому современные учителя начали использовать инновационные технологии. При их использовании на уроках предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с художественными, популярными научными текстами на лингвистические темы, рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения.
4 Теоретическое обоснование
Требования жизни и развитие науки выдвигают новые методические проблемы: вариативность программ, обилие учебников и учебных пособий и т.д. Наиболее актуальными кажутся мне вопросы организации учебного процесса: внедрение новых форм обучения, использование методов проблемно-развивающего обучения. Овладение ключевыми компетенциями, средствами, помогающими организовать самообразование, должно стать приоритетным в современной школе.
Передовыми учителями разработано множество результативных методик. Но скопированная методика не может давать одинаковые результаты в различных случаях ее использования. Результативность будет
зависеть от многих субъективных факторов: личности учителя (прежде всего!), особенностей класса и каждого отдельного ребенка и др.
Технология же – это процесс, который может освоить каждый. Единственное, что необходимо помнить, - все стадии, предусмотренные технологией, должны быть пройдены, в противном случае результат не будет достигнут. Ясно одно: педагогические технологии должны научить детей самостоятельно добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения     личности, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства, то есть обеспечить становление личности.
Обратимся к понятию технология. Технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умения и логия – наука) – совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. Педагогическая технология – «это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, посредством оценки применяемых методов». [Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79. Лондон – Нью-Йорк, 1978.] Таким образом, педагогическая технология – набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.
5
Исследование ребенком окружающего мира является основой его обучения и воспитания, который носит не репродуктивный, а творческий характер. Обучение законам родного языка в неразрывном единстве с
нравственным и эстетическим воспитанием должно стать основным принципом работы учителя-словесника. Мы должны научиться получать радость от владения родным языком, который является для нас естественным инструментом общения с детства. Ведь человек через речь развивается интеллектуально и нравственно.
Постижению красоты языка, его богатства и неисчерпаемых возможностей способствуют новые образовательные технологии, такие, как развитие критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП), проектная и исследовательская деятельность, технология «Портфолио».
РКМЧП предлагает систему конкретных методических приемов, которые могут быть успешно использованы и на уроках русского языка. Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач.
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: вызова; осмысления; рефлексии.
Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации. Её на уроке русского языка можно осуществить с помощью многих приёмов, например, "гроздьев" - кластеров.
Кластер - это графический прием систематизации материала. В центре рисуется овал, где записывается тема урока, например, «Морфологические признаки прилагательного». Вокруг располагаются крупные смысловые единицы, определяющие суть главного слова. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе.
Ещё один удачный приём на стадии вызова - построение денотатного графа (от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу). Это способ выделения из текста существенных признаков понятия. Элементы
6
денотатного графа следующие: запись ключевого слова или словосочетания, подбор нескольких глаголов, соотносимых с ключевым словом (глагол выражает динамику мысли), движение от понятия к его
существенному признаку), подбор из текста по смыслу существительных или словосочетаний, вывод.
Главными задачами второй фазы технологии РКМЧП (фазы осмысдения) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, отслеживание собственного понимания вопроса.На этой стадии происходит исследование языкового материала, анализ текста, что способствует развитию речевых, интеллектуальных,
нравственных сторон личности ученика, созданию эмоционального настроя, повышению интереса к предмету.
Молчат гробницы, мумии и кости,—       Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте,       Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья!       Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,       Наш дар бессмертный — речь.
(И.Бунин)
Подобный языковой материал поможет погрузиться в язык, как в океан неизведанного и интересного, осмыслить законы языка и речи, научить ребят
быть осознавать значимость языка . И теперь уже сами учащиеся начинают искать параллели ,делать выводы.
На стадии осмысления могут быть активно использованы следующие приёмы: таблица «ЗХУ» («Знаю – хочу узнать - узнал»), ведение «Двойного дневника», «Чтение с остановкой», «Инсерт» (чтение с маркировкой, когда учащиеся делают пометки во время чтения текста, после чего заполняют таблицу, куда кратко заносят полученные сведения).
7
Третья фаза призвана суммировать и систематизировать новую информацию, выработать собственное отношение к изучаемому материалу и сформулировать вопросы для дальнейшего продвижения в информационном поле.
Одним из любимых приёмов на стадии рефлексии стал у моих учащихся приём написания синквейна.Синквейн – это белый стих, состоящий из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Порядок написания
синквейна следующий. Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение. Третья – три глагола, показывающие
действие понятия. Четвёртая – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Пятая – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Пример составления синквейна на уроке развития речи в 7 классе по теме: «Деепричастие».
Деепричастие.
Отглагольное, неизменяемое.
Дополняет, уточняет, выделяется.
Делает речь красочнее.
Живописание!
Сегодня активно и весьма успешно развивается метод проектов, приобретающий всё большую популярность за счёт рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Проектная деятельность всегда завершается реальным, осязаемым результатом, который имеет дальнейшую практическую направленность. Примерами проектной деятельности на уроках русского языка могут служить подбор учащимися материала по различным разделам курса и его оформление в виде карточек, тестов, презентаций, вопросников. Практикуется также составление учащимися сборников с отрывками из
8
произведений классической литературы по изучаемой теме, сборников текстов своих мини-сочинений, предназначенных для отработки трудных орфограмм. При подготовке проекта используются современные методы работы с информацией. Дети учатся работать с компьютерными
презентациями и анимациями, создают базы данных, которые предполагают применение их на разных этапах работы по изучаемой теме. Учитель же осуществляет тьюторское сопровождение проекта.
Одним из приоритетов в условиях модернизации образования является формирование у школьников основных умений и навыков
исследовательской деятельности. Стимулируют учащихся к научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности научно-практические конференции и др. Через язык можно изучить любое явление нашей жизни. В качестве примера тем исследования учащихся по русскому языку можно предложить следующие: «Язык компьютерных пользователей», «Язык рекламы», «Школьный сленг », «Иностранные слова в молодежном жаргоне» и т.д.
Эксперимент по введению предпрофильной подготовки принес ещё одно новшество в общеобразовательную школу – введение портфолио как новой формы контроля и оценки достижений учащихся. Портфолио - (от французского porter - излагать, формулировать и Folio - лист, страница) - досье, собрание достижений. Создание портфолио является своеобразным отчетом о процессе образования учащегося, помогающим увидеть картину значимых образовательных результатов в целом и обеспечить отслеживание
индивидуального роста каждого. Ученический портфолио содержит многообразную информацию: комплект классных, проверочных и творческих работ, домашних заданий, проекты, исследования в области языка, а также серию отзывов и самооценок самого ученика, то есть всё, что является свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении у данного учащегося по русскому языку.
Таким образом, современные технологии, используемые на уроках, помогают научить школьников чувствовать слово и думать над ним, искать в нем истинный смысл, восхищаться всей «громадой» русского языка, выражать себя в творчестве. Они также формируют личность школьника,
9
помогают воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.


10 Практическое применение приема «Кластер»
Главной задачей обучения русскому языку согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам является содание у учащихся языковых компетенций, что предполагает не только овладение лингвистическими знаниями, но, главное, умение применять их на практике в различных языковых ситуациях. Для этого ученики должны овладеть необходимими мыслительными приемами, такими как анализ, обобщение, синтез и т.п.
Для этого на уроках русского языка, в частности, умения анализировать новую информацию, осмыслять и обобщать ее, синтезировать в визуальные образы я часто использую один из приемов технологии критического мышления – «Кластер».
Я стала применять  его на уроках с 2000 года, после окончания курсов под руководством В.В. Гузеева «Интегральные образовательные технологии». И на протяжении многих лет он постоянно вызывает живой интерес у ребят и, главное, учит их мыслить нестандартно, проявлять свою собственную точку зрения, обосновывать ее. Правда, раньше ученики составляли кластеры только на бумаге, теперь же, при нынешнем техническом обеспечении школы, мы имеем возможность делать это в различных графических программах (например, PowerPoint) на компьютере.
Применение этого приема оправдано при закреплении изученной темы, для ее осмысления и индивидуального усвоения.
Кластер, на мой взгляд, не только является отражением нелинейной формы мышления, но и позволяет эффективнее осваивать информацию. Иногда такой способ называют "наглядным мозговым штурмом". Последовательность действий при построении кластера такова:
1.Ученикам предлагается выделить главное, наиболее значимое в изученном 11
информационном блоке, его ядро, ключевое слово и расположить в центре чистого листа бумаги или экрана компьютера в виде слова, предложения или визуального образа (например, цветок, солнышко, дерево).
2. Вокруг расположить слова, предложения или рисунки, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
 В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста (темы).
Обычно, на ученических столах лежит «Инструкция по созданию кластера»
На рабочем столе компьютера открываем программу PowerPoint
Создаем слайд. Согласно вашему настроению выберите стиль фона.
Посередине слайда запишите ключевое слово
Вокруг ключевого слова расположите слова-ассоциации (либо картинки-ассоциации)
После создания кластера я предлагаю ребятам устно объяснить, что у них получилось, почему они выбрали данное визуальное решение, какова логика расположения элементов.
В процессе обсуждения кластер уточняется, оптимизируется, часто у ребят получается не просто абстрактная схема, а законченный зрительный образ, который легко запоминается и в дальнейшем при его воспроизведении у учащихся не возникает трудностей в воспроизведении информативной части кластера. Память использует ассоциации и материал легко усваивается и применяется на практике.
12 Заключение    Описанный выше прием позволяет научить учеников самих добывать информацию, создавать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности, развить способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой степени сложности, формировать у учащихся навыки самообразования.    Использование кластера позволяет лучше учитывать индивидуальные особенности ученика: один при составлении собственного кластера будет использовать слова, а другой нарисует (или подберет соответствующие рисунки). Работа с кластером может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам изучения материала. В зависимости от цели можно организовать индивидуальную самостоятельную работу учеников или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.    При создании кластера у учащихся создается зрительный образ изученного материала, который усваивается легче, чем просто произнесенное правило.    Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно на любых предметах школьного курса, при изучении любой темы. Кроме того, надо отметить, что подобного рода работа ребятам просто нравится. Со временем они начинают критично и грамотно оценивать собственные работы, но и соревноваться в их эстетическом оформлении. Часто лучшие работы используются в виде наглядных пособий для младших классов.
Можно сделать бесспорный вывод о том, что технология себя оправдывает, т.к. при контроле (тестировании) тем, изученных с использованием вышеописанных приемов, ребята показывают значительно более высокую
степень обученности, а при устном опросе могут продемонстрировать грамотное, логично выстроенное высказывание на лингвистическую тему.
13 Приложения
Пример№1
Правописание суффиксов
действительных и страдательных причастий настоящего времени
Предмет: русский язык.
Класс: 7.
Тема: Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками.
Технология: развитие критического мышления.
Методы: поисковый; репродуктивный (составление и запись алгоритма рассуждения, составление кластера с использованием знаний, полученных ранее на уроке).
Формы: индивидуальная; работа в парах.
Лексика урока: страдательное причастие, действительное причастие, настоящее время, спряжение глагола, личное окончание глагола, кластер, алгоритм. Оборудование: сборники заданий по подготовке к ЕГЭ, дидактический материал.
Оформление доски: запись темы урока.
Педагогические цели:
Познакомить с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.
14
Сформировать умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Сформировать умение составлять алгоритм рассуждения по заданной теме.
Развивать логическое мышление и языковое чутье.
Развивать критическое мышление через чтение информационного текста.
Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.
Технологическая карта урока
Этап урока: ВЫЗОВ
Цели
на каждом
этапеДеятельность
учителя Деятельность
учащихся Педагогические
приемы Система
ожидаемых
умений
1. Актуализация имеющихся знаний учащихся по изучаемому вопросу. Объяснение цели предстоящей работы. Учащиеся сначала индивидуально составляют кластер к заданной теме. Составление кластера Умение графически систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках
2. Мотивация к дальнейшей деятельности. Постановка познавательной задачи: предлагается составить кластер к теме «Суффиксы действительных и страдательных причастий», для того чтобы выделить группу суффиксов, правописание которых будет изучаться. Учащиеся в парах дополняют друг друга, обмениваясь информацией. Работа в парах. Умение самостоятельно определять (выделять) объект изучения.
3. Активизация деятельности учащихся. Прослушивание мнений учащихся. Принятие общего решения о составлении кластера. Учащиеся вслух отчитываются о проделанной работе. Фронтальный опрос. Умение работать в парах.
4. Выделение группы суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени: -ущ-,-ющ-/-ащ-,-ящ- 5.Стимулирование мыслительной деятельности. Этап урока: ОСМЫСЛЕНИЕ
1. Активное использование полученной информации в конкретном тексте. Учащимся предлагается поработать с дидактическим текстом: в данном тексте представлены как действительные и страдательные причастия настоящего времени, так и действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Учащиеся должны распределить причастия в две колонки:
1. Действительные причастия настоящего времени.
2. Страдательные причастия настоящего времени (вставив гласную в суффикс). Систематизация материала. Развитие коммуникативных навыков.
2. Размышление. Учитель предлагает выписать только причастия на изучаемую тему, распределив их в две колонки. Работа выполняется сначала индивидуально, потом учащиеся взаимно проверяют друг друга, сравнивают ответы с ответами партнера. Взаимоопрос. Умение делать выводы.
3. Формирование собственной позиции. Составление алгоритма ответа. Умение систематизировать материал.
Этап урока: РЕФЛЕКСИЯ, переходящая в ВЫЗОВ
1. Сформировать на основе нового знания собственное аргументированное представление об изучаемом. Учитель предлагает назвать выписанные причастия, аргументируя ответ. Учащиеся называют причастия, аргументируя ответ. Фронтальный опрос. Умение формулировать цель обучения.
2. Постановка новых целей обучения. Учитель выслушивает варианты написания гласных в суффиксах, записывает на доске варианты написания.
Причастий. Учащиеся предлагают варианты написания гласной в суффиксах причастий, выясняя, что возможно двоякое написание гласной в суффиксе. 1. Активное использование полученной информации в конкретном тексте. Учащимся предлагается поработать с дидактическим текстом: в данном тексте представлены как действительные и страдательные причастия настоящего времени, так и действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Учащиеся должны распределить причастия в две колонки:
1. Действительные причастия настоящего времени.
2. Страдательные причастия настоящего времени (вставив гласную в суффикс). Систематизация материала. Развитие коммуникативных навыков.
2. Размышление. Учитель предлагает выписать только причастия на изучаемую тему, распределив их в две колонки. Работа выполняется сначала индивидуально, потом учащиеся взаимопроверяют друг друга, сравнивают ответы с ответами партнера. Взаимоопрос. Умение делать выводы.
3. Формирование собственной позиции. Составление алгоритма ответа. Умение систематизировать материал.
1. Сформировать на основе нового знания собственное аргументированное представление об изучаемом. Учитель предлагает назвать выписанные причастия, аргументируя ответ. Учащиеся называют причастия, аргументируя ответ. Фронтальный опрос. Умение формулировать цель обучения.
2. Постановка новых целей обучения. Учитель выслушивает варианты написания гласных в суффиксах, записывает на доске варианты написания причастий. Учащиеся предлагают варианты написания гласной в суффиксах причастий, выясняя, что возможно двоякое написание гласной в суффиксе. Учитель просит назвать цель урока. Учащиеся называют цель урока. 1. Пробуждение интереса к получению новой информации. 1 .Учитель предлагает рассмотреть 3 типичных задания из вариантов ЕГЭ по русскому языку, ответив на следующие вопросы: 1. Правописание каких частей речи проверяется в данных заданиях?
2. Правописание каких морфем проверяется в задании? Учащиеся называют глагол, причастие, отвечая на вопрос учителя. Сопоставление опорных записей. Умение представлять новые идеи.
2. Показать предметную важность изучаемой темы. Учитель предлагает записать в тетрадь все возможные варианты ответов на вопрос: Что объединяет правописание глагола причастия? Почему правописание личного окончания глаголов и правописание суффикса действительных и страдательных причастий проверяется в одном задании? Учащиеся самостоятельно записывают предположения о том, что может объединять правописание глагола и действительного и страдательного причастий. Составлений предположений. Умение устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации.
Учащиеся сравнивают свои предположения друг с другом, дополняют свои ответы. Умение слышать чужое мнение.
Учащиеся озвучивают вслух свои предположения. 1. Получение новой информации. Учитель предлагает прочитать параграфы с использованием приема «инсерт». Учащиеся читают информационный текст с использованием приема «инсерт». «Инсерт» (маркировка текста) Активизация внимания.
2. Сопоставление новой информации с собственными предположениями. Учащиеся озвучивают информацию вслух. Возвращение к Вызову. Умение отслеживать материал.
Умение работать с научным текстом.
1. Закрепить новые знания, активно перестраивая собственные первичные представления. Учитель предлагает вернуться к опорной записи причастий (этап РЕФЛЕКСИИ, переходящий в ВЫЗОВ) и выбрать правильное написание суффикса, аргументируя свой выбор. Учащиеся объясняют написание суффиксов причастий, опираясь на знания, полученные на этапе ОСМЫСЛЕНИЯ. Возврат к верным / неверным утверждениям. Умение работать в паре, нести ответственность за выполненную работу.
Учитель предлагает проговорить попарно алгоритм определения спряжения. Учащиеся попарно проговаривают алгоритм определения спряжения. Умение давать аргументированный ответ.
Учитель предлагает выполнить упражнения по вариантам. Учащиеся выполняют упражнения по вариантам, взаимопроверка. Индивидуальные консультации. 1. Анализировать собственные мыслительные операции. Учитель предлагает вернуться к заданиям ЕГЭ по русскому языку, выполнить каждое задание, аргументируя Учащиеся письменно выполняют задания ЕГЭ по русскому языку, предложенные учителем. Написание ответа на поставленный вопрос. Умение целостно обобщать информацию, применяя ее к конкретному языковому материалу.
2. Целостно обобщать полученную информацию. Письменно выбор гласной. Пример№ 2 
7-й класс
Классноесочинение-рассуждение-размышлениепублицистического стиля
Урок с использованием технологии РКМ
Технологическая карта
I. Стадия вызова II. Стадия осмысления III. Стадия рефлексии
А. Мозговой штурм. Б. Инвентаризация, или погружение Составление чернового текста. Правка. Издание (публикация).
I. Стадия вызова.
А. Мозговой штурм.
Чем отличается рассуждение-размышление от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения? Вспомните кластер, воспроизведите его.
Б. Инвентаризация, или погружение.
Теперь читаем задание к упр. 455:
Продолжите текст В.П. Крапивина. Расскажите, часто ли вы в своей жизни сталкиваетесь с проблемой «хочу» и «надо», как вы ее решаете? Сохраните публицистический стиль речи.
Хочу и надо
22
Этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова. С самого утра возникает противоречие: вставать или еще немного полежать?
После работы по учебнику учитель стремится создать благоприятную обстановку, которая располагает к творческой работе.

Учитель. Вспомните, когда и как сталкивались в вашей душе «хочу» и «надо».Что вы при этом испытывали? Что побеждало?
Для этого можете выбрать любой уголок класса, любую парту. Если вам хочется с кем-то посоветоваться, поделиться своими мыслями, пожалуйста, сделайте это.
II. Стадия осмысления
Составление чернового текста и правка.
Учитель. В течение 12 мин. пишите черновик о том, в какой ситуации, по поводу чего столкнулись или совпали ваши «хочу» и «надо», что происходило в вашей душе, в ваших мыслях.
Старайтесь писать без остановок, не исправляйте написанное, не подбирайте слова. То есть не делайте правку, пишите по теме, что думаете и чувствуете. Если произойдет остановка и дальше «не пишется», попробуйте сначала сочинить синквейн.
23
Какие синквейны получились:Желание,Настойчивое и нетерпеливое.Врывается, тревожит и волнует.Признаюсь, я люблю его!Стремление.
Противоречивость, тревожная, упрямая.Мучает, грозится и бурлит.Как трудно победить ее!Двуличие.
Учитель. Помните, когда пишете, вы рассказываете о себе. Посмотрите на себя через написанное вами, представьте: это – зеркало. Очень кратко сделайте выводы, какими же вы себя увидели.
Правка – это работа над ошибками по содержанию, речевыми ошибками. Ваша задача – улучшить текст, его связность, стиль. На этом этапе не обязательно обращать внимание на орфографию, почерк. Возвратитесь к кластеру. Это вам поможет.
Учитель. Если вы хотите проводить правку в парах, пожалуйста, можете объединиться.
Вопросы работающим в парах:
1. Обрати внимание: верно ли я выстроил(а) вопросно-ответную форму?
2. Ты не теряешь нить рассуждения, когда читаешь мой текст?
3. Достаточно ли у меня необходимых аргументов?
4. Удачно ли у меня заключение-вывод? Может быть, добавить оценку своей позиции, больше обобщить?
Таблица-редактор висит на доске, учащиеся знакомы с условными обозначениями.
Таблица
Стилистические ошибки Условные знаки
1. Повторы
2. Многословие, лишнее
3. Фактические ошибки
4. Логические ошибки, непоследовательность
5. Абзац
6. Пропуск нужного слова
7. Словесные штампы
8. Неудачный порядок слов
9. Неправильное употребление местоимения
10. Расширить, развернуть, словесная недостаточность
11. Нарушение границ предложения
12. Неудачное слово, выражение П[ ]
Ф
Л
Z
V
Ш
1, 2, 3
М
>
Гр.
В
Учитель. Внимательно прочитайте еще раз про себя, что написали, исправьте орфографические, пунктуационные ошибки. Ученики пишут сочинение.
III. Стадия рефлексии.
Приведем примеры трех работ на одну тему «“Хочу” и “надо”».
1
Хочу и надо… этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова.
С самого утра уже возникает противоречие: вставать или еще немного полежать? Что ты выберешь, то дальше по жизни и пожнешь. С каждым нашим решением мы все больше творим узор нашей жизни. Хорошо, если «хочу» и «надо» совпадают. Тогда все легко и просто. А если ты кричишь и ссоришься с родителями: «Я хочу на дискотеку! Почему нельзя гулять до полуночи, если я так хочу?!» – то получишь в ответ правильный, но для тебя непонятно чем обоснованный ответ: «Нет. Тебе это не надо». Почему? Почему ты сам не можешь выбрать, что тебе нужно: сидеть дома или идти гулять; учиться или бегать с мальчишками по улицам; дружить справильными, хорошими девочками или «оторвами» из подворотни? Наверное, потому, что ты еще не умеешь объективно оценивать ситуацию, не можешь понять, чем для тебя обернется то или иное действие. Только мама может понять, что для тебя действительно будет хорошо, нужно. И только ты сам знаешь, чего ты хочешь. И для того, чтобы решить, быть или не быть, принять то или иное важное для тебя решение, необходимо ощущать, где заканчивается «надо» и начинается «хочу».
В.Р.
2
Вечером по вторникам и четвергам у меня возникает очень, как мне кажется, злостный вопрос: пойти на английский после школы или нет? Вроде не хочется. Я
25
уже устала. Лучше пойду домой, включу музыку и отдохну часок, потом, может, встану и сяду за уроки, наткнусь на учебник английского, и мне станет нехорошо. Но потом такие мысли бродят в голове: «Если пойду, увижу знакомые лица девчонок и мальчишек. Ведь на английском мы не только учимся, но и общаемся. Да и вообще я очень люблю уроки в группе. Нет, я все-таки пойду».
Но это не единственный случай, когда у меня не совпадают «хочу» и «надо». Иногда мне приходится разбирать новые тексты по музыке. И я думаю: Может, не надо? Мне все восемь лет учительница говорила, что я прекрасно читаю с листа, и ярешаю: не сяду за инструмент. Прошло пять минут, десять. Нет, я так не могу. Нельзя всегда полагаться на свои природные способности. Предела совершенству нет. Затем я беру ноты, стул, открываю пианино и начинаю заниматься.
В таких случаях мне очень хочется себя похвалить, и я говорю себе: «Я все-таки собой горжусь».
Д.К.
Какова форма презентации творческой работы?
Устная и письменная форма. Первая: ученик читает свое сочинение, сидя в «авторском кресле». Остальным предлагается найти в услышанном тексте что-то, что им очень понравилось, что их заинтересовало» HYPERLINK "http://rus.1september.ru/2007/14/5.htm" \l "7" 7.
Анализ образцовых текстов предлагается сделать дома и для этого использовать двучастные дневники. Этот прием дает возможность увязать содержание текста со своим личным опытом. Страницу надо разделить на две половины вертикальной линией. В левом столбике записывается текст-образец (его фрагменты), в правом – комментарии ученика. Приведем пример из ученического дневника.
Фрагмент текста Комментарии
М.Ю. Лермонтов. «Тучи».
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?Или на вас тяготит преступление?Или друзей клевета ядовитая? Автор очень ярко выражает свое настроение-сомнение. Он четко выстраивает альтернативные вопросы с помощью ли и или. Целых пять вопросов, даже внутри предложения
Нет, вам наскучили нивы бесплодные,Чужды вам страсти и чужды страдания.Вечно холодные, Вечно свободные.Нет у вас родины, нет вам изгнания. После альтернативных вопросов дается отрицательный ответ. Принимается совсем другое решение проблемы. Тучи бездушны, им все равно. А Лермонтов другой, он любит родину.
26
Список использованной литературы и интернет-ресурсов1.«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», М.: «Просвещение», 2010.
2.Русский язык.6 класс. Учебник в трех частях,Часть2,Львова С.И., Львов В.В.,М.:Мнемозина,2011.
3.Русский язык. Практика: 6 класс. Учебник / Под редакцией Купаловой А. Ю. , М.: Дрофа, 2011.
4.Русский язык.7 класс. Учебник в двух частях,Часть1,Львова С.И., Львов В.В.,М.:Мнемозина,2011
5.Русский язык.8 класс. Учебник,Львова С.И., Львов В.В.,М.:Мнемозина,2011
6.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.
7. Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
8.Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова, М.:Просвещение,2011.
9.Заир-Бек С.И.,Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.
10. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В.Боровской, М.:Кнорус, 2011.
11. Малюшкин А.Б.. Учебные таблицы по русскому языку. 5–11-е классы. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
12. Розенталь  Д.Э., Голуб  И.Б. Русский язык. Готовимся без репетитора. М.: Махаон, 2004.
13. www.pnpo.akipkro.ru/files/2006/dejatel_podhod.docx статья Мазуриной С.Е. «Использование технологии деятельностного метода на уроках русского языка».
14. http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm статья Хуторского А.В «Что такое современный урок».
15. http://eidos.ru/journal/2001/0519-01.htm Статья Власенкова А.И «Включение учебных задач в контекст жизненных проблем и личностная ориентированность обучения русскому языку»