Педагогический проект «Использование моделей и алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе как способ формирования коммуникативных и языковых компетенций»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» с. Александровка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области









«Использование моделей и алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе как способ формирования коммуникативных и языковых компетенций»


Проект учителя начальных классов
ГБОУ СОШ «Оц» с.Александровка
Пафнутьевой Т.В.

















Оглавление

Введение.

Глава I. Теоретическая часть. Основы коммуникативных компетенций младших школьников
Понятие коммуникативных компетенций младших школьников.
Развитие связной речи как путь формирования коммуникативных компетенций младших школьников.
Система речевого развития младшего школьника, направленная на отработку языковых умений.
Глава II. Роль моделей и алгоритмов в формировании коммуникативных и языковых компетенций.
2. Использованием алгоритмов и моделей на современных уроках.
Глава III. Практическая часть. Исследование уровня развития связной речи.
Диагностика уровня развития связной речи
Результаты и выводы исследования
Речевые упражнения, игры, алгоритмы и модели для использования на уроках русского языка.
Заключение
Список литературы


























Введение
Современная школа России переживает процесс модернизации образования, в основе которой лежат новые жизненные ориентиры, следовательно, и новые образовательные цели и планируемые результаты. Обучение должно быть построено с учётом интересов и дальнейших планов учащихся, то есть в жизни учащиеся должны ощущать себя успешными и компетентными людьми.
Обновление и инновации учебных дисциплин требуют включения в процесс обучения не только технологических новшеств, изменений организационной стороны учебного процесса, но и сопровождаются многоуровневым построением обучения, которое призвано совершенствовать подготовку каждого учащегося, познать его способности и интересы, обеспечивающие развитие личностного творческого потенциала.
Основная цель курса русского языка в начальной школе - освоение коммуникативной функции языка (адекватного его восприятия и пользования). Эта цель совпадает с основной целью модернизации образования.
Формирование коммуникативных умений у младших школьников – одна из важнейших проблем современного преподавания русского языка.

Как показывает практика, учащиеся школы не всегда в должной мере владеют навыками в коммуникации.
Основные причины:
недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений,
отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников, позволяющих детям более осознанно и свободно пользоваться русским языком в учебных и других целях.
Объектом данного исследования является – процесс формирования коммуникативных компетенций у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Предметом исследования является содержание и технологии работы по формированию коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка.
Цель работы–использование моделей и алгоритмов как способ формирования коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка.
В соответствии с целью данного исследования можно определить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты развития коммуникативных компетенций на уроках русского языка;
раскрыть роль развития связной речи в формировании коммуникативных навыков;
использовать модели и алгоритмы для формирования коммуникативных УУД;
выявить уровеньсформированности связной речи;
сделать объективные выводы на основании проведенного исследования.
Данная работа состоит из введения, теоретической части, системы речевых упражнений и алгоритмов.
Основы коммуникативных компетенций младших школьников
Понятие коммуникативных компетенций младших школьников
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения.
Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
В структуре общеучебной компетенции младшего школьника выделяется компетенция коммуникативная. Она включает в себя знание способов взаимодействия с окружающими, практическое овладение диалогической и монологической речью, умение использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения, владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, способность к осуществлению учебного сотрудничества, умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, умение создавать небольшой текст, актуальный для успешной социализации человека.
Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у человека были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения.
Коммуникативная компетенция включает овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому.
Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского языка. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств - все это регулируется коммуникативной компетенцией.
В повседневной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школе, дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. В современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему нужно учить младших школьников, формируя коммуникативную компетентность.
№.
Показатели сформированности коммуникативной компетентности
Средства оценивания

1.
Умение общаться и работать в группе
Результативность при работе в команде

2.
Умение доносить свою позицию до других, владеть всеми видами речевой деятельности
Создание текстов разных речевых жанров (устных и письменных)


2. Развитие связной речи как путь формирования коммуникативных компетенций младших школьников
Младший школьный возраст является важным периодом для усвоения ребёнком определённых ценностей культуры. Развитие ребёнка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, нтеллектуальным- это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.
Речь конкретного человека-отражение его общей культуры. Как правило, хорошая речь свидетельствует о высоком уровне культуры и, следовательно, делает общение более эффективным.
Существует несколько критериев качества речи.
1.Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
Правильная речь-это речь, в которой соблюдены нормы современного литературного языка.
2. Богатство речи- качество, которое свидетельствует об определённом уровне речевого мастерства, об осознанном стремлении разнообразить свою речь использованием различных языковых средств. Богатство речи определяется не только уровнем знания богатства языка, но и богатством содержания (мыслей, чувств) высказывания.
3.Точность речи- необходимое условие её адекватного понимания.
Точной называется речь, если значения слов и словосочетаний, употреблённых в ней, полностью соотнесены со смысловой и предметной сторонами речи. Стремясь создать точную речь, автор заботится о том, чтобы её нельзя было не понять или понять неправильно (по-разному)
Важным аспектом при рассмотрении точности речи является её соответствие реальности.
4. Уместность.
Уместной называется речь, которая соответствует всем параметрам коммуникативной ситуации. Уместность как качество речи предполагает, что речь должна соответствовать ситуации не только в содержательном плане, но и в плане выражения, словесного оформления этого содержания.
5.Выразительность.
Выразительной называется такая речь, в которой выражение своего отношения к предмету речи соответствует коммуникативной ситуации.
Выразительность обычно подразумевает оригинальность, неповторимость, неожиданность.
В этом плане выразительная речь- речь всегда новая, «свежая», творческая. И поэтому выразительная речь способна вызвать интерес и одобрение у тех, кому она предназначается
Выразительность отличается от других качеств речи тем, что она- единственное качество, обладать которым может только текст целиком.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого- культура речи и культура общения.
Овладение языком, речью- необходимое условие формирования социально активной личности.
Есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а,следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Первое условие речевого развития ребенка - это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, в методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и делание поделиться чем - то; рассказать о чем-то.
Но общение возможно только с помощью общепринятых знаков, т.е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно давать образцы речи, или создавать речевую среду. Это второе условие развития речи ребенка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи.
Речевая среда - это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках, язык учеников и учебных пособий.
Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, сдержанность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное. Материал должен быть значимым (общественно значимым или личностно значимым). Это также необходимое условие речевого развития учащегося.
Существует и обратная связь: чем полнее усваивается богатства языка. Чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
В дошкольном возрасте, а от части в школьном язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.
В развитии речи отчетливо выделяются три направления:
работа над словом (лексический уровень),
работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень)
работа над связной речью (уровень текста).
Кроме того, в объем понятия «развитие речи» включается произносительная работа – дикция, орфоэпия, выразительность, исправление произносительных недочетов.
Структура речевого акта.

Речь – это деятельность по использованию языка в целях общения, а « в любой деятельности , - как пишет известный психолингвист А. А. Леонтьев, - можно выделить одинаковые структурные компоненты». Принято выделять четыре этапа любой деятельности.
1. Этап ориентировки. Речевой акт возможен только тогда, когда сложилась или специально создана речевая ситуация, ситуация общения. Мотив речи определяет, почему необходимо высказаться и возникает цель – зачем надо говорить или писать.
2. Этап выработки плана действия (этап планирования). На этом этапе происходит определение темы высказывания (о чем говорить) и основной мысли (что именно об этом говорить), а также определяется и план высказывания.
3. Этап осуществления (реализации) этого плана. Состоит из двух частей:
а) лексическое и грамматическое структурирование (во внутренней речи)
б) моторная реализация высказывания (во внешней речи)

Этап контроля, т.е. проверки соответствия результата тому, что было запланировано. Говорящий оценивает результат своей речи и ее корректирует.

Система речевого развития младшего школьника.
Системность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями:
последовательностью упражнений,
их перспективностью,
разнообразием упражнений (и пониманием конкретной, узкой цели каждого типа упражнений);
умением подчинять разнообразные виды упражнений общей цели.
Классификация речевых упражнений
1 класс




Слово
Предложение
Текст


2 – 4 классы



Слово
Словосочетание
Предложение
Текст



Система работы по развитию речи
1. Подготовительный этап

Задачи
Педагогические средства
Ожидаемые результаты

-работать над словарным багажом;
-слово и предложение, последовательность слов в предложении, опора на модель построения предложения;
-определять границы предложений в сплошном тексте,
-восстанавливать деформированный текст, правильно строить предложения.
1. Подбор антонимов, синонимов.
2.Объясни значения слов.
3. Выбери для слова подходящее определение.
4. Составь предложение из слов.
Обозначь границы предложения в сплошном тексте.
7.Восстанови текст.
Научиться правильно самостоятельно определять границы предложения в сплошном тексте, восстанавливать деформированный текст, составлять устные рассказы по вопросам. Правильно строить предложения



2. Основной этап

Задачи

Педагогические средства
Ожидаемые результаты


-уметь определять тему текста и озаглавливать, устанавливать связь по смыслу между частями текста.
-уметь строить устный ответ и аргументировать;
-составлять и записывать текст из 3-5 предложений на определённую тему;
-составлять план и последовательно излагать мысль, опираясь на план, схемы, алгоритмы;
-научиться сознательно понимать и строить устные и письменные высказывания.
1. Умение определять тип текста, дополнить недостающие части текста.
2. Отредактируй, замени повторяющиеся слова синонимами.
3. Раздели текст на абзацы, составь план.
4.Используя план, модели составь связный рассказ на определённую тему.
Научиться строить текст по логическим частям, соблюдая последовательность и связность передачи мыслей, уметь выделять главную мысль. Научиться распознавать тексты- повествование, описания , рассуждения, определять тему и основную мысль текста. Научиться видеть недостатки в речи и находить пути их исправления.
Уметь высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.


Обогащение словарного запаса учащихся
Обогащение словаря – знакомство с новыми словами, уточнение значений слов, активизация слов, находящихся в пассивном словаре.
Рассмотрим источники обогащения словаря младшего школьника по степени влияния на речь детей:
-речевая среда в семье, среди друзей;
-речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение, интернет;
-учебная работа в школе (учебники, речь учителя);
-словари, справочники.
Наилучший источник обогащения словаря - живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно.
Приёмы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:
а) самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям - толковому, синонимическому и другим, по контексту - по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов - по значению слова в языке-источнике;

б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.
Словарные игры
Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь детям кажется, что они просто .играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить. Это только первые шаги, но они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказыванием, формировать умение сравнивать, объяснять.
Кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имён, топонимов - названий городов, деревень, рек, озёр и так далее (деревня «Катериновка», «Чёрный Дол», «Камышенка», фамилии «Некрасов», «Кузнецов», реки «Десна», «Шуя», имена
Владимир», «Всеволод»).
“Цепочка ”
Упражнение родилось из известной и популярной детской в игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус слово окно и т. д. Можно это предложение модифицировать: во-первых, действительно использовать мячик, кидая его вместе со словом противнику, во-вторых, называть слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, навторую, на третью с конца и т.п.

Упражнение «Антонимы»
_Сгруппируйте слова в пары, подбирая противоположные по значению
1 Добрый
2. Весёлый
3. Чистый
4. Талантливый
5. Большой
6. Высокий
7. Широкий
8. Грязный
9. Грустный
10. Маленький
11. Узкий
12. Бездарный
13. Злой
14. Низкий



1. Белый
2. Сладкий
3. Молодой
4. Кристальный
5. Живой
6. Чужой
7. Твёрдый

8. Старый
9. Мёртвый
10. Чёрный
11. Мягкий
12. Горький
13. Свой
14. Мутный



1. Добро
2. Любовь
3. Мокрый
4. Конкретный
5. Смеяться
6. Кричать
7. Больной

8. Абстрактный
9. Молчать
10. Ненависть
11. Здоровый
12. Плакать
13. Зло
14. Сухой


Подбери антонимы к словосочетаниям:
глубокая река - глубокий сон -
глубокие знания - глубокий обморок -


Упражнение «Слова на тему»
Вариант1. В течение 10 минут запишите слова на тему «Зима»
Вариант2.. В течение 10 минут запишите слова на тему «Космос»
Вариант3. В течение 10 минут запишите слова на тему «Библиотека»
Вариант4. В течение 10 минут запишите слова на тему «Магазин»
Вариант 5. В течение 10 минут запишите слова на тему «Музыка»
Вариант 6. В течение 10 минут запишите слова на тему «Спорт»
Игра « Фразеологический зверинец»
- Вставьте подходящие слова.
Голоден как . Изворотлив как
Хитер как Надут как
Упрям как Болтлив как
Слова - подсказки: лиса, заяц, бык, уж, свинья, осел, сорока, волк, индюк.

Замени глаголом следующие выражения:
прикусить язык-
мозолить глаза -
путаться под ногами -
совать нос в чужие дела -

Игра « Кто больше рифм подберет к словам.

Ребенок, лужок, синичка (теленок, тигренок, лисенок, снежок, дружок, прыжок, певичка, птичка).

Описание предмета бытовой техники
Описываются : общий вид, материал, форма, размер, впечатление, оценка.
Описание человека
Описываются: внешние признаки (черты лица, цвет волос и т.д.), внутренние признаки (черты характера), роль деятельности, личное отношение
Описание комнаты
Описывается: цвет, размер, освещение, мебель, дополнение.
Упражнения с контекстуальными синонимами.
Обогащение словаря школьника - важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая развитие речи, но и создающая условия для лучшею усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования орфографических и стилистических навыков. Тема урока: «Местоимение». Задание: Ликвидируй тавтологические ошибки.
В лесу старик долго искал медведя. Вскоре старик устал и присел отдохнуть. Тихо-тихо было в лесу. Вдруг старик услышал: «Дзен!» Красивый такой звук, как струна пропела. Старик очень удивился: «Кто это в лесу на струне играет?»
Занимательные материалы
У белки - бельчонок
У белки - бельчонок, у мышки - мышонок, у кошки - котенок. Давайте продолжим эту игру. Но будьте внимательны!
У галки - .У коровы - .
У козы - .У собаки - .
У лягушки - .У свиньи - .
У курицы - .У овцы - .
Лев Львица
Лев Львица, волк - волчица, слон 0 слониха. Давайте продолжим эту игру. Но будьте внимательны!
Гусь - .Осел - .
Кот - .Баран - .
Медведь - .Петух - .
Лось - .Селезень - .
Куры спят в курятнике
Муравьи - в муравейнике, скворцы в скворечнике.
Свиньи - в Пчелы - в .
Собаки - в Медведи - в
Коровы - в Лисы - в
Зверей укрощает укротитель
За кассовым аппаратом сидит кассир, в банке работает банкир. Продолжим эту игру.
Древесный уголь бывает в шахте
Картины рисует
Книги пишет
Кондитерские изделия выпекает
Фокусы показывает
И папы читали мурзилку
Назовите имена пап, если отчества их детей такие:
. Дмитриевич.
. Александровна.
. Григорьевич.
. Кузьминична.
. Викторович.
. Анатольевна.
. Николаевна.
. Владимировна.
Нетрадиционные приемы развития устной речи
"Загадалки"
Водящий 'выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нем самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т. д.: "Сколько тебе лет? Сколько человек живет в вашей квартире? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Сколько пуговиц на твоей рубашке?" ..На верно заданный вопрос - сам может спрашивать. Если водящий ошибся или ответил одним _ словом, он уступает место другому.
"Перевертыши"
Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Попробуйте и вы сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: "Воробей влетел в окно"; ; "Муха седа на варенье"; "Пошел сильный дождь" и др. Так фразу "Муха села на варенье" дети переиначили в следующую: "жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод сахаре".
"Выгляни в окошко"
В раскрашенную рамочку - "окошко" с закрывающимися створками вставляются листа цветной бумаги. Створки отворяются, детям "выглянуть в окошко" - пофантазировать и рассказать, что они видят "за окном". Обычно за белым листом дети "видят" зимний' пейзаж, каток, больницу; за желтым -'пустыню. осеннюю полянку и т. п.
"Собери поезд"
На доске прикреплены картинки. На них различные предметы: ложка, пылесос, ваза, тарелка, поливочная машина и т.д.. Картинки - это "вагоны", их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящим рядом "вагонами".можно было указать
какую-нибудь связь. Класс "стирает" поезд: за ложкой ставит тарелку, так как это посуда, за тарелкой вазу, так как они обе сделаны из фарфора. Дальше поедет поливочная машина, так как м в вазу, в .поливочную машину наливают воду. За поливочной машиной пылесос, потому что они машины служат для уборки пыли, грязи. Картинки на доске переместились - поезд готов. Выбирается "машинист", он проверяет, как "скреплены вагоны" - повторяет связи между предметами.
"Волшебная кисточка"
Один из учеников делает несколько взмахов "волшебной кисточкой", ручка которой обернута цветной фольгой. Дети останавливают кисточку словами: "Раз, два, три, замри!" После этого класс "разгадывает", что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.
Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь детям кажется, что они просто .играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить. Это только первые шаги, но они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказыванием, формировать умение сравнивать, объяснять.

Работа над словосочетанием и предложением
К: Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе
П: Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи
(на доступном уровне).

П: существлять поиск необходимой информации в разных источниках для пояснения незнакомых слов
Упражнения с пословицами
Упражнения с пословицами не только обогащают речь, делая её более богатой, красочной, выразительной, но и помогают совершенствовать технику чтения, развивают внимание, образное мышление.
.Воссоедините части пословиц из левой и правой колонки

Первая половина пословицы
Вторая половина пословицы


1
Своя ноша
Дитя без глазу
1

2
Каждая курица
Не сразу строилась
2

3
Смелость
Просто открывался
3

4
Лбом стены
Свой насест хвалит
4

5
Москва
Не тянет
5

6
У семи нянек
Не прошибёшь
6

7
А ларчик
Города берёт
7




Первая половина пословицы
Вторая половина пословицы


1
Чует кошка
К обеду
1

2
Язык
Будет и пища
2

3
Дыма без огня
И умереть сладко
3

4
Будет день
Того и погоняют
4

5
Дорога ложка
До Киева доведёт
5

6
За правду- матку
Не бывает
6

7
Кто везёт
Чьё мясо съела
7


Первая половина пословицы
Вторая половина пословицы


1
У страха
Комом
1

2
Поспешишь
Добра не ищут
2

3
Риск
Да дорог
3

4
Первый блин
Владыка
4

5
Своя рука
Глаза велики
5

6
От добра
Людей насмешишь
6

7
Мал золотник
Благородное дело
7



Первая половина пословицы
Вторая половина пословицы


1
Без муки
Вышибают
1

2
Учи других
Век учись
2

3
Без терпенья
Хуже всякого незнания
3

4
Клин клином
И сам поймёшь
4

5
Всякое полузнание
Нет ученья
5

6
На всякого Егорку
Нет и науки
6

7
Век живи
Есть поговорка
7



Первая половина пословицы
Вторая половина пословицы


1
Знание
Не пословица
1

2
На пословицу
Пословицей
2

3
Голая речь
Пословица- ягодка
3

4
Пень- не околица
Сила
4

5
Поговорка- цветочек
Лучше богатства
5

6
Пословица
Глупая речь- не пословица
6

7
Красна речь
Не даром молвится
7



Первая половина пословицы
Вторая половина пословицы


1
Была бы охота
Не говори, что не дюж
1

2
Праздность
Только небо коптит
2

3
Труд человека кормит,
Заладится всякая работа
3

4
Всякое уменье
Мать порока
4

5
Без дела жить
Не будет и обеда
5

6
Взялся за гуж
А лень портит
6

7
Не будет хлеба
Трудом даётся
7


Каждому из группы выбрать одну пословицу и объяснить её значение.
Упражнение «Составь пословицу»
А. 1. Каждое слово в пословице поставьте на своё место.
Передайте смысл пословицы своими словами.
-С, кобыле, легче, воза, баба.
- Да, учат, беды, мучат, уму.
- И, пруда, без, вынешь, из, труда, не, рыбку.
- Не, платок, всякий, роток, на, накинешь.
-Во, еды, приходит, время, аппетит.
- А, делают, глаза, руки, страшатся.
- А, найдётся, шея, бы, хомут, была.
-------------------------------------------------------
Б. - А, неделю, на.хлеба, едешь, день, бери, на.
- И, богу, расшибёт, дурака, лоб, заставь, молиться, он.
- А, беду, своей, разведу, чужую, к, ума, не, руками, приложу.
- От, ищут, добра, не, добра.
- Там, любовь, нет, и, совет, горя, и, где.
- А, пожалеет, приласкает, жена, мать.
--------------------------------------------------------------
В. –Ни, погонишься, одного, поймаешь, двумя, не, зайцами, за.
- И, где, рвётся, тонко, там.
- Не, свинья, выдаст, не, Господь, не, съест.
- Золотом, бей, умеешь, молотом, не, шить.
- Не, пока, мужик, грянет, перекрестится, гром, не.
- А, пером, человек, красна,, умом, птица.
-Да, голова, досталась, умная, дураку.

3 Упражнения в составлении связных текстов
Упражнение «Мини –бестселлер»
1.В течение 3-х минут составьте текст, используя такие слова:
сигнал, помеха, снег, ручка, книга, дорога, погода.

2. .В течение 3-х минут составьте текст, используя такие слова:
кукла, платье, игрушка, цвет, сон, глаза, кроватка.

3. В течение 3-х минут составьте текст, используя такие слова:
семья, книга, папа, вечер, лампа, радость, сказка.
Упражнение «Лабиринты»
Определите правильную последовательность строк в этих четверостишиях.
1.Песня раздаётся
2.Неисходною струей
3 Громче, громче льётся
4. Между небом и землёй.
(Н. Кукольник)
1. Он бежит себе в волнах
2. Ветер по морю гуляет
3. На раздутых парусах
4. И кораблик подгоняет
(А. С.Пушкин)
1. И пуще лишь шумит
2. Та ей в глаза хохочет
3. Зима ещё хлопочет
4. И на весну ворчит.
(Ф. Тютчев)
1. На поляне у тропинки
2. С бугорка ручей бежит
3. Пробиваются тропинки
4. А под ёлкой снег лежит.
(Б. Заходер)
Роль моделей и алгоритмов в формировании коммуникативных и языковых компетенций.
ФГОС нового поколения открывают большие возможности для использования моделей и алгоритмов для решения проблемы коммуникативных и речевых компетенций.
Алгоритмы и модели памятки включаются на всех этапах современного урока, построенного на основе системно-деятельностного подхода, и играют огромную роль в формировании метапредметный УУД.
Проведенные мною диагностики по данному вопросу и опыт школьного преподавания в начальной школе показали, что грамотное использование алгоритмических предписаний в значительной степени обеспечивает целенаправленную организацию мыслительной деятельности учащихся в процессе применения правил, учит логике рассуждения. И, на мой взгляд, особая роль в этом плане отводится алгоритмическим предписаниям при формировании разного уровня языковых обобщений.
В ходе моделирования выявляются и наглядно фиксируются умственные действия по решению учебной задачи, у детей формируется рефлексия на собственную деятельность.
В работе с моделями проводятся следующие упражнения:
-составление модели под руководством учителя или самостоятельно;
-воспроизведение грамматического определения или орфографического правила по готовой модели;
-дополнение модели недостающими элементами;
-конкретизация модели примерами из текста.
Эта работа требует активной речевой деятельности детей.
Алгоритмы позволяют найти правильные способы рассуждения и помочь в построении развёрнутого ответа.
Обучение использованию алгоритмов проходит в 3 этапа.
1 .Подготовительный этап - подготовка базы для работы с новым материалом , актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма, формирование нового навыка. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма.
Время, отведенное на эту работу, зависит от уровня подготовленности учащихся.
Без этого этапа упражнения по алгоритму могут привести к закреплению ошибок.
2.Основной этап:
а) начинается с момента знакомства с новым языковым понятием. Класс должен активно участвовать в составлении и записи алгоритма, чтобы учащиеся были включены в учебную деятельность, чтобы каждый ребенок понимал, зачем он делает, что он делает, как он делает и достиг ли он результата  собственной деятельности
б) далее по схеме разбираются 2-3 примера.
в) раздаются карточки с алгоритмами или работа ведется по общей таблице.
Содержание перечитывается одним учеником. Затем выполняются тренировочные упражнения (сначала - коллективно, затем - самостоятельно). Необходима жесткая фиксация умственных действий (например, в форме таблицы).
г) развернутое комментирование (карточки закрываются)
д) дети стараются не использовать карточки и комментарии (но при необходимости пользуются).
Тренировочный материал на этом этапе: упражнения учебника, специально подобранные слова и тексты, запись под диктовку и самостоятельно из учебника (словосочетания, предложения или выборочные слова).
З.Этап сокращения операций.
На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые операции совершаются параллельно, некоторые - интуитивным путем, без напряжения памяти. Процесс свертывания происходит неодновременно и разными путями у разных учащихся.
Своевременному свертыванию алгоритма способствуют сокращенные комментарии и образцы. Комментарии эффективны тогда, когда скрывают в себе стройную логическую систему, когда они связаны между собой общими признаками и имеют определенную последовательность.
Эффективность использования алгоритмов у младших школьников может достигаться при соблюдении ряда условий. Среди них наиболее важными, как показал опыт, являются следующие:
– модели целесообразно применять при изучении простых (несложных) правил;
– наиболее оптимальной является модель алгоритма с минимальной длиной (два-три яруса по вертикали) и разветвленностью по горизонтали;
– на всех этапах усвоения языкового материала используется система средств наглядности и моделирования.
Схемы, таблицы с успехом могут заменить более экономные графические средства:
- точки;
- стрелки;
- вопросы;
- опорные слова;
- буквенные обозначения, представленные перед контрольными словами, после них и на полях. В результате темпы работы ускоряются. Но перейти к построчной (нетабличной) форме фиксации нельзя, прежде чем учащиеся не овладеют навыками четкой мыслительной деятельности.
Для формирования умения составлять алгоритмы детей нужно научить: находить общий способ действия; выделять основные, элементарные действия, из которых состоит данное; планировать последовательность выделенных действий; правильно записать алгоритм.
    Основными моментами в  работе с опорой на алгоритмы:
подготовительные упражнения, создающие базу для успешной работы с алгоритмами; подведение учеников к пониманию алгоритма, его структуры и техники применения; тренировка в пооперационном применении алгоритма;
самостоятельная работа учащихся по применению алгоритма;
рекомендации и упражнения, способствующие сокращению алгоритма вплоть до одного опорного слова.
Применение алгоритмов  способствуют умственному развитию и формированию логического мышления младших школьников.
Алгоритм поиска для обоснования большинства морфологических написаний


Данный алгоритм не связан с изучением какой-либо одной орфографической темы или правила. Такая орфографическая памятка пригодна для выявления отдельных групп буквенных написаний, отражающих логику науки о языке. Она дает лишь общее направление в организации поисковой деятельности при выборе правил правописания и очень эффективна на первых этапах формирования обобщений наиболее высокого уровня, а кроме того, позволяет учащимся с самого начала изучения материала значительно сокращать зону поисковой деятельности и время, необходимое для формирования умений и навыков.
Алгоритм правил по проверке безударной гласной в корне:
1 шаг:  Проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная буква.
  2 шаг:  Еще раз проверить, безударный ли звук она обозначает ( найти в слове ударяемый слог ). 
3 шаг:  Подобрать к   слову  несколько родственных слов или изменить форму этого слова.
4 шаг:  Сравнить проверяемое слово и проверочное. Определить правильное написание
5 шаг: Написать слово, проверить написанное.
Алгоритм любого орфографического правила базируется на двух "китах": состав слова и часть речи. Поэтому особенное внимание с самого начала нужно уделить отработке умений быстро разбирать слово по составу и определять часть речи (эта работа идет параллельно с работой по созданию схем-алгоритмов). Только после этого возможно осмысленное использование нужной орфограммы.
При работе с данными словами используется простейший алгоритм:
1. Определи часть слова.
2. Если приставка, то используй правило: перед звонкими согласными и гласными м пиши", перед глухими согласными пиши "с".
3. Если корень, то правила другие.
На мой взгляд, не следует вводить сразу примеры на приставку «с -", пока не отработан навык определения нужных букв в приставках, оканчивающихся на "з" и "с". При обработке новых орфограмм уже необходимо сводить воедино схожие орфограммы и составлять первые алгоритмы по нескольким правилам.
Так, после изучения в 4 кл. правописания мягкого знака после шипящих в глаголах составляется общий алгоритм:
Ь после шипящих в разных частях речи.
1. Определи часть речи.
2. Если существительное, то определи склонение:
1 скл. - туч (р.п.)
2 скл. - шалаш
3 скл.- ь ночь
3. Если прилагательное, то "ь" никогда не пишется:
шипуч, колюч
Схемы дополняются по мере изучения новых тем
4. Если глагол, то "ь" всегда пишется:
съешь, купаешься, сберечь
5. Если наречие, то "ь" пишется всегда (кроме уж, замуж, невтерпеж):
навзничь, настежь, прочь
5. Использование алгоритмов и моделей на различных этапах современного урока.
1.Урок коррекции знаний, умений и навыков (КЗУН);
Этап «Локализации индивидуальных затруднений»
Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Для этого необходимо, чтобы учащиеся уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке. Далее учащиеся, которые допустили ошибки:
на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок – место затруднения
выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, – причину затруднений
В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение – нет.
2. Урок закрепления и совершенствования знаний (УЗСЗ);
Этап «Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи».
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении речевых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия
при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.
Этап «Рефлексии, актуализации учебного действия».
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. Для этого необходимо:
организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, – определений, алгоритмов, свойств и т.д.
активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)
Например урок по теме «Состав слова»
Приставка корень суффикс окончание
3. Урок обобщения и систематизации знаний (УОСЗ);
Этап « Обобщения затруднений во внешней речи».
Цель: закрепление способов действий ( орфограмм)», вызвавших затруднения.
Для реализации этой цели:
организуется обсуждение типовых затруднений
проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения
Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы поиска затруднений, шаги.
4. Урок коррекции знаний, умений и навыков (КЗУН);
Анализ контрольной работы. Этап «Локализации индивидуальных затруднений».
Далее учащиеся, которые допустили ошибки:
уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода)
на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок – место затруднений
Вывод: работа с моделями , алгоритмами ,схемами поможет в достижении не только предметных, но и метапредметных результатов:
оценивать правильность/уместность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать и реагировать на реплики, поддерживать разговор);
составлять план своего высказывания ;
находить и исправлять допущенные ошибки в схеме, алгоритме с недостающими данными;
находить оптимальный вариант рассуждения;
выражать собственное мнение, аргументировать его самостоятельно или с опорой на модель;
совершенствование навыки работы в паре, группе;
умение выражать свои мысли

Исследование уровня развития связной речи .
Диагностика уровня развития связной речи
Первичная диагностика- цель которой: определить уровень развития связной речи у учащихся второго класса.
Формирующий этап - цель которого: разработать комплекс упражнений, моделей и алгоритмов способствующий развитию связной речи.
Повторная диагностика - цель которой: определить эффективность комплекса упражнений, алгоритмов и моделей направленных на развитие связной речи.
В первичной диагностике принимали участие 9 ученик 2 класса.
Львов М.Р. выделяет семь критериев речи:
1. Содержательность 2. Логичность 3. Точность 4. Языковая правильность речи
5. Ясность 6. Коммуникативная целесообразность 7. Выразительность.
Для определения уровня развития связной речи учащимся было дано задание: распределить предложения в их логической последовательности (работа по восстановлению связного текста).
Результаты первичной диагностики
1. Прочитай
Медведи.
Тихо падал на большой сугроб снег. Там спали медведи. Тёплое солнце и капель разбудили их. Мать и сын вышли из берлоги. Звенел голосок синички. Звонко журчал ручей. Лес весело встретил медвежонка.
- Запиши ответы на вопросы:
Где спали медведи?
Что их разбудило?
Как встретил лес медвежонка?
Как журчал ручей?
Что делал голос синички?
Как падал снег?
На какой сугроб падал снег?
Спиши. Расставь где нужно точки.
Ёлочки.
На краю леса росли маленькие ёлочки любо было смотреть на ровные ряды стройные малышки купались в пушистом снегу дед Кузьма и внук Василий оберегали их им помогала ворона Каркуша.
Составь из рассыпавшихся слов предложения так, чтобы получился связный текст. Озаглавь его.
Падают, неба, с,дождя, тихо, капельки.
По,жук, ползёт, тропе, влажной.
Под, быстро, пнём, жук, старым, скрылся .
Его, не, траве, видно,в.
Лось, на, вышел, тропу.
6) Он, красив, как!
4. Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности, дополнив их своими словами.
1. Осень
.2. Дети сажают молодые деревца.
3. Дети копают ямки вдоль улицы.
4. Весна. Деревья зазеленели.
5.Взрослые забивают в землю колья вокруг посаженных деревьев.
5. Выбери из пары слов, данных в скобках, то слово, которое соответствует смыслу предложения. Спиши.
Я активно помогал бабушке по хозяйству: ходил на ( прут\ пруд) за водой. Наполнял (бачок\бочок) для поливки и стирки, (разряжал\ разрежал) огуречную рассаду и (лук\ луг). Так хлопотал, что даже (поседеть\ посидеть) было некогда. Бабушка меня похвалила, сказала, что (труд\трут) поможет мне ( развеваться\ развиваться) физически.
6. Напиши определения.
1) Что такое имя существительное?
2) Что такое приставка?
7. Составь поздравительную открытку маме с 8 Марта.
Критерии оценки речи

1. Низкий уровень - в письменной речи отсутствует точность. В рассказе ребенка логичность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, ясность не прослеживается. А также в своей речи ребенок употребляет простые несложные предложения.
2. Средний уровень - в речи ребенка прослеживается коммуникативная целесообразность, ясность, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность.
3. Высший уровень - в речи ребенка прослеживается содержательность, свои предложения в речи учащийся выстраивает последовательно, логично, точно, а также употребляет в своей речи выразительные слова, словосочетания, отвечая на вопросы целесообразно и ясно.
Результаты диагностики отражены в таблице 1.
Таблица 2. Сравнительный анализ уровня развития связной речи на констатирующем этапе
Уровни
Высокий

Средний

Низкий



%
Чел.
%
Чел.
%
Чел.

2 класс
0
0
22%
2
77%
7


Таким образом, на высоком уровне в классе находятся 0 учащихся. На среднем уровне находятся 22% учащихся. На 3 уровне в классе находятся 77 % учащихся. Таким образом, большинство учащихся 2 класса находятся на низком уровне развития связной речи.
Повторная диагностика
Задача исследования: изучить роль алгоритмов и моделей в формировании связной речи у учащихся 3 класса
Формирующий этап – цель: подобрать комплекс моделей, алгоритмов, направленных на развитие связной речи младших школьников.
Подобран комплекс упражнений направленный на содержательность, логичность, точность, выразительность, правильность. Планируемые результаты: умение выражать собственное мнение и аргументировать его; умение составлять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения, находить оптимальный вариант окончания текста.
Составь из слов предложения. Озаглавь.
Схема построения предложения
Предмет

Признак\ Предмет

Действие



Ваня, лесом, любовался.
Деревья, праздничные, стояли.
Соком, налилась, алым, земляника.
Были, ягодки, похожи, серьги, на, красные.
Ваня, собирать, землянику,стал.
Угостил, ягодами, он, сладкими, бабушку, свою.
2. Распределите предложения в их логической последовательности.
1. Зима. В лесу много снега
.2. Идет по лесу лесник со своей сторожевой собакой.
3. Погоня заканчивается поражением собаки, лиса спряталась в норе
4. Собака увидела лисицу и бросилась за ней.
5. Сторож позвал своего пса
3. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст?
А. Скоро у них вывелись аистята.
Б. На старом дереве аисты свили гнездо.
В. Радовались аистята вкусной еде.
Г. С раннего утра до позднего вечера родители носили им из болота лягушек и рыбёшек.
Д. Они благодарно хлопали широкими крыльями и звонко щёлкали крепкими клювами.
Модель текста повествования.

Части текста
Особенности

Начало
Вопросы: кто? где? когда? с чего началось ?

Основная мысль
Как развивалось действие?

Конец
Вопросы: кто? где? когда? Чем все закончилось?



Алгоритм ответа
1.Что это? (часть речи, слова)
2. На какие вопросы отвечает?
3.Что обозначает?
4. Каким членом предложения является?

Дать определения понятиям.
Что такое глагол?
Что такое суффикс?









Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
Моя поляна.
У меня есть любимая поляна. Она очень красива. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.
Рядом с поляной находится сад. Деревья высокие выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки
Однажды я слышал хруст. Я осмотрелся, это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.
Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

1. Какое любимое место было у автора?
2. Что однажды ему удалось увидеть?
3. Как лоси лакомились яблоками?
4.Когда приходили лоси лакомиться яблоками ?
5.Кто живёт на поляне?
6. Составьте поздравительную открытку с Днём Конституции президенту России
План 1.Обращение. 2.Поздравление. 3. Личные пожелания. 4. Пожелания в работе.

Обращения 1. Дорогой 2. Любимый 3. Уважаемый 4. Господин 5. Имя 6. Имя и отчество

Личные пожелания - счастья -долголетия - здоровья - солнца, - добра, - света, мира


Пожелания в работе -успехов в работе - процветания страны -лучшей жизни -просьбы
-Какие напутствия, советы,
Просьбы можно высказать







4. Повторная диагностика анализ результатов
Повторная диагностика- цель, которой сравнить анализ полученных результатов эксперимента направленного на развитие связной речи младших школьников во 2 классе.
После применения различных упражнений, алгоритмов и моделей рассуждения и построения предложений, текстов, направленных на развитие связной речи у младших школьников, было проведено исследование уровня сформированности развития связной речи по методике применявшейся на первичной диагностике.
Каждому ученику давалось задание аналогичное заданию, которое было предложено на констатирующем этапе (работа по восстановлению связного текста).
При выполнении заданий можно пользоваться моделями и алгоритмами для построения высказывания
Результаты контрольного этапа свидетельствуют о том, что у учащихся 2 класса уровень развития связной речи повысился незначительно. Но все же степень развития связной речи улучшилась. Таким образом, модели и алгоритмы повлияли на развитие связной речи.
13EMBED Excel.Chart.81415


Заключение
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.
Обращение к алгоритмам в методике обучения русскому языку не является случайным, неожиданным.
Одной из предпосылок для использования приема алгоритмизации  в обучении является учение П. Я. Гальперина об ориентировочной основе умственных действий.
использование алгоритмов позволяет средне и слабоуспевающим школьникам формировать положительную учебную мотивацию;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать и реагировать на реплики, поддерживать разговор);
составлять план своего высказывания ;
находить и исправлять допущенные ошибки в схеме, алгоритме с недостающими данными;
находить оптимальный вариант рассуждения;
выражать собственное мнение, аргументировать его самостоятельно или с опорой на модель;
совершенствование навыки работы в паре, группе

Литература
1. Аванесов Р.И.,  Сидоров  В.Н.  Очерк  грамматики  русского литературного языка. - 1945.
2. Алгазина Н.Н. и др. Обучение орфографии с применением ЭВМ: методика и опыт // РЯШ.- 2005.- N6.- С.34-37.
3. Алгазина Н.Н. Методика изучения орфографических правил.  - М.- 1982.- 

4. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе: Сб. статей / Под ред.Н.И. Кудряшова. –

5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961. -218с.

6 Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа, 2003,№4. -С.47-51.
7. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000,№4. -С.35-39.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. / Н.Ф Талызина