М. А. Фром учитель русского языка и литературы МОУ СОШОТ № 153 Модель культурно — воспитательной работы с «трудными» подростками.

М. А. Фром учитель русского языка и литературы МОУ СОШОТ № 153
Модель культурно - воспитательной работы с «трудными» подростками в МОУ Специальная общеобразовательная школа открытого типа № 153

Специальная общеобразовательная школа открытого типа № 153 выполняет функции профилактического учреждения и создана для подростков от 13 лет с устойчивым противоправным поведением, подвергшихся любым формам психологического насилия, отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями. Подростки, обучающиеся в школе, – это учащиеся с крайне низкой или нулевой учебной мотивацией, педагогически запущенные дети, имеющие трудности в обучении. В школу № 153 принимаются подростки из всех округов г. Омска в возрасте, только по заключению и направлению психолого-медико-педагогической комиссии учреждения, и постановлению комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства, заявление родителей (законных представителей).
В учреждении создается система, обеспечивающая развитие личности обучающегося, нуждающегося в особой заботе и защите. 79,9 % учащихся составляют группу риска. Учащиеся, состоящие на учете в отделе по делам несовершеннолетних (совершившие преступления) - 27 %; учащиеся, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних (совершившие преступления и ведущие асоциальный образ жизни) - 23 %; учащиеся, состоящие на внутришкольном контроле - 38 %; Учащиеся, употребляющие наркотические, токсикологические средства - 12 %.
Социальный статус семей учащихся 2007-2008 учебного года, указанной школы: благополучные семьи - 14,8 % (46 семей); неблагополучные семьи - 85,2 % (243 семьи), а именно ведущие асоциальный образ жизни - 38,2 % (93 семьи); с нарушенными взаимоотношениями -93 % (226 семей); умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность - 97,9 % (238 семей); с жестоким обращением с детьми - 1,6 % (4 семьи); попавшие в экстремальную ситуацию -1,2 % (3 семьи).
Многие учащиеся нуждаются в социальной опеке и защите. Таких семей – 73, что составляет 25,3 %, к ним относятся следующие типы: с низким материальным обеспечением -43,8 % (32 семьи); попавшие в экстремальную ситуацию - 4,2 % (3 семьи); дети, находящиеся на опекунстве - 19,2 % (14 семей); многодетные семьи - 32,8 % (24 семьи). Большой процент неполных семей – 133 семьи, что составляет 46 %, из них семей, в которых подростка воспитывает мать, - 130 (98 %), семей, в которых подростка воспитывает отец – 3 (2 %). Многие учащиеся имеют проблемы со здоровьем.
Образовательное поле внеклассной работы школы № 153 – организация досуга в рамках школы. Это особо организованный процесс, носящий практико-ориентированный, деятельностный характер, где создаются комфортные условия для ребенка и педагога и всех тех, кто связан с образованием; создан простор для инициативы, творчества, поиска. Образование имеет гибкую систему, позволяющую ребенку свободно продвигаться в совместном творчестве с педагогом в своем развитии. Основное внимание при организации учебно-воспитательного процесса уделяется коллективно - творческим делам.
Коллективно - творческие дела и воспитательная система школы служит основой для построения системы социально - культурной деятельности с трудными подростками. Цели и задачи социально - культурно деятельности: формирование всесторонней развитой личности, повышение интеллектуального развития подростков, содействие социализации личности, формирование правовой, эстетической, нравственной культуры.
Система социально - культурной деятельности с трудными подростками представляет собой социально - педагогическую систему взаимодействия педагогического коллектива, социума, трудных подростков в специфических условиях образования и досуговой деятельности. Она заключает в себе совокупность педагогических средств, форм и методов, направленных на повышение общего уровня культуры трудных подростков, повышения их познавательной и творческой активности, снятия психологического дискомфорта и повышения личностной самооценки. Основными средствами этой системы является вовлечение в общественную деятельность через цикл коллективно- творческих дел и воздействие на подростка микросоциума школы (сети учреждений культуры, спорта и дополнительного образования)
Социально - культурно деятельность представляет собой процесс взаимодействия педагога с детьми и подростками с целью формирования их личности в специфических условиях досуга и состоит из нескольких направлений: образовательной деятельности, воспитательной деятельности, деятельности по организации досуга и развитие творческих способностей подростков.
Сегодня основной задачей общеобразовательных учреждений состоит не только в том, чтобы дать общее образование детям и подросткам, отвечающее современным требованиям, но и развить их духовные ценности, развить интересы и потребности в культурных ценностях путем разнообразной досуговой и творческой деятельности. Особое место в этом процессе занимает категория трудновоспитуемых подростков.
Совершению правонарушений и преступлений среди подростков способствует ряд причин: разрушение института семьи, рост числа неблагополучных семей и неполных семей; социально-экономический кризис, безработица социальная незащищенность населения; отсутствие жизненных перспектив, нет возможности трудоустроить; подростков, нет права на труд, на выбор профессии; педагогически неорганизованный досуг подростков; коммерциализация досуговой сферы.
В связи с этим цель заключается в том, чтобы создать новую систему воспитания в общеобразовательном учреждении, направленную на повышение уровня воспитанности трудных подростков, развитие культуры досуга, изменения их системы ценностей и мотивов поведения. Этой цели отвечает модель социально- культурной деятельности с трудными подростками, предложенная в данной дипломной работе.
Отличительной особенностью данной системы является то, что средством перевоспитания трудных подростков являются не традиционные педагогические методы, а коллективная творческая деятельность и активное приобщение подростков к культурным ценностям, организация досуга. Результаты анкетирования, проведенного в прошедшем учебном году, показало: коллективно- творческие дела способствовали развитию творческого потенциала (75% опрошенных); способствовали развитию коммуникативных умений и навыков (63%); способствовали адаптации к различным жизненным ситуациям (54%);позволили организовать досуг (32 %): оставили равнодушным, отвлекали от полезной деятельности (2%).
Основными проблемами при проведении коллективно - творческих дел были: недостаточная материально-техническая база; низкий уровень общей культуры учащихся; смена и временное отсутствие педагогов дополнительного образования. Таким образом, опираясь на данные исследования, можно сделать вывод, что система культурно-воспитательной и социально - культурной деятельности позволяет повысить уровень педагогически организованного досуга подростков посредством коллективно- творческих дел и социально- психологического сопровождения трудных подростков.
15