Полный самоанализ урока трудового обучения (швейное дело) в 7 классе по теме Прямая юбка. Способы обработки нижнего среза юбки.


Полный самоанализ урока трудового обучения (швейное дело) в 7 классе
по теме Прямая юбка. Способы обработки нижнего среза юбки.
Анализ цели урока.
Важнейшим требованием к уроку является ясность учебной цели, поэтому я стремилась точно сформулировать задачи, логически связать их между собой с темой и содержанием урока.
Цель урока: формировать целостное представление о способах и последовательности обработки технологических узлов прямой юбки.
Задачи:
- расширить знания по теме «Прямая юбка. Способы обработки нижнего среза юбки»;
- корригировать зрительное и тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук через выкладывание мелких деталей;
- стимулировать познавательную активность и интерес к предмету;
- формировать потребность в профессиональном самоопределении.
Цели и задачи урока я ставила с учетом особенностей программных требований для школ VIII вида. Отбирая материал к уроку, я стремилась, чтобы задачи, реализуемые в ходе урока, прослеживались на всех этапах и были логически связаны между собой. Содержание урока имеет коррекционно – развивающую направленность, что соответствует возможностям обучающихся с недостатками развития интеллекта. Данный урок является итоговым в разделе «Способы обработки нижнего среза юбки». Учебный материал подаётся с учётом изученного ранее, соблюдая преемственность и логическую последовательностью. Тип урока комбинированный. Урок проходил в 7 классе. Учебный материал отобран в соответствии с возможностями обучающихся согласно программе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Я использовала групповую, индивидуальную и фронтальную форму обучения. Идея урока доведена до учащихся через проблемный вопрос. Приём изложения материала в виде рассказа учителя, с опорой на наглядность и учебник. Цели и задачи реальные, достижимые.
Анализ структуры и организации урока.
Урок имеет чёткую структуру с взаимосвязанными этапами. Каждый этап представляет законченный смысловой блок, при этом не нарушает логическую последовательность в материале, выбранных методов и приёмах обучения. Время каждого этапа я распределила, на мой взгляд, рационально следующим образом.
Организационный момент - 5 мин.
Повторение – 7 мин.
Постановка цели – 3 мин.
Пауза – 1 мин.
Изучение нового учебного материала. – 10 мин.
Практическая работа. - 15 мин.
Итоги – 4 мин.
Тип урока комбинированный.
Рабочее место ученика подготовила заранее. Каждый ученик имел необходимые материалы: тетради, учебники, опорные схемы, карточки – задания Наглядные пособия и раздаточный материал предоставляла по степени необходимости
Мобилизующему началу урока способствовали развивающие упражнения, шуточный тест по ТБ, карточки- пазлы. Конец урока имел логическое завершение в форме подведения итогов, анализа урока, рефлексии, что обеспечило целостность и завершённость
На мой взгляд, урок имел высокий темп, благодаря максимально эффективному и продуктивному использованию рабочего времени. Учащиеся работали активно, была работа в группах, выбор заданий дифференцировался. Я считаю, план урока выполнен, задачи реализованы,
Анализ содержания урока
Содержание урока соответствует требованиям специальной программы СКОУ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. На этапе ИНМ в основу изложения учебного материала я ставила дидактические принципы: доступность, научность изложения. В уроке я учитывала особенности усвоения теоретических знаний учащимися с нарушением интеллекта (фрагментарность и нерасчленённость знаний, смещение представлений, механическое усвоение отдельных знаний). Поэтому очень важным для меня было логичность изложения учебного материала. Дозированная подача материала, опора на план урока, возвращение к проблемному вопросу способствовали этому. Урок несёт практическую направленность, поскольку формирует представление учащихся о возможных способах обработки юбки.
Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).
Моя задача как учителя заключалась в правильном отборе методов, приёмов и средств обучения, чтобы организовать на уроке познавательную деятельность учащихся.
Учеников 7 класса привлекают интересные по форме задания, они быстро вовлекаются в урок, поэтому на этапе ОМ я использовала игровой приём (шуточный тест по ТБ, карточки- пазлы.) проблемный вопрос помог мне чётко сформулировать задачу урока с учётом темы урока. Учитывая учебные возможности детей, я использовала дифференцированный подход (сильный, слабый) Формы работы фронтальные, групповые, индивидуальные. Чтобы активизировать познавательную деятельность применяла наглядность, раздаточный материал.
В условиях коррекционной школы я уделяла внимание методам стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности (создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр), а также поощрение, контроль, дискуссии. У детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточно сформированы представления. Очень важно было использовать методы наглядной передачи и зрительного восприятия (наблюдение, показ иллюстрации, показ образца, показ способа действия). Также в уроке имели место методы организации учебно-познавательной деятельности (объяснение, беседа). Проблемное изложение материала было связано с использованием беседы, проблемной ситуации, обобщений.
Актуализация опорных знаний в условиях коррекционной школы проводится с целью определить зону ближайшего развития учеников. Это фронтальная беседа. Поскольку ученики с ограниченными возможностями здоровья испытывают определённые речевые трудности, очень важно для меня приучить давать полный ответ на вопрос. При проверке и оценке знаний применяю индивидуальный устный опрос, опрос по карточкам, письменный опрос, опрос у доски.
Качественное освоение материала проверяется на этапе закрепления (работа в группах, работа с текстом) сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися предполагают два уровня сложности.
Учитывая сложность восприятия учебного материала для детей с ограниченными возможностями здоровья, для меня является важным спокойный темп речи, чёткое проговаривание, понятные простые инструкции.
5.Анализ работы учащихся на уроке.
Среди недостатков развития учеников с ограниченными возможностями здоровья основным является низкая познавательная активность. Поэтому в уроке я использовала методы и приёмы для её активизации. Это создание ситуации занимательности, ситуаций успеха. Как следствие учащиеся проявляли активность, заинтересованность. В процессе формулирования цели урока интерес и активность поддерживался проблемным изложением. Ученики с недостатками развития плохо владеют научной организацией труда на уроке. Поэтому на уроке учащимися отрабатываются навыки самостоятельной работы с книгой, тестами, графическими схемами Учащиеся работали самостоятельно, в группах овладевали навыками самоконтроля с помощью практических заданий. Слабым местом в усвоении материала на уроке является поверхностное восприятие материала, не способность учащихся с ограниченными возможностями здоровья глубоко и осознанно понимать, и применять полученные знания. Важнейшим условием хорошего урока для меня является психологический комфорт. В конце уроке учащиеся показали своё настроение, отношение к уроку Ученики были настроены позитивно, удовлетворены результатами урока.
6. Анализ домашнего задания.
В условиях школы – интерната домашнее задание выполняется на занятии по самоподготовке под контролем воспитателя во внеурочное время, а также носит в большей степени развивающий характер
7. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.
Класс оборудован и содержит всё необходимое для качественного проведения урока.
Классная доска (магнитная) зелёного цвета, пригодна для работы мелом, а также закрепления наглядности.
На перемене использую режим проветривания. В ходе урока была скрытая физминутка (перемещение в группы, согласен с ответом - встань).
Применение наглядности, соответствовало нормам (текст печатный, цвет чёрный, четкость написания, размер букв оптимальный). Наглядность демонстрировалась по мере необходимости, не отвлекая от работы класс
Правила охраны труда и техники безопасности соблюдались
Общие выводы по уроку:
В самоанализе я попыталась осветить структуру, формы, методы, приёмы работы на уроке по реализации цели и задач. А также показала способы вовлечения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учебную деятельность Цели и задачи урока, на мой взгляд, достигнуты. Общие результаты урока: 100% выполнение плана урока.
К недостаткам урока отношу слаборазвитую мелкую моторику пальцев рук обучающихся, что сказывается на качестве и скорости выполнения практической работы. Для этого считаю необходимым разнообразить методы и приёмы, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Считаю необходимым для повышения самообразования обратить внимание на коррекционную педагогику.