Доклад «Общедидактические принципы на уроках профессионально-трудового обучения» (швейное дело)


ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа - интернат №1»
Доклад
«Общедидактические принципы на уроках
профессионально-трудового обучения»
(швейное дело)
Учитель: Крикунова Ю.В.
2016 год
Название принципа обучения Характеристика принципа обучения Специфика его реализации в обучении детей с умственной отсталостью
Научности Детям предлагаются к усвоению прочно установленные в современной науке положения, знания Формировать оптимальный минимум общеобразовательных предметов и их содержания.
Коррекция неточных, неполных и фрагментарных представлений и понятий.
Систематичности и последователь-ностиУсвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи, «забегание» материала вперед (подготовка к формированию того или иного понятия). Материала разделен на логические части более подробно; частое повторение и возвращение к изученному ранее материалу.
Изучение какой-либо темы последовательно в нескольких классах (каждый раз глубже, чем в ранее).
Осознанности Формирование учебной мотивации, интереса к учебе;
Обеспечение полного понимания учебного материала;
Формирование умения использовать полученные знания на практике Создавать условия для формирования умственных действий, мыслительных операций, способствующих осознанному восприятию материала. На занятиях специально планировать способы и приемы повышения познавательной активности, формирования устойчивого внимания, работоспособности.
Активности Поддержание высокой познавательной активности Упрощение учебного материала, подчёркивать главное в изученном;
периодически проверять усвоение;
замедленный темп обучения;
побуждать учащихся к приведению своих примеров из жизни.
Доступности Учёт уровня развития школьников, их возраста, личного опыта. Связать усвоение новых знаний с особенностями мышления у школьника. Посильная нагрузка и задания.
Прочности усвоения знаний Длительность сохранения в памяти и воспроизведение в нужный момент Необходимость организованного повторения и выполнения многообразных упражнений (многократность повторений).
Индивидуального и дифференциро-ванного подхода Индивидуальный подход - система целенаправленных педагогических действий, учитывающая особенности и возможности развития каждого ребенка.
Дифференцированный подход – система воздействий учитывающая особенности и возможности развития групп детей. Хорошо знать и учитывать психофизические причины аномального развития, которые еще более углубляют индивидуальные особенности личности.
Дифференцированный подход к содержанию образования в зависимости от социально-экономических, географических, исторических, и других условий региона; разделение класса на несколько групп по способностям и степени обучаемости (сильная, средняя и слабая)
Наглядности Организация чувственного познания ученика. Использование наглядных. Сочетание средств наглядности и практической деятельности детей с наглядными предметами (счёта, развитие речи). Наглядный материал должен быть качественный, лишён ненужных деталей.
Коррекционно-развивающая направленность обучения (специальный принцип) Система педагогических воздействий, которая направлена на исправление или ослабление вторичных отклонений в развитии детей. На учебном материале с помощью специальных приемов решаются задачи коррекции;
В результате формируются обобщенные учебные навыки и навыки других видов деятельности (ориентировка в задании, планирование предстоящей работы, контроль за проделанной работой)
Практическая направленность обучения (специальный принцип) Достижение определённого уровня трудовой подготовки детей необходимой для последующей социализации в обществе. Поиск практической значимости материала урока;
Создание практических ситуаций на уроке;
Расширение возможности использования знаний в конкретных навыках и умениях.
Воспитывающий характер обучения все занятия должны включаться в систему коррекционно-воспитательной работы Главное внимание уделять трудовой подготовке, вырабатывать полезные привычки, позволяющие приспособиться к социуму
Расширение социальных связей (специальный принцип) усвоение общепринятых норм поведения,
овладение навыками общения Только путем много-
кратных упражнений, систематически предъявляемых требований
у детей вырабатываются положительные привычки, способствующие их интеграции в общество
Интегрированного обучения (специальный принцип) межпредметные связи: параллельное прохождение одних и тех же тем на разных уроках с помощью разных средств и методов Всемерно расширять ограниченный опыт детей, развивать их восприятие, умение устанавливать связи между предметами. Например, упражнения по развитию общей и мелкой моторки учащихся проводятся и на уроках физкультуры, и на уроках предметно-практической деятельности, рисования и письма.
Вывод: в специальной школе общедидактические принципы обучения общей педагогики реализуются с учетом особенностей всего учебно-воспитательного процесса, и в первую очередь его коррекционной и практической направленности.