КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ (СТОЛЯРНО — ПЛОТНИЧНОЕ ДЕЛО) В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА.


КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ (СТОЛЯРНО - ПЛОТНИЧНОЕ ДЕЛО) В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА.
Проблема коррекции нарушений речи у детей с отклонениями в развитии ненова. Ряд ученых исследуют эту проблему в рамках изучения школьного курса для детей с отклонениями в развитии, обучающихся в специализированных учебных заведениях. В ракурсе данной проблемы учебной программой предусмотрены такие дисциплины, как чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, цикл естественных наук, музыка и пение, логопедические занятия.
Однако сложность в произношении отдельных слов и выражений, низкий уровень речевого развития у детей с интеллектуальной недостаточностью определяет необходимость развития и коррекции нарушенных компонентов речи в условиях коррекционной школы- интерната не только на вышеперечисленных, как их еще называют, «основных», уроках. Немаловажную роль в коррекции нарушений речи играют занятия по так называемым «прикладным» дисциплинам. В их числе занятия по трудовому обучению (столярно- плотничное дело). Занятия в мастерской являются не только флагманом формирования общетрудовых умений и навыков. Они в большей степени направлены на социализацию детей, интеграцию их в обществе. Не одна социальная программа не обходится без такой (на мой взгляд, основной) составляющей процесса социальной адаптации обучающихся коррекционных школ VIII вида, как общение, развитие коммуникативных способностей. В связи с этим, уроки трудового обучения, наряду с другими дисциплинами в учебном процессе, призваны развивать не только общетрудовые и специальные умения и навыки, знакомить детей с общетрудовыми операциями, но и корригировать нарушения речи, связанные с недоразвитием ее компонентов.
Стоит отметить, что при анализе речи детей с отклонениями в развитии обнаруживается бедность и элементарность их словаря. Речь таких детей монотонна, маловыразительна, звукопроизношение при формировании предложений нарушено и характеризуется нечеткостью. Коррекция таких недостатков является одной из ключевых задач при обучении детей с умственным недоразвитием.
Учебная программа в условиях школы - интернатаVIII вида построена таким образом, что занятия по трудовому обучению в мастерской начинаются с 4-го класса. Впервые знакомясь с устройством столярной мастерской, ее зонами, названиями инструментов учащиеся узнают много различных терминов и понятий, которые они раньше даже не слышали. Именно с первого года обучения важно, чтобы новые слова и термины, которые дети произносят с трудом, не испортили первого впечатления о занятиях в школьной мастерской. Произношение ряда новых, зачастую специальных, терминов вызывает определенные затруднения не только у учащихся коррекционной школы, но даже у взрослого человека. Для этого необходимо использование на уроках по трудовому обучению словарной работы. Она заключается, во- первых, в устройстве словарной доски, на которую по необходимости помещаются новые слова, термины, названия столярных инструментов, приспособлений и трудовых операций. Так, например, при изучении темы «Столярные инструменты и приспособления» в 4 классе обучающиеся знакомятся с такими названиями, как ножовка, киянка, рубанок, стамеска и.др. Новые термины должны быть выполнены в печатном виде, желательно одним шрифтом. Над каждым словом должно стоять ударение. Важно, чтобы словарная доска находилась в поле зрения обучающихся с целью оперативного ее использования. При возникновении затруднений в произношении какого- либо названия ученик, при помощи учителя, всегда сможет правильно его воспроизвести, посмотрев на словарную доску. Использование такой доски в работе помогает детям быстрее запомнить какой- либо термин, и ,что самое главное, правильно произнести и применить его в трудовой деятельности.
Во- вторых, словарная работа ведется и в тетрадях, куда обучающиеся записывают новые термины, списывая их со словарной доски ,проговаривая новые слова при написании. Например, при изучении темы «Строение верстака» в 4 классе ученики узнают о таких понятиях, как верстак, подверстачье, боковой зажим и т.д. Далее они делают схематичный рисунок верстака и обозначают на нем элементы, правильность написания, и, самое главное, правильность произношения которых они видят на словарной доске.
Коррекция нарушений речи неразрывно связана с развитием мышления. В связи с этим, в учебном плане по трудовому обучению 50-60% учебного времени отводится практическим работам, в ходе выполнения которых дети составляют план своей работы по изготовлению изделия, выделяют необходимый материал и инструменты, прогнозируют результат. При составлении плана работы учащиеся самостоятельно (при пассивной помощи учителя) проектируют последовательность своей деятельности, обсуждают наиболее оптимальный способ выполнения практической работы. На данном этапе важно предоставить возможность выразить свои мысли вслух каждому ученику. И хотя они это делают весьма неохотно, необходимо с помощью простых вопросов побудить желание быть соучастным в решении трудовых проблемных ситуаций. Коллективное обсуждение плана работы позволяет учащимся самостоятельно выработать алгоритм действий при изготовлении изделий, определиться с набором инструментов. Письменная речь учащихся IV, V, VII классов вспомогательной школы (как отмечает О.В.Правдина) становится более развернутой, чем устная; сложных предложений в письменных рассказах оказывается больше, чем в устных. Отсюда следует, что более замедленный темп письменной работы, по сравнению с устной, дает умственно отсталому ребенку возможность использовать более полно результаты своего обучения. Так, например, при изучении в 5 классе темы «Изготовление кухонной утвари» на примере изготовления кухонной лопаточки учащиеся самостоятельно определяют этапы выполнения работы, указывая те пункты плана, с которыми они уже сталкивались (подобрать материал, разметить заготовку и т.д.).
Перед непосредственным выполнением практической работы учащиеся по очереди пересказывают действия, которые им необходимо осуществить (устная инструкция) и только после этого приступают к непосредственному выполнению работ. Так, при изучении темы «Долбление сквозного и несквозного гнезда» перед выполнением практической работы ученик конкретно поясняет, что он будет выполнять: «- Беру заготовку, закрепляю ее в боковом зажиме верстака. В правую руку беру киянку. В левую руку беру стамеску» и т.д.
Огромная роль при коррекции нарушений устной речи на уроках столярного дела отводится при непосредственном выполнении практических работ. Необходимо в ходе выполнения учащимися каких- либо трудовых операций индивидуально беседовать с ними. В ходе такой короткой беседы разумно будет просить их дать полный и четкий комментарий тех действий, которые они выполняют в настоящий момент. Например:
- Что ты выполняешь в данный момент?
- Я выстрагиваю заготовку рубанком до риски и т.д.
Зачастую при произношении названий инструментов или трудовых операций обучающиеся произносят их в искаженном виде или вообще затрудняются воспроизвести. В таких случаях необходимо добиваться того, чтобы дети давали правильные и полные ответы. А многократность правильного повторения облегчит применение таких названий в жизни, обогатит лексикон учащихся.
При коррекции речевых нарушений на уроках профессионально- трудового обучения немаловажную роль играют зрительные образы тех предметов (инструментов и приспособлений), произношение которых вызывают затруднения. В этой связи целесообразно применение тематических стендов, на которых прикреплены натуральные инструменты и приспособления с соответствующими надписями- названиями. Надписи обязательно должны легко читаться. При возникших затруднениях необходимо предоставить возможность ученику самостоятельно найти нужное слово, которое будет соответствовать данному инструменту, и правильно произнести его несколько раз.
На протяжении всего курса по профессионально- трудовому обучению большое внимание уделяется усвоению и соблюдению правил безопасной работы учащихся в столярной мастерской. Перед выполнением практических работ учащимся предлагается самостоятельно воспроизвести знания по охране труда, полученные ранее. Хорошо, если ответы учащихся будут дополняться их одноклассниками. При возникновении затруднений в ходе воспроизведения правил безопасности необходимо предложить учащимся посмотреть и прочитать эти правила на имеющемся стенде.
Профессионально- трудовое обучение- это, в первую очередь, коллективный труд. На уроках учащиеся постоянно взаимодействуют между собой, обмениваются мнениями, подсказывают друг другу, коллективно оценивают свои работы. Предельно ясно, что такое взаимодействие сопровождается речевой деятельностью. Учащиеся спорят, высказывают и отстаивают свою точку зрения. В ходе коллективной работы дети также учатся спрашивать, отвечать, выслушивать собеседника. У них развивается диалогическая речь. В связи с этим, взаимодействие детей в процессе труда между собой, с учителем оказывает позитивное влияние на коррекцию нарушений речи у детей с отклонениями в развитии.
Таким образом, многообразие методов и приемов, применяемых на уроках трудового обучения в столярной мастерской, способствуют успешной реализации программы, направленной на коррекцию нарушений речи у детей с отклонениями в развитии, что в конечном итоге ведет к наилучшей приспособленности выпускников коррекционных школ к жизни, т.е. к их социально- трудовой адаптации.