Формирование ключевых компетентностей учащихся через исследовательскую деятельность в условиях внедрения государственных образовательных стандартов


Научно-практическая конференция
«Научно-исследовательская деятельность образовательных организаций в условиях внедрения новых образовательных стандартов: теоретико-прикладной аспект»
Секция. Процессы формирования исследовательской компетенций в условиях внедрения государственных образовательных стандартов.
Формирование ключевых компетентностей учащихся через исследовательскую деятельность в условиях внедрения государственных образовательных стандартов
Лазоренко Наталья Михайловна,
методист методического кабинета отдела образования администрации города Енакиево
Особенности развития современного общества и образования требуют новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, новых черт в портрете выпускника, который должен прийти в мир взрослых подготовленным и разносторонне развитым, способным самостоятельно решать многие вопросы, находить оптимальные варианты развития ситуаций, генерировать идеи и предлагать проекты. Всему этому может научить школьника исследовательская и проектная деятельность в урочное и внеурочное время.
Доктор психологических наук, профессор И. А. Зимняя указывает, что в последнее десятилетие происходит резкая переориентация результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающегося.[1]
Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Ключевые компетенции – парадигма результата современного образования: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования [5].
Для формирования ключевых компетенций в процессе школьного образования необходимо использовать такую педагогическую технологию обучения, при которой создаются условия для появления у учащихся опыта деятельности: школьник большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. В решении этих задач обучения ведущее место принадлежит методам, которые формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся; развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; реализуют принцип связи обучения с жизнью [5]. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося) [6]. Безусловно, исследовательская деятельность для школьников не может быть абстрактной. Ученик должен хорошо осознавать суть проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно. Учитель не должен вести ученика «за руку» к ответу, а лишь как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, которые ставит нам жизнь, или которые мы ставим сами перед собой, совместно с учеником искать решение. В самой «формуле» сотрудничества заложен принцип равноправия, который достигается благодаря тому, что ни одна из сторон не знает истины, хотя бы потому, что она не достижима.
Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы [2].
Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.
При правильной организации работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности, а также создании системы такой работы в рамках внеучебной деятельности школьники получают возможность не только овладеть знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения. Необходимость письменного оформления результатов проектной деятельности побуждает тщательнее подходить к формулировкам, лучше структурировать информацию, воспитывает у школьников способы грамотного и цивилизованного обмена информацией.
На первом этапе реализации нашей работы предполагается организация массовой учебно-исследовательской деятельности учащихся 8-11-х классов, внедрение в учебный процесс системы дифференцированных заданий, обеспечивающих целенаправленное и поэтапное обучение всех детей способам поиска и переработки информации, исследовательским навыкам.
Следующий этап – распространение учебных исследований в начальной, а затем в средней школе (5-7-х классах). Такая деятельность позволяет расширить и скорректировать рамки классно-урочной системы, так как материал, предложенный для изучения на уроке, получает дополнительное практическое закрепление и творческую интерпретацию. Темы для проектных, исследовательских работ подбираются совместно с учениками и родителями, причем обязательно соблюдаются три важных критерия:
1) конкретность темы и получаемых результатов;
2) витагенность исследования («вырастание» из собственного жизненного опыта);
3) возможность представления результата в самых различных формах (научный либо художественный текст, визуальный образ, музыкальный пассаж, видеосюжет, инсценировка, игра и т.д.).
Таким образом, учебно-исследовательская деятельность школьников выступает средством «мягкой трансформации» классно-урочной системы и привносит в нее новые смысловые акценты, приоритеты и стимулы, создает условия для перевода учащихся и преподавателей на новый уровень сотрудничества – в рамах научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность – форма научной деятельности, осуществляемая учащимся под руководством научного руководителя. Как правило, ученик решает достаточно малую, но самостоятельную исследовательскую задачу, результат которой не планируется заранее и оказывается пусть незначительным, но шагом вперед в развитии научного направления (образовательной области, сферы деятельности).
Научно-исследовательской работой занимаются проблемные группы, организованные в рамках предпрофильных и профильных направлений. Это уже не массовая, а индивидуальная работа. Для ее реализации создана «Малая академия», объединяющая старшеклассников, имеющих способности и желание заниматься научными исследованиями. За их подготовку отвечает руководитель проекта – инициативный и творческий педагог-исследователь.
С 2013 г. в городе Енакиево успешно функционирует городское отделение МАН «Юный интеллектуал».
Целями нашего отделения являются:
- выявление, воспитание, поддержка и развитие одаренных школьников, склонных к научно-исследовательской деятельности;
- ранняя профессиональная ориентация в области науки, техники, рационализаторско-изобретательской и поисково-исследовательской деятельности;
- формирование детских творческих научных коллективов и организация их работы;
- формирование научного мировоззрения обучающихся, воспитание активной жизненной позиции.
Исходя из целей, поставлены следующие задачи:
- организация деятельности МАН как средства самореализации одаренного человека;
- воспитание личности с высокими нравственными качествами и богатой духовной культурой;
- создание условий для научно-учебной работы обучающихся;
- овладение формами, методами и навыками научно-исследовательской, изобретательской и опытнической работы;
- привлечение менторов (высококвалифицированных специалистов) для работы со школьниками;
- создание структуры, обеспечивающей эффективное взаимодействие в диаде «талантливый педагог – талантливый ученик», свободу творчества и возможность максимального раскрытия потенциала учащихся;
- обучение новым информационным технологиям и средствам телекоммуникации;
- знакомство с актуальными проблемами науки и техники, достижениями отечественных и зарубежных ученых;
- разработка и реализация исследовательских проектов;
- подготовка научных работ обучающихся к участию в международных, республиканских, городских конкурсах, турнирах, выставках, акциях, конференциях.
К работе с учащимися привлекаются высококвалифицированные педагогические кадры, используются уникальные технологии.
В городе на базе учебных заведений ОШ № 25, лицея информационных технологий работают летние и зимние школы по подготовке учащихся к разного рода интеллектуальным соревнованиям. Педагогический процесс в школах имеет свои особенности, которые отличают его от учебы в школе. Прежде всего, это формы проведения занятий – лектории в соответствующих областях науки, профильные кружки, семинарские занятия по проблемным вопросам, индивидуальная научно-исследовательская работа.
Учебные программы кружков, секций, лекториев охватывают такие области знаний и практической деятельности, которые выходят за пределы школьной программы, учитывая индивидуальные интересы и творческие возможности конкретных детей.
Высшим органом городского отделения МАН является координационный совет (методический кабинет отдела образования администрации г. Енакиево), в который входят заведующий методическим кабинетом, методисты, практический психолог.В структуру также входят и 6 школьных подразделений (рис. 1.).
Координационный совет


Психологическая служба
Издательский отдел

«Эрудит»
(ОШ № 2)
Школьные подразделения

«Полиглот»
(гимназия)

«НИКА»
(ОШ № 25)
«Импульс»
(ОШ № 13)
«Искатель»
ОШ № 7
«Эврика»
(лицей)

Рис. 1. Функциональная структура городского отделения МАН
«Юный интеллектуал»
Кроме методического отдела и психологической службы в территориальное отделение также входит и издательский отдел. Основным результатом изысканий которого становятся научные статьи, сборники тезисов научно-исследовательских робот членов-учащихся МАН, научно-практических конференций. Информация о деятельности МАН регулярно публикуется в городских СМИ, на сайте методического кабинета и на городском сайте.
Система работы методического кабинета привела к росту результативности обучения, к увеличению количества участников и победителей городских, республиканских и международных творческих и исследовательских конкурсов, олимпиад, значительному росту творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогов.
Так в 2013–2014 учебном году научно-исследовательские работы были представлены на 10 отделениях в 23 секциях. 31 участник
На городском уровне призовые места распределились следующим образом: I – 16, II – 9, III – 6. На областном уровне: I – 2, II – 3, III – 4. В заключительном уровне приняло участие 2 учащихся.
В 2014–2015 учебном году: 4 отделения, 6 секций, 5 участников.
Городской уровень: I – 5, II – 1. Республиканский уровень I мест – 5.
2015–2016 учебный год.
10 отделений, 22 секции, 36 участника, 38 работ
Городской уровень: I – 17, II – 7, III – 4, участников – 10.Республиканский этап: I – 6, II – 3, III – 3, участников – 4.
Рис. 2. Количество призовых мест научно-исследовательских работ на разных уровнях
Одним из главных требований к исследовательским работам учащихся становится их проектный характер, предполагающий наличие практической части: собственного творческого продукта. При этом «практичность» в данном случае требует наличия самостоятельной гипотезы и авторского способа ее обоснования; творческим продуктом вполне может считаться нетрадиционный ракурс исследования, привлечение и классификация не изученного ранее материала, собственная трактовка образов, литературная обработка и так далее. Проектная часть должна быть максимально осмысленной и полезной для самого исследователя, его ровесников и всего школьного сообщества.
Социальные и научно-исследовательские проекты (в основной и старшей школе) учат старшеклассников основам проектного менеджмента и научного исследования. Кроме того, они способны принести реальную общественную пользу, а для каждого участника – стать осязаемым успехом, первой ступенькой в профессиональной карьере.
Следующим шагом становится создание надпредметных образовательных программ, а затем – программ индивидуальных. Центральным моментом всей этой деятельности является оптимизация образовательной программы школы как средства для получения нового результата – ключевых компетентностей выпускника.
Одновременно работа в проектных группах является стимулом саморазвития, продвижения, сплочения и воспитания командного духа, а, следовательно, коммуникативной компетентности. Так, учащиеся города принимают активное участие не только в городских научно-исследовательских конференциях (городская научно-исследовательская конференция по предметам естественного цикла «Зеленая планета», городской математический конкурс на лучший ученический творческих проект «Математика вокруг нас» и городская математическая научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»), но и в республиканских (республиканские научно-исследовательские конференции: «Юный ботаник», «Юный эколог», «Юный химик», «Юный зоолог», «Юный психолог», «От экологии здоровья к экологии души», республиканский конкурс ученического научно-исследовательского проектирования и изобретательства «Богатство земли Донбасса»), а также в международных (Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ имени В.В. Вернадского) мероприятиях.Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
1. Исследовательская компетентность – это готовность к эффективной учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, интеграция исследовательских действий в единое целое, определяющая динамику перехода от исполнительской к творческой и созидательной деятельности.[4]2. Исследовательская компетентность представляет взаимосвязанный комплекс определенных компетенций (универсальных характеристик, сочетающих знания, способности, умения, действия, опыт в области учебного или научного исследования и решения вопросов и проблем). Она необходима школьнику, как в процессе обучения, так и на выходе во взрослую жизнь.
3. Процесс формирования исследовательских компетенций в образовательном учреждении должен представлять собой продуманную, целенаправленную, рассчитанную на несколько лет коллективную, работающую в системе сотрудничества школьников и взрослых систему, сочетающую в себе различные формы урочной и внеурочной деятельности.
4. Формирование исследовательских компетенций школьников – одно из главных направлений развития общего образования на современном этапе, стратегическая задача в теории и практике педагогики.
Таким образом, мы можем говорить о новой ситуации в образовании. Традиционные ценности образования – фундаментальность и академизм, уходят на второй план, а наиболее приоритетными становятся способности самостоятельно, активно и инициативно искать средства решения новых задач, встающих перед индивидом.
По мнению К. Н. Поливановой, «эти способности формируются в разнообразных видах деятельности, часто за пределами школы. Школа может создать условия для развития таких способностей на материале учебных предметов, но в иной, чем традиционный урок форме, в частности в исследовательской и проектной деятельности. Ее всестороннее развитие будет способствовать изменению российской школы».[6]
Список литературы.
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С.7 
2. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // «Завуч», № 1, 2001.
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. С. 21.
4. Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория [Текст] / Ю. В. Рындина // Молодой ученый. – 2011. – №1. – С. 228-232
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования - М.: Педагогика, 2003, №5.