Формирование ключевых компетентностей учащихся средствами УМК «Начальная школа 21 века»

Формирование ключевых компетентностей учащихся средствами
УМК «Начальная школа 21 века»
Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, самих обучающихся и давали ясные ориентиры педагогам. Предложенных учебных программ в настоящее время множество. Поэтому перед учителем возникает проблема выбора УМК , в котором основным результатом образовательной деятельности станет не только система знаний, умений, навыков, а комплекс компетентностей , благодаря которым выпускник школы мог бы всегда самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни. В связи с этим в нашей школе проходил семинар по теме «Образовательные стандарты нового поколения», на котором были изучены и проанализированы наиболее распространённые традиционные программы: «Школа России», «Гармония» и «Начальная школа 21 века».
В результате проведённого анализа предметного содержания вышеназванных программ, определили, что УМК «Начальная школа 21 века» под руководством Н.Ф. Виноградовой наиболее соответствует новым стандартам образования, так как именно эта программа реализует приоритетную задачу современного образования – формирование ключевых компетентностей обучающихся.
Работая по УМК «Начальная школа 21 века» 4 года, я могу сказать об особенностях и основных отличиях данной программы. Авторы проекта определили основные положения УМК:
формирование основных компонентов учебной деятельности. Это положение целесообразно представить в таблице, в которой сравниваются позиции учителя и ученика. Ученик в этом процессе равноправный участник обучения, он участвует в контроле и оценке, анализирует каждый шаг своей деятельности, определяет своё незнание, ищет причины этого и пути исправления.
Компоненты учебной деятельности (позиция учителя)
Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика)

Мотив деятельности
 "Зачем я это изучаю?" 

Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися
 "Каковы мои успехи и что у меня не получается?"

Обсуждение способа действий при решении учебной задачи
"Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?"

Осуществление контроля
"Правильно ли я решаю эту задачу?"

Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом)
"Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?"

Оценка процесса и результата
"Какая учебная задача стоит передо мной?"


Организация поисково-исследовательской деятельности. Школьник осваивает роль "исследователя", которая заключается в том, что ученик является субъектом обучения. Он заинтересован в поиске истины, может выдвинуть свою гипотезу, выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию.
Дифференцированный подход в обучении. Реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Средства обучения УМК содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития.
Содержание данного УМК направлено на достижение каждым обучающимся определяемых Стандартом результатов образования в виде сформированных ключевых компетентностей. Особо следует выделить предметную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную компетентности, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.
Авторы проекта уделяют особое внимание,
целенаправленному использованию моделирующей деятельности на уроках,
системе дидактических и сюжетных игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества;
в содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся;
в программу обучения по предмету технология включён метод проектной деятельности.
Остановлюсь подробнее на каждом из методов и покажу, какие ключевые компетентности он формирует.
Метод моделирования, применяется на всех предметах УМК. Он позволяет развивать творческое мышление и способствует познанию окружающей действительности.
На уроке математики в 1 классе вводится понятие граф. Знаки «больше» и «меньше» заменяются цветными стрелками, отношение «меньше» синяя стрелка, «больше» - красная. Графы являются удобным наглядным средством для изображения результатов сравнения чисел. Умения читать графы, изображать их сами по себе являются очень важными для общематематического развития детей.
Для того, чтобы разнообразить работу по изучению таблицы сложения и вычитания, сделать её более интересной для ребёнка, авторами предлагается упражнения с «Машинами». Применение этого дидактического средства позволяет сделать новый шаг по пути расширения детей об арифметических действиях: они обнаруживают тесную взаимосвязь между сложением и вычитанием. И ознакомление это происходит не абстрактно ( в виде заучивания), а на основе конкретных самостоятельных практических действий. И графы и машины в формируют, в первую очередь, предметную компетентность.
Работа с графиками, таблицами, диаграммами присутствует на уроках математики и окружающего мира. С помощью этих дидактических средств обучения идёт формирование предметной, информационной, учебно- познавательной компетентностей.
На уроке литературного чтения дети моделируют обложку произведения. Жанры обозначаются геометрической фигурой: сказка-круг , стихотворение –треугольник, рассказ- прямоугольник, басня –ромб. Заместители, т. е. условные обозначения вводятся постепенно, по мере знакомства с жанрами. Дополнительным заместителем является цвет. Он раскрывает тему произведения. Например, о природе - зелёный, о Родине – красный, о детях- жёлтый и т. д. Как происходит работа с моделями обложки произведения можете посмотреть в следующем ролике.
При работе с моделями на уроке можно применять следующие приёмы: коллективный анализ модели, сравнение её с эталоном, самостоятельный поэтапный отбор заместителей и т. д. Т. е. в процессе такой работы формируется в первую очередь учебно - познавательная компетентность.
Авторами проекта разработана система дидактических и сюжетно- ролевых игр, а игровые технологии ценны тем, что, во-первых соответствуют возрастным особенностям школьников младшего возраста , а во-вторых – это прекрасная возможность обучаться в процессе деятельности.
Для уроков обучения грамоте авторами УМК создана система дидактических игр, направленных на отработку фонетического анализа слова. Вашему вниманию предлагаю ролик «Дидактическая игра. Живые звуки».
Здесь мы можем проследить формирование в первую очередь, коммуникативной компетентности, а также предметной, социальной.
Проблемная ситуация. В учебниках УМК «Школа 21 века» существуют рубрики «Выскажи предположение», «Давай подумаем», «Путешествие в прошлое», которые нацеливают обучающихся высказывать свои предположения, спорить, доказывать свою точку зрения в процессе дискуссии находить правильное решение проблемы. Здесь просматривается, в первую очередь компетентность разрешения проблемы, опять же идёт формирование коммуникативной компетентности.
Метод проектов
Метод проектов, создает педагогическое пространство, в котором происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся, кроме того, в процессе создания проекта, его представления продукта проекта может быть оценен уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся. Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности учащегося, презентация продукта, а также наблюдение за способами деятельности, владение которыми демонстрирует учащийся при работе в группе и во время проведения консультаций. Обучение работе над проектом по учебнику технологии Лутцевой проходит по следующему плану: во 2 классе выполняется коллективный (обучающий) проект, в 3 классе учащиеся выполняют групповой проект, а в 4 классе выбирают индивидуальный , работают над проектом и защищают его перед классом.
Отличительной особенностью этого УМК является система педагогической диагностики, которая предполагает отслеживание результатов учащихся. Педагогическая диагностика проверяет не только и не столько знания, сколько процесс решения той или иной учебной задачи, способ, которым действует ученик, т. е. его ключевые компетентности.
Педагогическая диагностика дает возможность уже на начальном этапе определять готовность ученика к обучению в школе. А затем  увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения;  действительно ли произошли изменения в развитии того или иного ребенка, или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя  нуждается ли класс в подробном повторении уже пройденного материала или можно двигаться дальше.
Диагностика осуществляется с помощью заданий, призванных определить уровень сформированности предметных и ключевых компетентностей учащихся. Я приведу пример такого задания. Для выполнения этого задания учащимся необходимы знания орфограммы «Проверяемая безударная гласная в корне слова» и конечно же не обойтись без таких мыслительных операций, как анализ, сравнения. т.е. в этом задании проверяется уровень сформированности предметной и учебно-познавательной компетентностей.
Таким образом, преимущества данного УМК очевидны. Авторы предоставляют полное методическое обеспечение процесса обучения по этой программе, но также и очевидно, то, что учитель, реализующий эту программу должен обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, постоянно самообразовываться, находить творческие решения проблем, а самое главное организовать процесс обучения таким образом, чтобы поставить ученика в позицию субъекта деятельности. Я хотела бы закончить свое выступление вот такой трактовкой субъект–субъектных взаимодействия учителя и ученика, которые приведут к той модели младшего школьника, которая затребована современным социальным заказом.
взаимодействие

педагог
ученик

профессионально-педагогический имидж
субъект

творческая самореализация
становление коммуникативной культуры личности
субъект саморазвития
субъект взаимодействия с миром

через компетентность

профессиональная компетентность
компетентность младших школьников


информационная
компетентность
коммуникативная
компетентность

Взаимодействие педагога и ученика - двусторонний процесс , успешность которого зависит от деятельности и личности педагога и деятельности обучаемого. Личность педагога подразумевает профессионально –педагогический имидж, т. е. проявление творчества и коммуникативной культуры личности, а деятельность педагога – построение процесса обучения таким образом, чтобы ученик выступал в роли субъекта обучения. В этом случае можно говорить о компетентности учителя. В свою очередь, ученик, как субъект, взаимодействует с окружающим миром, саморазвивается и тем самым у него происходит формирование компетентности школьника.

































которой школьник осваивает принципиально другую роль - не просто "зритель", "слушатель", "репродуктор" ("смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю"), а "исследователь". Роль исследователя заключается, прежде всего, в том, что школьник является равноправным участником процесса обучения, его субъектом. Он весьма заинтересован в поиске истины, открытии для себя нового знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника "Выскажи предположение"), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания "Выскажи свое мнение"). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуж-дению, изменению и тем более оценке, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику "открыть" для себя и сознательно принять научное знание.
Авторы УМК поставили перед собой еще одну задачу: усилить внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Это достигается применением в методике обучения "скрытых" образцов, преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по "Окружающему миру" особенно в 1 и 2 классах. Развитию творчества способствует и рубрика, введенная во все учебники, - "Путешествие в прошлое"
УМК "Начальной школы ХХ1 века" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный, культурологический фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников "Для тех, кто хорошо читает", "Путешествие в прошлое", "Этот удивительный мир" и др.).
Это определило авторскую позицию в создании новых подходов к дифференциации обучения: целенаправленная педагогическая помощь и поддержка осуществляется в условиях гетерогенного (разноуровневого) класса.
Разработанные по основным предметам учебного плана коррекционно-развивающие рабочие тетради позволяют учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на "среднего" ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения каждого школьника. В УМК представлена система работы учителя начальной школы по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных предметов. Для этого представлены как контрольные работы, так и система диагностики учащихся каждого класса, позволяющая учителю прослеживать не только успешность усвоения знаний, но и динамику развития ребенка.
Особое внимание авторы УМК уделяют созданию эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения (Рубрика "Проверь себя", рекомендации учителю по формированию контролирующей деятельности школьников).
Каждый предмет УМК вносит свой вклад в реализацию изложенных положений.
Направленность процесса обучения, прежде всего на формирование у младших школьников важнейшего новообразования этого возрастного периода - умения учиться - является основой интеграции двух традиционно разных учебных предметов - обучения грамоте (чтение и письмо) и математики - в единый курс "Грамота" (первое полугодие первого года обучения). Дети учатся учиться и при этом овладевают знаниями в области родного языка и математики. Методика обучения "Грамоте" исходит из возрастных особенностей шестилетних первоклассников и специально ориентирована на интенсивное развитие наглядно-образного мышления с помощью построения и использования пространственных моделей, а также постепенный переход детей от игровой деятельности к ведущей деятельности младшего школьника - учебной. Именно этим объясняется длительный подготовительный период, обеспечивающий в том числе и мягкую адаптацию детей к школьному обучению. Важнейшим принципом построения курса "Грамота" является дифференцированный подход к обучению, который реализуется с помощью заданий разного уровня сложности, направленных на решение одних и тех же учебных задач, в том числе введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей. И обучение грамоте, и обучение математике в курсе "Грамота" является органической частью непрерывного лингвистического и математического образования учащихся. Значительное место, которое занимает фонемный (звуковой) анализ, последовательность введения букв диктуются направленностью курса на формирование у младших школьников научного подхода к языку как к системе знаков, на введение детей в языковую теорию и решение различных лингвистических задач, обеспечивающих пропедевтику их будущей орфографической грамотности.
Новизна подходов к построению курса "Русского языка" заключается в том, что он является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений.
Курс "Русский язык" состоит из трех безусловно взаимосвязанных, но самостоятельных блоков: "Как устроен наш язык" (знакомство с основными лингвистическими знаниями), "Правописание" (формирование грамотного письма) и "Развитие речи (развитие речи учащихся). Эти блоки являются одновременно структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.
Ведущей идеей курса "Литературное слушание" является углубление процесса восприятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще недостаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1 год обучения). Исходя из этого, уроки литературного слушания решают не столько дидактические задачи, связанные с детальным "препарированием" текста, сколько развивают оценочные суждения первоклассников, и умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. Конструирование курса "Литературное чтение" подчинялось приоритетной задаче - углублению интереса к чтению и литературе, осознанию учеником значения читательской деятельности как средства успешности обучения и развития человека, формирование умений работать с произведениями разного жанра, вида и стиля. Исходя из этого, обновление содержания курса шло за счет расширения круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделялось сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирующей деятельности учащихся.
Обновление содержания курса "Математики" шло за счет обогащения его сведениями из различных математических дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики) с целью установления перспективы математического образования и формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе. Принципом реализации деятельностного подхода было предъявление материала дискуссионного характера, когда учащиеся в процессе учебного диалога определяют способ построения учебной задачи, обсуждают алгоритм ее решения. Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.
Отличительная особенность конструирования курса "Окружающий мир" - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради "Учимся думать и фантазировать", "Учимся познавать окружающий мир".
Работа по учебно-методическому комплекту ведется в тысячах российских школ уже в течение нескольких лет. Результаты обучения: предложенная авторами технология обучения позволяет получить не только высокие результаты подготовки детей, но, главное, повысить их общее интеллектуальное развитие, развить познавательные интересы и способности. Опыт обучения в массовой школе по УМК показывает, что любые задания, проверяющие уровень подготовки в соответствии с государственными требованиями, наши дети выполняют легко и качественно.
Виноградова Н.Ф., член-корр.РАО, доктор педагогических наук, профессор









касающиеся Переход образовательных учреждений в режим развития предполагает построение образовательного процесса на основе компетентностного подхода. С позиций А.В. Хуторского компетентностный подход предлагает содержание образования представить как «опыт образовательной деятельности и эмоционально-ценностных отношений к реальной изучаемой действительности». В качестве задачи системы образования отмечается необходимость формирования системы универсальных умений, то есть ключевых компетентностей. Концепция модернизации российского образования определяет ключевые компетентности как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).
В УМК «Начальная школа 21 века» выделяют их три: компетентность разрешения проблем (включает навыки: определения цели и нужного результата; составления плана действий; распределения ресурсов, в т.ч. времени; сравнения полученного и запланированного результатов и т.д.);
Компетентность коммуникативная Способность личности к речевому общению и умение слушать. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
Компетентность информационная Способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
Компетентность учебно - познавательная Способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях.
Раздел 3. Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроке  
 
Тема 3.1 Моделирование образовательных ситуаций для формирования ключевых компетентностей с использованием традиционного программного материала 
Алгоритм деятельности педагога по организации обучающей среды для формирования и оценки ключевых компетентностей учащегося: руководство целеполаганием учащегося, обозначение связи с уже изученным материалом и освоенной деятельностью; анализ возможностей использования освоенных знаний, умений, способов деятельности для достижения цели, значимой для обучаемого, лежащей как в поле образовательных интересов обучаемого, так и вне его. Учет возрастных и гендерных особенностей обучаемого. 
Моделирование образовательных ситуаций для освоения и применения деятельности как ресурс формирования ключевых компетентностей учащихся посредством грамотной организации изучения традиционного программного материала: изучение нового материала без предварительного объяснения учителя; дополнение информации, полученной из учебника или представленной учителем, информацией, самостоятельно полученной из других источников. 
Моделирование образовательных ситуаций для освоения и применения деятельности как ресурс формирования ключевых компетентностей учащихся посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала. Работа с материалом, допускающим изучение за пределами школы (на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры). Работа с материалом, изучение которого можно дополнить мониторингом СМИ, проведением различных опросов. Работа с материалом, изучение которого базируется на части программы, имеющей прикладной характер. Работа с материалом, изучение которого имеет существенное значение для местного сообщества (проблемы экологии или вопросы межэтнических отношений). Работа с материалом, допускающим различное толкование (содержащим противоречивые сведения, противоположные позиции). 
 
Тема 3.2. Сюжетная игра как среда для формирования ключевых компетентностей учащихся.  
Способы поддержания стойкого интереса к результату деятельности и повышения мотивации, учет возрастных особенностей при подборе заданий. Формирование навыков работы в команде и умения принимать ответственное решение. 
 
Тема 3.3. Учебный проект как среда для формирования ключевых компетентностей учащихся.  
Способы организации деятельности учащихся на различных этапах реализации учебного проекта. Формирование навыков изготовления и представления продукта, умения оценивать результаты работы по проекту и его продукты. Подготовка учащихся к работе в режиме реального проекта. 
В «Требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ» говорится о том, что они «представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения». В стандартах нового поколения цель образования, ориентированная на получение знаний, смещена на формирование компетентностей.
Под компетентностью мы будем понимать способность человека результативно действовать в нестандартных ситуациях. При этом «нестандартными» будем считать те школьные ситуации, которые не могут быть решены только за счет формальной выученности, наученности. Итак, компетентность – это способность действовать в нестандартных ситуациях благодаря знаниям и освоению обобщенных способов деятельности. Следовательно, задача образовательного учреждения – помочь учащемуся овладеть «универсальными способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
В ходе исследования мы придерживаемся позиции Л.Н. Чипышевой, которая выделяет для младших школьников общеучебную компетентность как основную, характеризуя ее как «интегральное качество личности, обеспечивающее готовность к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию на протяжении всей жизни». Что подразумевает каждая из них?
Познавательная – это способность осуществлять учебную деятельность: решать учебные задачи; выполнять инструкции, алгоритмы; определять способы контроля и оценки деятельности; решать творческие задачи; добывать недостающие знания. Обобщенно эту компетенцию можно охарактеризовать как способность к самоорганизации.
Коммуникативная – это способность осуществлять взаимодействие с помощью различных средств общения.
Информационная – способность работать с различными источниками информации.
Ценностно-смысловая – способность воспринимать и понимать окружающий мир, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, исходя из нравственного опыта.
Личностная – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Указанные компетенции формируются не в отдельности, а в комплексе, взаимодействии, причем на деятельностной основе. Процесс осваивания обучающимися новых технологий и эффективное их применение в учебном процессе ведет к гармоничному развитию познавательной сферы учащегося, через освоение новых инструментов учения обеспечивается формирование общеучебных навыков, которые становится фундаментом при создании целостного пространства знаний учащихся.
Младший школьный возраст - решающий в процессе становления фундаментальных образований личности. Это возраст, который еще сохраняет сензитивность для переформирования и доформирования базовых основ личности, достижения оптимального уровня развития. Более поздние периоды постепенно утрачивают эту возможность, и потому коррекционно-развивающая работа протекает с большим трудом, со значительным сопротивлением уже сложившихся психологических механизмов; требует неоправданных нервных усилий, энергозатрат и от детей и от взрослых, более длительной и специальной психологической коррекции.
Таким образом, компетентность, на наш взгляд, это личностная характеристика, где личность рассматривается как субъект деятельности, формирующийся в процессе деятельности и влияющий на её содержание.
Исходя из этого, компетентностный подход к развитию личности мы представляем в следующих положениях:
Принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;
Забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;
Представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;
Правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;
Представлять, как с учётом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимая во внимание других людей.
Весь педагогический процесс представлен как постоянное взаимодействие двух субъектов: субъект (учитель) – субъект (ученик). Чтобы учебный процесс достиг своего завершения, каждый из субъектов должен обладать определенной компетентностью. Для субъекта-учителя – это профессиональная компетентность. Для субъекта-учащегося – введем термин «компетентность младшего школьника» (которая включает в себя информационную и коммуникативную компетентности).
Из содержания УМК «Начальная школа ХХI века» видно, что он ориентирован на достижение каждым обучающимся определяемых Стандартом результатов образования в виде сформированных ключевых компетентностей:
Информационная компетентность обучающегося на уровне начального образования предполагает следующие навыки:
планирование информационного поиска (выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи; пользуется справочниками, энциклопедиями, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте – по ссылкам;
извлечение первичной информации (проводит наблюдение / эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей); получает информацию от человека, задавая вопросы;
систематизация информации по двум и более заданным основаниям в рамках простой заданной структуры;
точное изложение информации с указанием на недостаточность информации или непонимание информации;
построение выводов на основе предложенной информации.
Коммуникативная компетентность обучающегося на уровне начального образования – это письменная коммуникация (оформление своих мыслей в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры; изложение вопроса с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом); публичное выступление (готовит план выступления; соблюдает нормы публичной речи и регламент; использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления; диалог (воспринимает основное содержание фактической /оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии); продуктивная групповая коммуникация (самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения; дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы; разъясняют свою идею, предлагая ее, или аргументируют свое отношение к идеям других членов группы).
Становление субъектности как личностного образования может быть представлено в следующем виде:
взаимодействие

педагог
ученик

профессионально-педагогический имидж
субъект

творческая самореализация
становление коммуникативной культуры личности
субъект саморазвития
субъект взаимодействия с миром

через компетентность

профессиональная компетентность
компетентность младших школьников


информационная
компетентность
коммуникативная
компетентность








По словам Ш. Амонашвили, «инструментировать учение как свободно избираемую учеником деятельность это и значит создать наилучшие условия для его целенаправленного развития, воспитания, обогащения знаниями и опытом». Включение субъектного опыта учащихся в учебный процесс является важнейшим условием развития творческой активности. В этом мы убедились, участвуя в семинаре в Яксатовской средней школе Приволжского района Астраханской области «Субъектный характер обучения как средство формирования личностных компетенций младших школьников в УМК «Начальная школа XXI века» (в рамках экспериментальной площадки).