Проект открытого урока Реформация и Контрреформация в Европе с раздаточными материалами


 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«НИЖЕГОРОДСКИЙ КОЛЛЕДЖ МАЛОГО БИЗНЕСА»
СОГЛАСОВАНО
Метод.кабинет_____________
_________2016 г. РАССМОТРЕНО
ЦК гуманитарных
дисциплин
Протокол № 3
от 03.11. 2016 г.
Председатель ЦК
_____/Ибраев П.В. УТВЕРЖДАЮ
Зам.директорапо учебной работе
______/М.А.Божко__________ 2016 г.
ПРОЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Дисциплина История
Специальность 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании
Курс 1 Группа О-11
Дата: 22.11.2016 г.
Тема занятия: «Реформация и Контрреформация в Европе»
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: лекция с элементами беседы.
Форма проведения занятия: коллективная, индивидуальная.
Цели занятия:
Дидактическая:
Знает – основные события, процессы, характеризующие период Реформации и Контрреформации в Европе XVI – XVII вв.;
Понимает – историческую обусловленность происходившего, его взаимосвязь с последующими событиями и процессами, а также с современностью;
Применяет–понятийно-категориальный аппарат в новых условиях и демонстрирует его правильное использование.
Развивающая:
Выделяет характерные черты и особенности Реформации и Контрреформации в Европе XVI – XVII вв; определяет собственную позицию по отношению к различным аспектам процесса; систематизируя факты, объективно оценивает его промежуточные итоги.
Воспитательная:
Даёт аргументированную оценку результатам своей деятельности, демонстрирует навыки отбора необходимой информации, проявляет толерантность по отношению к иному мнению, в том числе критике.
Методы обучения: проблемный метод, эвристическая беседа, словесный.
Средства обучения: учебники, раздаточный материал, презентация, проектор, компьютер, интерактивная доска.
Программное обеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint.
Критерии и методы диагностики уровня обученности студентов к занятию: письменный опрос, устный опрос, тестовый контроль.
Критерии и методы диагностики эффективности занятия: рефлексия.
Время проведения: 1час 30 мин.
Литература:
Артёмов В.В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 448 с.
Религии России: пособие для учителя / [ В.А. Сомов, В.К. Романовский, Г.Б. Гречухин]. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006. – 391 с.
Религии России: хрестоматия по экспериментальному курсу для общеобразовательных учреждений / [сост.: В.А. Сомов, В.К. Романовский, Г.Б. Гречухин]. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 368 с.
Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. История: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 528 с.
План занятия:
1. Причины Реформации.
2. Реформация в Германии.
3. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.
4. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.
5. Королевская власть и Реформация в Англии
Структура учебного занятия
№ Этапы Время
1 Организационный момент 3 мин
2 Мотивационно-ориентировочный этап 10 мин
3 Актуализация знаний студентов 7 мин
4 Изучение нового материала 45 мин
6 Проверка первичного усвоения материала 10 мин
7 Закрепление изученного материала 8 мин
8 Постановка домашнего задания 2 мин
Физкультпауза5 мин

Структура учебного занятия
Этап учебного занятия Деятельность преподавателя Деятельность студентов Приемы и средства обучения Прогнозируемый результат
Вступление
Организационный
момент Приветствие
Проверка явки
Проверка готовности к учебному занятию
Организация внимания Приветствие
Проверка готовности к учебному занятию
Организация своего внимания Беседа
Слово преподавателя Готовность студентов к работе
Мотивационно-ориентировочный этап
Тема, мотивация, постановка целей, учебных задач
Эвристическая беседа со студентами о предпосылках Реформации в Европе в начале XVI века Подготовка студентов к работе
Мотивация студентов к работе
Анализируют ситуацию накануне издания 95 тезисов М. Лютера
Рассматривают предпосылки процесса Реформации Рассказ, объяснение
Слово преподавателя
Раздаточный материал
Презентация
Тетрадь
Объяснение
Слово преподавателя
Готовность к восприятию нового материала
Актуализация знаний студентов
Формулирует основополагающий проблемный вопрос:
«Является ли Реформация моделью «религиозной революции» в европейской истории?»
Ряд проблемных вопросов:
«Насколько обоснованным Вы считаете тезис о необходимости Реформации?»
«Могла ли Европа успешно развиваться без процесса Реформации?»
«Действительно ли протестантская этика способствовала развитию капитализма в Европе?» На основе ранее изученного материала, студенты
обдумывают проблемные вопросы, выдвинутые преподавателем, выстраивают логику рассуждения
Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала
Изучение нового материала
Объяснение нового материала по плану
Совместно со студентами четко выделяет особенности процесса Реформации
Преподаватель определяет направления и течения протестантизма Называет важнейшие последствия религиозной революции, кардинальным образом изменившей политическое лицо Европы Кратко характеризует и оценивает личности М. Лютера и Ж. Кальвина Конспектируют материал лекции, пользуются указаниями по конспектированию
Студенты внимательно слушают объяснения преподавателя
Анализируют положения Аугсбургского исповедания (Приложение 1)
В ходе объяснения с использованием презентации делают записи в тетради
Презентация
Раздаточный материал в виде приложений
Самостоятельная работа Ознакомление на первоначальном уровне с новым материалом
Понимание значимости материала
Проверка первичного усвоения материала Дает указания по проведению анализа и объективной оценки исторических источников в ходе учебного занятия
Отвечают на вопросы, касающиеся анализа основ протестантского вероучения на примере кальвинизма
Самостоятельная работа
Анализ исторических источников
(Приложение 2) Личностно значимые результаты
Открытость в осмыслении своих действий и самооценке Проверка первичного усвоения материала
Закрепление изученного материала
Рефлексия
Просит сделать выводы о приобретенных новых знаниях
Анализирует достижение целей учебного занятия
Подводит итоги
Комментирует выставленные оценки
Отвечают на вопросы теста по изученной теме
Оценивают свои достижения на учебном занятии Беседа
Самостоятельная работа
Тестирование
(Приложение 3) Закрепление и систематизация материала
Личностно значимые результаты
Домашнее задание
Комментирует домашнее задание
Записывают домашнее задание Объяснение Слово преподавателя
Презентация
Тетрадь Понимание необходимости выполнения домашнего задания

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Аугсбургское исповедание
Артикул Название Описание
I Бог Лютеране верят в триединого Бога и отвергают другие толкования относительно природы Бога.
II Первородный грех Лютеране верят, что люди грешны от рождения, они (люди) не боятся Бога, не надеются на него и полны всевозможных вожделений. Единственным лекарством против греха является крещение посредством Духа Святого.
III Сын Божий (Иисус Христос) Лютеране верят, что Иисус воплотился и истинно воспринял природу человека, посему в его личности соединены две природы. Именно Христос возвращает людей к Богу.
IV Об оправдании Человек не может оправдаться перед Богом делами, но только верой.
V О церковном служении Лютеране верят, что таинства — это орудия Святого Духа, коими Бог спасает людей.
VI О новом послушании Лютеране верят, что добрые дела следуют за верой, но не являются условием спасения.
VII О Церкви Лютеране верят в единую Святую Церковь — это церковь, где верно проповедуются Евангелия и отправляются таинства.
VIII Что есть церковь? Несмотря на то, что в церкви много лицемеров, таинства церкви действенны, ибо они совершаются силой Духа Святого.
IX О крещении Лютеране настаивают, что крещение необходимо для спасения, ибо в крещении обретается благодать. Поэтому детей следует крестить.
X О Причастии Лютеране верят, что Христос истинно присутствует в хлебе и вине в момент Причастия.
XI Об исповеди Лютеране не отрицают исповеди, но считают, что перечисление грехов не обязательно.
XII О покаянии Покаяние начинается с сокрушения и заканчивается верой, которая исходит из Евангелия.
XIII Об употреблении таинств Таинства (Крещение и Причастие) — это прямые установления Бога.
XIV Об ординации пасторов Лютеране позволяют отправлять таинства только тем, кто надлежащим образом призван к этому.
XV О церковных обрядах Лютеране верят, что церковные обряды полезны для поддержания порядка, но участие в них автоматически не приводит к спасению, равно как и обратное.
XVI О мирских делах Мирские учреждения трактуются как божественные установления, посему христиане могут и должны преуспевать в своих мирских профессиях, ибо таково их призвание в этом мире.
XVII О втором пришествии Лютеране верят во Второе Пришествие Иисуса Христа, который придёт судить живых и мёртвых.
XVIII О свободе выбора Свобода выбора проявляется в мирских делах, но не в делах спасения.
XIX О причине греха Причиной греха является не Бог, а злая воля демонов и порочных людей.
XX О добрых делах Добрые дела являются знаком присутствия веры в человеке, но ими нельзя заслужить спасение.
XXI О почитании святых Лютеране почитают святых, но не поклоняются им, ибо спасают не они, но Иисус Христос. Они лишь примеры для подражания.
XXII Необходимость причащения из чаши. Лютеране считают, что причастие должно быть двумя видами (Хлебом и Вином) для всех, а не только для клира.
XXIII Критика целибата Лютеране считают, что безбрачие клира есть относительно недавнее, чисто человеческое, установление. Священники имеют законное право вступать в брак.
XXIV Акцент на просветительском характере обрядов Попытки найти спасение через обряды и обеты (в том числе и монашеские) противоречат Евангелию.
XXVIII Ограничение власти священников За церковью сохраняется лишь проповедь и отправление таинств, в этом её предназначение. Для прочего существуют гражданские власти.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Пять пунктов кальвинизма
Кальвинизм утверждает, что спасение совершается всемогущей силой триединого Бога. Отец избрал людей, Сын умер за них, а Святой Дух совершает спасение, приводя избранных к покаянию, вере и добровольному послушанию Евангелию. Весь труд спасения (избрание, искупление, возрождение) совершается одним лишь Богом и исключительно по благодати Его. Таким образом, Бог, а не человек, определяет, кто из людей получит дар спасения.
Пять пунктов кальвинизма обычно изображаются в виде английского акронима TULIP (тюльпан):
·Total depravity (абсолютная греховность)
·Unconditional election (безусловное избрание)
·Limited atonement (ограниченное искупление)
·Irresistible grace (непреодолимая благодать)
·Perseverance of the Saints (безопасность святых)
1. Абсолютная греховность
Из всех положений кальвинизма это учение чаще всего понимают неправильно. Когда кальвинисты называют людей "абсолютно греховными", они имеют в виду прежде всего не глубину, а полноту человеческой греховности. Грехопадение затронуло каждый аспект личности человека: его разум, его чувства, его волю. Человек не обязательно погряз во грехах, но грехом проникнуто все его существо.
Невозрожденный (неспасенный) человек мертв по грехам своим. Без действия силы Святого Духа душевный человек слеп и глух к вести о спасении. Вот почему это пункт также называют учением о "полной беспомощности" человека. Не знающий Бога человек никогда Его не узнает, если Бог не оживотворит его со Христом.
2. Безусловное избрание
Это учение утверждает, что Бог избрал тех, кого Ему было угодно, чтобы дать им познание Себя. Это избрание не основано ни на каких-либо заслугах или достоинствах приемлющих благодать, ни на Божием предведении относительно того, кто "примет" призыв Евангелия. Бог избрал одних для спасения, а других для осуждения исключительно по изъявлению Своей воли. Он сделал этот выбор еще до сотворения мира.
Однако это учение не снимает с человека ответственности поверить в искупление, совершенное Богом Сыном. Писание одновременно говорит о Божией суверенности в спасении и об ответственности человека поверить, никак не разрешая этого кажущегося противоречия. Справедливо и то и другое: отрицать ответственность человека - значит впасть в небиблейскую крайность гиперкальвинизма, отрицать суверенность Бога - значит впасть в равно небиблейскую крайность арминианства.
Избранные спасены на добрые дела. Таким образом, хотя добрые дела никогда не закроют пропасть, отделяющую человека от Бога, они являются непременным результатом спасительной благодати Божией. Именно это и имеет в виду апостол Петр, когда призывает своих читателей-христиан утверждать свое "звание" и "избрание". Добрые дела свидетельствуют о том, что Бог посеял семена благодати на хорошую почву.
3. Ограниченное искупление
Это учение представляет собой ответ на вопрос: "За кого умер Христос?" Библия говорит, что Христос умер за тех, кого Бог дал Ему для спасения. Христос умер за многих, но не за всех. Христос умер конкретно за невидимую Церковь - за всех тех, кто когда-либо по праву носил звание христианина.
Мы уже убедились, что Христос не потерял ни одного человека из тех, кого дал Ему Отец. Смерть Христа не была потенциальным искуплением за всех людей. Думать так значит унижать искупление Христово. Христос умер, чтобы искупить и освятить Церковь. Христос не искупил всех людей, потому что не все люди спасены - это очевидно. Благовестие в действительности лишь возвышается этим учением, ведь благовестник может сказать своему приходу, что Христос умер за грешников, и что Он не потерял никого из тех, за кого умер!
4. Непреодолимая благодать
Следствием непреодолимости Божией благодати является то, что избранные не могут не отозваться на внутренний призыв Святого Духа, когда благовестник или служитель Слова Божия призывает их извне. Люди приходят к Сыну за спасением, когда Отец призывает их, а Дух Божий ведет возлюбленных Божиих к покаянию. Что за утешение знать, что Евангелие Христово пробьется в наши ожесточенные, греховные сердца и чудесным образом спасет нас через благодатный внутренний призыв Святого Духа!
5. Безопасность святых
Это учение утверждает, что святые (те, кого Бог спас) пребудут в руке Божией до тех пор, пока не будут прославлены и посажены на небесах. Работа освящения которую Бог начал в Своих избранных будет продолжаться, пока не завершится в вечной жизни. Господь Иисус Христос обещал избранным, что Он не потеряет никого из них и прославит их в "последний день". Кальвинист опирается на Слово Божие и полагается на обещание Христово исполнить волю Отца спасти всех избранных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вариант 1
1. Основой возникновения протестантизма явился взгляд, что:
а) церковь греховна и ее следует реформировать
б) всемогущество бога нужно противопоставить земной ограниченности церкви
в) необходимо лишить папу светской власти
г) следует вернуться к идеалам первоначального христианства.
2. Земное призвание он понимал как решительную борьбу избранных ревнителей бога, призванных установить новый мир:
а) Августин Блаженный
б) Иоанн Златоуст
в) Мартин Лютер
г) Томас Мюнцер
3. Реформация - это
а) отрицание веры в Бога
б) междоусобные войны
в) борьба за переустройство церкви
г) отмена церковных ограничений
4. Реформация началась ва) 1515 г.
б) 1517 г.
в) 1519 г.
д) 1523 г.
5. Сторонников Реформации называли
а) монархистами
б) республиканцами
в) католиками
г) протестантами
6. Учение Ж. Кальвина НЕ включало
а) успех в земных делах - знак спасения
б) молись и работай
в) создание "дешевой" церкви
г) предопределение Богом жизненного пути человека
7. Гугеноты - это
а) приверженцы лютеранства
б) приверженцы кальвинизма
в) сторонники Т. Мюнцера
г) пуритане в Англии
8. В эпоху Реформации князь становится главой церкви
а) лютеранской
б) англиканской
в) православной
г) католической
9. Инициатором Реформации в Швейцарии, получившим прозвание "Женевский папа" стал
а) Т. Мюнцер
б) М. Лютер
в) Ж. Кальвин
г) И. Лойола
Вариант 2
1. Установите соответствие между датой и событием
а) 1540 г.А) Мартин Лютер написал «95 тезисов»
б) 1517 г. Б) В Англии парламент издал закон, объявлявший короля главой церкви
в) 1534 г.В) Варфоломеевская ночь
г) 1598 г.Г) Папа утвердил орден иезуитов
д) 1572 г.Д) Нантский эдикт
2. Кто из французских королей заслужил почётную характеристику: «Король, спасший Францию»?
а) Карл IX Валуа; б) Генрих III Валуа; в) Генрих IV Бурбон; г) Франциск I Валуа
3. Монах-августинец, профессор богословия в университете г. Виттенберга (Германия) Мартин Лютер прикрепил к дверям храма несколько листов бумаги – знаменитые «95 тезисов» в:
а) 1519; б) 1517; в) 1536; г) 1525
4. Что являлось высшим духовным авторитетом, согласно учению Лютера?
а) Священное писание
б) Мнение Святых отцов
в) Мнение Святой церкви
г) Повеление светских властей
5. Согласно какому соглашению, устанавливался принцип «чья страна, того и вера»?
а) Вормскому конкордату
б) Аугсбургскому миру
в) Флорентийской унии
г) Утрехтскому соглашению
6. Это таинство было сохранено в кальвинизме?
а) исповедь
б) причащение
в) крещение
г) венчание
7. Какое слово лишнее в ряду?
Пуританин, гугенот, католик, кальвинист, лютеранин
8. «Вторым патриархом» Реформации, вдохнувшим в неё свежие силы, стал:
а)М. Лютер
б)И. Лойола
в)Ж. Кальвин
г)О. Кромвель
9. Сформулируйте три главных вероучительных тезиса классического протестантизма