Статья Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе


Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе
Вы хотите, чтобы ваш ребёнокбыл внимательным, сообразительным,
способным?
Это зависит от вас, от того,
когда начнёте и как будите
развивать его способности…
(Б.П.Никитин)
Сейчас система образования начинает осознавать, что цель обучения не сводится только к овладению учеником определёнными навыками и знаниями. Наравне с этим одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания, ведь отсутствие творческого начала приводит к плачевным результатам – непреодолимым препятствиям, сводящимся к тому, что в старших классах учащиеся сталкиваются с невозможностью решения нестандартных задач.
Творческие задания применяются на различных уроках в школе – история, иностранный язык, обществознание, физика, литература и другие. На литературе ученики начальных классов выполняют различные творческие проекты (в рамках ФГОС они получили широкое распространение) – придумать сказку собственного сочинения, акротекст (написанное по вертикали слово, значимое для понимания произведения или героя, нужно дополнить по горизонтали словами или словосочетаниями, поясняющими его) и такого типа. Все они направлены на развитие воображения у ребёнка, на раскрытие его творческого потенциала и, что немало важно, на повышение у него любви к чтению.
В младшем школьном возрасте происходит непрерывное накопление знаний, ребёнок только начинает постигать и узнавать новое. Этому способствуют повышенная восприимчивость, чувствительно-образный характер мышления, наивно-игровое отношение к окружающей среде, доверчивое подчинение авторитету (учителю, родителю или другому родственнику). Помимо этого у младшего школьника каждая из перечисленных черт выступает именно с положительной стороны. Это и есть то самое неповторимое своеобразие данного возраста, которое выражается в особом отношении к творчеству во всех его проявлениях. Поэтому здесь так важно привить ребёнку умение творчески мыслить, воспринимать всё окружающее и себя самого в нём. Развитие творческих способностей способствует воспитанию у ребёнка любви к чтению. И этот факт сыграет немаловажную роль в дальнейшей жизни маленького человечка. Это важно – именно в младшем возрасте научить ребёнка читать, мыслить, критически воспринимать написанное, соглашаться или не соглашаться с текстом, вырабатывать своё мнение и, конечно, полюбить это всей душой, ведь без любви нет пылкого желания (особенно у детей), что чревато полным непониманием текста и неспособностью его воспринять.
Литературное чтение в начальной школе один из главных предметов. Нужно постараться учителю с первых дней учёбы привить интерес к предмету.
Чтение как учебный предмет имеет в своём распоряжении такое сильное воздействие на личность, как литература. Она имеет огромный развивающий и образовательный потенциал: приобщение ребёнка к духовному опыту, развивает ум, облагораживает чувства. Чем глубже воспринято произведение, тем большее воздействие на личность оно имеет.Непременными условиями детского творчества являются открытый диалог, свободная мысль.
Одно из главных мест в обучении занимает творческая деятельность ученика. Без творчества ребёнок не может нормально развиваться и в этом ему помогает учитель, который направляет все усилия, чтобы помочь найти и развить наиболее сильные стороны ребёнка. Развивать творческие способности детей мечтает каждый учитель, ведь творчество оживляет учебный процесс, формирует личность.
Каждый ребёнок любопытен, полон желания узнавать новое от природы. Задача учителя и родителя – поддержать этот интерес, приумножить его и направить на положительное развитие ребёнка. Умение читать и воспринимать прочитанный текст – главное умение в развитии у ребёнка природного любопытства. Конечно, каждому из детей любящие родители читали сказки на ночь, рассказывали истории, но когда ребёнок сам берёт в руки книгу, начинает складывать буквы в слова, а затем слова в текст, в нём начинает с новой силой разгораться прежнее желание читать и узнавать новое из книги, статьи, ведь теперь он сам является главным добытчиком знаний, которые ему интересны. Теперь ребёнок не бежит к маме, папе, бабушке, старшей сестре, он сам может сказать себе: «Я это умею!». Это первый шаг на пути к самостоятельному образованию. И каким же замечательным будет чувствовать себя ребёнок, когда сможет не просто прочитать текст и узнать в нём важную и интересную для себя информацию, но и будет в состоянии использовать её. Например, на уроке литературного чтения в школе. На этих уроках учащиеся развивают свои творческие способности, учатся выражать мысли, взгляды литературным языком.
 
Учитель использует различные творческие задания на уроках литературного чтения: пересказы (пересказ от имени героя, по иллюстрации, от лица рассказчика, а то и продолжение сюжета), сочинения (небольшого четверостишия, захватывающей истории), различные виды творческого чтения (чтение-пересказ, чтение по ролям, разбор того, что вымышлено, а что правдиво, чтение с помощью жестов, нахождение отрывков, которые можно прочитать с возмущением, угрозой) и другие. Такого рода задания – настоящий клад не только для учителя, но и для самого ученика. Он может показать себя, свои успехи и знания, которые почерпнул в книгах через самостоятельное чтение. И, конечно, при правильной постановке задания, при создании ситуации успеха, ребёнок не остановится на достигнутом, он снова возьмёт в руки книгу и будет читать больше и больше, чтобы вновь показать себя и поразить учителя и одноклассников своими знаниями. Он раскроет для себя новый мир, который будет следовать за ним всю его жизнь. Со временем ребёнок будет в состоянии понять, что книга – это главный источник мудрости, знаний, в котором можно найти ответы на все его вопросы. Задача учителя начальных классов – не упустить этот момент во взрослении маленького человека, когда он открыт ко всему новому, когда он так жадно и с интересом воспринимает мир вокруг себя, когда любопытен ко всему, что его окружает.
Пересказ проводится во всех классах на разных уроках, в том числе и на уроках литературного чтения. Такая работа развивает мышление, наблюдательность, память. В начальных классах для пересказа ученики могут использовать план, опираться на картинки или на вопросы учителя. Пересказ может быть и с творческими дополнениями. Учитель предлагает учащимся восстановить текст, опираясь при этом на последовательность глаголов в тексте. Для развития творческого мышления, воображения учитель может использовать такие задания для пересказа как, например, пересказ по отдельным фрагментам. Для этого учитель даёт задание: «Прочитайте начало рассказа, придумайте концовку и перескажите рассказ целиком». Далее учитель знакомит с творческим пересказом. Творческий пересказ – вид устного пересказа или письменного изложения, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте.В ходе таких работ у учащихся пополняется словарный запас и грамматический строй речи, дети овладевают нормами литературного языка.
Ученики учатся самостоятельно находить новые подходы, делать выводы и от этого получать хорошие результаты и получать удовольствие от обучения.
Когда дети почувствуют вкус к сочинительству, когда будут активно участвовать в этих забавных, но очень важных для развития воображения, для закрепления литературоведческих знаний, для развития речи заданиях, у них появится желание и способности придумать произведение со своим сюжетом, своими героями, которые наделены особым характером.
Со временем дети становятся самостоятельнее, учатся самостоятельно преодолевать свою лень, трудности. Впереди их ждёт огромная радость. Они учатся самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, переживать, размышлять, учатся искать пути решения проблемы. Используют в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений. На уроках умело преодолевают трудности, учатся и находят выход из сложившейся ситуации, воспринимают свои ошибки более спокойно, без эмоций. Способ действия, открытый ребёнком самостоятельно, обязательно будет усвоен им и применён в новых обстоятельствах. Учителю важно целенаправленно учить ребёнка способам деятельности, преодолению трудностей, выдвигая перед ним всё усложняющиеся задачи. Конечно, они должны быть не только посильными, но и интересными, занимательными, ведь то, что воспринимается эмоционально, лучше понимается и запоминается. В результате повышается качество знаний, появляется дружелюбное отношении друг к другу.
Чтобы развить способности у ребёнка для этого нужно приложить много сил как со стороны учителя, так и со стороны ребёнка. Ребёнку должно быть комфортно и интересно.
Самое пристальное внимание уделяется проблеме формирования у ребёнка интересов и потребностей, обеспечивающих положительное отношение к учебной деятельности.
В наши дни у детей пропадает интерес к чтению и это большая проблема, над которой нужно задуматься. Это связано с появлением в нашей жизни современных технологий. Наши дети много времени уделяют просмотру передач, играм на планшетах, компьютерах. И у него нет времени на чтение книг. Без книги нельзя вырастить, воспитать полноценную личность. Здесь незаменимым помощником выступает учитель. Он должен заинтересовать учащихся, должен постараться пробудить в детях интерес к урокам литературы. Дети с радостью выполняют творческие задания, фантазируют, размышляют. Они с удовольствием сочиняют загадки, сказки, рассказы. Приведу пример одной из таких творческих работ ученицы 4 класса. Сочинение сказок. Сначала сказку целесообразно сочинять коллективно, всем классом. Вначале детям можно предложить готовое название сказки, придумать героев. Затем дети работают самостоятельно. Данное задание предлагается после изучения и прочтения сказок.
В одном лесу жили заяц, лиса и волк. Они были хорошими друзьями. В один прекрасный солнечный день они пошли собирать ягоды. Нашли поляну с ягодами и стали собирать. Когда собрали полный кузовок, они услышали песню. Им стало интересно, кто же это поёт так красиво. Подобрались поближе и увидели девочку. Подошли к ней и познакомились. Она тоже собирала ягоды. Девочка пригласила их в гости. Им так понравилась девочка, что они остались жить у неё. Заяц работал на огороде и выращивал овощи, лиса ухаживала за курочками и петушками. Волк ходил на рыбалку и приносил рыбу. А девочка готовила обед и пела песни. Говорят, что они и сейчас живут.
На следующем уроке можно продолжить творческую работу и предложить детям сделать иллюстрацию к своей сказке. Они с удовольствием приступят к работе. Учащиеся увлекаются этой работой и дома мастерят целые книжки-малышки. Такие задания способствуют развитию творческих способностей, они приносят радость, удовлетворение от проделанной работы. Таким образом, у ребёнка появляется интерес к литературному чтению, как к учебному предмету.
Игры в жизни ребёнка играют немало важную роль. Они помогают познавать и открывать новое. Использование дидактических игр на уроке позволяют учителю разнообразить урок, а ученикам прочнее закрепить знания, расширить кругозор. Дидактические игры можно использовать на разных этапах урока. Игры можно использовать как групповые, так и индивидуальные. Дети своё предпочтение отдают групповым играм. В результате дети незаметно для себя выполняют ряд упражнений, способствующих развитию творческих способностей. В ходе игры ученики стремятся к победе. В результате прививается интерес к учебному предмету.
Ученики с удовольствием участвуют в литературных играх, таких как шарады, головоломки, ребусы, анаграммы, викторины, кроссворды. У них постепенно появляется положительное отношение к чтению. Такие задания и я использую в своей практике. Приведу пример одного из таких заданий «Собери слово по первым буквам». Это задание и простое и сложное одновременно. Нужно отгадать слово, которое спряталось в первых буквах слов отгадок. Дети не только отгадывают слова, но и узнают, что обозначают те слова, которые оказались незнакомыми. Итак, спрятанное слово капуста. Толкования слов могут быть такими:
Яшма - рыба, камень, ткань;
Нива - город, автомобиль, река;
Канарейка – птица, одежда, музыкальный инструмент;
Твёрдое ископаемое – ртуть, уголь, нефть;
Нарты – игра, жилище, сани;
Балерина – танцовщица, бабочка, пальто;
Бабочка – янтарка, адмирал, альбатрос.
Можно усложнить работу и предложить более сложные слова для угадывания и неизвестные для толкования. Для подбора интерпретаций слов пользуются энциклопедическими и специальными словарями. В обязательном порядке нужно показать изображение того предмета объекта, явления, которое использовалось для объяснения (канарейка, балерина и т. п.).
Литература сегодня остаётся, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником духовной жизни людей. Именно в школе мы должны сформировать у детей интерес и любовь к чтению книг.
Таким образом, литературное чтение в начальных классах – бескрайнее море, в котором каждый ребёнок при помощи учителя и родителя способен найти для себя нечто важное и родное, что будет сопровождать его всю жизнь. Это необычное начало долгого пути, и поэтому так важно, чтобы оно было интересным, приятным и развивающим. С такой задачей успешно справляются творческие задания, развивающие в ребёнке успешную и счастливую личность с собственным взглядом на мир, который его окружает.