Сборник из опыта работы «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках математики»








































Областной Интернет-конкурс-2013
«Выставка-ярмарка педагогических идей»



















Выборнова Т.А., учитель начальных классов
МОУ «Мамоновская ООШ»
Пронского района Рязанской области


Технология
«Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках математики»
/тезисы/



Мамоново 2013
















































Выборнова Т.А., учитель начальных классов
МОУ «Мамоновская ООШ»
Пронского района Рязанской области



















Мамоново 2013















































Дипломом участника награждена Выборнова Татьяна Александровна, учитель начальных классов МОУ "Мамоновская ООШ" Пронского района Рязанской области



Технология
«Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках математики»

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
   Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.
3
У учащихся формируются ключевые компетентности - универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
  Актуальность технологии: формирование целостной системы универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетентностей учащихся на современном этапе развития образования.
Цель технологии: используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
   Задачи технологии:
Учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению.
Учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее.
Совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.
Вносить посильный вклад в достижение общего результата.
Обучать брать на себя ответственность при руководстве мини-группой.
Прививать навыки самостоятельной творческой работы.
Учить грамотно использовать в речи математические термины.
Учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях.
Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
 
Результативность технологии:
Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.
Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.
Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения.
У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты. У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
4






















































































Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).
Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
Ожидаемый результат школьного образования во многом связан с развитием субъективности обучающихся. Быть субъектом (созидателем, автором, распорядителем) означает быть хозяином своей жизнедеятельности, жизненной траектории; творцом своей культуры и автором культурных «произведений» в различных областях деятельности; оставаться далеко не в стороне от исторических процессов, событий, происходящих в обществе, в культуре. Отсюда ведущими целями образования являются:
- развитие личностной и образовательной компетентности обучающихся, их готовности и способности к непрерывному само совершенствованию и самообразованию;
- развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
- умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
- готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной, творческой деятельности;
- толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить оптимальные компромиссы.
В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать «не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах».
Согласно новым стандартам по обновлению образования необходимо решить следующие задачи: устранить перегруженность учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний, для продолжения образования; обеспечить разумную разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья обучающихся; усилить практическую ориентацию общего образования; сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников; сформировать у них практические навыки самообразования; усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путём создания и реализации вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты обучающихся – от одарённых детей до детей с ограниченными возможностями.
5
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от них. В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны. Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае говорят об образовательной компетенции.
Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения.
Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.
6






















































































Ключевые компетенции:
Изучать:
-уметь извлекать пользу из опыта;
-организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
-организовывать свои собственные приемы изучения;
-уметь решать проблемы;
-самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
-запрашивать различные базы данных;
-опрашивать окружение;
-консультироваться у эксперта;
-получать информацию;
-уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
-организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
-критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
-уметь противостоять неуверенности и сложности;
-занимать позицию в дискуссиях;
-видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
-оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
-уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
-уметь сотрудничать и работать в группе;
-принимать решения улаживать разногласия и конфликты;
-уметь договариваться;
-уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
-включаться в проект;
-нести ответственность;
-входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
-доказывать солидарность;
-уметь организовывать свою работу;
-уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
-уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
-доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
-показывать стойкость перед трудностями.

7
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики
Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.
Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой стороны - форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счете, приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний. Следовательно, самостоятельная работа это такое средство обучения, которое:
в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задачи;
формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низких к высшим уровням мыслительной деятельности;
вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.
Исследования ученых-педагогов и психологов позволяют условно выделять четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:
1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.
2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти.

8






















































































Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их переноса на решение более сложных, но типовых задач.

3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.

4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.
Каждый из этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существуют. Дать самостоятельное задание ученику уровнем выше - это в лучшем случае напрасно потерять время на уроке.
Естественно, что программа максимум для любого, творчески работающего, учителя - довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности. Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня. Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке.
Рассмотрим основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке.
Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы.
Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы.
Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы.
Назначение самостоятельной работы - развитие познавательных способностей, инициативы и понятия решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение.
Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.
По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные, групповые.

9
В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ:
воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие работы. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.
Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная,
поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишит ученика необходимой базы знаний, умений и навыков.
Задержка на работах по образцу - бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У школьников пропадает интерес к учению и предмету наступает торможение в их развитии.
Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мысленной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.
Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания необходимые для решения задачи ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащихся. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования.
Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников.
10






















































































Задачи такого типа - одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.
В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий.




Областной Интернет-конкурс-2013
«Выставка-ярмарка педагогических идей»


Выборнова Т.А., учитель начальных классов
МОУ «Мамоновская ООШ»
Пронского района Рязанской области













Технология
«Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках математики»
/тезисы/