Статья «Преодоление речевых нарушений у детей города Урая методом БОС»

Преодоление речевых нарушений
у детей города Урая методом БОС

В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения определение здоровья звучит так: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Уровень здоровья зависит не только от социально-экономических условий общества и генетических особенностей, но и в значительной степени от климатогеографических условий региона проживания данной группы населения.
Всем известно, что климатогеографические условия Севера, в частности, города Урая, отличаются низкими температурами воздуха, резкими перепадами атмосферного давления, сильными ветрами, дефицитом ультрафиолетового излучения, повышенной геомагнитной активностью, изменением фотопериодизма. Все эти условия оказывают неблагоприятные воздействия на здоровье человека. Особенно это заметно проявляется у детей и подростков, т.к. функциональное состояние нервной, эндокринной систем и общего гомеостаза у лиц молодого возраста особенно лабильно.
Погодно-климатическим факторам принадлежит существенная роль в развитии ухудшений и обострений сердечно-сосудистых заболеваний в детском возрасте. Изменение функционального состояния сердечно-сосудистой системы приводит к перестройке кислородного режима организма, нарушениям его газообмена, и, естественно, сопровождается перестройкой и нарушениями со стороны дыхательной системы.
Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции, - осуществления газообмена, - дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Речь, как известно, является составляющей общего здоровья. К сожалению, печальная статистика свидетельствует о том, что в условиях Севера речевые нарушения у детей по распространению занимают одно из «почетных» мест. На фоне всех этих данных серьезное значение приобретают профилактика и коррекция различных нарушений в работе детского организма, в том числе и речевой патологии. Поэтому возникает необходимость в комплексном воздействии на детей.
Система коррекционной помощи детям постоянно развивается и совершенствуется с учетом современных педагогических и технических достижений. Закономерным этапом ее развития является применение новых методик обучения. К ним относится компьютерный метод биологической обратной связи (БОС), сущность которого заключается в обучении пациента управлению физиологическими функциями собственного организма с помощью специального приборного и программного обеспечения.
В основе метода БОС лежит оздоровительная программа, включающая в себя выработку правильных навыков осанки, зрения, речи. На базе Детской городской поликлиники г. Урая функционируют 5 кабинетов БОС: логотерапевтический, офтальмологический, кардио-пульмонологический, нервно-психологический и ортопедический. Подробно остановимся на работе логотерапевтического кабинета БОС.
Логотерапевтический кабинет посещают дети с различными речевыми нарушениями. Дошкольники с интересом и желанием приходят на занятия, цель которых - выработка правильной речи с наименьшими энергетическими затратами. При использовании метода биологической обратной связи у детей формируется устойчивый навык диафрагмально-релаксационного дыхания и возможность применения его в повседневной жизни.
За счет постановки правильного дыхания быстро и эффективно исправляются речевые нарушения, включая заикание. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной. Дети, страдающие заиканием, пройдя обучение по методу БОС, избавляются от судорожных запинок (если и остаются, то единичные), их речь после курса занятий, как правило, слитная и плавная. У дошкольников и младших школьников, прошедших логотерапевтические тренировки по данному методу, наблюдается улучшение сна, памяти, повышение способности концентрировать внимание, развивается коммуникативность. Технология БОС в сочетании с традиционными методами комплексного коррекционного воздействия расширяет возможности практических логопедов и повышает качество и эффективность проводимой ими работы. (можно закончить статью)
В логотерапевтическом кабинете БОС прошли реабилитацию - 59 заикающихся (40мальчиков и 19 девочек), из них 20 дошкольников, 34 школьника, 5 подростков. Группа пациентов неоднородна: 10 человек с тяжелой степенью заикания, 25 человек - со средней и 24 человека - с легкой степенью заикания.
Работа с пациентами проводилась в виде сеансов индивидуально и группами по 4-6 человек. Длительность занятий - 30-40 мин. Средний курс - 25 занятий. Весь курс коррекции речи методом БОС состоял из 5 этапов.
1-й этап - диагностический. В результате логопедического, клинического и психофизиологического обследования составлялась индивидуальная дифференцированная схема проведения коррекционного курса методом БОС.
2-й этап - формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу ДАС-БОС. Основная задача - снятие логоневротических проявлений, снижение высокого пульса у заикающихся (в момент речи, волнения он достигает 200 уд/мин), уменьшение высокого уровня тонуса и биоэлектрической активности различных групп мышц, участвующих в процессе речи, обеспечение своевременного открывания голосовых связок, подготовка пациента к формированию новых речевых навыков.
3-й этап - работа над основными компонентами речи (речевым дыханием, голосообразованием, артикуляцией).
4-й этап - воспитание слитной плавной речи на выдохе. Речевой материал постепенно усложнялся. Проводилась работа над ритмом, темпом, интонацией, логическим ударением. В программе были представлены образцы разных видов речи.
5-й этап - заключительный. Посвящен закреплению полученных речевых навыков в различных ситуациях общения (самостоятельная речь, общение в группе, публичные выступления и т. д.).
Как индивидуальные, так и групповые логопедические занятия состояли из двух частей:
часть - подготовка к выполнению речевых заданий: диафрагмалыю-релаксационное дыхание, чтение и проговаривание цепочек гласных звуков 1 и 2 ряда, строчек, содержащих гласные буквы и слова (методика Абиловой), выполнение артикуляционных и голосовых упражнений и т.д.
часть - собственно коррекционные упражнения, целью которых является обучение слитному, плавному, четкому проговариванию речевого материала различной сложности без запинок и с обязательным соблюдением диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Это отдельные слоги, слова, цепочки слогов и слов (разной слоговой структуры и звуконаполняемости), предложения с постепенным увеличением в них количества слов, незаконченные предложения, скороговорки, вопросы и ответы, диалоги, связные рассказы разного объема, тексты, содержащие пропущенные слова, эмоционально окрашенные тексты, упражнения на развитие правильной дикции.
В дальнейшем полученные в результате БОС-терапии умения и навыки правильной речи закреплялись в спонтанной речи без участия приборов биологической обратной связи. При условии соблюдения самоконтроля у большинства пациентов отмечалось стойкое сохранение навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания и слитной, плавной речи в течение последующего времени.
Из 59 человек было выпущено с полной нормализацией речи - 39 человек (66%), со значительным улучшением - 16 человек (27%), с незначительной динамикой - 4 человека.
Проведенное исследование показало, что применение метода БОС в коррекции речи при заикании очень эффективно, дает стойкий и быстрый положительный результат. При контрольном обследовании через 2-3 мес. пациенты сохраняли полученные навыки правильной речи. В условиях психического напряжения, волнения они воспроизводили диафрагмально-релаксационный тип дыхания и самостоятельно справлялись с трудностями.
Следует отметить, что в результате проведенных логопедических занятий с использованием БОС-терапии у детей поднималось настроение, улучшалось самочувствие, работоспособность, нормализовался сон, уменьшались головные боли, исчезали аффективные вспышки, снижалось количество депрессивных состояний и стрессов. У детей появлялась уверенность в себе, повышалась и становилась более адекватной самооценка. Дети стали спокойнее, доброжелательнее и терпимее к сверстникам.
У пациентов с дефицитом активного внимания, с трудностями в обучении улучшалась память, повышалась способность концентрировать внимание, уменьшалось количество ошибок на письме, повышалась творческая активность, появлялись успехи в школе, что положительно сказывалось на психоэмоциональном состоянии детей. Пациенты наглядно видели результаты своей деятельности на экране компьютера и учились управлять своим состоянием.
БОС является эффективным средством терапии для людей с проблемами в общении, имеющими чувство отчуждения, подверженность стрессам. Методика БОС дает такому человеку уникальную возможность управлять своим состоянием, используя резервы организма и достигая психического, физического и нравственного здоровья, БОС-терапия обеспечивает максимально возможную личностную и социальную независимость, под которой подразумевается активное, творческое преодоление имеющейся у него проблемы. Это помогает человеку максимально повысить уровень самореализации, а, следовательно, изменить свою жизнь к лучшему.
Таким образом, метод БОС в сочетании с традиционными методами комплексного коррекционного воздействия дает возможность проводить занятия с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, используя прием «обходных путей». Это, несомненно, расширяет возможности практических логопедов. Использование методики биологической обратной связи позволяет решить задачу реабилитации и социальной адаптации лиц с проблемами в общении на качественно более высоком современнее уровне.
15