Статья ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.


Моделирование естественно - математического образовательного пространства подготовки компетентного выпускника.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Орлова Л.В.,
учитель - методист
ОШ I-III ступеней №1
города КировскоеАннотация
В статье рассматривается роль исследовательской деятельности при изучении физики для обучения и воспитания компетентного выпускника нового времени.
Ключевые слова: компетентный выпускник, метапредметный подход, исследовательские умения, исследовательская деятельность.
Сегодня мир вокруг нас изменяется достаточно быстро. А завтра темпы его развития ещё ускорятся. Поэтому способность к саморазвитию и самообразованию, умение и желание самосовершенствоваться определят вбудущем личную успешность сегодняшнего ученика.
Наша молодая Республика, в свою очередь, заинтересована в гражданине, который может проявлять гибкость, мобильность и креативность мышления. Поэтому перед школой сейчас стоит задача не просто дать выпускнику как можно больше знаний, а, обеспечив его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его крайне важным умением – умением учиться. Ещё Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».
Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций - важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает формирование активной самостоятельной позиции учащихся; развитие общеучебных умений и навыков, в первую очередь, исследовательских, рефлексивных, самооценочных.
Программа модернизации содержания образования в Донецкой народной республике затрагивает все стороны образовательного процесса. Выдвигая в качестве основополагающей идеи компетентностный подход в образовательном пространстве, она нацеливает педагогических работников на поиск и апробацию новых технологических образований, ориентированных на формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций.
Быть компетентным – значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Современные условия развития общества все больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знания от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности становятся все более актуальными.
Именно на это нацеливает учителей концепция развития образования нового поколения. В их основу заложен метапредметный подход, который базируется на понимании того, что главное, чему надо научить и научиться в школе – творческое мышление. Данный подход предполагает, что ученик не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные (надпредметные) способы действий, и уже с их помощью сможет самостоятельно получать информацию об окружающем мире.
А. Хуторской к ключевым образовательным компетенциям относит ценностно - смысловые, общекультурные, учебно - познавательные, информационные, коммуникативные, социально -трудовые и компетенции личностного совершенствования. ⌠6]
Компетентный выпускник нового времени должен уметь самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это условие получает особую актуальность в современном динамично развивающемся информационном пространстве. в процессе исследовательской деятельности школьников. ⌠1]
Обучающийся должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.
Формирование исследовательских умений учащихся, организация исследовательского обучения в учреждениях образования является одной из самых актуальных проблем, так как государственный образовательный стандарт предполагает формирование умения учеников самих получать ответы на поставленные вопросы⌠4]. Виды моделирования исследовательской деятельности учащихся
Исследовательская деятельность – это один из способов развития обучающихся. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремлённость – вот тот неполный перечень качеств, которые развивает в себе ребёнок, вовлеченный в исследовательскую деятельность. Таким образом, вырастает не пассивный созерцатель жизни, а настоящий исследователь, первооткрыватель, творец.⌠5]
Постановка проблемы
Предметная исследовательская деятельность учащихся

Изучение теории

Выдвижение гипотезы
ение теории
Включает алгоритм организации учебного материала
Подбор методик

Сбор собственного материала

Выводы

Анализ и обобщение

В основе представлений об исследовательских навыках мышления лежат идеи выдающихся психологов: культурно-историческая теория Л.С.Выготского, идеи проблемного обучения И.Я.Лернера, концепция развивающего обучения В.В.Давыдова, теория рефлексивного мышления Н.Г.Алексеева, идеи о развитии субъектности в онтогенезе В.И.Слободчикова.
В процессе исследовательской деятельности происходит формирование важнейших психических функций учащихся на каждом возрастном этапе, развитие теоретического мышления, рефлексивных способностей, в конечном счете - становление субъектности личности обучающегося. Центральным звеном является деятельностное содержание образование, которое конкретизируется через систему представлений о структуре научной картины мира, приобретением личного опыта реализации исследовательских задач, выработке ценностных ориентаций обучающихся.
Формирование навыков проблемно-исследовательской работы должно осуществляться по следующим направлениям:
развитие исследовательских навыков при изучении материала на уроках и во внеурочное время с использованием проблемно - исследовательских вопросов и заданий;
проведение учеником небольшого исследования с подготовкой сообщения, доклада, реферата, в том числе, с использованием ресурсов сети Интернет;
усиление практической направленности программного материала.
По мнению В. И. Андреева, специфика исследовательской деятельности школьника, в отличие от деятельности ученого, заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы [2].
Можно выделить два направления организации исследовательской деятельности учащихся: предметная исследовательская деятельность учащихся; проектирование и организация исследовательской деятельности учащихся.
Назовем основные характеристики учебного исследования:
выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих
неоднозначность;
специальное конструирование учебного процесса «от выделенныхточек» или проблемная подача материала;
развитие навыка формирования или выделения нескольких версий,
гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;
развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа
свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения;
работа с первоисточниками при разработке версий;
развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Самым важным при выполнении исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время является способность учащегося видеть проблему, анализировать известное и неизвестное, на основе анализа выдвигать гипотезу по решению проблемы и обосновывать ее. Ключевым моментом любого исследования является гипотеза, на основании которой строится исследование. Происходит обучение планированию исследования, для чего
также используется совместное обсуждение плана исследования в группе на основе выдвинутой гипотезы. Дополнительные задания о применении явления на практике стимулируют поиск, систематизацию учащимися информации. При обработке результатов исследования также формируются информационные умения. [3].
При выполнении эксперимента обучающиеся осваивают такие умения, как наблюдать явление, измерять, проводить эксперимент, описывать эксперимент. Ученики делают самостоятельно выводы из исследования и предъявляют их для обсуждения.
Примером самостоятельного исследования по собственному плану может служить выяснение характера движения тела по наклонной плоскости, введение характеристики такого движения – ускорения.
Формы организации исследовательской деятельности

Курс «методы научных исследований»
Элективные курсы предпрофильного и профильного обучения
Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана

Проведение научно-практических конференций и конкурсов
Реализация учебно-исследовательских проектов;
общешкольных проектов
Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера.

1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по физике (проблемный подход к ведению урока: представление учителем различных точек зрения на заданную тему; организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов, доклады учащихся по поставленным заданиям.
2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов. Например, курс «методы научных исследований», в рамках которого дается методология исследовательской деятельности с иллюстрацией на конкретных задачах в рамках образовательных областей, отработка постановки и реализации исследовательских задач в рамках домашних заданий, презентация данных заданий на уроках. 3. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы, которые
строятся на основе выполнения исследовательских проектов.
4. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ. 5. Реализация общешкольных проектов (например, интегрированнойобразовательной программы на основе исследовательской деятельности на уровне учреждения образования.
6. Проведение научно-практических конференций и конкурсов - форм презентации исследовательской деятельности.
Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, способствует успешной социализации школьников за счет создания адекватной информационной среды. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания. [5].
Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение
итогов, разделяя ответственность с членами команды.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. У обучающихся формируются: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи. Такая деятельность преследует еще и цели социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.
Сейчас на данном этапе развития образования исследовательская деятельность – важная и необходимая технология как средство не только обучения, но и воспитания, и развития компетентного выпускника нового времени.
Необходимо начать перестройку учебного процесса в школе с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей, что позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, но и стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов обучающегося- компетентного выпускника нового времени.
Литература:
1. Приоритеты развития образования в ДНР, 2015г.
2.Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 238 с.
3.Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Сборник статей под общей редакцией А.С. Обухова. М.:НИИ школьных технологий, 2006. 
4. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2. С. 29-42
5. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в образовании//Исследовательская работа школьников.2004. №1. 6. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря.
http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm