Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках биологии.


Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках биологии.
Данная тема актуальна и значима, так как в современных условиях качество образования зависит не от объема фактических знаний индивида, а от владения им ключевыми компетенциями – это признано мировым педагогическим сообществом.
Ученик считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применить усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни. Проектная деятельность учащихся – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).
Проект – это подробно описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности.
Метод проектов (от греческого слова «путь исследования») ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом от его идеи до ее воплощения.
Метод проектов дает возможность учащимся размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения и чужой опыт.
Метод проектов дает возможность на практике формировать ключевые компетентности учащихся; научить их общеучебным умениям, необходимым для решения проблем:
- понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, таблицы и прочего, интегрировать информацию из разных источников);
- характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме, и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);
- представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
- решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);
- размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, прочее);
- сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей).
Для чего нам необходимо использовать данный метод на уроках биологии?
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
Принимать самостоятельные аргументированные решения.
Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы учащихся, направленной на поиск информации, я убедилась в том, что традиционная система образования не всегда способна качественно решать задачи, стоящие перед современной школой, поэтому значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Считаю, что наиболее эффективно её можно осуществлять за счёт использования новых образовательных технологий. С учетом своего педагогического опыта могу отметить, что особую значимость при этом на уроках биологии приобретает проектная деятельность с элементами исследования.
Актуальность использования этой технологии я вижу в том, что,
во-первых, в решение проблемной ситуации вовлекаются учащиеся, имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации;
во-вторых, необходимо применение различных способностей учащихся (аналитических, коммуникативных и др.);
в-третьих, решается обязательная задача педагога – при работе над проектом дать каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Работа над проектом по биологии включает в себя три этапа: организационный, деятельностный и аналитический.
На первом этапе мной был проведен анализ учебно-тематического планирования уроков биологии, методологические основы организации и реализации проектной деятельности для учащихся разных классов; знакомство учащихся с проектной деятельностью. Планирование проекта построила так, чтобы работа побуждала к совместной деятельности детей, способствовала укреплению взаимодействия между детьми.
На втором этапе осуществляется непосредственная деятельность над проектом совместно с детьми:
Постановка проблемы.
Выбор и обоснование лучшего варианта решения проблемы.
Дальнейшая разработка идеи.
Организация рабочего места и технологической карты проекта.
Реализация проекта.
Презентация проекта.
Анализ проделанной работы.
При разработке плана проекта я отмечаю, что во время работы могут быть внесены изменения, в зависимости от изменившихся потребностей. Неизменными остаются только сроки выполнения проекта.
На третьем – аналитическом этапе - проводится анализ результатов работы. Совместная деятельность позволяет неоднократно решить проблемные ситуации на уроке биологии, способствующие формированию активной социальной жизненной позиции. Была представлена презентация проекта, обобщены полученные результаты.
С учащимися мы начали работать над проектом, когда они были в 8 классе. Работа продолжалась 2 года. Тему выбрали сами учащиеся «Энергетические напитки: миф или реальность». Они посчитали ее актуальной для современной молодежи. Работа над проектом проходила в несколько этапов.
Во-первых, прежде чем приступить к работе над проектом мы с ребятами составили план нашей работы. Согласно этому плану были распределены обязанности, в результате каждый представил отчет о проделанной работе.
Девочки занимались теоретической частью нашего проекта, проводили опрос среди учащихся старших классов и мужчин в возрасте не моложе 18 лет, а юноши практической частью. Им необходимо было выяснить какие энергетические напитки имеются в продаже в магазинах.
Во-вторых, итогом нашей работы стала презентация, с которой мы вышли на районный уровень. Исследования проводились, используя энергетический напиток «Flash energy».
Информация о результате активного внедрения метода проектов у учащихся представлены на слайде.общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности.
Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач, опыт работы с большим объемом информации из различных источников.
Школьники приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации:
учатся работать в коллективе,
планировать работу индивидуально и в группе,
учатся оценивать ситуации и принимать решения.
Проектная деятельность способствует формированию у школьников духовности и культуры, способности к успешной социализации в обществе, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.