Выступление на тему Мониторинг речевых нарушений воспитанников с ОВЗ


Мониторинг речевых нарушений воспитанников с ОВЗ
(Слайд 1) Вопрос оценки качества работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ является актуальным как никогда. Единых требований, регламентирующих какой - либо показатель, не существует. Однако каждый специалист видит результат своего труда и может его представить, используя разнообразные методики. (Слайд 2) В своей работе я использую тестовую методику Фотековой Т. А. (Слайд 3) Некоторые параметры обследования представлены на слайдах. (Слайд 4)
Мониторинг логопедической работы проводится для объективной оценки коррекционно - развивающего процесса. Отсюда вытекают цели и задачи логопедического мониторинга. (Слайд 5)
Цель: анализ результатов коррекционной деятельности учителя - логопеда.
Задачи:
отслеживание динамики преодоления речевых нарушений у воспитанников с ОВЗ;
оценка успешности выбранного образовательного маршрута и дальнейшая корректировка индивидуальной программы;
выявление причин трудностей логопедической работы.
Основными принципами мониторинга являются системность в проведении исследований и наблюдений, научность, доступность и открытость полученной информации.
Проведение мониторинга делится на три этапа: (Слайд 6)
1. Подготовка к мониторингу: ( по щелчку)
постановка цели;
изучение литературы;
разработка компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа информации;
разработка основ и критериев стандартизации;
установка сроков проведения;
2. Диагностический: ( по щелчку)
проведение диагностических мероприятий;
анализ и фиксирование результатов на начало работы.
3. Аналитический: ( по щелчку)
итоговый контроль коррекционной работы за определённый период;
определение тенденций и обоснование результатов проведенной работы;
выводы, на основе которых определяется методика обучения и происходит коррекция учебного процесса.
Опыт работы в школе показывает, что для объективной оценки результативности логопедических занятий с воспитанниками с ОВЗ, исследовательские мероприятия следует проводить не менее двух раз в год. Учитывая структуру и степень тяжести речевого недоразвития воспитанников, мониторинговые исследования охватывают разные направления, это обследование: (по щелчку) (Слайд 7)
устной речи; (Слайд 8)
письма; (Слайд 9)
чтения.
На протяжении нескольких лет мною проводятся (Слайд 10), (по щелчку) разнообразные виды мониторинговых исследований:
сравнительный анализ цифровых отчетов за несколько лет (включены все дети - логопаты);
сравнительный анализ коррекционной работы в зависимости от нарушения (по классам);
отслеживание результатов работы по преодолению трудностей в овладении устной и письменной речью отдельного воспитанника.
Анализ цифровых отчетов, включающий общий состав воспитанников, показывает рост процентного отношения воспитанников с исправленным дефектом речи или со значительными улучшениями, по сравнению с теми, у которых имеются незначительные улучшения звукопроизношения. (Слайд 11)
Сравнительный анализ коррекционной работы с воспитанниками 4 «а» класса представлен на следующем слайде. (Слайд 12) Вы обратили внимание, что дефект исправлен у 20% воспитанников, что объясняется наличием в классе более 50% воспитанников с диагнозом дизартрия. Дизартрия это тот же детский церебральный паралич, но который затрагивает деятельность органов артикуляционного аппарата. Дизартрию невозможно скорректировать, она останется на всю жизнь, как и ДЦП, её можно только скомпенсировать. Очень выражена дизартрия у Игнатенко И. , Берлизова Д., Овсянниковой А. У всех этих детей она имеет разную не только степень выраженности, но и форму, так: у Игнатенко И. тонус артикуляционной мускулатуры повышен, у Берлизова Д. - понижен.
(Слайд 13) Очень показательным является индивидуальный мониторинг, поскольку отражает степень преодоления трудностей у конкретного воспитанника на протяжении нескольких лет, что в свою очередь позволяет применять разные методы коррекционного воздействия.
Результаты мониторинга оцениваются в баллах от 1 до 3-х и заносятся в протокол речевого обследования. Использование программы “Microsoft Excel”, позволяет произвести быстрый подсчёт как в баллах, так и в процентном отношении, и определить уровень успешности выполнения задания. В этой же таблице с помощью графика я выстраиваю “Речевой профиль” позволяющий увидеть “западающие” звенья и активизировать работу в данном направлении. Каждый график (профиль) отмечается другим цветом. Поэтому сразу видно, насколько изменилась ломаная линия, какие умения и навыки у ребёнка сформировались, а над чем ещё надо потрудиться.
Чтобы безболезненно продиагностировать детей, у которых процесс преодоления речевых нарушений идёт очень тяжело, на помощь придет тот же график, только в этом случае необходимо заложит другую цену деления. Например, на графике, отражающем технику чтения воспитанника, умеющего быстро читать и постоянно повышающего этот уровень, цена деления будет равна пяти словам, а воспитанник, которому даётся чтение с трудом, получит свой график, на котором цена деления будет равняться одному слову. В любом случае каждый воспитанник будет видеть рост темпа своего чтения, его качественное изменение, сможет сравнивать его с предыдущими результатами.
Таким образом, деятельность специалиста-профессионала требует творчества, апробации, разработки при использовании методов, средств и форм диагностики. Тогда подобные мониторинги позволят: (Слайд 14)
создать систему контроля коррекционного процесса на основе конечного результата;
повысить качество работы, в результате своевременного выявления причин затруднения воспитанников;
оценить значимость образовательного маршрута, внести изменения в программу обучения;
оказать оперативную помощь ребёнку;
стимулировать мотивацию, развивать самоконтроль воспитанников;
а следовательно, определят направления коррекционно-развивающей работы и, можно с уверенностью сказать, – во многом определят ее конечный результат. (Слайд 15)
Список литературы:
Артющик Л. И. Логопедический мониторинг в школе VIII вида. //
ж. «Логопед» № 7, 2012 г., стр. 118 – 125.
2. Глебова Н. Г. Обследование устной речи младших школьников с умственной отсталостью. // ж. «Логопед» № 1, 2019 г., стр. 70 – 86.
3. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д„ Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. СПб., 2000.
Фотекова Т. А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений
школьников с использованием нейропсихологических методов. М ., 2002.