Выступление на методическом объединении по теме Компетентностный подход в профессиональном образовании

ГПОУ ЯО Рыбинский транспортно-технологический колледж








Компетентностный подход в профессиональном образовании
Сизов Дмитрий Владимирович
мастер производственного обучения

















Рыбинск 2015 г.
Формирование общих и профессиональных компетенций при подготовке автомехаников
В статье рассматриваются вопросы формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся профессиональной образовательной организации на примере профессии «Автомеханик».
Ключевые слова:практика, компетенции, модуль.
Наиболее востребованная профессия в нашем колледже - «Автомеханик».
В течение последних трех лет педагогический коллектив колледжа работал над постепенным изменением содержания профессиональных программ, формированием общих и профессиональных компетенций в группах обучающихся, выбравших эту профессию.
Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии «Автомеханик» определяет виды профессиональной деятельности, которые соотносятся с конкретными профессиональными компетенциями. Каждый профессиональный модуль понимается как целостный набор подлежащий освоению умений, знаний, отношений и опыта практической деятельности, которым должен соответствовать обучающийся по завершению освоения модуля, являющегося составляющей частью общей модульной программы.
Общие и профессиональные компетенции по профессии «Автомеханик» начинают формироваться как на практических занятиях по междисциплинарным курсам, так и во время прохождения учебной практики.
Учебная практика направлена на совершенствование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта, на освоение рабочей профессии, а производственная практика направлена на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, совершенствование практического опыта, на проверку готовности студента к самостоятельной трудовой деятельности.
На уроках учебной практики обучающиеся отрабатывают соответствующие умения и приобретают практический опыт по техническому обслуживанию новых моделей автомобилей. Для этого в лаборатории колледжа по устройству автомобилей представлено компьютерное оборудование для проведения практических занятий, тренажер автомобиля ВАЗ 21-93, где можно отрабатывать упражнения по управлению автомобилем, стенды по устройству автомобилей, выполненные самими обучающимися.
Профессиональные компетенции выражены совокупностью характеристик определенной профессиональной деятельности и представляют собой набор функций конкретного рабочего места. В нашем случае это рабочее место находится в производственных помещениях, где проводятся лабораторно-практические занятия, учебная или производственная практика. Здесь приобретенные теоретические знания переходят в разряд начальной профессиональной деятельности, при которой и формируются определенные профессиональные компетенции.
Приобретение профессиональных компетенций на уроках учебной и производственнойпрактики заключено в конкретной деятельности, обучающихся,при проведении работ по диагностике, частичной разборке-сборке узлов и агрегатов, работ по техническому обслуживанию автомобиля.
В этом случае используются методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельностью(индивидуальный опрос, выполнение учебно-производственных работ, выполнение комплексных работ простого и сложного характера, выполнение тест-процессов) Не всегда педагог оценивает обучающегося, ими могут быть и сами обучающиеся (обсуждение поведения, интенсивность работы, помощь друг другу, что удалось сделать, анализ ошибок, пути совершенствования своего сотрудничества и т. д.). Главное чтобы деятельность обучающихся была направлена на формирование профессиональных компетенций и структурирована таким образом, чтобы все были вовлечены в активную совместную деятельность с личной ответственностью за действия каждого и свои действия.
Контроль и оценка сформированности профессиональных компетенций осуществляется в виде:
-текущего контроля: учебная практика – перечень учебно-производственных работ и карта учета успеваемости, производственная практика –отчет, индивидуальная карта по вождению;
-рубежного контроля по УП и ПП: перечень проверочных (комплексных) работ; внутренний экзамен по теоретическим вопросам ППД;
-промежуточная аттестация: дифференцированный зачет по учебной и производственной практике.
Процесс формирования ОК и ПК не ограничивается учебными занятиями, он так же осуществляется во внеурочной деятельности.
Наши обучающиеся участвуют не только во внутриколледжных конкурсах профессионального мастерства, но и в областных и межрегиональных чемпионатах рабочих профессий «World SKILLS RUSSIA», где занимают призовые места.
Так же обучающиеся участвуют в областной программе популяризации рабочих профессий «Арт-Профи-слет».
Таким образом, компетенции, которые обучающиеся приобретают и развивают в процессе обучения, являются важным звеном в приобретении профессиональных навыков подкрепляемыми практикой.

Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии Автомеханик, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010, № 555.
2. Строкова Т. А. Компетентностный подход и проблемы его реализации /Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 6.– С. 9-16.
3. Рахимов А.М., Банникова Е.А., Фахретдинова М.А. Теоретическая разработка по теме: «Модульно - компетентностный подход к формированию общих и профессиональных компетенций в учреждении среднего профессионального образования» ОГБПОУ УППК, 2011
15