Доклад из опыта работы на тему: Использование художественного слова в экологическом воспитании дошкольников


В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Прежде всего, ухудшение жизни человека выражается в плохой среде обитания: это загрязненная вода, воздух, продукты питания. Особенно чувствительны к изменениям окружающей среды дети. Воспитание экологической культуры и есть единственный выход из сложившейся ситуации. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро. Именно в дошкольном возрасте у человека формируется представление об окружающем мире. В наше время можно часто наблюдать, как дети проявляют бесчувственность, а порой даже и жестокость по отношению к животным, насекомым, растениям: берут в руки и сильно сжимают маленьких животных, ловят насекомых и сажают их в банку, что может привезти к травме, как малыша, так и животного; рвут первоцветы, ломают деревья. Дошкольный возраст наиболее перспективен для познания основ экологических знаний, так как в этом возрасте ребенок воспринимает природу как окружающую среду гораздо эмоциональней и обращает внимание на такие особенности природы, которые в более старшем возрасте человек не замечает. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задавать массу вопросов. Он воспринимает животных и растения как равных, сочувствуя им, сопереживает вместе с ними. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет такие бесценные свойства личности, как наблюдательность, любознательность.
В своей работе я использую разные формы воспитания и обучения: интегрированные занятия, циклы наблюдений, целевые прогулки в природу, игровые обучающие ситуации, элементарные опыты и проблемные ситуации. Организуя работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста мы наблюдаем в природе за сезонными изменениями, разучиваем стихи и песни о красоте родной природы, призываем к бережному отношению к ней. На интегрированных занятиях используются такие произведения, как «Край родной» « Солнышкино платице», « Про лягушек и комара», « Кто пасётся на лугу» (слова и музыка Е. Гомоновой), «Песня о родине» (слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинена). В процессе ознакомления с природой помимо других форм работы, широко использую художественное слово. В свою работу с детьми я включаю выразительные художественные произведения, отражающие красоту и особенности русской природы. Например, стало традиционным чтение и обсуждение произведений таких авторов, как К. Бальмонт, А. Плещеев, А. Пушкин. В художественной литературе о природе, сочетаются научное содержание и художественное слово. О красоте русской природы мы узнаем из произведений А. Фета ( « Ласточки пропали», « Я пришел к тебе с приветом», « Чудная картина», « Бабочка», « Весенний дождь».. Заслуживают также внимания книги отечественных авторов: А. Брем «Жизнь животных», В. Зотов «Лесная азбука». Эскимосская сказка «Большое путешествие маленького мышонка» В процессе чтения художественной литературы дошкольники учатся анализировать, рассуждать, рассказывать, запоминать. Так, например, маленьким детям трудно запомнить такие слова, как «стебель», «чешуйки», «плавники» и др., а с помощью художественного слова (сказок, потешек, стихотворений, детских песенок ) дети легко и быстро их запоминают. Например: «Где спит рыбка» И. Токманова, « Медовая песенка», « Василёчки» Л. Кириллова, Е. Гомонова « Солнышкино платице»,»Ромашковый хоровод», « Васильки», «Солнечные зайчики» О.Александровой, « Точки – точечки» ( о съедобных и несъедобных грибах) С. Петровой. Кстати, эти произведения доставляют детям огромную радость. Они с удовольствием слушают, смотрят, а главное видят красоту русской природы. Учатся беречь её, понимать, любить свою Родину, свой родной край. Сейчас я хотела бы предоставить вашему вниманию небольшой видеоролик, который дети с удовольствием любят не только смотреть, но и подпевают. Кстати, слова они запомнили чуть ли не с первого раза. Это говорит о том, что и слова и красота увиденного заставляет восхищаться русской природой.( Показ видеоклипа « Василёчки» Л. Кириллова.)
Произведения художественной литературы усиливают радостное настроение детей, развивают любознательность. Книги воспитывают в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение, учат выделять закономерности природных явлений. Замечено, что дети удивительно внимательно реагируют на явление природы: закапал ли дождик, пошел ли первый снежок, показалась ли первая весенняя травка. Эта чуткость не проходит мимо сознания маленького человека, затрагивает его. Поэтому, очевидно и детские писатели, зная эту особенность своего читателя, немало произведений - посвящают явлениям природы, жизни животных и растений. Занятия по экологии с использованием художественного слова, например «Что растет и кто живет на болоте», «Лес-источник здоровья», «Все нужны на земле» использую произведения таких авторов, как И. Бунина «Лес, точно терем расписной», Л. Некрасова «Осень», Ю. Дмитриева «Жаба», В. Мусатова «На болоте». Так, например, на занятии по теме «Кустарники. Черника» ставятся задачи: познакомить детей с растением - черника, её внешним видом, местом прорастания; закрепить умение различать кустарники от травы и деревьев, сравнивать их; воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Занятие проходило с участием «Лесовичка», который загадывал малышам загадки, беседовал с детьми о растениях леса, проводил с помощью детей сравнение кустарников, травы и деревьев. Дети самостоятельно подбирали обобщающее слово - «растения», описывали внешний вид черники, отмечали характерные особенности и слушают рассказ Вл. Зотова «Черника». «Встретились в лесу Лисёнок и Зайчонок. Ха-ха-ха! - рассмеялся Зайчонок. - Посмотрите, какой у него чёрный язык! Ты что, чернилами измазался? - И вовсе не чернилами, - обиделся Лисёнок. - Это я чернику ел. Чернику? Она что, уже поспела? Как-никак уже середина июля. Она всегда в это время поспевает. Наверное, вкусная! Сочная, нежная, - облизнулся Лисёнок. - А хочешь, я покажу тебе дорогу, и ты попробуешь этой ягоды? Конечно, хочу! - обрадовался Зайчонок. Тогда пошли. И малыши побежали к ельнику... Обычно черника растёт среди хвойных деревьев. Маленький ягодный кустарник хранит для дерева влагу. А деревья своей тенью оберегают чернику от палящего солнца. Вот и черничник. Низкие серебристые стебли со светло-зелёными листьями. Листочки у черники расположены в основном на верхушках веточек. Малыши стали собирать сочные ягоды и лакомиться ими. - А на следующий год они вырастут? - сидя в траве и облизываясь, встревожился Зайчонок. Обязательно, - успокоил его Лисёнок. Растёт черника долго, чуть не сто лет. А сам черничник всё время обновляется. Постоянно появляются новые, молодые кусты этой ягоды». По завершению прослушивания данного текста проводится его анализ, в ходе которого дети отвечают на вопросы: -С каким деревом дружит черника? Почему эту ягоду так называют? -Как отличить кустик черники от других растений? -Какую пользу приносит черника для деревьев? А деревья для неё? Что нового вы узнали об этом кустарнике из рассказа? -Кто может нам пересказать этот рассказ? Также проводила занятия о птицах, на которых дети учатся доброте, заботе, испытывать радость от сознания того, что можно спасти птиц от гибели, не навредить им, например,стихотворения В. Берестова «О чём поют воробушки», Е. Благининой «Журавушка», после чтения и анализа дети высказывают своё мнение. Также, включаю в занятия игры (подвижные) «Не сорока, не ворона», «Птицы в гнёздах», «Воробушки и автомобили», «Совушка». Эти игры помогают детям перевоплощаться, развивая их фантазию и воображение (дошкольники представляют себя той, птичкой, на которую хотят быть похожими больше всего, стараются подражать ей голосом). Закрепление знаний проходит на экологических беседах: «Как вести себя в природе», «Край родной», «Не поётся птицам без небес», «Мы - друзья природы». В результате целенаправленной работы по данному направлению отмечается, что у детей закладываются знания о культуре поведения в природе. Они верно оценивают свои поступки и поведение окружающих. Главное добиться, чтобы каждый ребёнок знал нормы поведения в природе и строго следовал им. Научившись наблюдать, понимать и подмечать в самом обыкновенном новое, неожиданное, ребёнок сможет полюбить природу и вырасти бережливым хозяином её богатств.