Конспект занятия на тему Три кита — песня, танец, марш


ГБПОУ РО «ШПК»
Конспект пробного занятия
Проведенного в 3 «А» классе
Образовательного учреждения гимназия №21
Студентки группы 3 «Д»
специальности 050148 «Педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности»
Задорожневой Инессы Юрьевны
2 февраля 2015 года
Гаврилова Наталья Вячеславовна ___________________
Кононова Надежда Петровна_______________________
Тема занятия: «Три кита - песня, танец, марш».
Цель: формирование целостного представления о трёх жанрах музыкального искусства: песня, танец, марш. Вызвать эмоциональный отклик на музыку разных жанров.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать знания о музыкальных жанрах: песня, танец, марш .
Развивающие:
Развивать внимание, слуховую память, воображение;
Способствовать расширению кругозора;
Развивать детский голос.
Воспитывающие:
Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
Формировать музыкальный вкус;
Пробуждать интерес к музыке.
Тип занятия: беседа, викторина
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее- ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Личностные:
Формирование целостного, социально- ориентировочного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование занятия: ТСО
Литература: http://kalashnikova-irina.ru/met/urok/urok-muzyki-tri-kita-v-muzyke#ixzz3QRxuv82FПлан занятия:
Приветствие: 1 мин
Проверка домашнего задания: 8мин
Повтор пройденного материала: 5 мин
Новая тема: 15 мин
Викторина: 15 мин
Итог: 1 мин
Ход занятия:
Педагог: Добрый день, ребята. На прошлом уроке не все спели свои любимые песни у доски, предлагаю вам продолжить. Кто хочет быть первым? (Каждому ребёнку, который споет давать по солнышку).
Теперь давайте с вами вспомним, из чего складывается музыка? Кто её пишет?
Дети: композитор
Педагог: а кто такой композитор?
Дети: ответы детей
Педагог: из кого ещё? А кто нам ещё нужен, чтобы музыка зазвучала?
Дети: исполнитель
Педагог: кто такой исполнитель?
Дети: ответ детей
Педагог: и кого же ещё не хватает?
Дети: слушатель.
Педагог: Молодцы, ребята! Сегодня мы совершим путешествие в волшебную страну музыки, где есть три королевства, о музыкальных жанрах. А вот как они называются, вы ответите сами. Слушайте внимательно!
Вся музыка - волшебная страна.Она красива, ласкова, нежна.Три королевства разных в ряд,В стране волшебной той стоят.Вот марш, он величав и строен,Из громких звуков он построен.И если кто к искусству глух - Наверняка захватит дух.И королевство танца есть,Людей весёлых там не счесть.Весь день резвятся и кружатся,И лишь под утро спать ложатся.А в королевстве третьем – песня.И грусть, и радость жили вместе.Когда они в одно слились,По миру песни разнеслись.Поют их взрослые и дети,Все люди, что живут на свете.Вся музыка - волшебная страна,А без неё и жизнь скучна.В трёх королевствах побываемИ многое мы там узнаем."
Педагог: - Так о каких королевствах идёт речь?
Дети: песня, танец, марш.
Педагог: Вы раньше были знакомы с этими жанрами?
Дети: ответы детей
Презентация
Вопросы к слушанью:
Песня:
- Как прозвучала эта музыка? ( тихо, грустно, плавно).
- А кто её исполнил, голос или инструмент? ( инструмент фортепиано).
- Фортепиано исполнило нам какой жанр? ( песню).
(Прослушивание песни Э.Грига)
Танец:
Это прозвучал, какой жанр? (танец).
- Полька? (нет, вальс).
Как он прозвучал? ( Он звучал плавно, нежно)
Просмотр мультфильма вальс цветов из балета" Щелкунчик" П. И. Чайковского.
Ребята, а вы подумайте из какого мультфильма данный фрагмент?
Марш:
А что за жанр звучал сейчас?
Что делают люди под марш?
Все учащиеся прохлопывают ритм, а затем маршируют под него.
(П.Чайковский " Mapш деревянных солдатиков". )
Педагог: Сегодня мы познакомились с такими жанрами как песня, танец, марш. А теперь отправимся в путешествие по музыкальной стране «трёх китов». В этой удивительной стране дружно живут музыкальные звуки и музыкальные киты, инструменты и загадки. В вашем путешествии будут остановки - «станции», на которых вы встретитесь с разными заданиями. За все задания вы будете получать по солнышку.
Чтобы нам веселее шагалось, давайте споем песню В. Шаинского «Вместе весело шагать».
Станция «Дружная семейка»

Вы уже знаете, что вся музыка строится на трех китах: песня, танец, марш. Сейчас мы с вами будем угадывать
какой "кит" нам встретится в разных музыкальных произведениях?
П. Чайковский "Вальс"
И. Дунаевский Выходной марш
Попатенко «Скворушка»
П. Чайковский "Полька".
П.Чайковский "Mapш деревянных солдатиков".
Станция «КИТ - ПЕСНЯ»

1 задание: Сложите разлетевшиеся карточки — и прочтёте высказывание известного русского поэта XVIII века Гавриила Державина о песне. Буквы одинакового шрифта соответствуют одному слову.
(Песня родилась вместе с человеком)
2 задание:
Какие бывают песни? (колыбельные, шуточные - частушки, прибаутки, хороводные, плясовые, солдатские, торжественные – гимн, лирические ……………)
3 задание:
Вспомнить песни о дружбе и спеть несколько строчек, в которых встречается слово дружба, друг, друзья, дружные и т.п.
4 задание: Дайте точный ответ строчками песни:
Какие слова «приписал в уголке» мальчик на своём рисунки? пусть всегда будет солнце……
С чего начинается дружба? ну, а дружба начинается с улыбки
Где сидел кузнечик? В траве
Раз иголка, два иголка – что будет? будет ёлочка
Скорый поезд набирает ход. Какого цвета у него вагончики? голубой вагон бежит, качается
Что в голове у Винни-Пуха? в голове моей опилки, да, да, да!
Кем он был, до того как стал Чебурашкой? я был когда-то странной, игрушкой безымянной
Бременские музыканты считают, что ничего на свете лучше нету, чем? чем бродить друзьям по свету
Папа может все что угодно, плавать брассом, спорить басом, даже дрова рубить. А чего папа не может? только мамой не может быть
Кто жил у бабуси? Два веселых гуся
Где родилась елочка? В лесу
Вместе весело шагать по чем? По просторам
Станция «КИТ – ТАНЕЦ»
1 задание
Детвора вокруг поет.
Здесь в кругу и стар и мал,
Ведь один раз в год бывает
Новогодний … (хоровод)
Родился в Австрии мой дед,
Я тоже там увидел свет,А вскоре полюбил весь мирМоих мелодий нежный вихрь.Сейчас я закружу и вас -Чтобы узнали танец… (вальс)
Я – не польская дивчина,Я по-чешски – “половина”.Мое имя, между прочим,Говорит вам – шаг короче. (полька)
2 задание
Какие танцы знаете вы? Назовите.
(Дети должны назвать как можно больше разновидностей танцев)
3 задание
Что нужно для того чтобы эти танцы зазвучали?
Гитара, скрипка и труба…
У всех у них одна судьба.
Палочкой взмахнет маэстро,
Зазвучит мелодия … (оркестра)
4 задание
Какие инструменты бывают в оркестре, мы сейчас проверим
Приложил к губам я трубку,Полилась по лесу трель, Инструмент тот очень хрупкий,Называется... (Свирель.)
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит
В ногу всем шагать велит! (барабан)
Шести- и семиструнная,
Легка и хороша,
Всегда необходимая,
Ничем не заменимая
В походе у костра… ( гитара)
На коленях я часто сижу,
Нахожусь постоянно в движении,
Как живая, я дышу,
И все слышат мое пение. (гармонь)
От гармони он родился,
С пианино подружился,
Он и на баян похож,
Как его ты назовешь? (аккордеон)
Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах
Зубы белые, педаль,
А зовут меня… (рояль)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Играет его? (скрипка)
А всего-то 3 струны
Ей для музыки нужны,
Всех игрою веселит
Ой, звенит она, звенит
Кто такая? Отгадай-ка
Это наша… (балалайка)
Успех мне в группе медных обеспечен,
Нужна я в тех домах, где топят печи?
(труба)

Станция «КИТ – МАРШ»

1 задание:
Что такое марш? Чем он отличается от песни и танца?
(марш означает (ходьба) – это музыка, под которую удобно шагать, идти куда-то, она четкая, ритмичная)
2 задание:
Перечислите, какие бывают марши?
Игрушечный, футбольный, спортивный, военный, праздничный, приветственный, свадебный ,
траурный или похоронный, пионерский.
3 задание:
Игра на внимательность
«Идет к нам почтальон»
В игре необходимо несколько раз пропеть куплет песенки, при этом постепенно заменяя слова жестами. Мелодия песни – «В леса родилась ёлочка» (в маршевом характере).
Слова песни:
Идёт, идёт к нам почтальон,
К нам почтальон идёт.
И знаем мы, что почтальон
Письмо нам принесёт.
Исполнение без изменений
Заменяется «почтальон» - прикасаются рукой к воображаемой фуражке - «отдают честь»
Заменяется «идёт» - переступаем ногами на месте
Заменяются слова «нам» и «вы» - жест указывающий на себя
Заменяется слово «знаем» - приставить указательный палец ко лбу
Заменяется «почтальон» - движение рук, описывающих в воздухе квадрат.
В итоге песня приобретает такой вид: «…к…к…и…что…принесёт». Всё остальное показывается жестами.
Ребята, вы все сегодня были очень активными. Молодцы! Подсчет солнышек. Я думаю, у нас победила дружба! До свидания, ребята!