Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость.

2 класс
Цель:
Раскрытие умения наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нем.

Задачи:
1.Выяснить, что такое характер, и вообще какие характерные жанровые особенности можно выделить.
2.Развивать логическое мышление детей.
3. Уметь в собственном исполнении передавать песенный характер.

Оборудование:

презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.

Ход урока.

Актуализация:
Ребята, как вы думаете - Что такое характер?
Хотите узнать?
На доске иллюстрации животных.
Заяц (какой?) белый, серый, трусливый.
Волк (какой?) злой, серый, худой.
Лиса (какая?) рыжая, хитрая, пушистая.
Объедините эти слова по 1 общему признаку в 2 столбика.
-По какому признаку образовались столбики?

1. Внешний вид (то,что мы видим 2.Характер (то,что внутри,особ.черты)
-Ребята, как вы думаете имеет ли музыка свой характер?

На доске названия 5-6 музыкальных произведений.
Учитель исполняет фрагменты и предлагает ребятам распределить пьесы по трём музыкальным шкатулкам.
Дети определяют характерные черты пьес в каждой музыкальной шкатулке.
- Что у вас получилось? В 1 муз.шкатулке . Как назовём шкатулку одним словом? ПЕСНЯ.
- Почему большинство из вас решило, что эта песня?
-Как звучала музыка? (напевно, плавно, неторопливо, ласково, задумчиво).
Во 2 муз.шкатулке? Танец.
-Почему вы так решили? ( музыка была лёгкая, отрывистая). Это и будут главные черты танцевальной музыки.
- 3 муз. шкатулке? Марш.
- Почему вы так решили? (музыка чёткая, бодрая, энергичная)
Значит характерные черты песни- плавность, марша-четкость, танца- легкость. Откуда эти характерные черты? ( от трёх китов –жанровых особенностей)
(Используем пластическое интонирование)
Итак, из песни вырос песенный характер, из танца – танцевальный, из марша - маршевый.
Тема нашего урока так и называется «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность,маршевость»

Предлагаю вам выбрать условные обозначения к песенности, танцевальности, маршевости. (птичка,барабан,мяч). Работа с карточками.

МЯЧ - танцевальный характер.
БАРАБАН – маршевый характер.
ПТИЧКА - песенный характер

Сейчас мы с вами познакомимся с одним очень известным литературным произведением, которое легло в основу балета. Эта сказка «Конек-Горбунок». Знакома вам эта сказка. Тогда попробуйте прослушав музыкальные фрагменты из балета понять, о чем рассказала музыка?
1.В каком порядке они прозвучали?
2. Подберите к каждому фрагменту характер? Используя условные обозначения.

ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ
ЦАРЬ ГОРОХ
НОЧЬ
Почему подобрали именно такой характер?

Ночь (музыка плавная спокойная, тихая, настороженная.)
Немного таинственная, открывает нам дверь в сказку. Музыка похожа на народную песню.
Ребята, скажите, а можно ли под такую музыку танцевать?
- Конечно, нет, эту музыку удобно и хочется петь.
Молодцы! Такую музыку мы называем песенной.
Она не имеет текста, но ее хочется петь.
Царь горох.
Что в музыке помогло нарисовать портрет царя, как он идет. (музыка звучала чётко отрывисто как будто, бы слышали шаги, поступь)
Эту музыку мог бы сыграть барабан.
Золотые рыбки.
Почему вы определили, что это Золотые рыбки?
Мелодию можно пропеть? (музыка танцевальная, игривая, быстрая).
Вывод:

Так, какие характеры музыки бывают?

Вокально - хоровая работа.

Послушайте следующее произведение и определите к какой из прослушанных пьес она ближе по характеру.( ночь)
Попробуем в своём исполнении передать песенный характер песни «Скворушка прощается» А сейчас мы с вами отдохнем. Вокальная гимнастика.
Работа над песней:

-обратить внимание на точный ритмический рисунок
- снятие точно по руке
- произносим все согласные коротко на вдохе
- гласные произносим в одной вокальной позиции
- мелодию поем тепло, ласково.
- проговорить слова в ритме шёпотом.

Скажите можно ли включить в исполнение детские музыкальные инструменты?
Если можно то какие?
(колокольчики, треугольники).
А почему вы выбрали такие ( они соответствуют характеру песни – могут изобразить капли дождя, слезы скворушки)
Треугольники - будут звучать во вступлении на каждую сильную долю.
Колокольчики – отмечать начало каждой фразы.
Понравилось ли вам ваше исполнение?
Если оно было не удачным, обсудить почему (можно исполнить еще раз).
Помогла ли музыка представить настроение скворушки?
Помог ли песенный характер передать настроение скворушки?
Какой характер музыки помог передать настроение скворушки?
Какие музыкальные краски композитор для передачи осеннего печального настроения? (распевная мелодия, которая звучит в неторопливом темпе, негромко).
А какие характерные особенности танцевальной, маршевой, песенной музыки можно выделить мы узнаем на следующих уроках.

Домашнее задание.

Нарисовать рисунок к музыкальным произведениям, которые звучали на уроке.
15