УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Чичиков в гостях у помещиков» по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (9 класс)


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«Чичиков в гостях у помещиков» по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Цели: 1. Выявить основные черты характера каждого из помещиков, показать роль данных образов в раскрытии авторского замысла.
2. Способствовать формированию исследовательских навыков работы, внимания к авторскому слову, творческого осмысления наблюдений.
3. Воспитывать активную жизненную позицию, умение объективно оценивать явления жизни.

Эпиграф к уроку: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». (Н. В. Гоголь)


План урока:

1.Организационный момент.
2.Введение в тему урока, создание проблемной ситуации.
3.Реализация домашнего задания.
Отчет групп о проделанной работе по плану:
1) Описание деревни и усадьбы помещика.
2) Описание комнат господского дома.
3) Внешность и характер помещика.
4) Отношение к предложению Чичикова.
5) Вывод: пороки, присущие данному помещику.
4. Физкультминутка.
5.Обобщение материала.
6.Заключительное слово учителя.
7.Подведение итогов урока. Выставление отметок.
8.Домашнее задание.

Ход урока
СЛАЙД 1
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас присутствуют гости. Я надеюсь, что они пришли к нам с хорошим настроением. А какое настроение у вас? Мне очень хочется, чтобы вы сегодня на уроке поработали с удовольствием. Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, ведь улыбка – это совершенно естественное проявление чувств.

СЛАЙД 2
2. Введение в тему урока, цель создание проблемной ситуации
А теперь начнем наш урок и отправимся вместе с Чичиковым в гости к нашим помещикам. Запишите число, кл р-та, тему.
А с какой же целью мы отправимся к ним? СЛАЙД3
(Уч-ся сам-но форм-т цели)

Цели:
1.Познакомиться с помещиками
2. Выявить основные черты характера каждого из помещиков.
СЛАЙД 4
В поэме Н.В.Гоголя перед нами проходят пять поместий, причем каждая усадьба, в которой вместе с Чичиковым оказывается читатель, имеет собственный характер. Постепенно из их сопоставления и сложения возникает обобщенный образ России. Это отвечает задаче, поставленной перед собой писателем, - показать, хотя с одного боку, всю Русь.
СЛАЙД №5
Эпиграфом к нашему уроку может послужить фраза из второго тома «Мертвых душ»: «Чичиков с любопытством рассматривал жилище этого человека, думая по нем отыскать свойства самого хозяина, как по оставшейся раковине заключают об устрице или улитке, некогда сидевшей и оставившей своё отпечатление»

В этих словах писатель открывает свой излюбленный прием, который неизменно использует в поэме, - начинать знакомство с героем с описания его жилища. И мы с вами, работая в группах, так и поступим. Но прежде чем отправиться в гости к помещикам, я предлагаю вам узнать литературных персонажей по ключевым словам.
(Учитель озвучивает карточки с опорными словами. Ребята называют героев. На экране появляются портреты помещиков.)

№ 1 – «Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья». (Манилов)
СЛАЙД №6
№ 2 – «Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, авось, ахти». (Коробочка) СЛАЙД №7
№ 3 – «Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, юркость характера, брудастая, бранный задор». (Ноздрев) СЛАЙД №8
№ 4 – «Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, силища, омедведило». (Собакевич) СЛАЙД №9
№ 5 – «Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, гниль, прореха». (Плюшкин) СЛАЙД №10

-Думаю, вы догадались, что именно в таком порядке мы будем знакомиться с помещиками.

-А теперь предлагаю вам мысленно перенестись во времена действия «Мертвых душ» и представить себя гостями дворянской усадьбы.
-На что вы обратили бы внимание? Что в усадьбе является «визитной карточкой» владельца? Что может о нем рассказать?

Ответы: 1) Описание деревни и усадьбы помещика.
2) Описание господского дома.
3)Внешность помещика


- Давайте отправимся вместе с Чичиковым в гости к нашим помещикам и познакомимся с ними поближе.
( К уроку вы дома должны были выбрать из глав со второй по шестую те фрагменты, которые относятся к описанию поместий героев, внешности и характера помещиков по плану)

Реализация домашнего задания
Отчет групп о проделанной работе по плану:
1) Описание деревни и усадьбы помещика.
2) Описание господского дома.
3) Внешность и характер помещика.
4) Отношение к предложению Чичикова.
5) Вывод: типичные черты характера.


-А сейчас предлагаю вам «объехать» их, и первое имение на этом пути принадлежит Манилову.
СЛАЙД №11

- Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым? (У губернатора ) Просмотр видеофрагмента “Чичиков у Манилова”

Задание: используя план-памятку, расскажите о Манилове. Выступление 1-й группы учащихся.

Анализ образа Манилова.

Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него препочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.

Вместо настоящего чувства - у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.



Выступление 2-й группы
Анализ образа Коробочки.
Задание: используя план-памятку, расскажите о Коробочке.

Слайд

Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.

Просмотр видеофрагмента “Диалог Коробочки и Чичикова”

- Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.

- Каково положение крестьян у Коробочки?

Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.

Вывод: Слайд

“Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.


Выступление 3-й группы

Анализ образа Ноздрёва. Слайд

Задание: используя план-памятку, расскажите о Ноздрёве Выступление 3-й группы учащихся

Вывод. Слайд

В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.

Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

Выступление 4-й группы

Анализ образа Собакевича.

Слайд

Задание: используя план-памятку, расскажите о Собакевиче Выступление 4-й группы учащихся


Описание господского дома: “виднелся деревянный дом с мезонином “Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.

Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами.

- Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?

В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож “на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.

Словами Чичикова автор высказывает своё заключение: “Родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь”

- Что поражает в портрете Собакевича?

В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;

“Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза”

“Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”

- Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?

Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул.

“Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.

Вывод: Слайд

Автор подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.

Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.

Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.


Физкультминутка ( на 25 минуте)
Встаньте, если
1) вы считаете, что учеба в школе была бы гораздо приятнее, если бы не было проверочных и контрольных работ;
2) вам нравится погода за окном;
3) сейчас у вас хорошее настроение;
4) вы считаете, что всем людям свойственно ошибаться;
5) вас волнует то, что думают о вас окружающие;
6) были ситуации, в которых окружающие высказывали недовольство вашими поступками;
7) вам приходилось задумываться над смыслом жизни;
8) вам приходилось пренебрегать своими желаниями ради некой значимой цели;
9) вы считаете, что в современном мире больше зла, чем добра;
10) вы готовы проявить активность при обсуждении темы нашего урока.


Выступление 5-й группы

Анализ образа Плюшкина.
Слайд
Задание: используя план-памятку, расскажите о Плюшкине. Выступление 5-й группы учащихся



Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

- Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”?

- Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

- Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.

- Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.

Найти в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.

Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная

Вывод. Слайд

Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки.

- Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков.

Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения.

Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.

Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества.

В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.

Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.



5. Обобщение материала
Ребята, мы закончили нашу прогулку и теперь нам необходимо обобщить «увиденное».

-К каким же выводам мы приходим в конце путешествия по усадьбам?

Вывод :

Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, в мае. Коробочка в это время урожай собирает, значит, в сентябре. У Плюшкина лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе зима. Чичиков приезжает к Коробочке, когда на дворе вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки.

Каждый помещик живет как бы в своем собственном замкнутом мире. Заборы, плетень, ворота, «толстые деревянные решетки», границы поместья, шлагбаум все замыкает жизнь героев, отрезает ее от внешнего мира. Здесь дует свой ветер, свое небо, солнце, царят покой, уют, здесь какая-то сонливость, неподвижность. Здесь все мертво. Все остановилось. У каждого и свое время года. Значит, нет реальности времени внутри этих миров-кругов. Таким образом, герои поэмы живут, приспособив к себе время. Герои статичны, т. е. мертвы

(При всем разнообразии показанных имений и их владельцев между ними много общего, и крайние, казалось бы, характеристики, сходятся в одном – мертвенности, отсутствии души и смысла жизни.)
Но каждый из них может спасти свою душу, если захочет.

7. Подведение итогов урока.
Были ли достигнуты цели, которые мы поставили в начале урока?


Выставление отметок

Оцените свой труд на уроке в баллах и напротив подходящего вам деления поставьте оценку.

Оценочный лист
ВИД РАБОТЫ
ОЦЕНКА ЗА УРОК


самооценка
группа
учитель

1.Постановка цели




2.Выступление




3.Участие в беседах по вопросам




4.Анализ текста




5.Анализ фрагмента фильма




6. Творческая работа




7Активность на уроке




Итоговая оценка






8. Домашнее задание
1. Придумайте и нарисуйте каждому помещику гербы.
2. Прочитать главы 7 – 11.
3. Сочинение (или письменный развернутый ответ) «Гоголевские герои в современном мире»




















15