Перспективное планирование. Старшая группа. Сентябрь. 4 неделя.


4 неделя. Тема «Краски осени ». Сроки реализации: 21.09 -25.09
Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «Осень-чаровница»
Задачи:
Расширять знания детей об осени, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Расширять представления детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах. Дать первичные представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе. Закреплять знания о временах года, последовательности месяцев в году. Закреплять знания о правилах безопасного и культурного поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду лесничего.
Расширять представления об отображении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального). Расширять представления о творческих профессиях.
Познавательная деятельность ФЭМП
Занятие №2
Ознакомление с окружающим миром
Экспериментирование
Основы безопасности жизнедеятельности Занятие 2Программные задачиКоличество и счет: число и цифра 2, знаки +, =.
Геометрические фигуры: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.
Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.ЦелиЗакреплять:
знания о числе и цифре 2;
умение писать цифру 1;
отгадывать математические загадки;
записывать решение загадки цифрами и математическими знаками;
ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур;
знакомить с пословицами, в которых упоминается число два;
со знаками +, =, учить писать эти знаки;
соотносить форму предмета с геометрической фигурой.
Учить: писать цифру 2.
Формировать:
умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
навыки самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Математика для детей 5-6 лет», стр.21-23

Тема: «Осень».
Цели:
Образовательная: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе; обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарем.
Воспитательная: воспитывать чувство любви к родной природе; продолжать приобщать детей к русской народной культуре. Развивающая: развивать умение восстанавливать взаимосвязь, делать выводы; развивать внимание и память Развитие словаря детей:
активизация «осеннего» словаря: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть; о цвете листвы - баг- ; ранняя, золотая, ржавая, рыжая, пурпурная, бурая. Словообразование: осень - осенью, осенний, по-осеннему; листья - листва, лиственный, листопад, листопадничек;
обогащение словаря старинными названиями осенних месяцев: сентябрь - рябинник, хмурень, листопадник; октябрь - листобой, мокрохвост, свадебник; ноябрь - подзимник, грудень.
Материалы для занятия: круг, разделенный на 12 секторов, изображающих различные времена года: зимние месяцы синего цвета, весенние - зеленого, летние - красного, осенние - желтого Позднее этот круг можно использовать в календаре природы; картинки с изображением различных времен года.Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях» Часть I. Стр. 26.
1.«Свет и тень».
Цель: закрепить знания детей об образовании тени от предметов, о сходстве тени и объекта, зависимости источника света и предмета, их взаиморасположения.
2. «Вода. Какая она?»
Цель: закрепить знания о свойствах воды (жидкость, прозрачная, без запаха, без вкуса, принимает форму сосуда, в котором находится и т. д.).
3.«Свойства песка».
Цель: закрепить знания о свойствах песка.
4.«Свойства камней».
Цель: формировать интерес к изучению камней, сенсорные ощущения, умение обследовать камни, называть их свойства и особенности, дать представления о том, что камни находятся в земле, в реках, морях.
5.«Сравнение камней и песка».
Цель: выяснить, что тяжелее — камни или песок.
Пожарная безопасность
«Огонь-друг, огонь – враг»
Цель: Познакомить детей с историей возникновения огня, закрепить знания о роли огня в жизни человека.
Социально- коммуникативная деятельность Беседа
Театрализованная деятельность
Трудовая деятельность
Игровая деятельность Тема: «Осень. Что ты о ней знаешь?»
Вопросы к беседе:
Знаешь ли ты, с какого дня (по календарю) начинается осень?
Какой бывает осень?
У какого зверя осенью, в листопад, родятся еще детеныши? (У зайчихи, ее осенние зайчата так и называются - листопаднички.)
Куда осенью исчезают бабочки, комары, мошки? (Бабочки окукливаются, жуки откладывают личинки и погибают, насекомые забиваются в щели строений, под кору деревьев и так зимуют.)
Какой зверь сушит себе на деревьях грибы, создавая зимние припасы? (Белка.)
Куда исчезают на зиму лягушки? (Засыпают в иле на дне водоемов.)
Какие птицы прилетают к нам с севера поздней осенью, зимой?
Что птицам страшнее зимой - голод или холод?
Как деревья готовятся к зиме?
Листья каких деревьев осенью краснеют?
Как готовятся к зиме муравьи?
От каких зверей колхозники огораживают стога в лесу и на лугах?
Эти же вопросы можно использовать при проведении викторины
по теме «Осень».
Словесная игра «Живое - неживое»
(игра с мячом)
Цель. Развивать логическое мышление детей, умение различать живую и неживую природу.
Тема: «Ваза для осеннего букета».
Цель: учить основам дизайнерского искусства: украшать
простые вещи, создавая новую вещь; ставить цель в творчестве и выстраивать последовательность действий для еереализации; самостоятельно выбирать средства для создания задуманного изделия.
Материалы для занятия: пластиковые бутылки разныхцветов с обрезанными горлышком и верхней частью;
стеклянные бутылки различной формы с широким горлышком; цветная бумага (лучше самоклеящаяся); клей ПВА и кисть для клея; пластилин; скорлупки от орехов(грецких, фундука, арахиса, фисташек); семена различных
растений (тыквенные и подсолнуховые семечки), «носики» кленов и др.; крупа (пшено, гречка или рис); ткань гладкая, однотонная без рисунка (полотно, ситец или фланель);гуашь и широкие кисти для рисования; образцы украшения ваз, выполненные воспитателем.
Наблюдение за трудом взрослых.
Сбор осенних семян и листьев для ручного труда.
Сюжетно-дидактические игры
«Семья» - «Собираемся на осеннюю прогулку».
Цель: поощрять самостоятельность детей в создании игровой среды; учить делать атрибуты для игры, используя предметы-заместители и подручные средства; способствовать развитию взаимоотношений, формирование дружелюбия
«Магазин овощей и фруктов»
Цели: создание игровой среды; изготовление атрибутов; развитие взаимоотношений, формирование дружелюбия.
С/р игры «Поездка в магазин», «Сварим вкусный компот», «Овощной магазин», «Сварим борщ», «Огородники», «Убираем урожай».
Д/и«Когда это бывает?» , «Загадай, мы отгадаем», «Найди, что опишу», «Найди на ощупь», «Собери урожай», «Веселый счет», «Угадай по вкусу», «Подскажи словечко», «Назови цвет», «Назови форму», «Вершки и корешки», «Найди, что опишу», «Четыре времени года», «Исправь ошибку», «От какого дерева листок», «Три листа», «О чем плачет тучка?», «Какие листья спрятались на картинке?».
Речевое развитие Обучение грамоте
Развитие речи Тема: «Звук и буква О»
1. Понятие «гласный звук»,
символическое обозначение,
условное обозначение цвета (гласный – красный).
2. Определение позиции звука О в слове ( ударная позиция в начале слова): Оля, ослик, окна, окунь, облако, озеро, остров.
3. Деление слов на слоги (части).Выкладывание сочетаний
ОА, АО;
Чтение
ОА АО
Печатание букв
О, ОА, АО.
Письмо горизонтальных палочек.Закрепление понятия «слово».
Игра «Кто это? Что это?»
Цель: Дать детям понятие живой, неживой предмет.
Неживые предметы - «что», живые - «кто».
Тема: «Осенние прогулки».
Цели:
Связная речь: продолжать учить полно и точно отвечать на вопрос, строя предложение из четырех-шести слов; развивать навыки составления короткого описательного рассказа, пересказа текста.
Развитие словаря: учить образовывать однокоренные слова лист, листок, листва, лиственный, лиственница, листопад, листопадник; упражнять в подборе определений к данному слову; познакомить с несклоняемым существительным «пальто» Формирование грамматического строя речи: упражнять в образовании прилагательных от существительных; в употреблении форм родительного падежа слов «ботинки», «чулки», «носки», «тапочки», «перчатки».Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука «л»; учить выделять звук «л» в начале, середине и конце слова.
Материалы для занятия: осенние листья различных деревьев; картинки с изображением носков, перчаток (варежек), ботинок, сапог, пальто, курток, шарфов, шапочек, тапочек, комбинезона; схема для определения характеристик звука; план-схема с прикрепленными к ней карточками с изображением различных предметов, в названии которых есть звук «л» - в начале, середине или конце слова.Рассматривание картины
И. Левитана «Березовая роща»
Учить по наблюдению рассказывать о содержании картины.
Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова
Художественно-эстетическое развитие Чтение художественной литературы
Аппликация.
Рисование.
Лепка
Конструирование Тема: «Разучивание отрывка из стихотворения И. Бунина «Листопад».
Цели:
учить выразительно читать наизусть стихотворение И. Бунина «Листопад»;
развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения;
упражнять в подборе эпитетов, сравнений.
Материалы для занятия: иллюстрации картин русских художников,
фотоиллюстрации с изображением осенней природы.
Плещеев «Осень», К.М. Ушинский «Четыре желания». Сказка для чтения И.С Соколов-Микитов «Листопадничек», С. Маршак « Круглый год. Сентябрь », Иван Бунин «Листопад».

Пословицы
От осени к лету поворота нету.
Весна и осень - на дню погод восемь.
Лето со снопами, осень - с пирогами.
Стихотворения
Осень
Осень на опушке
По листве тихонько кистью проводила
Пожелтел орешник,и зарделись клены
В пурпуре осеннем
Только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите, роща золотом одета!
3. Федоровская
Загадка
Я - в царстве луж,
в краю огней и вод.
Я - в княжестве
крылатого народа,
Чудесных яблок,
ароматных груш.
Скажи, какое это
время года?
(Осень)
Тема «Осенний ковер» (Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр. 43.)
Программные задачи.
Учить детей украшать узором из осенних ягод и листьев ковер прямоугольной формы; располагать части узора по углам и в середине прямоугольника, узор в центре составлять в соответствии с формой изделия (вытянутая), осознанно подбирать цвет для элементов узора, принимать во внимание и цвет ковра; развивать умение вдвоем выполнять общую работу; закреплять приемы парного вырезывания.Тема «Золотая осень».
Цели:
познакомить с картинами русских художников: И.С Остроухое «Золотая осень» (1887); И.И. Левитан «Вечерний звон» (1892). «Золотая осень» (1895). Развивать у детей эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства;
учить замечать особенности изображения осени в картине: а также отмечать выразительные средства, которые использовал художник;
учить передавать в рисунке цветовые сочетания осени;
учить нетрадиционным методам рисования: закреплять приемы влажного тонирования бумаги акварелью, а также отпечатывания раскрашенных краской засушенных листьев клена, дуба, березы.
Материалы для занятия: листы бумаги для рисования формата 42x29 см; гуашь, акварельные краски; широкая кисть, ватный тампон или поролоновая губка для смачивания бумаги; засушенные листья различных растений; газета, валик: беличья кисть № 8 и тонкая беличья кисточка; баночки с водой, подставки для кистей
Тема: « Кисть рябины»
Цели:
Развивать навыки создания рельефного изображения из пластилина на пластилине; развивать навыки разминания и размазывания пластилина по картону для создания необходимого фона композиции; навыки раскатывания для создания ягод, ветки или листьев рябины; навык примазывания для прикрепления элементов композиции к картону.
Учить пользоваться стекой для придания изображению выразительности.
Развивать мелкую моторику рук.
Тема: «Осенние веточки»
Цели:
- формировать навыки вырезывания овалов из прямоугольников, а так же вырезывания по контуру, вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, во много раз;
-развивать навыки работы с клеем и кистью, с природным материалом.
Физическое развитие Прогулка Подвижные игры
«Мышеловка»,
«Удочка»,
«Мы веселые ребята»