Доклад на семинар Программа информатизации 2015-2020


Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Умение находить информацию при наименьших потерях времени – жизненная необходимость общества, где количество информации из года в год многократно увеличивается.
Информатизацию образования характеризует системность и устойчивое развитие. Информатизацию мы рассматриваем, как одно из условий достижения нового современного качества образования.
Информатизация в школе – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями современного информационного общества.
Современные информационно-коммуникационные технологии обеспечивают доступ к огромному массиву информационных источников. Они дают в руки учащемуся эффективные инструменты учебной деятельности, как общей, так и предметно-специфической, тем самым они открывают реальную дорогу для деятельностной педагогики в различных ее проявлениях.
Основные направления деятельности в процессе информатизации:
Информационно-техническое обеспечение школы;
Повышение компетентности учителей и учащихся в области современных информационных технологий;
Информатизация учебно-воспитательного процесса в школе. Мониторинг качества образования;
Создание и развитие школьной медиатеки, медиаобразования;
Телекоммуникации - расширение локальной сети школы, участие в телекоммуникационных проектах;
Профориентация учащихся;
Школьный сайт, классные газеты;
Электронный документооборот. Использование информационных технологий в образовательной статистической отчетности.
Информатизация – процесс довольно сложный и требующий определенного времени и поэтапности осуществления.
Завершен очередной этап информатизации нашей школы. Основная цель которого, состояла в создание ИКТ - насыщенной среды для повышения качества обученности школьников.
Мы ставили перед собой следующие задачи:
Сформировать информационную культуру учащихся, учителей, администрации.
Создать банк программно-методических средств для использования компьютерной техники в школе.
Сегодня для школы актуален вопрос реализации современных технологий управления, интегрирующий информационные системы на основе баз данных об участниках образовательного процесса и обеспечивающий электронный документооборот, сбор и достоверность управленческой информации. Планируется использование программных комплексов, информационных систем, призванных помочь в организации административной деятельности в школе, оказывающих нормативно-правовую поддержку, позволяющих анализировать нужную информацию, выявлять тенденции и прогнозировать их развитие, способствующие повышению оперативности и качества принимаемых решений, эффективности и слаженности работы всех участников образовательного процесса.
Деятельность школы по внедрению современных образовательных технологий основана на принципах создания современной модели образования. Для нас это - приоритетное и ресурсоемкое направление инновационного характера. Осознанная цель как перспектива повышения качества образования и, в том числе, образовательных услуг, предоставляемых в нашей школе, формирует потребность получения престижных знаний в области информатизации и информационных технологий. Это придает особую яркость и значимость имиджу современной школы, открывает широкие возможности для развития всех участников образовательного процесса, ставит проблемы, от решения которых будет зависеть оценка результатов. Было очевидно, что назрела необходимость качественного обновления характера и форм деятельности руководителей, педагогов, сотрудников школы. Внедрение современных образовательных технологий освоения и применения ИКТ.
XXI век - век информационного общества, это, вероятно, новый тип цивилизации, а поэтому дети должны войти в этот мир хорошо подготовленными, обученными, понимающими смысл и необходимость компьютеризированной реальности. Воспитание доверия к качеству и достоверности информации - предмет особой заботы и контроля. В настоящее время роль школы как образовательного учреждения претерпевает значительные изменения: на первую роль выходит не передача суммы знаний, накопленных человечеством, а технология оперативного поиска, осмысления, преобразования, хранения и передача информации, а также технология постановки проблем для исследования с целью дальнейшего поиска решения. В связи с этим на одно из первых мест выходит разработка и создание единого информационного образовательного пространства в школе (ЕИОП), для создания которого необходима прочная материальная база (компьютеры, объединенные в единую локальную сеть, грамотное техническое их обслуживание), а также хорошо обученные кадры.
. Все это создает условия:
для изучения и преподавания любого курса по образовательной программе школы с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
планирования образовательного процесса, его обеспечения ресурсами (человеческими, технологическими, сервисными);
фиксацию в единой информационной среде результатов деятельности учителей и учащихся;
мониторинг здоровья учащихся и сохранение результатов мониторинга в единой информационной среде;
прозрачность образовательного процесса для родителей и общества;
делопроизводство и коммуникацию между участниками образовательного процесса в единой информационной среде;
управление образовательным процессом с привлечением всех его участников и перечисленных выше возможностей.
За последние годы в школе произошли позитивные качественные изменения в области информатизации. Прослеживается положительная динамика притока вычислительной техники в школу, стали более доступны коммуникационные технологии всем участникам образовательного пространства. Материально-техническая оснащенность школы находятся на достаточном уровне. Все кабинеты школы оснащены компьютерами – рабочее место учителя, в школе функционирует три компьютерных класса, с проведенной локальной сетью и выходом в Интернет. Компьютерная техника в течение текущего учебного года работает в режиме максимального использования ее технических ресурсов.
Сегодня парк компьютерной техники составляет:
101 персональный компьютер,
81 ноутбук,
4 мобильных класса – включающих в себя 60 нетбуков и 4 ноутбука,
95 планшетных ПК,
сервер,
21 интерактивный комплект (интерактивная доска и проектор)
31 проектор,
интерактивный проектор,
2 интерактивные приставки Mimio Teach
и т.д.
Компьютерной техникой обеспечены все учебные кабинеты школы.
На все компьютеры, находящиеся на балансе школы, установлено лицензионное программное обеспечение, которое дает гарантированную возможность ведения образовательного процесса во всех направлениях деятельности школы.
Человеческие ресурсы. На сегодняшний день более 90% педагогического состава школы, обладают необходимым уровнем профессиональной ИКТ - компетентности, активно используют ИКТ в своей практической деятельности 80% педагогического коллектива. Все это - дает возможность проводить мероприятия по планомерному переходу к информатизации всего общеобразовательного процесса в школе.
За отчетный период для реализации задачи повышения уровня компетенции применения ИКТ в производственной деятельности проводились мероприятия по оказанию консультативной помощи учителям-предметникам. Темы консультаций: «Ведение электронного документооборота для учителей-предметников», Использование современных ИКТ- инструментов на уроках и внеурочной деятельности «Методические рекомендации по созданию презентационных материалов». Также проводились индивидуальные консультации для учителей, чей уровень ИКТ компетентности пока находится на недостаточно высоком уровне.
В школе имеется медиатека, которая включает в себя более 200 программных продуктов. Школьная медиатека – это хорошее подспорье для учителей и учащихся при подготовке и проведении уроков.
Таким образом, можно уверенно констатировать положительную динамику развития всех индикаторов, характеризующих процесс информатизации школы.
Школа богата традициями. Практически во всех мероприятиях, проводимых в школе в урочное и внеурочное время (собрания, смотры, конкурсы, предметные недели и др.), используется мультимедийное компьютерное оборудование.
Большая работа проводилась школой по сетевому взаимодействию с родителями учащихся. Возможности современного Интернета позволяют сегодня выстроить открытый диалог с родителями, что помогает как родителям, так и школе, а в конечном итоге, способствует формулированию современных потребностей и запросов общества к образованию. Родителям интересна информация и сетевое взаимодействие с образовательным учреждением, где учится их ребенок. Это происходит через официальный сайт школы, который используется как средство информирования всех участников образовательного процесса о ходе образовательного процесса в школе, о нормативном, кадровом, материальном его обеспечении, новостная лента, информация и советы специалистов родителям, советы по подготовке к выпускным экзаменам и др. Сайт постоянно обновляется и пополняется.
В школе в настоящее время выявлены следующие проблемы
технические:
Отсутствие общей локальной сети.
Хотя благодаря родительской помощи Интернет имеется практически во всех кабинетах, саму структуру локальной сети нельзя считать единой и устойчивой (слишком много ответвлений).
методические:
Отсутствие или недостаточное методическое сопровождение по эффективному использованию цифровых ресурсов в образовательном процессе.Хотя в школе большинство учителей используют ИКТ технологии в учебном процессе, в проведении уроков, в подготовке методических материалов, все-таки их ИКТ компетенции не достаточны для разнообразного, активного, эффективного и обоснованного применения этого инструментария в педагогической практике.
В области ИКТ все меняется очень быстро. ИКТ индустрия это большая отрасль экономики. Быстро меняется техника, вместе с ней меняются технологии, программные продукты. Учителя должны постоянно повышать свой уровень, проходить переподготовку.
Текущее состояние внедрения ИКТ в образовательный процесс школы привело нас к выводу о необходимости написания программы информатизации единого информационно – коммуникативного пространства.
Написанная нами Программа является изложением основного видения администрацией, педагогами, обучающимися и их родителями (законными представителями) перспектив развития информатизации единого информационно – коммуникативного пространства школы.
Программа рассчитана на 5 лет и направлена на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования.
Программа включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку учителей на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий.
Программой предусмотрен на всех этапах работы компьютерный мониторинг обученности, качества образования, использование мультимедийной техники на школьных и городских мероприятиях.
Кроме того, предусмотрена диагностика, анализ результатов и обеспечение необходимой коррекционной работы, социально-психологическое сопровождение, применение информационных технологий в работе с одаренными детьми и широкое использование образовательных Internet - ресурсов.
Программа отражает выбор приоритетов, результат мониторинга по целому комплексу вопросов и направлений развития информационной среды школы.
Миссия программы: содействие формированию у всех участников образовательного процесса школы ИКТ - компетентности, как стиля мышления и мировоззрения, соответствующего условиям современного информационного общества.
Цель: Создание единого информационно – коммуникативного пространства «МБОУ СШ № 49 имени героев- даманцев», обеспечивающей формирование ИКТ - компетентности у всех участников образовательного процесса, повышения качества образования на основе интеграции современных информационно-коммуникационных и образовательных технологии.
Задачи:
Обеспечить методическую работу с кадровым составом, способствующую осуществлению информатизации единого информационно – коммуникативного пространства школы
Обеспечить доступность и систематическое обновление материально- технической базы для успешной реализации процесса информатизации единого информационно – коммуникативного пространства школы
Обеспечение нового качества образования учащихся общеобразовательного учреждения путем реализации образовательных моделей, разработанных на основе интеграции информационно - коммуникативных и современных педагогических технологий. Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Создание условий для реализации ФГОС на этапе начального, основного, и среднего (полного) образования.
Повышение эффективности управления школой с использованием ИКТ и учетом новых требований к системе управления: гибкость, открытость, информационная и технологическая оснащенность, общественно - государственный характер управления.
Развитие широкой практики применения информационно коммуникативных технологий, позволяющих усилить мотивацию учения у детей различных стартовых возможностей, помогающих учащимся овладеть широким спектром способов полноценного усвоения знаний;
Изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем электронного мониторинга в образовательных учреждениях, осуществить отбор, адаптацию и проектирование оценочно - критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в образовательном учреждении.
Единое информационно – коммуникативного пространство школы - это система, которая объединяет всех участников образовательного процесса: администрацию школы, учителей, обучающихся и их родителей.
Национальный фонд подготовки кадров рекомендует развивать в школе ИКТ - насыщенную среду (т.е. информационную среду) образовательного учреждения. Это возможно посредством:
Повышения уровня развития цифрового единого информационно – коммуникативного пространства школы, в следствии развития общешкольной локальной сети.
Обращения особого внимания на педагогический результат использования
Регулярного использования работниками школы (администрацией и учителями) ИКТ для решения задач школьного планирования, методического обеспечения образовательного процесса.
Обязательного использования ИКТ для работы с родителями.
Вместе с тем существует ряд проблем, которые предстоит решить в период реализации Программы:
1. Необходимость систематического нормативно-правового и организационного сопровождения процесса формирования информационной среды школы.
Постоянное обновление, сопровождение и использование компьютерной техники, приобретение современного оборудования, мультимедийной аппаратуры.
Проведение подготовительных организационных работ и подключение всех компьютеров образовательного учреждения к сети Интернет и локальной сети.
Организация дальнейшего обучения педагогов и администрации образовательного учреждения новым информационно-коммуникативным технологиям.
Внедрение современных средств коммуникаций, развитие электронного документооборота, автоматизация системы управления информационным пространством образовательного учреждения.
Обеспечение образовательного учреждения современными электронными учебными пособиями, а также создание медиатеки авторских ЦОРов педагогов и учащихся, а также их активное использование.
Модификация и наполнение сайта школы, организация издания.
Участие учащихся и учителей в Интернет-конкурсах, фестивалях, дистанционных олимпиадах, телекоммуникационных проектах.
Участие в создании единой информационной среды школы.
Этапы реализации Программы информатизации единого информационно – коммуникативного пространства МБОУ «СШ № 49 имени героев- даманцев»
Этапы 1 этап 2015-2016 гг.
Повышение компьютерной грамотности учителей, обновление компьютерной техники, установка и отладка работы локальной сети, применение ИКТ при изучении различных дисциплин, интеграция ИКТ в учебный процесс, широкая межпредметная интеграция, решительный шаг к индивидуализации обучения, переход от эпизодического использования ИКТ к созданию системы работы.
2 этап 2063-2017 гг. Создание ЕИС школы, которая включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен, а также требует нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.
3 этап 2017-2020 гг. Совершенствование автоматизации работы педагогических работников и сотрудников школы, обобщение и распространение опыта.
В ходе реализации программы информатизации школы, будут разработаны следующие проекты:
Проект 1.
Использование ИКТ в образовательной деятельности.
Цель проекта: повышение качества образования посредством использования ИКТ.
Данная цель предполагает повышение ИКТ - компетентности учителей школы. Обновление содержания обучения школьников, изменение методов и форм организации предоставления образовательных услуг. Повышение качества обучения школьников за счет освоения информационных технологий, обеспечивающих самостоятельность работы каждого ученика.
Задачи проекта:Добиться положительного отношения и мотивации к повышению ИКТ - компетентности у учителей школы.
Разработать систему повышения ИКТ - компетентности учителей.
Организовать деятельность консультативной службы по оценке ИКТ и поиску путей их внедрения в учебно-воспитательный процесс школы. Использовать ЦОР наряду с традиционными средствами в обучении, контроле, самообучении и самоконтроле.
Внедрить информационные технологии в образовательную практику всех образовательных областей.
Активизировать инновационную деятельность педагогов в ИКТ - насыщенной образовательной среде.
Активизировать участие школьников в Интернет-проектах, олимпиадах, конкурсах, конференциях и т. п. учебной деятельности с использованием ИКТ.
Формировать умение применять информационные технологии в различных видах творческой (учебной и внеучебной) деятельности.
Ожидаемые результаты проекта:
Достигнуто положительное отношение и создана мотивация педагогов к повышению своей ИКТ - компетентности.
Создана система повышения ИКТ - компетентности учителей.
Оказывается методическая и консультативная помощь педагогам школы по использованию ИКТ в педагогическом процессе школы.
В обучении, контроле, самообучении и самоконтроле ожидается более активное использование ЦОР, интерактивных технологий. Кабинет информатики продуктивно используются для самоподготовки учителей и учащихся.
Создание банка цифровых образовательных ресурсов по каждому предмету.
Ожидается участие учащихся школы в Интернет-проектах, олимпиадах, конкурсах, конференциях по предметам.
Создание творческих и научно-исследовательских объединение учащихся, активно использующих ИКТ.
Проект 2
«Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса» через единое информационное пространство школы
Проект «Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса» осуществлен на основе требований к структуре и результатам освоения образовательной программы школы, которая включает:
исходную оценку уровня информатизации образовательного учреждения в целом и отдельных участников образовательного процесса:
педагогические работники
учащиеся
технологическая база
сервисы
график формирования локальной нормативной базы (включая согласование ее с учредителем);
график ввода в действие информационной единого информационно – коммуникативного пространства;
график формирования ИКТ-компетентности работников учреждения и их аттестации на ИКТ-компетентность;
график реализации курсов с ИКТ- поддержкой;
график развития ИКТ - инфраструктуры образовательного учреждения (согласованный с учредителем):
обеспечение доступа к Интернету;
организация локальной сети;
необходимое оборудование помещений (электрическая сеть, мебель, освещение, воздух);
оснащение оборудованием ИКТ;
цифровые образовательные ресурсы;
организация доступа (время в течение дня и недели, тьюторское сопровождение).
Цель проекта: Реализация требований ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ школы, которая обеспечивает становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности участников образовательного процесса через единое информационное пространство школы.
Задачи проекта:Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса, развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
Реализация интегративных межпредметных проектов, во внепредметной активности.
Формирование ИКТ-компентентности в рамках отдельных предметов учебного плана.
Ожидаемые результаты проекта:- Достигнуто полное формирование и развитие компетенции участников образовательного процесса в области использования современных информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и сети Интернет.
Составлен перечень и описание основных элементов ИКТ- компетенций и инструментов их использования
Имеется программа формирования и развития компетентности участников образовательного процесса в области использования информационно-коммуникационных технологий подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе.
Реализован план повышения ИКТ- компетентности участников образовательного процесса и их аттестации на ИКТ-компетентность;
Проект 3
«Использование ИКТ в управленческой деятельности»
Цели проекта:
1. Создать БД школы в области мониторинга, разработать системы более частого обновления БД.
2. Внедрить автоматизированную систему управления школой.
Ожидаемые результаты проекта:Автоматизированная система управления школой «Хронограф» внедряется и используется в управлении школой.
Создана ЕИС школы, которая включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации.
БД расширена для управления персоналом, учащимися, учебным процессом.
Проект 4
«Модернизация материально-технической базы школы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса»
Цель проекта: Создание банка программно-методических, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс и вхождение школы в глобальное информационное пространство, обновление компьютерной техники.
Задачи проекта:
Обновить компьютерную и организационную технику.
Продолжить формировать школьную медиатеку.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Постоянное обновление современной компьютерной техникой компьютерных классов и учебных кабинетов, приобретение
Проект 5
«Информационно-компьютерные технологии в исследовательской
деятельности учащихся»
Цель проекта: Совершенствование форм, приемов и методов работы содаренными детьми.Задачи проекта:
Привлечение учащихся к исследовательской деятельности по различным направлениям с использованием ИКТ.Развитие форм сотрудничества школы с другими учреждениями и окружающим социумом.Создание условий для реализации творческих способностей и инициатив учащихся.
Ожидаемые результаты проекта:Усовершенствованная система научно-исследовательской деятельности учащихся.
Повышение уровня познавательной активности учащихся на уроках, повышение вуроня профессионального мастерства педагогов.
Ожидаемые конечные результаты и оценка эффективности реализации Программы информатизации единого информационно – коммуникативного пространства МБОУ СШ № 49 имени героев- даманцев
В процессе реализации программы, в рамках деятельности школы предполагается получить следующие результаты.
Эффективность реализации программы информатизации школы оценивается по следующим критериям:
создание единой информационной среды.
Показатели:
повышение эффективности образовательного процесса;
автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы;
формирование ИКТ - компетентности учителя.
Показатели:
создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса с помощью использования информационных технологий;
повышение качества образования;
повышение квалификационных категорий учителей;
распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно –
методических и научно-практических семинарах, конференциях, публикациях, в том числе в интернете-форумах;
создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы;
эффективность использования сайта;
формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Показатели:
использование компьютерной технологии в самостоятельной работе;
участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях с использованием интернет-технологий и интернет-ресурсов.
Отслеживание результатов реализации Программы информатизации будет осуществляться по следующим направлениям:
организационное, нормативно-правовое;
методическая работа с кадрами;
информатизация образовательной деятельности;
информатизация внеурочной деятельности;
автоматизация управления школой;
материально-техническое обеспечение.
Возможные трудности и риски:Неэффективность использования ИКТ по тем или иным причинам: недостаточная компетентность и опытность педагогов, некачественные ЦОРы и УМК, неотработанная методика их использования, нежелание работать в этом направлении в дальнейшем.
Некомпетентное использование компьютерной техники (особенно в зонах свободного доступа) и, как следствие, — частые поломки, постоянные проблемы с расходными материалами для принтера и ксерокса при их неумелом использовании.
Перегрузка учащихся дополнительными заданиями и дополнительной самостоятельной работой, несоответствие уровня сложности заданий уровню подготовленности учащихся, и, как следствие,
Несоответствие возрастающих ответственности и требований к техническому персоналу, отвечающему за функционирование сети школы и реальными его возможностями и квалификации.
Несанкционированное и бесконтрольное подключение к школьной сети через Wi-Fi доступ.
Недостаточная квалификация педагогического и административного персонала для решения поставленных задач.
Нежелание части учителей работать в новых условиях, требующих постоянного повышения квалификации, недоброжелательное отношение к активным и инициативным коллегам.
Снижение образовательных результатов из-за недостаточной квалификации учителей, применяющих инновационные методики, или недоработанности УМК, самих и, как следствие, нежелание работать в этом направлении дальше.