Аннотация к рабочим программам 5-9 классов по татарскому языку для учащихся-татар в общеобразовательных школах с русским языком обучения

Аннотация к общеобразовательной программе школы по татарскому языку 5-9 классов (для учащихся – татар)

Рабочая программа составлена в целях реализации регионального образования на основе программы по татарскому языку и литературе для русских школ (обучение учащихся - татар). 1-11классы.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Основные задачи обучения родному языку в русской школе:
1. Усиление мотивации к изучению языка, заложенной в начальных классах, уважительное отношение к своей национальности, языку, а также воспитание положительного отношения к представителям других национальностей и их духовному наследию.
2. Последовательное обучение в соответствии со всеми разделами татарского языкознания.
3. Освоение различных способов искусства общения; обучение красивому и грамотному общению на родном языке.
4. Совершенствование умений и навыков устной и письменной речи. Научить пользоваться всеми возможностями родного языка в повседневной жизни.
5. Беспрерывное получение знаний и накопление опыта комммуникации посредством родного языка.
6. Формирование навыков использования родного языка как средства получения знаний по другим предметам.
7. Привлечение учащихся к изучению наследия татарской национальной культуры.
8. На уроках родного языка учитывать взаимосвязь образовательных и воспитательных задач. Обратить внимание на воспитательное значение при выполнении письменных работ (изложений и сочинений).
9. Совершенствование логического мышления учащихся. Умение связно, доступно и последовательно излагать свои мысли на родном языке в устной и письменной форме.
10. Совершенствование умений и навыков чтения, письма, работы с учебником, дополнительной и справочной литературой.
Учитывая, что большинство учащихся общаются на русском языке и что языком обучения в школе является русский, при изучении отдельных тем важно обратить внимание на их особенности в русском языке.
Курс построен с учетом концентрического принципа: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков.
Учебный материал в 5-9 классах выстроен по тематическому признаку – поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько тем:
Разделы
Кол-во часов

Фонетика, орфоэпия, графика k‰м орфография.
42

Лексика k‰м лексикография.
17

С_з т™зелеше k‰м с_з ясалышы.
22

Б‰йл‰нешле с™йл‰м _стер_.
119

Морфология.
130

Синтаксис.
80

Кушма G™мл‰ синтаксисы k‰м с™йл‰м культурасы.
52

Текст k‰м пунктуация.
8

С™йл‰м культурасы.
20

Всего часов
не более 490

Фонетика. Орфоэпия
1. Фонетика как раздел науки о языке. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел науки о языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Фонетический анализ слов.
2. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.
Графика
1. Графика как раздел науки о языке. Звуки и буквы.
2. Соотношение звука и буквы. Знание алфавита.
Морфемика и словообразование
1. Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Корень слова. Однокоренные слова. Особенности словообразования различных частей речи. Основные способы образования слов: образование слов с помощью морфем; сложение как способ словообразования; переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов и т.д.
2. Усвоение морфемы как минимальной значимой единицы языка, ее значение в образовании новых слов и форм.
Определение способов образования слов.
Использование различных словарей (словообразовательных, этимологических).
Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел науки о языке. Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова.
Толковый словарь татарского языка.
Синонимы, антонимы и омонимы родного языка. Словари синонимов и антонимов.
Исконно татарские и заимствованные слова.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, сленг.
Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова и неологизмы. Неологизмы.
Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизмы. Словарь фразеологизмов.
2. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением.
Лексический анализ слова.
Использование различных словарей.
Морфология
1. Морфология как раздел науки о языке.
Система частей речи в татарском языке. Принципы выделения частей речи.
Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, наречие, имя числительное, местоимение, глагол, звукоподражательные слова.
Предикативные слова.
Модальные части речи: частицы, междометия, модальные слова.
Служебные части речи: предлоги и союзы.
2. Определение принадлежности слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам. Морфологический анализ частей речи.
Синтаксис
1. Синтаксис как раздел науки о языке. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слова в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания.
Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Однородные члены предложения. Предложения с обособленными членами.
Виды простого предложения: односоставные и двусоставные предложения, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, утвердительные и отрицательные предложения.
Виды сложных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Виды сложноподчиненных предложений по структуре и значению.
Прямая и косвенная речь.
2. Синтаксический анализ различным словосочетаниям и предложениям, правильное использование их в речи. Использование синтаксической синонимии для усиления выразительности речи.
Орфография и пунктуация
Орфография как система правил правописания.
Правописание гласных и согласных, употребление ъ и ь.
Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Употребление строчной и прописной букв.
Правила переноса.
Использование орфографических словарей.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания, их функции.
Знаки препинания в простых и сложных предложениях.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью, диалогах и при цитатах.
2. Развитие на уроках родного языка орфографических и пунктуационных способностей учащихся. Осознание их важности при устной и письменной речи.
Употребление орфографических словарей и другой справочной литературы при развитии орфографических и пунктуационных способностей учащихся.
Стилистика
Стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический) и их особенности.
Умение выступать перед аудиторией: выбор темы, определение цели и задач; учет круга интересов слушателей при выборе выразительных средств.
Особенности устной и письменной речи.
Работа с текстами разных жанров и стилей.
Перевод текстов с татарского языка на русский.
Язык и культура
1.Осознание взаимосвязи языка, культуры и истории татарского народа, его место и связь с другими народами, живущими в России.
Нормы и особенности татарской разговорной речи.
2. Определение национально-культурных единиц родного языка, их значений посредством различных словарей.
Использование норм татарской разговорной речи в повседневной жизни и в учебе.

Согласно учебному плану школы изучение татарского языка рассчитано:
в 5 классе – не более 105 часов (3 часа в неделю);
в 6 классе – не более 105 часов (3 часа в неделю);
в 7 классе – не более 105 часов (3 часа в неделю);
в 8 классе – не более 105 часов (3 часа в неделю);
в 9 классе – не более 68 часов (2 часа в неделю).

Формы организации образовательного процесса:
- уроки изучения новой темы;
- уроки закрепления;
- уроки обобщения;
- уроки проверки и оценки знаний;
- уроки развития речи.
При реализации программы применяются элементы следующих технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития обучающихся;
- критического мышления, направленного на усвоение учебного материала: развитие критического мышления, творческих способностей обучающихся.

Виды и формы контроля:
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе выполнения самостоятельных, проверочных, контрольных работ, контрольных диктантов, изложений, сочинений, устных ответов, тестовых заданий.
Контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого класса. В конце учебного года проводится промежуточная аттестация.

Ожидаемые результаты реализации программы
Языковая система
В разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика» учащиеся 5-9 классов должны усвоить:
- сделать фонетический разбор слова;
- осознать важность сохранения орфоэпических норм татарского языка при общении;
- научиться находить и правильно использовать в соответствующих ситуациях найденную в орфоэпических словарях и других справочниках информацию.
Учащиеся получают следующие умения и навыки:
- основные выразительные средства фонетики;
- выразительное чтение прозы и поэзии;
- находить и грамотно использовать в мультимедийной форме необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников.
В разделе «Морфемика и словообразование» учащиеся должны усвоить:
- членение слова на морфемы;
- определение основных способов словообразования;
- уметь образовывать новые слова из заданного;
- изучая морфемику и словообразования, грамотно писать, определять части речи и члены предложений.
Учащиеся получают следующие умения и навыки:
- увидеть смысловую связь между однокоренными словами;
- понимать значимость частей словообразования как одного из изобразительно-выразительных средств художественной речи;
- уметь находить нужную информацию из словарей и справочников по словообразованию;
- уделять внимание этимологической стороне слова при объяснении правописания и лексического значения слова.
В разделе «Лексикология и фразеология» учащиеся должны усвоить:
- лексический анализ слова;
- объединение слов в тематические группы;
- умение подбирать синонимы и антонимы;
- распознавать фразеологические обороты;
- придерживаться лексических норм при устной и письменной речи;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
-умение наблюдать за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах (метафора, эпитет, олицетворение);
- пользоваться различными видами лексических словарей (толковых, синонимов, антонимов, фразеологизмов).
Учащиеся получают следующие умения и навыки:
- сделать общую классификацию словарного запаса;
- различать лексическую и грамматическую значения слова;
- опознавание различных омонимов;
- оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать лексико-фразеологические средства в публицистических и художественных текстах, знать лексические средства, используемые в научном и деловом стилях;
- находить из различных лексических словарей (толковых, синонимов, антонимов, фразеологизмов, иностранных языков) и мультимедийных средств необходимую информацию.
В разделе «Морфология» учащиеся учатся:
- различать части речи татарского языка;
- определить морфологические признаки слов;
- использовать различные формы частей речи в рамках норм современного татарского литературного языка;
- применять знания и умения по морфологии на практике правописания и проведения различных видов анализа.
Учащиеся получают следующие умения и навыки:
- исследовать словарный запас морфологии;
- различать грамматические омонимы;
- опознавать морфологические единицы в публицистических и художественных текстах, знать морфологические формы, используемые в научном и деловом стилях;
- находить нужную информацию из различных словарей и мультимедийных средств по морфологии.
Раздел «Синтаксис» предполагает следующее:
- опознавать словосочетания и предложения и их виды;
- исследовать состав, значение, особенности употребления словосочетаний и предложений;
- употреблять различные синтаксические формы частей речи в рамках современного татарского литературного языка;
- уметь использовать знания и навыки по синтаксису и в других видах анализа.
Учащиеся получают следующие умения и навыки:
- опознавать синтаксические средства в публицистических и художественных текстах, знать синтаксические формы, используемые в научном и деловом стилях;
- функционально-стилистический анализ синтаксических конструкций, использование различных синтаксических конструкций как средств усиления выразительности речи.
В разделе «Орфография и пунктуация» ученик:
- употребляет в письме орфографические и пунктуационные нормы;
- находит и исправляет орфографические и пунктуационные ошибки;
- находит и пользуется в письме необходимой информацией из орфографических словарей и справочников.
Учащиеся получают следующие умения и навыки:
- осознание важности сохранения в речи орфографических и пунктуационных норм;
- умение находить нужную информацию из различных словарей и мультимедийных средств и грамотно использовать их в письме.
В разделе «Стилистика» ученик:
- знакомится функциональными стилями, определяет их жанровые особенности;
- учится выступать перед аудиторией: определяет тему, цель и задачи своего выступления;
- выбирает языковые средства с учетом возрастных, психологических особенностей и соответствия темы уровню знаний слушателей.
Учащиеся получают следующие умения и навыки:
- понимать и объяснять особенности устной и письменной речи;
- работать с текстами в различных стилях и жанрах;
- учитывая нормы устной и письменной речи переводить различные тексты с татарского языка на русский.
В разделе «Язык и культура» ученик:
- распознает языковые единицы с национально-культурным компонентом на примерах устного народного творчества, исторических и художественных произведений;
- находит примеры подтверждающие мысль о том, что изучение языка помогает лучше знать историю и культуру страны;
- грамотно пользуется правилами культуры татарской разговорной речи в повседневной жизни и в учебе.
Учащиеся получают следующие умения и навыки:
- показывать тесную связь языка с культурой и историей народа через определенные примеры;
- сравнивать нормы культуры татарской речи с правилами культуры речи других народов, живущих в России.

15