Статья на тему Создание предпосылок формирования игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте.


Создание предпосылок формирования игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст, является периодом формирования сюжетно-ролевой игры, которая является базой социального опыта ребенка. Именно в это время в игровой деятельности формируется базовые личностные сферы, самосознание. В концепции социального развития ребенка Липовцевой А.В социализация понимается как протекающий во времени процесс приобщения растущей личности к ценностям определенного общества социальной группы. Приобщение, растущей личности к культуре реализуется через игровую деятельность. В связи с этим важное значение в дошкольный период имеет освоение разнообразных форм и средств игровой деятельности.А.С Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, какое у взрослого имеет деятельность- работа, служба. Каков ребенок в игре таким во многом он будет в работе. Играя, ребенок учится и, наоборот, в процессе обучения ребенок может играть».
Для успешного освоения игровой деятельности в младшем возрасте от 1,5-3 лет, необходимо сформировать навыки осуществления условных действий с предметами заместителями.
Формируя предпосылки к развитию игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте важно содержание условий в следующих сферах социализации:
1) ребенок – взрослый;
2) ребенок – сверстник;
3) развивающая среда.
Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. Для того чтобы дети дошкольного возраста играли, необходимо наличие у них ярких, эмоционально окрашенных представлений об окружающей действительности. При этом вся окружающая ребенка действительность может быть условно разделена на мир предметов и на мир человеческой деятельности и отношений. Исследования Н.В. Королевой показали особую чувствительность детей именно к сфере человеческой деятельности и взаимоотношений.
В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
Элементы общения появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, а играют индивидуально — каждый сам по себе. Обычно в этот период развития игры ребенок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого ребенка. Однако время от времени, пресытившись собственной игрой, малыш начинает посматривать на то, как играет другой ребенок. Интерес к игре сверстника как раз и приводит к попыткам установления определенных отношений. Первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении ребенка приблизиться к другому ребенку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, занятого для своей игры, в несмелой улыбке, подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядом. Такие легкие контакты еще не изменяют самого существа игры: каждый ребенок играет сам по себе, по возможности соблюдая «дисциплину расстояния». 
Формирование игровых умений зарождается в совместной игре со взрослым, где взрослый выступает для ребенка, как партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности.
Воспитателю необходимо развертывать игру с детьми, изменяя характер участия в ней ребенка в такой последовательности:
1) привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера- взрослого.
2) привлекать ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами; ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера- сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.
При организации окружающей среды в младшем возрасте нужно учесть что дети реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М.Н. Полякова, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов. Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе необходимо опираться на принцы активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе создаются условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что дает ребенку чувств психологической защищенности. Важным является обогащение среды такими элементами, которые стимулируют познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.
В целом, в педологическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которой воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений. Важно помнить, что эти составляющие присутствуют на каждом возрастном этапе.
МБДОУ № 9 г. Кемерово
Воспитатели: Фейлер Р.А
Малышева Е.В