Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе трудового обучения в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении

Краевое государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Благовещенская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»







Творческая работа

Активизация познавательной деятельности учащихся
в процессе трудового обучения в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении



Выполнила
Просветова Елена Викторовна,
учитель трудового обучения










2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................3
Особенности развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями ...5
Коррекционная направленность трудового обучения...............10
Выбор методов и форм организации трудового обучения............12
Использование педагогических технологий в трудовом обучении..........16
4.1. Проектный подход на уроках швейного дела.....17
4.2. Интеграция - как способ активизации познавательной деятельности учащихся ....22
4.3. Коллективный способ обучения......24 4.4. Игра - как способ развития познавательной активности....26
Трудовая внеклассная деятельность....31
Заключение..34
Список литературы.........35
Приложение.........37








ВВЕДЕНИЕ

Трудовое обучение в коррекционной школе является органической составляющей частью единой системы обучения, воспитания и общего развития учащихся с особыми образовательными потребностями.
Основная проблема образования - потеря многими учащимися интереса к обучению. Причины данного обстоятельства неоднозначны. Это, прежде всего и специфические особенности умственно отсталых детей, и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов и форм организации учебного процесса, и утомляющая детей неорганизованность, и не сложившиеся межличностные отношения. Порой традиционное классно-урочное обучение монотонно и однообразно. Уроки, как правило, проходят по следующему алгоритму: проверка домашнего задания, опрос, объяснение нового учебного материала и т.п.
На уроках швейного дела учащиеся получают знания по материаловедению, знакомятся с инструментами и способами обработки текстильных материалов, узнают о предприятиях, выпускающих ткани, одежду, трикотажные изделия, приобретают основные навыки и умения по моделированию, раскрою ткани, шитью, вышиванию. Интерес к обработке различных материалов у детей велик. Они любят мастерить, конструировать, моделировать, шить. Это стремление необходимо развивать и поддерживать. Вследствие этого, я считаю, важно правильно организовать учебно-воспитательный процесс, создать оптимальные условия для формирования гармонично развитой личности.
Для того чтобы учащимися не был потерян интерес к предмету, чтобы они сами стремились к получению новых знаний и умений, я пришла к выводу, что необходимо оживить и разнообразить учебный процесс, используя нетрадиционные и активные методы и формы обучения. Как правило, для осмысленного усвоения знаний и умений, учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация её – моя важнейшая задача как учителя.
С 2005 года я работаю над темой «Развитие познавательной активности учащихся в процессе трудового обучения».
На начало изучения данной проблемы мною были поставлены следующие задачи:
Изучение и внедрение педагогических технологий в образовательный процесс (в т.ч. ИКТ).
Изучение инновационных методов преподавания (в т.ч. интегрированное обучение и метод проектов).
Поиск активных методов обучения (развивающие игры и т.д.).
Для решения данных задач я изучала информацию на образовательном сайте в Интернете, методическую литературу, периодические издания (журналы «Дефектология», «Школа и производство», «Начальная школа», «Воспитание и обучение» и т.д.). Посещала открытые уроки учителей нашей школы, поддерживала связь с коллегами из общеобразовательных школ с целью накопления опыта по данной теме.
Апробировав полученные знания по изученной проблеме в своей педагогической деятельности, возникла необходимость проанализировать и систематизировать накопленный опыт для дальнейшего внедрения. В этом и заключается суть данной работы.













Особенности развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями

Психология умственно отсталых детей – одно из направлений специальной психологии, которое рассматривает динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей, т.е. выявляет характерные для них недостатки и имеющиеся положительные возможности, обуславливающие развитие ребенка и его способность социально адаптироваться.
Умственно отсталыми называют таких детей, у которых имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. Эти дети, как правило, безынициативны, беспомощны. Их речь бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию, с низкой работоспособностью. Таким образом, при обучении детей швейному делу я определила три основные задачи:
1. Дать ученикам знания, умения и навыки по труду.
2. Воспитать у них положительные личностные качества – честность доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду.
3. Скорригировать имеющиеся у них дефекты, используя различные коррекционные упражнения (Приложение 1) и подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.
Все эти задачи решаются комплексно, изменяются только акценты в зависимости от основных целей. Однако, для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам продвинуться в плане общего развития, необходимы знания психологических особенностей умственно отсталых школьников.
В выборе путей коррекционной работы с умственно отсталыми школьниками необходимо учитывать тот факт, что развитие человека осуществляется в его деятельности. Следовательно, объектом коррекционной работы должна стать деятельность ребенка, и в первую очередь ее наиболее нарушенные при умственной отсталости процессы.
Известно, что основной дефект умственно отсталых школьников заключается в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности внимания.
Внимание – важный компонент деятельности человека, требующей организованности и точности. Н.Ф. Добрынин считает, что внимание является одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности.
Многие ученики с недостатками умственного развития не могут концентрировать свое внимание, что проявляется в отвлекаемости от выполняемой деятельности и переключении на другие объекты.
Усвоение учащимися школьных знаний предполагает сформированность произвольного внимания. Оно у детей-олигофренов характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью, малой производительностью. Для коррекционного воздействия на развитие внимания необходимо использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение. Например: упражнения «Пуговица», «Найди отличия на картинке», «Графический диктант» и др.
Восприятие – это процесс формирования целостного образа предмета или явления в совокупности и взаимосвязи различных свойств, воздействующих на анализаторы человека. В психологии принято выделять зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие.
Как правило, у умственно отсталых детей зрительное восприятие характеризуется рядом своеобразных особенностей (например, замедленность зрительного восприятия), которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его.
Особенностью зрительного восприятия умственно отсталых школьников является также тот факт, что они не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки, присущие окружающим предметам, предмет воспринимают без выделения характерных для него частей, пропорций и своеобразия строения. Поэтому, в силу слабого зрительного восприятия, ученики не замечают различий между своим изделием и образцом. Их изделия лишь в общих чертах напоминают образец.
Пространственная ориентировка – один из важных видов человеческой активности. Она необходима для многих направлений деятельности. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной отсталости.
Во время обучения отклонения в пространственной ориентировке отчетливо обнаруживаются в процессе ручного и профессионального труда. Изображая объекты, дети изменяют их величины, сдвигают их в ту или иную стороны. Словесные указания о расположении предмета почти не дают результата. При раскладке выкроек деталей швейного изделия на ткани учащиеся делают это не экономно, но не из-за небрежности или неаккуратности, а по причине недостаточной сформированной ориентировки в пространстве.
Одним из основных видов человеческого восприятия является осязание. С помощью осязания расширяется, углубляется и уточняется информация, получаемая другими анализаторами. При восприятии ряда особенностей объекта, например гладких или шершавых поверхностей ткани, мягкости и жесткости ткани, рука оказывается более чувствительной, чем зрительная система. Таким образом, взаимодействие зрения и осязания, дает более высокие результаты, чем каждая из них в отдельности. Поэтому в процессе формирования у детей образа следует подключать как можно больше источников информации. В частности, в момент восприятия объекта зрением или слухом полезно использовать и осязание.
Развитие осязательного восприятия у школьников с умственной отсталостью является полезным направлением коррекционной работы, поскольку труд на различных производствах, куда устраиваются наши дети, нередко требует развитого осязательного восприятия.
Обучение детей с особыми образовательными потребностями в большей мере опирается на процессы памяти.
Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и в последующем воспроизведении прошлого опыта. Следовательно, благодаря памяти возникает возможность применять свой личный опыт в практической деятельности, расширять и углублять имеющиеся знания, совершенствовать навыки и умения.
Запоминание учебного материала в большей степени зависит от его структурного строения, от того каким путем он был воспринят. Поскольку абстрактный образ запомнить сложнее, то возникает необходимость научить детей преобразовывать информацию в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление (визуализация) какой-либо идеи состоит в мысленном создании картины – иллюстрации, что гарантирует более-менее точное извлечение информации в будущем.
Ученики, как правило, успешнее запоминают стихотворные, чем прозаические, тексты. Наличие ритма и рифмы облегчает протекание мнемического процесса. Так, например, в 5 классе при изучении правил по технике безопасности с инструментами, применяю данную информацию в стихотворной форме, что значительно облегчает запоминание.
Учащиеся старших классов легче запоминают материал, прочитанный ими вслух, т.к. одновременно осуществляемое зрительное и слуховое восприятие создает благоприятные условия для закрепления материала в памяти.
О качестве запоминания можно судить в процессе воспроизведения материала. В воспроизведении важны такие его стороны, как объем, точность, последовательность. Воспроизводя словесный материал, учащиеся допускают разнообразные ошибки: пропуски, замены, искажения, повторы. На качестве воспроизведения негативно сказываются бедный словарный запас, недоразвитие мышления, присущие данной категории школьников. Следовательно, для более успешного воспроизведения материала необходимо предлагать учащимся наводящие вопросы, которые заставляют их размышлять над ответом, требуют умственного напряжения.
Важнейшим компонентом в структуре познавательной деятельности является мышление.
Мышление представляет собой обобщенное отражение внешнего мира и его законов. В современной психологии выделяют три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Мышление формируется из таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение воспринимаемых предметов и явлений. Все мыслительные операции взаимосвязаны друг с другом и не могут осуществляться одна без другой.
Мыслительная деятельность у умственно отсталых школьников, в сравнении с детьми нормы, формируется значительно медленнее и в более поздние сроки. Наблюдаются фрагментарность анализа и синтеза, сравнение предметов по несущественным признакам, чрезмерное расширение или, наоборот, ограничение оснований для обобщения.
Основным источником развития и совершенствования мышления принято считать включение школьников в самостоятельное выполнение практической и умственной деятельности. В данном контексте рекомендуется применять упражнения на составление из частей целого по образцу или по памяти; упражнения на определение лишнего предмета (слова, термина и т.д.); упражнения «Продолжи рисунок», «Лабиринт», «Классификация», «Найди общее слово», различные по тематике кроссворды, чайнворды, логические задачи и т.д.
Познавательная активность умственно отсталых детей в большинстве случаев самостоятельно не возникает, следовательно, необходимо ее активизировать. Под активизацией учения понимается соответствующая организация действий учащихся, направленная на осознавание ими учебного материала.
Результативным средством активизации учения школьников можно считать проблемный подход в обучении. Я сознательно создаю затруднение, преодоление которого требует от учащихся актуализации имеющихся знаний. С этой целью я постепенно исключаю из объяснения или инструктажа детали, увеличивая тем самым объем вопросов, решаемых учениками самостоятельно. Ведь, как правило, знания, добытые самим ребенком, запоминаются надолго.
Доброжелательное отношение ко всем ученикам в сочетании с разумной требовательностью, поощрения за малейшие успехи – важнейшие условия для развития мыслительной активности детей с особыми образовательными потребностями.







Коррекционная направленность трудового обучения

Трудовая деятельность детей с нарушением интеллекта рассматривается в олигофренопедагогике как одно из самых активных средств подготовки к жизни, а обучение – как средство вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками по определенной специальности.
Проблемой трудового обучения в разные периоды занимались А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский и другие. Все они отмечали, что знания, полученные учащимися на уроках труда, повышают уровень их интеллектуального развития и являются базой формирования у них рабочих умений и навыков. Таким образом, существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач принадлежит трудовому обучению.
А.Н. Граборов отмечал, что труд является основным средством коррекции, наиболее полно и глубоко влияющим на весь процесс развития умственно отсталого ребенка. Следовательно, весь процесс трудового обучения носит коррекционную направленность и предполагает исправление психофизических недостатков развития учащихся.
Как известно, любая трудовая деятельность осуществляется при участии и под контролем познавательных процессов. В ходе выполнения трудовых заданий можно определить базу знаний ребенка по общеобразовательным предметам, и каковы его возможности в использовании этих знаний в практической деятельности. Одним из характерных недостатков в процессе труда является низкая самостоятельность, причиной которой служит недостаточное умение детей ориентироваться в задании, планировать свою деятельность, анализировать объект труда. Но при систематической помощи педагога возможно формирование обобщенных умений планировать, контролировать свои действия, переносить имеющийся опыт в новые условия и действовать по инструкции.
Основная задача трудового обучения – дать учащимся начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.
В настоящее время в обществе сложилась неблагоприятная ситуация с социальной адаптацией выпускников специальных (коррекционных) школ. Поэтому для решения проблемы социальной реабилитации и адаптации данного контингента требуется обратить внимание на ряд приоритетов:
а) повышение умственной и физической работоспособности;
б) практическая подготовка учащихся на основе формирования социально-значимых навыков;
в) формирование адекватной самооценки и осознания реальных перспектив самостоятельной жизни.
Вместе с тем не у всех умственно отсталых детей в процессе обучения формируется положительное отношение к труду. В последствие именно такие учащиеся оказываются неготовыми к самостоятельной трудовой деятельности и поэтому плохо адаптируются в трудовых коллективах по окончании школы. В связи с этим перед школой стоит задача сформировать у школьников такое отношение к труду, которое не зависело бы от характера труда и от личных особенностей подростка.
В современных условиях особую актуальность приобретает проблема личностного самовыражения каждого ученика. Как правило, именно при освоении трудовых умений и навыков происходит совершенствование личности учащихся. Таким образом, трудовое воспитание должно способствовать формированию у детей потребности трудиться и чувства ответственности за выполняемую работу. Вследствие этого, я стараюсь так организовать трудовую деятельность, чтобы каждый ребенок мог проявить себя как личность. Строя коррекционное обучение с учетом положительных индивидуальных качеств умственно отсталых детей, я тем самым способствую их личностному и профессиональному совершенствованию.
Анализируя научно психологическую литературу и основываясь на своем личном опыте, можно уверенно утверждать о возможностях коррекции развития детей с особыми образовательными потребностями в процессе трудовой деятельности и о значительной образовательной роли труда.



Выбор методов и форм организации трудового обучения

Трудовое обучение, как часть образовательных технологий, решает задачу подготовки учащихся к трудовой деятельности через систему специально организованных уроков трудового обучения.
В зависимости от поставленных задач я использую различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическую часть (выполнение задания).
Теоретический материал на уроках обычно подаю в начале занятия. Новую тему, то или иное задание стараюсь объяснять просто и доходчиво, но постепенно приучаю к применению в речи технологической терминологии. Из словесных методов чаще всего использую объяснения и беседы.
Как правило, объяснение сочетаю с демонстрацией различных наглядных пособий, с показом практических операций и пробными действиями учащихся. В процессе объяснения материала задаю детям наводящие вопросы или прошу повторить мною сказанное. При показе практических операций стараюсь обратить внимание на возникновение возможных дефектов или, при не соблюдении правил по технике безопасности, получение травм.
Теоретический материал можно преподносить в форме рассказа- информации или беседы. Беседа – это совместное обсуждение учебного материала учителем и учащимися. Во время беседы детям приходится обдумывать мои вопросы, следить за ответами одноклассников и готовить свои варианты ответов. Таким образом, в ходе беседы происходит активизация мыслительной деятельности школьников.
Систематическое применение беседы приучает школьников к свободному высказыванию своих мыслей по обсуждаемым вопросам. Но беседа может и не получится, если на задаваемые мною вопросы, дети будут давать односложные ответы, поэтому, постановку вопросов необходимо обдумать заранее.
Основное место на уроках отвожу практическим работам, которые включают выполнение чертежей, зарисовок, технологических операций. Поэтому необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися в ходе беседы.
К наглядным методам обучения относятся: учебная демонстрация, опыты. Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.
Средства наглядности дают наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде, т.е. играют большую роль в усвоении учащимися нового материала. Наглядные пособия демонстрирую при объяснении задания или в процессе беседы:
Образцы изделий, выполненные в уменьшенном масштабе. Они дают точное представление о размере, форме, объёме и оформлении изделий.
Обработка швейного изделия по отдельным операциям (Приложение 2), служит наглядным материалом для показа конструктивного соединения деталей и выполнения различных видов швов.
Инструкционная карта «Последовательность обработки швейных изделий» (Приложение 3).
При изучении темы «Материаловедение» использую в качестве наглядного пособия образцы тканей, волокон и т.д.
Различные по тематике схемы: «Устройство швейной машины», «Образование челночного стежка», «Виды осанки фигуры», «Условные линии и точки на фигуре человека» и др.
При изучении темы по моделированию использую пособие «Разработка фасона», на базе которого учащиеся самостоятельно ведут разработки, согласно выбранной ими модели из журналов мод (Приложение 4).
Работа с наглядными пособиями носит активный характер. Учащиеся не только рассматривают демонстрируемую наглядность, но и работают с ней. Важно не переусердствовать при подаче наглядного материала, т.к. умственно отсталые дети имеют повышенную отвлекаемость, необходимо это учитывать и выставлять наглядность по мере ее проработки, поэтому рассмотренные пособия тут же убираю со стенда.
Благодаря применению наглядности у учащихся постепенно создается личный познавательный опыт, связанный с восприятием реальных объектов с практической деятельностью. Так, опираясь на словесное описание, а также рисунок и чертеж швейного изделия, учащиеся воссоздают полный и точный образ этого изделия, которым будут руководствоваться при планировании работы и изготовлении. На этом этапе применение наглядности способствует формированию конкретных образов предметов и, в конечном счете, развитию абстрактного мышления.
При изучении таких свойств материалов, которые нельзя выявить только путем внешнего осмотра образцов, применяю демонстрацию опытов. Например, при изучении свойств синтетических тканей (воздействие на ткань кислоты и щелочи). Опыт наглядно показывает изменение свойств и внешнего вида ткани. Ход опыта и результаты, полученные в процессе, ученики обсуждают и делают выводы. Полученные опытным путем данные, запоминаются детьми точно и надолго.
В трудовом обучении удачно применяется инструктаж, который представляет собой совокупность словесных и наглядных методов, сочетание объяснения, наглядного показа и демонстрации схем. Инструктаж применяю вводный (перед началом практической работы), повторный (при выявлении неточности выполнения задания кем-либо из учеников в процессе практической деятельности) и словесный (когда процесс выполнения учащимся знаком, трудовые операции ими освоены). Особенность вводного инструктажа заключается в показе технологических приемов при обязательном обосновании последовательности выполнения.
Из практических методов в трудовом обучении целесообразно применение различных упражнений. Упражнения – это сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого учащиеся постепенно овладевают трудовыми навыками. При выполнении данных упражнений особое значение приобретает умение учащихся ориентироваться в задании, планировать работу, рационально ее организовывать и контролировать. Основная задача при выполнении упражнений заключается в улучшении качества работы и развитие скоростных показателей труда.
Но процесс обучения не может осуществляться бесконтрольно. Необходимо регулярно оценивать уровень знаний и умений учащихся: на каждом уроке; после изучения различных тематических блоков; в конце четверти, года после выполнения итоговых устных, письменных или практических работ.
С целью повышения эффективности обучения применяю традиционные методы контроля: устный опрос, письменные и практические работы. При индивидуальном контроле использую тематические карточки, перфокарты (Приложение 5), различные кроссворды, чайнворды (Приложение 6).
В отличие от других предметов, в трудовом обучении, главным методом контроля является наблюдение. На протяжении всего урока наблюдаю за трудовыми действиями учащихся и учитываю не только правильность выполнения технологических операций, но рационализацию трудовой деятельности учащихся. В процессе наблюдения за учебным процессом, обращаю внимание на следующие критерии: организацию рабочего места; применение теоретических знаний на практике; самостоятельность выполнения операций; умение использовать технологическую документацию; качество выполненной операции; соблюдение последовательности выполнения операций; время, затраченное школьником на выполнение задания; соблюдение правил по технике безопасности.
Процесс проверки знаний помогает ученику осознать свои возможности, дисциплинирует его, подталкивает к активной деятельности, стимулирует заинтересованность. При оценке знаний учащихся применяю индивидуальный подход, оцениваю не ребенка, а его деятельность, с учетом, прежде всего, особенностей развития психических процессов и работоспособности его на данном уроке.
Таким образом, выбор методов и форм при организации учебного процесс и контроля знаний определяю, прежде всего, в соответствии со сниженными учебными возможностями учащихся, неоднородностью уровня их учебной подготовки, а также в связи с этим необходимостью коррекционной работы.




Использование педагогических технологий в трудовом обучении

Технология – конкретная система целей, принципов, форм, методов, используемых с учетом конкретных учащихся и условий организации учебного процесса. При этом, применение педагогических технологий должно, прежде всего, гарантировать достижение обучающимися более высоких результатов в учебной деятельности по сравнению с традиционными методами обучения.
Педагогическая технология – понятие уже не новое и не однозначное, имеет своих и последователей, и противников. Но, я считаю, не стоит категорично относиться к различным инновациям в образовании. Любая из технологий в производстве или в педагогике имеет способность к унифицированию и адаптации к определенным условиям.
Следовательно, всегда есть возможность у творчески работающего педагога сделать свой выбор акцентов при работе по какой-либо из предлагаемых технологий. Важно не упустить при этом педагогических задач: создавать реальные условия для самореализации и самоактуализации личности ребенка и не допускать психической и физиологической перегрузки.
Анализ форм и методов организации учебного процесса, используемых мною на уроках швейного дела, показал, что наиболее результативными являются несколько педагогических технологий. Наибольшего внимания, с моей точки зрения, заслуживают следующие технологии:
технология личностно- ориентированного обучения;
дифференцированное обучение;
коллективное обучение;
интегрированное обучение;
проблемно-поисковое обучение.
Все из перечисленных технологий я удачно сочетаю в одной из педагогических технологий. Это метод творческих проектов.



4.1. Проектный подход на уроках швейного дела

Использование метода проектов при трудовом обучении было предложено и широко, кстати, используется в общеобразовательных школах при изучении курса «Технология», но опыт работы в данном учреждении убедил меня в целесообразности применения проектного подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Использование на уроках трудового обучения метода проектов позволяет активизировать познавательно-практическую деятельность учащихся, сформировать у них умение ориентироваться в информационном пространстве, проводить системный анализ и синтез собранного материала, самостоятельно принимать решения, а также он способствует развитию творческих способностей детей.
Метод творческих проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Учащегося привлекает, прежде всего, новизна и необычность задания, а значит, формируется повышенный интерес к нему, стремление выполнить качественно и красиво, тем более что есть право самостоятельного выбора решения задания и приветствуется оригинальность исполнения. В процессе выполнения проекта постоянно создаются ситуации, требующие немедленного решения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы.
На первом этапе выполнения проекта используется проблемно-поисковый метод обучения. Перед учащимися ставится задача выбора изделия, выбор и анализ материалов, инструментов, определение требований, предъявляемых к изделию, что зачастую оказывается совсем не просто. В связи с этим возникла необходимость открыть на базе швейной мастерской «Бюро швейных услуг», что позволило на начальной стадии внедрения метода проектов в учебный процесс решить ряд проблем. Отпала необходимость выбора объекта проектирования и материалов для его изготовления (заказчик сам предлагает изделие и предъявляет основные требования к нему), работа с клиентами способствует социальной адаптации детей, развивает коммуникабельность. В дальнейшем этот опыт помогает учащимся при самостоятельном решении проектируемых задач.
На данном этапе органично вплетается личностно-ориентированный подход. Это, прежде всего, учет индивидуальных способностей ученика, его темперамента и характера отношения к учебе, одноклассникам и т.д. В этом смысле метод проектов очень актуален, потому что большинство проектов выполняются индивидуально, что очень важно при работе с умственно отсталыми детьми при прослеживании и оценке знаний и умений каждого в зависимости от личных способностей.
При этом задача учителя, учитывая индивидуальные способности ребенка, его интересы, тактично помочь выбрать объект проектирования не только по душе, но и по силам. Главное - найти в каждом проекте свою «изюминку», выполнить изделие по - настоящему нужное, социально значимое. При данной работе учитель постепенно переходит от руководства деятельностью учащихся к консультированию, наблюдению и контролю, это дает хорошую подготовку детей к самостоятельной жизни, к умению творить, создавать необходимые изделия без посторонней помощи.
Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей с математикой, черчением, рисованием. Интеграция прослеживается практически на всех этапах выполнения проекта, начиная с выбора модели, зарисовки эскиза, выбора цветовой гаммы изделия, построения чертежа, расчета расхода ткани и т.д. В ходе такой работы учащиеся чертят, рисуют, фантазируют, логически размышляют, опытно усваивая целый ряд знаний. Каждое новое задание сопровождается зарисовкой эскиза будущего объекта. На данном этапе формируются умения правильно передавать с помощью карандаша пропорции изделия. Работа карандашами, красками дает учащимся графические навыки, помогает лучше усвоить конструктивное строение изделия, соотношение размеров деталей, цветовое сочетание. Таким образом, у детей не только повышается уровень знаний по предмету «Швейное дело», но и растет познавательный интерес, творческая активность, развивается логика, креативное мышление.
В старших классах ученикам предоставляется большая самостоятельность в процессе выполнения проектных работ. Развитие здесь идет от индивидуальной работы к работе в группе, построенной на основе взаимодействия. Проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную работу школьников - индивидуальную, групповую или коллективную.
Одно из ключевых направлений метода проектов - это изучение промышленного производства швейных изделий. Каждый проект предоставляет возможность изучать технологии и профессии, связанные с промышленным производством проектируемых изделий. В данном контексте рекомендуется организовывать экскурсии на производство (швейное ателье), где учащиеся могут наглядно проследить за этапом изготовления изделий: познакомиться со специальным швейным оборудованием в цехах, с применением автоматизации и механизации в изготовлении одежды, с рабочими профессиями и процессами создания новых моделей, начиная с художника-модельера. Важную роль сыграет в данном случае беседа детей с мастерами производства о своей работе, замыслах, о технологических приемах, о новых тканях и способах отделки изделий. После встречи учащиеся делятся впечатлениями и стараются отразить полученные знания в своих проектах. Такая информация на доступном для детей уровне должна присутствовать в каждом из проектов, это способствует, прежде всего, улучшению профориентационной работы при профессиональной подготовке учащихся.
Опыт показал целесообразность применения метода проектов при сдаче квалификационных экзаменов по швейному делу в 9 классе. Так два моих выпуска (2006г. и 2009г.) сдавали экзамены именно в форме творческого проекта. Также он может стать заключительным, закрепительно-обобщающим этапом при изучении темы, в конце четверти, года, когда по программе предусмотрено практическое повторение или подготовка к экзаменам, где идет реализация цели по закреплению полученных знаний и навыков в процессе практической работы (учащиеся выполняют изделия по заказам школы или по собственному желанию).
Проектирование и изготовление любого изделия должно быть направлено на удовлетворение потребностей людей. Поэтому в процессе выполнения проекта учащимся необходимо изучить потребности в конкретных изделиях, анализировать уже имеющиеся аналоги и разрабатывать критерии, которым должен соответствовать разрабатываемый объект. Только после этого начинается непосредственная работа над объектом. Постепенно учащиеся должны научиться самостоятельно, формулировать те критерии, которым должно соответствовать изделие.
Учащиеся предлагают различные идеи, которые мы вместе оцениваем, чтобы выбрать наиболее удачные. Часто в процессе проработки изделия возникает необходимость освоить новые знания и умения (например: традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного искусства). Так, например, по заказу детского сада об изготовлении комплекта для детей «Юный парикмахер» возникла необходимость в изучении спецодежды парикмахера, что способствовало созданию предпосылок для знакомства с профессиями бытового обслуживания.
Для младших школьников используется простейшая формулировка проектной задачи с перечнем нескольких критериев для ее рассмотрения, т.е. я предлагаю вид изделия, материалы, необходимые для его изготовления и некоторые требования к объекту проектирования. В лучшем случае целесообразно предоставить ребенку образец изделия в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, который дает точное представление о форме, объёме и размерах изделия. Такие образцы могут служить наглядным материалом для показа конструктивного соединения деталей, выполнения различных видов швов, оформления.
Первые изделия, которые дети разрабатывают в рамках проекта, должны быть связаны со знакомой для них ситуацией - семья или дом. Так дети с большим удовольствием выбирают в качестве проектируемого объекта детские вещи для своих младших членов семьи, кухонные принадлежности (прихватки, фартуки) и т.п. Темы проектов усложняются от класса к классу. Возрастает и отводимое на проектирование учебное время. В тематике проектов, выполняемых учениками, должны отражаться не только содержание программного материала, но и индивидуальные интересы детей. Так изделия могут выполняться как для личного пользования, так и на продажу. На данном этапе прослеживается связь с окружающим миром, если изделия выполняются для дальнейшей реализации, есть смысл изучения востребованности изделия; требований, предъявленных к данному изделию и, естественно, расчета примерных затрат и возможной прибыли. Это способствует экономическому воспитанию детей, что немаловажно для детей, живущих в интернате или в сиротской группе.
Творческий проект оформляется в виде пояснительной записки к изделию. На каждом этапе работы выявляются и оцениваются определенные знания и умения учащихся. В пояснительной записке в краткой форме излагаются содержания проектного задания и результаты проделанной работы.
Каждый проект обсуждается, защищается в коллективе учащихся и получает оценку. Но оценка за выполнение проекта не должна быть приурочена только к его завершению. Она осуществляется на протяжении всего процесса проектирования, когда учащиеся принимают решения, какое изделие проектировать, выбирают критерии для него, сравнивают первоначальные идеи, прорабатывают детали, способ выполнения и т.д.
При выставлении оценок я, прежде всего, придерживаюсь принципа управления успехом, т.е. в процессе контроля знаний и умений необходимо оценивать степень продвижения ученика. Оценка должна стимулировать учащегося, укреплять его веру в свои силы, он должен понимать ее справедливость, по этому необходим соответствующий комментарий. Но при этом надо учить их быть самокритичными, уметь критиковать и воспринимать критику. И они должны испытывать удовольствие от создания хорошо разработанных изделий, отвечающих реальным потребностям и улучшающим качество жизни людей.
Однако было бы непростительной ошибкой противопоставлять метод проектов традиционным методам обучения. Он должен органично сочетаться с другими методами и формами организации трудовой деятельности, выступая в качестве интегрирующего начала.







4.2. Интеграция как способ активизации познавательной деятельности учащихся

В последние годы в педагогической практике остро встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся в связи с необходимостью преодоления противоречия искусственного расчленения урока по предметному признаку. В «расчленённом» уроке ученик не воспринимает целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в интегрированном обучении.
Итак, интеграция представляет собой объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
Ещё В.И. Вернандский, отмечал, что учёные в скором времени будут объединяться не по наукам, а по проблемам. Интеграция сегодня – важнейший принцип развития современной образовательной системы, тесно связанной с принципом дифференциации.
Таким образом, становятся понятными цели интегрирования:
Расширение предметов познания.
Соединение теоретической подготовки с практической, что способствует формированию обобщённых видов познавательной деятельности.
Повышение авторитета теории в сознании учащихся.
Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка.
Однако, прежде чем, проводить интегрированные уроки в системе, необходимы некоторые организационные моменты. Педагогический коллектив должен согласовать учебные программы по предметам, обсудить и сформулировать общие понятия, согласовать время их изучения, организовать взаимные консультации. Затем необходимо рассмотреть, как подходят педагоги к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в различных курсах дисциплин. И, наконец, планировать тематику и конспекты уроков.
Опыт работы показывает, что при планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
Определение главной цели интегрированного урока, исходя из которой, будут формироваться сведения, необходимые для её реализации.
Определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
Тщательная координация действий учителей при проведении урока.
Многолетняя практика педагогической работы в коррекционной школе VIII вида показывает, что у учащихся старших классов резко падает интерес к учёбе. В этом случае интеграция создает условия для возникновения диалога между учащимися и педагогом, стимулирует общение, обеспечивает поиск способов деятельности, побуждает детей к рефлексии, самооценке. Данная форма организации образовательного процесса позволяет развивать мотивацию, т.к. дети, сталкиваясь с противоречиями в окружающем мире, стараются упорядочить их, дать им объяснение. Наша задача на данном этапе организовать общение так, чтобы раскрыть учащимся достоинства подобного вида изучения материала.
Проведённый анализ трудовых умений и навыков учащихся показал, что «слабые» в трудовом плане учащиеся не усваивают программу по математике и наоборот. Следовательно, умственно отсталые школьники не могут самостоятельно установить взаимосвязь между знаниями, полученными на различных школьных предметах, перенести знания в иные условия и актуализировать их.
Цель педагога – доказать в процессе обучения, что знания, полученные по одному какому-либо предмету, обогащают, дополняют знания по другим учебным предметам. Этого можно достичь, используя на уроках швейного дела знания учащихся, полученные на уроках математики. При этом основное внимание надо уделять формированию важнейших в практическом отношении умений и навыков учащихся (разметка, вычисления, техника счёта, измерения, составление чертежей, определение масштаба, расстояния и т.д.). Доведение до автоматизации навыков устных и письменных вычислений, улучшение подготовки к жизни за счёт сообщения учащимся сведений, фактов, численных данных, имеющих отношение к жизненной повседневной практике.
На уроках труда, как и на уроках математики, развивается пространственная ориентировка. Учащиеся учатся показывать и называть верх, низ, левую и правую сторону, середину листа бумаги или детали, правильно размещать на листе бумаги аппликации, геометрические фигуры, выкройки изделий на ткани и т.д. При работе с бумагой или тканью они учатся производить разметку по шаблону, линейки, закрепляя знания мер длины, совершенствуя навыки измерения и способы экономной раскладки деталей на ткани.
Объяснение математической части материала на уроке труда учителем математики облегчает понимание специфического, практического применения этого материала в трудовой деятельности, так как методы словесного объяснения, постановки вопроса, употребление математических и геометрических понятий, терминов, их подача зачастую очень разнятся у учителя трудового обучения и учителя математики.
В данном контексте также необходимо обратить внимание на развивающий аспект интегрированного урока. При такой организации образовательного процесса создаются оптимальные условия для развития мышления (осуществлять анализ, сопоставление, обобщение, проводить аналогии, умения выделять главное, абстрагировать), тем самым, развивая логичность, критичность, что не мало важно для детей с особыми образовательными потребностями.
Учитывая выше сказанное, нами был разработан урок для учащихся 6 классов под названием «Обработка прямоугольного кармана тесьмой. Вычисление периметра четырёхугольника» (Приложение 7).
Данный вид урока является особенно продуктивным и эффективным. Умственно отсталые школьники характеризуются трудностями в переносе полученных знаний в самостоятельную трудовую деятельность, поэтому появление учителя математики на уроке труда играет роль психологического «выключателя», позволяющего включить математические знания в процесс практической работы на уроке трудового обучения.
Интегрирование предметов трудового обучения и математики позволило нам расширить и углубить познания в данных дисциплинах, ликвидировать дублирование и тем самым сократить время на изучение, отработку и закрепление данной темы.
Кроме того, трудовое обучение содержит в себе и математику, и черчение, и изобразительное искусство, в тоже время и математика – уже сам по себе интегрированный предмет, который сочетает в себе алгебру и геометрию. Следовательно, в основе объединения предметов математики и трудового обучения лежит транспредметная интеграция.
Исходя из выше сказанного, мы пришли к выводу, что интеграция предметов трудового обучения и математики позволяет добиться поставленных задач:
решить проблему разобщённости разных предметов;
исключить повторы в разных учебных дисциплинах;
углубить изучение материала без дополнительных временных затрат;
повысить творческий потенциал учащихся;
расширить информативную ёмкость урока.
Для этого при разработке данного урока нами использовались следующие методы и моменты:
Организационный момент, как и заключительный, предусматривает рефлексию учащихся, ассоциацию настроения прослушанной музыки с цветом сигнальных карт.
2. Метод наглядности – приём сообщения условий задания: детали фартука из различных тканей, шаблоны карманов, геометрические фигуры, а также музыкальное оформление, которое способствовало развитию эстетического воспитания учащихся. В ходе урока корригировались недостатки мелкой моторики пальцев рук учащихся в процессе выполнения практических упражнений через вырезание и выкладывание мелких деталей, зрительного и тактильного восприятия. Ценность интегрированных уроков заключается в том, что у наших детей наиболее развито наглядно-образное мышление, привязанное к ситуации. Интеграция даёт возможность перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.
3. Словесный метод: беседа, в ходе которой учителем математики отрабатываются на уроке встречающиеся понятия по определению периметра, геометрических фигур с точки зрения математики. Со стороны учителя трудового обучения происходит закрепление знаний по теме: «Фартук», повторяются основные понятия швейной терминологии, охватываются знания из разделов швейного дела «Конструирование», «Материаловедение» и «Охрана труда».
4. Метод объяснения и практической работы с вычислением периметра кармана, обмером и отрезанием длины тесьмы по полученным результатам, с постановкой дополнительных вопросов к учащимся для активизации внимания, точного выполнения работы.
Все использованные приёмы и методы позволили наглядно показать умственно отсталым школьникам необходимость изучения математики, её связь с трудовым обучением и значительно повысили интерес к данным предметам, что позволяет изменить уровень интеллектуальной деятельности учащихся.
Интеграция, как цель обучения, даёт ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как систему, учит его представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Таким образом, интегрированные уроки дают конкретные результаты:
повышают уровень знаний и умений учащихся по данным предметам;
активизируют эмоциональное развитие учащихся;
помогают включить учащихся в самостоятельную творческую деятельность;
способствуют росту познавательной активности учащихся.












4.3. Коллективный способ обучения
То, что ребенок умеет делать сегодня
в сотрудничестве, он сумеет сделать
завтра самостоятельно.
Л.В. Выготский
В процессе трудового обучения часто возникает проблема: дети не умеют или не хотят работать совместно, в коллективе. Постоянно спорят, не желают считаться с чужим мнением, иногда радуются неудачам одноклассников.
Между тем не сложившиеся межличностные отношения в коллективе влияют на качество обучения. А так как цель учителя заключается в создании, прежде всего благоприятных условий для образовательного процесса, необходимо научить учащихся работать коллективно, в составе группы, пары, т.к. ничто так не сближает людей, как совместная трудовая деятельность.
Поэтому возникла необходимость в создании условий для освоения детьми коллективных отношений. Суть коллективного способа обучения можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого.
Нередко учителя считают, что кроме них самих никто не может доступно и верно объяснить сложный материал. Но практика доказывает обратное, во многих случаях это могут сделать и ученики.
Как правило, в каждом классе есть лидер или просто способный ученик, проявивший склонность к предмету и хорошо по нему успевающий. Лидер (бригадир) – будущий мой помощник. Например: при подготовке оборудования, инструментов к работе, возможно и дидактического материала (карточек с заданиями, образцов швейных операций и т.д.)
В старших классах целесообразно организовывать творческие группы во главе с лидером (бригадиром). При этом необходимо класс разделить на группы, которые должны эффективно работать как внутри себя, так и взаимодействовать друг с другом, чтобы добиться поставленной цели. Задание выдаётся лидеру, он в свою очередь знакомит с заданием всю группу, руководит работой, распределяет обязанности, контролирует соблюдение технологической последовательности выполнения работы, соблюдения правил по технике безопасной работы с инструментами и оборудованием. Готовое задание лидер передаёт учителю, поясняя, кто из группы над чем работал, какие были трудности, предлагая свои оценки каждому участнику группы.
На данном этапе я могу согласиться с оценками, предложенными лидером, или задаю дополнительные вопросы для окончательного оценивания знаний и умений учащегося. Подобный способ обучения является эффективной формой обобщения знаний и умений по изученной теме.
При коллективном способе обучения существует несколько способов деления класса на группы. Выбор способа зависит, прежде всего, от численности класса и от уровня знаний и умений учащихся.
По моему мнению, наиболее оптимальный вариант - это объединение учащихся в пары, где они работают вместе, объясняют друг другу непонятное и готовятся отвечать учителю или объяснять освоенный материал соседней паре. Каждый ученик задает своему напарнику вопросы по карточке и по ней же проверяет его ответ, при необходимости поправляя и дополняя его (Приложение8). Такая взаимопроверка знаний в парах значительно повышает активность учащихся, развивает мышление и речь, создаёт условия для естественного общения детей.
В заключении хочется отметить, что такая организация деятельности даёт возможность научить детей взаимодействовать друг с другом, сформировать у них чувства ответственности, способность к преодолению трудностей, настойчивость, находчивость, чувство взаимоподдержки. Учащиеся учатся сотрудничать, радоваться успехам других, сопереживать. «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» (К. Маркс, Ф. Энгельс, т. 3, с.75).
Таким образом, у учащихся не только формируется познавательная активность, но и складывается более высокий уровень общения, проявляются социально важные качества.





4.4. Игра - как способ развития познавательной активности учащихся

Детская игра - не просто спорт.
Она полна смысла и значения.
Ф. Фрёбель
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.
Хотя Зигмунд Фрейд очень мало работал с детьми, он замечательно понимал значение детской игры. Он писал: «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка - игра он (ребёнок) относится к игре очень серьёзно и щедро вкладывает в неё все свои эмоции».
Френк предположил, что игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время, исследуя, экспериментируя, обучаясь.
Следовательно, целью игрового обучения является обеспечение усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и освоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Это уроки соревнования, конкурсы, викторины и т.д., игровой урок должен быть не только интересен, но и полезен подросткам, испытывающим трудности в учении: понимании нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей в речи. На собственном опыте я убедилась, что интеллектуальные игры могут помочь:
снять усталость на уроке;
активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу учащихся;
дать ощущение свободы и раскованности, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;
укрепить дружеские отношения в классе.
Игровые моменты на уроке, прежде всего, способствуют активации мыслительной деятельности учащихся, вызывают живой интерес к предмету, помогают усваивать учебный материал и усиливают непроизвольное запоминание. С помощью игры можно привить ученикам стремление пополнять недостающие знания, совершенствовать навыки, необходимые для повышения творческой активности.
Игра способствует формированию у детей такого опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с одноклассниками, помогает лучше узнать друг друга. Порой именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя. Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально – волевой сферы, стимулирует познавательную деятельность.
Кроме уроков в игровой форме, я использую отдельные игровые элементы на обычных занятиях. Если игровые упражнения (Приложение 9) используются для «разрядки» на уроке, то участвует весь класс, длительность игры 5-7 минут; в одном игровом эпизоде могут быть использованы 1-2 игровых упражнений.
Таким образом, в каждом уроке должна быть «изюминка». Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Следовательно, каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересным для учащихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решения, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.








5. Трудовая внеклассная деятельность

Внеклассная работа, имеющая трудовую направленность, является составной частью учебно-воспитательного процесса. Работа учащихся в кружках не только является средством расширения их профессионального мастерства, развития творческих способностей и интереса к данному виду труда, но и имеет ярко выраженную коррекционно-воспитательную направленность:
способствует коррекции недостатков познавательной деятельности через различные виды декоративно-прикладного искусства путем восприятия формы, величины и цвета объекта деятельности;
способствует коррекции недостатков мыслительной сферы, (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
формирует художественный вкус, эстетические и эмоциональные чувства детей;
прививает любовь к искусству, трудолюбие, аккуратность, настойчивость, терпение и самостоятельность в работе, чувство коллективизма.
Вследствие этого, возникла необходимость открыть на базе учебной мастерской кружок «Сударушка», деятельность которого является продолжением целенаправленной работы на уроках по развитию творческих возможностей школьника, формированию его как личности.
При организации работы кружка должное внимание необходимо уделить эстетическому оформлению учебного помещения: чистота и порядок в нём, рационально организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение (Приложение 10). Всё это дисциплинирует ребят, способствует повышению культуры труда и творческой активности.
Тема работы кружка «Изготовление игрушек-сувениров из различных текстильных материалов» выбрана мною неслучайно, т.к. цель внеклассной работы неотрывно связана с основным направлением моей педагогической деятельности: развитием познавательной активности учащихся.
Игрушка с самого детства сопровождает человека, она является одним из древних видов декоративно-прикладного творчества, украшающего быт человека, в которых нашли отражение общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения многих поколений народов.
Первое знакомство ребенка с окружающим миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Изготовление игрушки сочетает в себе различные элементы рукоделия: шитье, вышивку, вязание, аппликацию. Работа над игрушкой помогает учащимся развивать воображение, чувство формы и цвета, внимательность и наблюдательность, аккуратность и трудолюбие.
Работа в кружке представляет большую ценность в расширении межпредметных связей. Изготавливая поделки, практически всегда приходится выполнять рисунки, чертежи, выкройки. При изготовлении выкроек необходимы знания, полученные на уроках математики, а при зарисовке эскиза будущей игрушки вспомним уроки рисования.
Для более эффективной работы использую наглядный материал в виде графических изображений игрушек и чертежей к ним, выкройки деталей и образцы игрушек, выполненные мною или старшими кружковцами. Наглядными пособиями служат и различный иллюстративный, и фотоматериал, и различная литература по рукоделию (Приложение 11), которым сопровождаю беседу о видах игрушки, ее истории, о способах оформления и т.д.
Процесс знакомства с изготовлением игрушек начинаю с наиболее простого вида – с плоских игрушек (Приложение 12). Общий принцип их конструирования заключается в том, что эти игрушки состоят из двух одинаковых деталей, сшитых вместе. В выборе материала необходим творческий подход, и даже некоторая смелость, т.к. цветовое решение придает изделию оригинальный, неповторимый вид.
Очень интересен детям, особенно малышам, процесс изготовления «Матрешек» (Приложение 13). Смысл работы заключается в оклеивании тканью картонного каркаса матрешки, оформления головы, кокошника и росписи лица.
Наиболее серьезный этап познания в мастерстве изготовления игрушек – это пошив мягких игрушек (Приложение 14).
При выполнении коллективных заданий, работая над отдельным изделием или тематической композицией игрушек, учащиеся выполняют определенную часть работы и должны осознавать возложенную на них ответственность за качественный результат их совместной деятельности.
Увлекаясь различными видами рукоделия, я приобщаю к ним и детей. Вот уже около 3 лет учащиеся осваивают один из красивейших видов рукоделия – вышивку атласными лентами. Работа очень кропотливая, но увлекательная и нашла уже своих поклонников. Девочки создают поистине великолепные произведения – вышивают пейзажи, украшают вышивкой швейные изделия (Приложение 15).
Во внеклассной работе должна найти место и практическая реализация подготовки учащихся к жизни в условиях рыночной экономики. С этой целью на базе нашей мастерской вот уже 4 года работает «Бюро швейных услуг». Основная работа ведется по пошиву изделий, необходимых школе-интернату, сиротской группе. Ученицы 8-9 классов с огромным терпением и мастерством изготавливают спецодежду для техперсонала, детские вещи, предметы интерьера (шторы, покрывала, диванные подушки и т.д.). По мере накопления изготовленных изделий устраиваем выставки-распродажи. Особой популярностью у нас пользуются столовые комплекты: прихватки, фартуки, умело украшенные вышивкой или аппликацией (Приложение 16).
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Выполненные работы учащихся не остаются без внимания, организуются различного рода просмотры, как в школе, так и за ее пределами. Наши работы регулярно получают высокие оценки на краевых выставках детского творчества. А в швейной мастерской выставка творческих работ ребят занимает центральное место.
Такой подход дает возможности всесторонне учитывать желания учащихся, их индивидуальные наклонности и способности к тому или иному виду рукоделия. Во всех случаях изготовление изделий должно, прежде всего, способствовать познавательной активности детей, усиливать эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, использование в совокупности таких технологий как интегрированное обучение, метод проектов, личностно-ориентированный подход дает конкретные результаты: повышается уровень знаний и умений учащихся по предмету, растет познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность, развивается логика, креативное мышление.
Некоторые результаты по данной проблеме были мною оформлены для распространения опыта. Так в межрегиональном сборнике научно-практических статей «Организация и содержание процесса обучения и воспитания детей с проблемами интеллектуального развития» от АКИПКРО были опубликованы моя статья:
«Метод проектов при обучении учащихся швейному делу в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната».
И совместно с О.В.Черновой статья « Интегрированный урок как технология модернизации системы обучения детей с проблемами интеллектуального развития».
В заключение хочу подчеркнуть, любой метод будет иметь результат при одном условии: использование технологий, методов не может быть случайным в образовательном процессе, это должна быть четко отлаженная целенаправленная система обучения. А апробация данной системы обучения показала целесообразность ее использования при обучении детей с особыми образовательными потребностями, т.к. ее применение значительно повышает уровень прочности итоговых знаний и умений учащихся (Приложение 17) и создает предпосылки для реализации поставленной мною цели активизировать познавательную деятельность учащихся.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аршавская Е.В. Метод проектов при обучении учащихся швейному делу в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната // Межрегиональный сборник научно-практических статей «Организация и содержание процесса обучения и воспитания детей с проблемами интеллектуального развития». / Под ред. Д.В. Упорова, Н.В. Колпаковой. – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2009. - 214с.
Аршавская Е.В., Чернова О.В. Интегрированный урок как технология модернизации системы обучения детей с проблемами интеллектуального развития // межрегиональный сборник научно-практических статей «Организация и содержание процесса обучения и воспитания детей с проблемами интеллектуального развития». / Под ред. Д.В. Упорова, Н.В. Колпаковой. – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2009. - 214с.
Белонин И.В. Межпредметные связи в изучении технологии // Школа и производство. 2001. № 6.
Боровик О.В. Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы // Дефектология. 1999. № 2.
Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии // Начальная школа. 2005. № 6.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416с.
Галкина В.Б., Хомутова И.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук // Дефектология. 1999. № 3.
Казаков А., Нечаева Н. Образовательные возможности интегрированного курса // Начальная школа. 2006. № 1.
Калинская С.Г. Интеграция как способ активизации познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Корнейчук З.Н. Взаимоконтроль учащихся на уроке // Школа и производство. 1998. сентябрь - октябрь.
Кудрявцев М.Д., Швалева Т.А. Веселые минутки // Начальная школа. 2005. № 1.
Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. / Предисл. А.Я. Варга. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 368с.
Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / Науч. - исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР.-М.: Педагогика, 1990. - 160с.
Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224с.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учреждений.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1990.-176с.
Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов: Кн. для учителя по внеклас. работе. - М.: Просвещение, 1990.-160с.
Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -160 с.
Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют» / Психологический практикум // - Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997 – 160 с.
Симоненко В.Д. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани». Творческий проект.
Скатова Н.Н., Тимошенко А.И. Коллективный способ обучения на уроках труда // Школа и производство. 1998. сентябрь - октябрь.
Собина Т.В., Якушева Н.Е. Проведение совместных уроков швейного дела в процессе обучения умственно отсталых школьников // Дефектология. 2005. №3.
Ткаченко В.Г. Алгоритмы в процессе трудового обучения учащихся специальных коррекционных школ VIII вида // Коррекционная педагогика. 2009. №2(32).















13 PAGE 143515



15