«Активизация познавательной деятельности как условие развития личности учащихся»


«Активизация познавательной деятельности как условие развития личности учащихся»
Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. 
Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности. Математика- довольно сложный предмет. Математику нельзя «зазубрить», её надо понять. А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными. Нужна педагогическая находчивость, цель которой – заинтересовать
Я стараюсь подобрать материал к урокам математики так, чтобы ориентировать на развитие мышления, творческих способностей учащихся, их интереса к предмету.
Интерес к познанию формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Такая работа применима на этапе закрепления, на этапе проверки знаний, умений, навыков и, конечно, на этапе изучения нового материала,.Занимательный материал можно включать в основную часть урока по формированию элементарных  математических представлений или использовать в  конце его, когда дети устают и наблюдается снижение  умственной активности.  Всё необычное, неожиданное вызывает у детей удивления, помогает им усвоить любой учебный материал.
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Формирование положительной мотивации к обучению
Использование современных педагогических технологий
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся:
принцип осознанности познания;
принцип самостоятельной активности учащихся;
принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых;
Методы активизации познавательной деятельности учащихся:
Развитие через творчество, обучение через открытие.
Самостоятельный поиск и кооперирование усилий. Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися.
Обучение в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.
Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального. мышления.
Эвристические методы обучения в школе. Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.
Метод инверсии
Метод эмпатии
Проблемное обучение
Личностно-ориентированное образование представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии, педагогики. В центре внимания педагога – целостная уникальная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Решение данной проблемы становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего умственную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью интенсивных методов обучения, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.
По моим наблюдениям, учащимся 5 – 6 классов легче воспринимать доказательства, полученные посредством неполной индукции, чем дедуктивным методом. Например, для вычисления числа «Пи» я прошу учащихся построить произвольные окружности, измерить их радиус и длину с помощью нити. Затем прошу их называть диаметр и «угадываю» длину окружности. Я был сильно удивлён тем, насколько быстро дети раскрывают мой «фокус».
Однако решение задач способствует развитию мышления школьников лишь в том случае, если каждый ученик решает задачу сам, прилагая для этого определенные усилия. Поэтому, подбирая задачи, необходимо постараться, чтобы они максимально были приближены к действительности, отражали жизненную ситуацию, использует различные софизмы и парадоксы. Стимулом интереса, заключенным в содержании учебного материала, является практическая значимость содержания знаний. Интерес к изучению того или иного математического вопроса зависит от убежденности учащегося в необходимости изучить данный вопрос. Здесь речь идет как бы о предварительной мотивации. Наиболее успешно она реализуется обращением к практике. Зная такую особенность детей, известный математик Н.Я. Виленкин рекомендовал изложение нового теоретического материала начинать с прикладных задач, приводящих к постановке рассматриваемых вопросов. В своей работе я придерживаюсь этой рекомендации.
Например, изучение темы «Уравнение» (5 кл) начинаю с демонстрации рисунка к следующей задаче: «На левой чаше весов лежит арбуз и гиря в 2 кг, а на правой чаше гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза?»
Особое внимание стоит уделить самостоятельным заданиям, которые формируют умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, контролировать и планировать свою деятельность.
В дидактике установлено, что самостоятельная деятельность учащихся по приобретению новых знаний по собственной инициативе, сверх программы школьного предмета возможна лишь при наличии серьезного интереса к предмету, увлечения рассматриваемыми проблемами, переходящего в познавательную потребность приобретать сверх программного знания в соответствии с индивидуальными интересами и запросами.
В заключении хочется отметить, для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать познавательную деятельность учащихся.