Педагогические чтения на тему Организационно-педагогические условия творческой деятельности в педагогическом процессе.


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №112 города Донецка»
Педагогические чтения
Организационно-педагогические условия творческой деятельности в педагогическом процессе.
Учитель трудового обучения
высшая квалификационная категория,
учитель-методист Санина Т.В.
2017г.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УЧИТЕЛЮ ПРИ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
Основным положением дидактической системы К. Д. Ушинского являлось утверждение о том, что учение – есть труд. И труд тяжелый. Причем, при обучении одинаково трудятся и учитель и ученики. Поэтому, для того чтобы формировать потребность в творчестве у детей, необходимо чтобы учитель был творческой личностью. Проблему развития творчества педагога рассматриваем как значимую и актуальную, еще исходя из других оснований, таких как: обеспечить полноценный педагогический процесс, который должен быть направлен на развитие личности ребенка, невозможно, действуя по инструкции, указаниям и образцу.
Педагогическая деятельность по существу своему является деятельностью творческой.
Еще относительно недавно деятельность в педагогической сфере мало оценивалась, как творчество. И лишь с 50-х годов, в первую очередь благодаря исследованиям советского психолога Б. М. Теплова, появилось более широкое толкование творчества, им показано, что деятельность педагога – это сложный процесс, требующий не только глубоких знаний, устойчивых педагогических навыков и умений, высокого уровня педагогического мастерства, общей культуры, наличие специфических личностных качеств, но и значительной доли творчества. Деятельность педагога, при всей ее внешней простоте и кажущейся доступности для любого можно сравнить с айсбергом, у которого над водой высится лишь вершина, а основная часть недоступна прямому наблюдению. Педагогическая деятельность всегда направлена на решение той или иной задачи, она основана на одновременном учете множества факторов (индивидуальных особенностей конкретных детей, их состояния в момент взаимодействия с педагогом, степени организованности и построения детского коллектива, текущих и перспективных педагогических целей и т. п.). Если же учесть, что у педагога нет времени даже на размышление (ребенок совершил поступок, который требует немедленной реакции), а последствия «неправильного» действия могут быть самыми печальными (например, глубокая психологическая травма), то ясно, что педагогический процесс затребует от личности педагога способностей к игровому, научному, техническому, художественному творчеству, так как деятельность учителя, как и творчество, является живым динамичным процессом.Из всего вышесказанного можно заключить, что полноценное протекание педагогического процесса затребует инициативную, самостоятельную, творческую личность педагога.
Сегодня стала банальной мысль о том, что личность может воспитать только творческая личность. Однако несмотря на свою тривиальность, эта идея не утратила своего смысла и ценности.
Нужно учитывать и то, что повышаются требования родителей к личностным качествам учителя, - с одной стороны, и требования администрации к профессиональному уровню учителя, с другой. При чем, именно у учителя появилась возможность для реализации своих способностей своего творческого потенциала. Еще несколько лет назад об этом не было и речи.
Отсюда возникает необходимость определять, какими качествами может обладать творческая личность.
Советский философ А. Н. Лук, хотя и не дал определения понятия «творческая личность», однако широко использовал понятие и выделил следующие черты творческой личности:
Готовность к риску. Она вытекает из того, что 
человек, имеющий много идей, доложен иметь смелость высказывать их вслух. Но будучи склонен к широким обобщениям и к принятию решений в условиях неполной информации, он больше подвержен риску ошибиться.
Импульсивность, порывистость, независимость мнений и оценок.
Склонность к игре, человек ценит юмор и восприимчив к смешному. «Чувство юмора сочетается с одним существенно важным свойством личности. Раскованность мышления, легкость ассоциирования, безбоязненная игра идеями".
Внутренняяраскрепощенность, безкоторой не может быть творчества.
Способность перешагнуть через привычные рамки, «ограничивающие горизонт мышления».
Еще одно отличительное качество творческой личности – оригинальность, но без вычурности, без стремления подчеркнуть свою необходимость.
Упорство, настойчивость, целенаправленность, без которых немыслимы творческие достижения.
«Творчески мыслящий человек отличается взыскательностью… он не довольствуется приблизительными сведениями, смутным пересказом из третьих рук, а стремится уточнить, добраться до первоисточников, выяснить мнения специалистов… Проявляет критичность, даже придирчивость и скептицизм, если сообщаемая ему информация содержит противоречия, логические неувязки и натяжки».
Смелость ума и духа. Это качество, по мнению А. Н. Лука, более важно, чем другие, потому что никакие способности без этого качества не приведут подлинно «творческим взлетам».
Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности.
Индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников.
Исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки.
Одобрение результатов деятельности детей в какой-либо одной области с целью побудить желание испытать себя в других видах деятельности.
Извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей.
Демонстрация энтузиазма.
Способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником.
Таким образом, видно, что творческая личность обладает определенными характеристиками, а они, в свою очередь, наиболее интенсивно могу развиваться лишь в подлинно творческой деятельности. Этот вывод можно распространить и на педагога, и на педагогическую деятельность.
Существует тест на диагностику способности к решению творческих задач, а также упражнения на развитие данной способности. Полагаем, что они будут полезны и интересны каждому учителю, дадут толчок к формированию творческого мышления, анализу деятельности, рефлексии.
Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребенка, где каждый из участников – полноправный партнер. Взрослый не должен ставить себя над ребенком, а выступать в роли помощника, соавтора, руководствуясь девизом: «Не надо, не рядом, а вместе!» Поэтому одним из важных требований ко взрослому является его желание и направленность на субъект – субъектные отношения с ребенком. В такой совместной деятельности взрослый демонстрирует разнообразные творческие способы работы, а также организует жизнь и деятельность ребенка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений. Учитель обязан признавать за ребенком способность собственными силами решать проблемные ситуации. На наш взгляд, было бы лучше, чтобы взрослый стал для ребенка не столько умным и умелым старшим другом, сколько творческим участником творческой деятельности, каждый раз по-новому выполняющим те или иные знакомые задания, находящим новые, интересные решения и вместе с ребенком воплощающий их в разнообразных материалах. Психология ребенка требует, чтобы взрослый вместе с ним раскрывал какие-либо неожиданные стороны окружающего мира. Тогда дети начинают понимать, что окружающий мир бесконечно богат и возможно его осмысление с различных позиций.
Таким образом, у взрослого работающего со школьниками хотелось бы видеть такие качества как, творческий взгляд на мир, умение увидеть в привычных предметах и явлениях нечто новое, удивительное, смелость к принятию оригинальных решений. Кроме того, важным качеством учителя является его способность непосредственно выражать свои чувства и эмоции, быть с ним на равных. В такой концепции взрослый уважает в ребенке личность, признает за ним право принимать самостоятельные решения.
В педагогике творчества не может быть готовых рецептов и приемов. Педагогический процесс следует строить каждый раз заново, влияя одновременно и на развитие личности ребенка и на совершенствование личности взрослого. Педагог организует занятие сродни режиссеру-постановщику. Однако, задача его сложнее. Дети не актеры, заучившие роли и играющие в соответствии со сценарием режиссера. Педагог должен планировать свою деятельность, заранее продумывания узловые моменты предстоящего занятия, его драматургию (завязку, постановку проблемы и ее совместное решение, организацию процессов восприятия и продуктивного творчества, кульминацию, развязку и т. п.). Однако при всем прогнозировании остается непредсказуемым процесс общения учителя и учащихся. Взрослому, работающему с детьми необходимо развивать способность к импровизации, игре. Играющий взрослый скорее найдет взаимопонимание с ребенком, поймет его потребности и интересы.
Идя от ребенка в выборе методов воздействия, учителю необходимо во время урока чутко реагировать на детские высказывания, регулировать эмоциональную атмосферу, вовремя поощрить, похвалить ребенка за успех или пошутить.
И еще несколько важных моментов. В своей педагогической деятельности учителю необходимо расширять кругозор. Для серьезной работы недостаточно знать учебники и прилежно изучать методику. Желательно еще собирать «папки» по интересующим темам, делать записи по разнообразным педагогическим проблемам, обсуждать свои и чужие идеи в кругу единомышленников и на этом основании создавать новые методы и приемы, совершенствовать свою работу. Рекомендуется брать все полезное для себя из других областей знаний и не ограничиваться этим.
Учитель должен быть активным и не бояться неудач, так как и они часто могут давать необходимый опыт. Полезно искать оригинальные идеи, не полагаясь на известное, даже на логику, потому что и «сырая» идея не редко приводит к остроумному решению. Если для осуществления идеи нужна помощь, то необходимо уметь эту идею отшлифовать и наилучшим образом подать-то есть обосновать, сравнить с аналогами, предусмотреть возможные доводы противника.
За дело браться лучше с бодрым настроением и уверенностью в себе! Если учитель выполняя все эти рекомендации, будет к тому же постоянно, день за днем развиваться и учиться чему-то новому, то его педагогическая деятельность, мы думаем, будут продуктивной.
Процесс формирования потребности в творчестве требует, чтобы и взаимодействие учителя и учащихся было выстроено как продуктивное.
Критериями уровня мотивации и активности как обучаемого, так и учителя, к ведущему должен быть отнесен тот тип взаимодействия, который обеспечивает творческую продуктивную деятельность учащихся с самого начального этапа освоения учебного материала на всем протяжении обучения.
Принципы взаимодействия учитель – ученик.
В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учитель – ученик являются ведущей переменной процесса обучения и обуславливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учителя.
Наиболее существенную роль в развитии познавательных действий, мотивов учения и личности учащихся в целом играет такой тип учебных взаимодействий, при котором активизируются собственная продуктивная творческая деятельность учащихся. Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений по мере того, как ученик усваивает новое предметное содержание. Изменение структуры сотрудничества: от совместного, раздельного с учителем действия, к поддержанному действию, далее – подражанию и к самообучению.
В условиях сотрудничества с учителем, не регламентированного задачей немедленного освоения конкретных способов действия, составляющих элементный уровень организации деятельности, обеспечивающих технику ее исполнений, активность ученика направляется в русло совместного достижения продукта адекватного социальному смыслу деятельности. Таким образом, создается ситуация, которая направлена на развитие учащихся, а также позволяющая формировать познавательные и исполнительские действия и операции в широком смысле смыслообразования и целеообразования.
Принципы продуктивного взаимодействия.
Каждый ученик включается в решение объективных задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, на основе специального взаимодействия.
Эта ситуация являясь специальным средством решения продуктивных задач и условия овладения учащимися способами познавательной деятельности и межличностных отношений, претерпевает изменения в процессе общения. Так происходит становление механизмов саморегуляции поведения личности учащихся.
Из смыслообразования и целеобразования вытекает более продуктивное и мотивированное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности.
Л. С. Выготский писал: «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой». Исходя из этой идеи за главный принцип обучения в школе, мы берем следующие положение: обучение должно опережать развитие; ребенку должны быть предложены знания, уровень сложности которых превышает уровень возможностей ребенка. Значит, в качестве закономерности педагогического процесса ставится такое соотношение вещей, когда обучение опережает развитие, то есть обучение играет ведущую роль в отношении развития. Говоря иначе, ребенку предлагается такой уровень познавательной деятельности, который превышает его возможности.
Понятно, что сами учащиеся не могут усваивать учебный материал, который превосходит их возможности, который находится за пределами их зоны актуального внимания, где-то на грани горизонта, а порой даже за гранью горизонта, за зоной ближайшего развития. Учитель для того и существует, чтобы постоянно предлагать своим ученикам знания, нравственные ценности, а также постоянно, с учетом особенностей каждого ребенка, помогать им преодолевать трудности. «Мы не имеем права оставлять ребенка одного перед созданными нами же барьерами его взросления, - пишет Ш. А. Амонашвили, - мы должны быть всегда рядом и учить, как преодолевать трудности. Мы должны находиться «рядом» даже тогда, когда он как будто вправду остается один на один с познавательным барьером - те наставления, которые мы дали ему до этого, и есть наше присутствие рядом с ребенком в это время». Учитель – профессионал, и он должен знать, как происходит развитие, какова его роль в этом процессе.
Учебный материал (в общей же сложности человеческая культура, которая составляет суть образования и воспитания и маленькой частью которой является это учебный материал, предлагаемый ребенку в этот промежуток времени) превосходит нынешние реальные возможности ребенка, но он находится в пределах потенциальных возможностей ближайшего будущего. Поэтому и создаются специальные воспитательно-образовательные учреждения. Туда приходят дети и с помощью учителей и воспитателей присваивают нравственные ценности, основы наук, развиваются, образовываются. Они приходят для того, чтобы в общении с умными, профессиональными взрослыми ускорить движение к своему становлению. Это движение уже не стихийно, а научно обоснованное, целенаправленное.
Учитель есть посредник между возможностями ребенка и превышающим эти возможности учебным материалом. Учитель объясняет, показывает, помогает. Он придает учебному материалу нужную форму и структуру, то есть обрабатывает методически. Учитель делится с ребенком своим опытом. Весь педагогический процесс есть не что иное, как помощь ребенку добиться большего, чем мог он добиться сам, без этого процесса. Учитель, таким образом посредник между учеником и культурой, между учеником и жизнью, между его конкретными возможностями на сегодня и учебным материалом, тоже предназначенным на сегодня.
Суть учительского посредничества не в том, чтобы довести учебный материал до учеников, до каждого ребенка. Не довести нужно учебный материал до уровня актуальных способностей ребенка, а нужно возвести ребенка до нового уровня своих возможностей и только на этом уровне помочь ему постичь суть новых знаний с новыми умениями. Поэтому процесс усвоения и развития должен быть восходящим.
Культура
Учитель
Ребенок
Понятие довести не содержит в себе необходимости «развивать». Оно скорее указывает на то, что ту или иную информацию, которую не знают все или которая не всем понятна так, как нужно, следует распространить, сообщить, рассказать, упростить, объяснить, внести в нее ясность, чтобы знали все и поняли все. И детям нужно давать такую информацию, скажем, прочитать сказки, рассказы, пересказать содержание книг, фильма, сообщить им о разных событиях в их жизни, обществе и т. д.
Чтобы не тормозить собственное творчество учащихся педагог, как посредник, должен обладать рядом качеств. Он «невидим» и «неуловим» как бы «прозрачен». Он выполняет функцию уравновешивания: между знаниями ребенка и собственно познаваемым объектом. И что самое главное, он жертвует собой и исчезает.
Итак, эффективной можно считать такую помощь педагога, которая дает возможность ребенку: действовать, пребывать во взаимоотношении, изучать волнующий мир людей и объектов.
Литература.
Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.-М., 1989.
Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1985.
Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.
Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.
И. Б. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественных теорий личности. - Ростов н/Д, 1995.