Конспект урока письма по теме: Различение слов, отвечающих на вопросы кто? и что? (2 класс)

Тема урока. Различение слов, отвечающих на вопросы кто? и что?

Цель урока: закрепить умения учащихся различать названия предметов по вопросам «кто?» и «что?»
Задачи урока:
 учить соотносить вопрос и слово, обозначающее название предмета.
развивать мышление путём установления общего свойства ряда предметов;
корригировать мелкую моторику пальцев рук на основе упражнений;
воспитывать аккуратность при выполнении заданий, усидчивость, познавательную активность, уверенность в своих возможностях.
Оборудование: учебник - Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова  «Русский язык» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, тетрадь, компьютерная презентация, индивидуальные карточки, карточки со словами для фронтальной работы, сигнальные карточки, солнышко для самооценки.
Ход урока.
I.Организационный этап.
1. Приветствие.
-Тихо и правильно сели девочки, теперь мальчики.
Сядьте правильно и приготовьтесь к работе.
2 Психологический настрой.
Слайд 1
Солнышка лучик щечки щекочет.
«Доброе утро !» - сказать оно хочет.
Доброе утро! Удачного дня!
И от солнышка и от меня.
А еще я вам желаю успешно справиться со всеми заданиями, выполнить все только на «хорошо» и «отлично».
3. Проверка готовности к уроку.
Посмотрите внимательно на свое рабочее место.
Какой у нас сейчас урок? (У нас сейчас урок письма и развития речи)
Как догадались? (Дети перечисляют школьно – письменные принадлежности)
4.Мотивационная установка.
- Для чего нам нужен этот урок?
- Что мы делаем на уроке письма и развития речи?
- Как нужно на уроке работать, чтобы выполнить все на «отлично»?
Вам поможет солнышко. Слайд 2
Расскажите, как мы с ним работаем? (Если отлично справился с заданием – рисуем два лучика, если не все успели или допустили ошибки – рисуем один лучик)
В конце урока посчитаем лучики и оценим свою работу.
Больше 7 лучиков - оценка "5"
От 5 до 7 лучиков - оценка "4"
Меньше 5 лучиков - оценка "3"
5. Сообщение плана урока.
- Сегодня на уроке мы повторим словарные слова; вспомним правило, чтобы избежать ошибок; будем работать с учебником и по карточкам.
Но сначала мы должны проверить домашнее задание.
6. Проверка домашнего задания.
Что нужно было выполнить дома? (Записать названия предметов в два столбика)
Что нужно было записать в 1солбик? (Названия предметов, к которым ставим вопрос кто?)
Что нужно было записать во второй столбик? (Названия предметов, к которым ставим вопрос что?)
Возьмите сигнальные карточки.( учащиеся показывают сигнальной карточкой согласны или нет)
Проверим сначала, что записали в 1 столбик? (Читают по цепочке )
А теперь 2 столбик?
Почему к названиям предметов вы задавали разные вопросы?
(Рассказывают правило)
Оцените свою работу.
II.Актуализация опорных знаний.
1. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока "Название предметов, отвечающие на вопросы кто? или что?"Слайд 3(Вывешиваю на доску карточки с вопросами)
Сегодня мы проверим ваши знания по изученной теме, покажем как умеете правильно ставить вопросы и записывать названия предметов в соответствии с вопросами.
Сначала запишем число и месяц. Толя расскажет нам, как будем выполнять работу.
2. Проблемная ситуация.
Какое время года спряталось за этим слайдом? Как догадались?
Посмотрите на иллюстрацию. Слайд 4
Задайте нужный вопрос.
Почему поставили вопрос кто? (потому что это живой предмет)
Почему зайчик не радуется приходу весны?

· Упражнение на развитие зрительного восприятия.
Посмотрите на картинку и скажите из какой сказки пришел зайка? ( Сказка называется "Заюшкина избушка")
Я думаю мы сможем помочь зайчику.
Возьмите карточки с изображением предметов и карточки с названиями предметов.
Ставите вопрос, называете предметы и подписываете их. ( кто? лиса, заяц, волк, медведь, петушок; Что? избушка)

· Проверка
Какое название предметов лишнее ? (избушка)
Обьясните свой выбор. ( Объясняют, опираясь на знание правила )
Молодцы. Оцените себя.
3. Пальчиковая гимнастика.
Ребята, зайка замерз. Давайте пригласим его к нам на урок.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
4. Минутка чистописания.
Посмотрите, что он вам принес? ( букву з)
Произнесем хором.
Расскажите все, что вы знаете о букве "з"? ( согласная, парная, звонкая; на письме обозначаю прописной или строчной буквой)
Показываю на карточке с проговариванием.
Ставлю точку в широкой рабочей строке. Пишу прописную букву З. Пишу первый элемент - полуовал открытый слева, довожу до верхней линии узкой рабочей строки. Пишу в узкой строке второй элемент- полуовал открытый слева. Ставлю точку в узкой рабочей строке. Пишу строчную букву з. Пишу первый элемент, довожу до нижней линии. Пишу второй элемент -длинная палочка с петлей внизу.
Запишите у себя в тетрадях прописную и строчную буквы по образцу .
(Дифференцированное задание: 1 вариант - до конца строки, 2 - до середины строки, 3 - 2 раза)
Оцените себя.
Что мы сейчас делали?
Почему зайка принес эту букву?
5. Словарная работа.
Как мы будем называть зайчика, когда он вырастет? ( заяц) Слайд 5
Какая буква пропущена?(пропущена безударная, трудная гласная "я" во втором слоге)
Кто оставил свою тень? (собака) Слайд 6
Какая буква пропущена?(пропущена безударная трудная гласная "о" в первом слоге)
Чей голос? (корова) Слайд 7
Какая буква пропущена?(пропущена безударная трудная гласная "о" во втором слоге)
Учащиеся выходят по очереди к доске и записывают словарные слова с объяснениями.
Что вы сейчас делали?
Зачем нам нужно повторять словарные слова?
Оцените себя. Поменяйтесь карточками и тетрадями . Оцените своего товарища?
Динамическая пауза. слайд 8
Гимнастика для глаз.
Зайчик вышел погулять.
Глянул, солнца не видать.
Лиса мимо пробегала -
Зайку сильно напугала.
III. Обобщение и систематизация изученного материала.
1. Работа по учебнику с.107, упр. 3.
Вспомните, почему зайка остался без жилья? (Его выгнала лиса)
Она правильно поступила?
Что нужно было сделать? (ответы учащихся)
Сейчас мы будем работать по учебнику и напишем лисе, как поступают друзья .
Читаю текст.
Где так бывает - в жизни или в сказке?
Почему вы так решили?
Поставьте пальчик на задание к упражнению.
Читаем вопросы и отвечаем на них.
Кто убирает в доме? (Кошка убирает в доме.)
Кто топит печку? (Собака топит печку.)
Кто варит кашу? ( Мышка варит кашу.)
2. Работа у доски.
Прочитайте первый вопрос.
Запишем ответ на доске и в тетради. Покажите в предложении название предмета.
Дифференцированное задание.
Поставьте пальчик на второй и третий вопросы. Ответы на них запишите самостоятельно.
Люба и Ваня запишут ответ на второй вопрос.
Как нужно работать с предложениями? (Пишу с большой буквы, в конце ставлю точку, подчеркиваю заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения. Определяю количество слов)
Какое задание нужно выполнить в предложении? (подчеркнуть название предмета)
2. Самостоятельная работа.
3. Проверка.
Какое предложение записал Паша?
Что в предложении подчеркнул Андрей?
Какое предложение записала Катя?
Что подчеркнула Настя?
Оцените свою работу.
Молодцы.
4. Упражнение на развитие мышления путём установления общего свойства ряда предметов.
Какая у нас тема урока?
Как мы спрашиваем о людях и животных?
Как спрашиваем о других предметах?
Посмотрите на слайд 9. Задайте вопрос и правильно на него ответьте.
IV. Итог урока.
1. Какую тему мы сегодня закончили изучать?
Что мы научились на уроке делать?
2. Домашнее задание.
Возьмите маленькие карточки .
Соедините вопрос с названием предмета.
кто? дом
что? заяц
что? домик
кто? зайчик
Ребята, это ваше домашнее задание.
Дома вы запишите в первый столбик название больших предметов, а во второй названия маленьких предметов вместе с вопросом.
1 в. записывают все слова, 2 в. название маленьких предметов, 3 в. название больших предметов.
3. Рефлексия.
Сегодня на уроке я научился ...
Я хвалю себя за .....
Молодцы. Вы все хорошо работали и поэтому мы смогли успешно справиться со всеми заданиями.