Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальных образовательных программ


Бах Ольга Ивановна
учитель начальных классов,
I квалификационной категории,
муниципального казённого
общеобразовательного учреждения
Куйбышевского района
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП
В рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем (классным руководителем), под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (руководителя ПМПк) в рамках деятельности школьного психолого- педагогического консилиума разрабатывается Индивидуальная образовательная программа (ИОП).
Индивидуальная образовательная программа является результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в рамках ОУ и продуктом деятельности школьного психолого- педагогического консилиума.
Основная цель ИОП построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Индивидуальная образовательная программа документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Индивидуальная образовательная программа должна обладать следующими характеристиками:
наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности ученика;
-обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата;
возможность адаптации программы к меняющимся запросам;
ориентация учебно-воспитательного процесса на продуктивность, развитие индивидуальных особенностей учащихся.
Индивидуальная образовательная программа разрабатывается для следующих категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями:
1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды.
2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды.
3) Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения.
4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения во фронтальном режиме в рамках реализации инклюзивной практики.
Здесь следует отметить, что разработку и реализацию ИОП для последней категории обучающихся в настоящее время можно отнести к инновационным технологиям профессиональной деятельности педагогов, реализующих инклюзивную практику, т.е. обучающих детей с различными нарушениями развития в классе совместно с условно нормативными детьми. Индивидуальная образовательная программа реализуется через Индивидуальный образовательный план корректируемая часть Индивидуальной образовательной программы, структурированная программа действий администрации, учителей, специалистов психолого- педагогического сопровождения, родителей обучающегося/воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения (четверть, триместр, полугодие).
Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП:
1) Наличие в ОУ службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в образовательном учреждении выступает школьный ПМПк (психолого-медико-педагогический или психолого- педагогический консилиум).
2) Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по Индивидуальной образовательной программе.
3) Наличие подготовленных педагогических кадров. В таблице в обобщенном виде представлены функции различных групп специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию Индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ (детей-инвалидов), обучающихся в общеобразовательной школе:
Группа Функционал
Администрация Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации ИОП для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ОВЗ (детей-инвалидов):
финансовое обеспечение реализации ИОП;
внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно-правовых и регламентирующих документов (Устав ОУ, ООП НОО, приказы, положения и т. д.);
кадровое обеспечение реализации ИОП (наличие кадров, повышение квалификации, стимулирование);
обеспечение материально) технических условий, специального учебного оборудования, оборудования для использования тех или иных методов, приемов, технологий.
Специалисты психолого- педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель- дефектолог, социальный педагог, тьютор), члены ПМПк разработка индивидуальных образовательных программ; отслеживание динамики развития обучающегося;
оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае, необходимости внесение необходимых коррективов;
помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
проведение индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий;
консультирование родителей.
Учитель (основной) Проектирование образовательного процесса в инклюзивном классе с учетом реализации ИОП, создание условий для развития позитивных потенций каждого ребенка:
разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
организация развивающей среды в классе;
формирование у всех обучающихся положительной учебной мотивации;
применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и Индивидуальных образовательных программ;
выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе детей с ОВЗ.
Особенности работы над Индивидуальной образовательной программой:
1) Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально.
2) Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год, ИОП четверть, триместр, полугодие).
3) По окончании периода производится оценка достижений ребенка - динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы.