Организация надомного обучения для детей инвалидов с использованием дистанционных технологий.

Московская область, Пушкинский район
МБОУ ПРАВДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1.
Выполнила: Быкова С.А.
Учитель английского языка.
Эссе.
Тема: Организация надомного обучения детей- инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.

На протяжении 4-х лет я обучала мальчика с соматическим заболеванием, с помощью дистанционных технологий.
Соматическое заболевание (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
·
·
·
·  тело)  телесное заболевание, в противоположность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В данную группу заболеваний объединяют болезни, вызываемые внешними воздействиями или же внутренними нарушением работы органов и систем, не связанные с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] человека. В целом значительная часть болезней является именно соматическими, так, например, все травмы и генетические наследственные болезни являются соматическими.
К соматическим заболеваниям относятся:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и сосудов
Заболевания дыхательной системы
Поражения печени и почек, ряд поражений желудочно-кишечного тракта
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Наследственные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Органические поражения нервной системы
Инфекции и спровоцированные ими поражения внутренних органов
Паразитарные инвазии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Но в работе с этим ребенком, я столкнулась с проблемой, именно психологического характера. Периодически мальчик чувствовал себя плохо, у него открывалась трофическая язва. В связи с этим он впадал в депрессию, и не хотел ни то что учиться, а вообще жить!!! Благодаря чуткому отношению классного руководителя и преподавателей, используя различные психологические приемы, нам удалось вывести учащегося из этого сложного, опасного состояния.
Привожу ниже некоторые приемы организации дистанционного обучения с детьми – инвалидами.



Обучение детей, которые имеют отклонения и проблемы в развитии (как физическом, так и психическом) на сегодняшний день является актуальной проблемой. В наш век информационных технологий учителя имеют гораздо больше технических возможностей для обучения таких детей. К каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, а дети с ОВЗ нуждаются в нем, как никто другой. Как известно, к детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие);
с нарушением зрения (незрячие и слабовидящие);
с тяжелыми нарушениями речи;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом;
с задержкой психического развития;
с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
Каждое из этих заболеваний требует своей методики преподавания. К сожалению, у меня мало опыта в реализации дистанционного образования детей с ОВЗ, но я надеюсь в дальнейшем получить его. Современный педагог сегодня – это не только традиционный, очный преподаватель, но и человек, знающий образовательный сегмент сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающий педагогические технологии дистанционного обучения, умеющий преподать свой предмет в любой форме с помощью любых средств общения. Необходимо, чтобы целью общего образования признавалось достижение всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждение своей социальной значимости.  Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе, вместе со всеми. Специализированное оборудование рассчитано на детей с различной патологией в зависимости от особенности заболевания. Участники образовательного процесса подключаются к сети Интернет на основе технологий высокоскоростного доступа, что позволяет вести онлайн обучение. То есть, обучающиеся с ограниченными возможностями могут находиться в постоянном дистанционном контакте с учителем, одноклассниками, получают задания и выполняют их, не выходя из дома. Индивидуальный подход в обучении таких детей, это основа их обучения. Дистанционное обучение решает проблему «особых» детей в недостатке общения с другими людьми. У ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования образовательными и информационными ресурсами Интернета. Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для получения ими качественного образования и в дальнейшем профессиональной занятости.
Не всегда условия в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Воспитание здорового полноценного ребенка достаточно сложный процесс, воспитание ребенка с проблемами в развитии во сто крат труднее и ответственнее. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного подхода родителей к их развитию, то недостатки углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.
Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий. В нормальных условиях ребенок является источником большого числа стимулов, благодаря своей подвижности, забавности и т. п. Ребенок- инвалид тоже неиссякаемый источник стимулов для своего воспитателя, только качество их совершенно иное, чем в первом случае. Ребенок-инвалид требует больше механической работы, монотонного ухода и присмотра, а отклика со стороны ребенка, радостной удовлетворенности бывает гораздо меньше, это приводит к одностороннему утомлению, даже изнурению. Надо стараться разделить обязанности в семье, и общество должно внести свой вклад.
Необходимо скорректировать учебную программу, учитывая умственные и физические особенности учащегося, подготовить индивидуальный курс обучения.
Только совместная работа учителей, психологов, педагогов, врачей, родителей, служб социальной защиты и правительства, даст возможность организовать ДО таким образом, чтобы наиболее эффективно, безопасно для ребенка построить процесс обучения, воспитания и развития. Это в конечном итоге дает каждому участнику процесса обучения возможность стать социально значимым лицом общества.
Главными целями дистанционного обучения является:
получение среднего общего образования детьми – инвалидами;
осуществление учебного процесса по установленной учебной программе;
создание условий, обеспечивающих получение среднего  образования детьми в соответствии с их физическими и умственными особенностями, с учетом специфики заболевания и психофизического развития;
создание условий для своевременного использования получаемых знаний и умений для повышения эффективности обучающего процесса и всестороннего развития личностных качеств.
Эффективность обучения с использованием ДОТ достигается путем наиболее полного и точного согласования требований образовательного стандарта и возможностей обучающегося. Учитываются все временные и территориальные ограничения, с которыми сталкиваются учитель и ученик. Обычно обучение проводится с использованием нескольких средств общения одновременно, что позволяет обучающемуся не только хорошо осваивать учебный материал, но и знакомиться в процессе обучения с новейшими достижениями и разработками в соответствующих областях знаний. Кроме того, ученики обеспечены возможностью своевременно связаться с учителем в процессе обучения, задать вопрос, получить консультацию по непонятому разделу. А учителю информационная учебная среда позволяет легко реализовать постоянный контроль за учебной деятельностью ученика, что просто вынуждает того работать равномерно, без скачков и авралов, а значит, эффективно.
Кроме того, обучение с использованием ДОТ позволяет осуществлять постоянный контакт обучающегося не только с учителем, но и с другими обучающимися, а значит, могут быть реализованы групповые работы (практикумы, проекты), что формирует у обучающихся навык командной работы. Хотя ДОТ предполагают расположение участников образовательного процесса на разных территориях, многие обучающиеся подтверждают, что получают намного больше индивидуального внимания и возможностей взаимодействовать с учителем и соучениками, чем это было возможно в обычных условиях. Учителя своевременно отвечают на вопросы и регулярно оценивают работу обучающихся, а обучающиеся имеют множество возможностей для взаимодействия друг с другом. Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.
Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы... Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой. При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.
Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности (портфолио) каждого ребенка: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все сообщения в форуме.
Таким образом, дистанционные образовательные технологии дают возможность организовать обучение обучающихся в удобное время и в удобном месте, в соответствии с индивидуальными особенностями, по индивидуальному расписанию (особенно важно для лиц с ограниченными возможностями передвижения (состояние здоровья)). Использование средств электронного контроля знаний повышает объективность и независимость оценок. Наряду с обучением происходит дополнительное углубленное освоение персонального компьютера и средств коммуникаций.
Вывод: современные дистанционные методики позволяют не только обеспечить ребенка-инвалида качественным образованием, развить его внутренний духовный мир, но и посредством сети Интернет дают ему возможность общения со сверстниками, столь необходимое для нормальной реабилитации и адаптации в обществе. Образовательный процесс в телекоммуникационной компьютерной среде для больных детей и детей-инвалидов становиться частью широкой образовательной среды, и строиться как система гибкого взаимодействия учащегося с учителем и другими учащимися, сверстниками посредством компьютера. Эта система преследует не только образовательные цели, но и помощь в социализации и личностном развитии ребёнка.
Обучаясь в информационной компьютерной среде, ребёнок уже фактически получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем обеспечат ему работу и достойное существование.




P.S. Следует заметить, что учащийся с которым я занималась, закончил 9 классов. Сейчас этот мальчик учится на компьютерного программиста. Все преподаватели очень рады за него. Надеемся и верим в его успешное будущее.