Внеклассное мероприятие по математике «Что? Где? Когда?»

Организация викторины.
Из класса учащихся выбираются 2 команды (по 5-6 человек в каждой). Каждая команда назначает своего капитана. Именно он после обсуждения ответа в команде дает окончательный ответ. Все остальные учащиеся класса составляют группу болельщиков. Болельщики по желанию могут отдать свой правильный ответ любой команде, если правильного ответа от команд получено не было.
Время на обдумывание ответа определено для каждой задачи. В случае готовности команда использует игрушку-сигнал.
Оборудование:
Компьютер, проектор (при отсутствии заменить кадоскопом), экран, юла, 20 конвертов-заданий, 2 игрушки-сигналы.
Необходимые материалы:
5-копеечная монета, масштабная линейка, карандаш, лист тетради в клетку, тонкая проволока.
Ход встречи.
На классной доске прикреплен большой лист бумаги, по форме напоминающий экран телевизора. Вокруг него цветными мелками пририсованы детали телевизора. Компьютер расположили у стены. В центре класса сдвинули 4 стола. Образовался большой стол, прямоугольной формы. По периметру его расположили 20 конвертов с вопросами. В центре стола поместили юлу, к которой пластырем прикрепили небольшую стрелку-указатель. Придав юле медленное вращение, участники викторины и зрители ждут, когда она остановится и стрелка укажет примерное направление на конверт.
Содержащуюся в конверте задачу проецирую на доску. На экране появляется вопрос.
Все присутствующие читают его. Кроме того, ведущий громко повторяет вслух. Экран не гасится, чтобы ученикам не тратить усилия на запись задания. На подготовку ответа команде отводится от 1 до двух минут по спортивному секундомеру.
Для ведения счета игры на доску помещается табло.
В конце мероприятия определяется команда – победитель.
Награждение команды победителя и самого активного игрока.

Вопросы викторины.
№1. Что тяжелее: центнер кирпичей или центнер целлофановых шариков?
(Время обдумывания 1 мин.)
Решение. 1 центнер равен 1 центнеру.
Ответ: одинаково.

№2. Где допущена ошибка при делении?
102102 : 102 = 11
(Время обдумывания 1 мин.)
Решение. 102102 : 102 = 1001
Ответ: пропущено 2 нуля.

№3. В школе 400 учеников. Почему можно утверждать, что, по крайней мере, у двоих учащихся совпадут дни рождения?
(Время обдумывания 1 мин.)
Решение. Так как количество дней в году меньше 400; у 365 (или 366) учеников дни рождения могут быть в разные дни года, а у всех остальных пойдут на совпадение с первыми.
Ответ: совпадут у 35 человек.

№4. В1900 году 1 января был понедельник. На какой день недели приходился 1 января 1995 года?
(Время обдумывания 2 мин.)
Решение. Если год не високосный, то он сдвигает день недели на 1 (365 : 7 = 52 ост 1 ).
С 1900 по 1994 год включительно прошло 94 года, причем 23 из них были високосными, день недели переместился с учетом семидневки на 5 дней ((94 + 23) : 7 = 16 ост 5). Следовательно, 1 января 1995 года приходилось на воскресенье.
Ответ: воскресенье.

№5. Найти двузначное число, равное утроенному произведению числа десятков на число единиц.
(Время обдумывания 2 мин.)
Решение. Двузначное число можно представить как 10а + в, где а – число десятков, а в – число единиц. Или, с учетом условия задачи, 3а в. Составим уравнение и выразим в через а. 10а + в = 3ав, в = 10а : (3а - 1). Где а принимает натуральные значения от 1 до 9 включительно, в принимает целые значения от 0 до 9 включительно, и 10а +в является двузначным числом. Если а = 1, то в = 5. Если а = 2, то в = 4. Если а = 3, то в = 30: 8 не удовлетворяет требованию. Если а = 4, то в = 40: 11 не удовлетворяет требованию.
Если а = 5, то в = 50: 14 не удовлетворяет требованию. Если а =63, то в = 60: 17 не удовлетворяет требованию. Если а = 7, то в = 70: 20 не удовлетворяет требованию.
Если а = 8, то в = 80: 23 не удовлетворяет требованию.
Если а = 9, то в = 90: 26 не удовлетворяет требованию.
Ответ: 15 и 23.

№6. Каков диаметр пятикопеечной монеты?
(Время обдумывания 1 мин.)
Решение. Для определения диаметра 5-копеечной монеты достаточно положить ее на лист тетради в клетку.
Ответ: диаметр равен 2,5 см.

№7. Имеются два сосуда емкостью 3 литра и 5 литров. Как с их помощью набрать из водопроводного крана 4 литра воды?
(Время обдумывания 1 мин.)
Решение. 1-ое переливание: из 5-литрового сосуда вылить в 3-литровый 3 литра, в нем осталось 2 литра воды.
2-ое переливание: вылить 2 литра воды из 5-литрового сосуда в 3-литровый сосуд. Доверху не хватает 1 литра воды.
3-ье переливание: из полного 5-литрового сосуда долить в 3-литровый 1 литр воды. В 5-литровом сосуде останется 4 литра воды.

№8. Строительный кирпич имеет массу 4 кг. Чему будет равна масса кирпича, если все размеры его уменьшить в 5 раз?
(Время обдумывания 1 мин.)
Решение. Так как V = авс, то при уменьшении всех измерений прямоугольного параллелепипеда в 5 раз объем уменьшится в 125 раз. Масса уменьшится в 125 раз, то есть 4000 г : 125 = 32г.
Ответ: 32 грамма.

№9. Выписать возможно больше четырехзначных чисел, сумма цифр которых равно 3.
(Время обдумывания 1 мин.)
Решение. Сумма цифр равна 3, потому числа могут быть записаны только цифрами 0, 1, 2, 3.
Ответ: 3000, 2001, 2010, 2100, 1200, 1110, 1011, 1101.

№10. Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 расположить в клетках квадратной таблицы 3 Ч 3 так, чтобы сумма чисел по каждой горизонтали, вертикали и диагонали была одной и той же(магический квадрат).
За каждый способ начислять 1 балл
(Время обдумывания 2 мин.)
Решение.

4
3
8

9
5
1

2
7
6


№11. Женщина обращается к кому-то из вашего класса и говорит: «Я тебе мать, но ты мне не сын». Что бы это значило?
(Время обдумывания 1 мин.)
Решение. Она обращается к девочке.
Ответ: она ей дочь.

№12. Половина от половины числа равна половине. Какое это число?
(Время обдумывания 1 мин.)
Решение. Половина от половины – это четверть числа. Если четверть числа равна половине, то все число равно 2.
Ответ: 2.

№13. Наполненный доверху водой сосуд имеет массу 5 кг., а наполненный наполовину 3кг 500г. Сколько воды вмещает сосуд?
(Время обдумывания 1 мин.)
Решение. 5 кг – 3кг 500г = 1кг 500г - это масса половины воды в сосуде. Тогда масса всей воды в сосуде ровно в 2 раза больше, то есть 3 кг.
Ответ: 3 кг.

№14. Попробуйте сообразить в уме, что быстрее: проехать весь путь на велосипеде или одну половину пути проехать на мотоцикле, двигаясь впятеро быстрее, чем на велосипеде, а вторую половину пройти пешком, двигаясь вдвое медленнее, чем на велосипеде?
(Время обдумывания 2 мин.)
Решение. Время движения велосипедиста на всем пути уже равно времени движения пешехода на половине пути. Поэтому время движения велосипедиста на всем пути меньше времени движения пешехода на половине пути плюс время движения мотоциклиста на половине пути.
Ответ: быстрее весь путь на велосипеде.

№15. Из трехметровых и четырехметровых бревен одинаковой толщины нужно заготовить машину дров, распилив бревна на куски длиной по одному метру. Какие бревна выгоднее пилить?
(Время обдумывания 2 мин.)
Решение. Из 3-метровых бревен 2 распилами получаем 3 куска, из 4-метровых 3 распилами получаем 4 куска. Чтобы получить 12 кусков из 3-метровых необходимо сделать 8 распилов, а из 4-метровых нужно сделать 9 распилов.
Ответ: Выгоднее 3-метровые.

№16. Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней?
(Время обдумывания 1 мин.)
Решение. 3 курицы за 3 дня снесут 3 яйца,
1 курицы за 3 дня снесет 1 яйцо,
6 куриц за 3 дня снесут 6 яиц,
6 куриц за 6 дней снесут 12 яиц.
Ответ: 12 яиц.

№17. Во сколько раз путь по лестнице на 16-й этаж дома длиннее пути на 4-й этаж?
(Время обдумывания 1 мин.)
Решение. До 16 этажа 15 пролетов между этажами, а до 4 этажа таких пролетов 3. Значит путь по лестнице на 16-й этаж в 5 раз длиннее.
Ответ: в 5 раз.

№18. На участие в розыгрыше кубка по футболу поданы заявки от 128 команд. Сколько игр (матчей) будет сыграно, пока определится обладатель кубка?
(Время обдумывания 1 мин.)
Решение. После каждой игры одна команда выбывает. Так как выбыло 127 команд, следовательно, столько же игр (матчей) было сыграно.
Ответ: 127 игр.

№19. Как с помощью школьной линейки и карандаша вычислить диаметр (толщину) сравнительно тонкой проволоки?
(Время обдумывания 2 мин.)
Решение. 2 клетки листа тетради равны 1 сантиметру. На карандаш плотно намотать спиралью проволоку. 1 сантиметр разделить на количество витков спирали.

№20. На прямой отметили 5 точек. Сколько образовалось отрезков?
(Время обдумывания 1 мин.)
Решение. От первой точки до каждой из следующих 4 отрезка. От второй точки до каждой из следующих 3 отрезка. От третьей точки 2 отрезка. От четвертой до последней 1 отрезок. Всего: 4 +3 +2 +1 = 10.
Ответ. 10 отрезков.