Статья «Создание педагогических условий формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики»


Тридцать лет назад, я не могла себе представить, что спустя годы вновь, как и прежде буду спешить каждый день в родную с детства школу.
В настоящее время я преподаю математику в профильных классах инновационного учебного заведения города Курчатова – лицея №3.
Активное изучение педагогических инноваций, исследований в области философии и психологии, стало необходимым условием моей педагогической деятельности, направленной на достижение высоких результатов воспитанников.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Но результаты международных исследований математической грамотности, приводят к выводу об отсутствии положительной динамики российских учащихся, о недостаточном усвоение тем, имеющих широкое практическое применение. Перед  школьным учителем  математики остро стоит проблема необходимости использования таких  моделей  обучения, которые  позволят выпускнику школы получить систему знаний соответствующую современным Российским и международным требованиям.
Работу по теме я начала с 2007 года. В это время активно внедрялись в образовательный процесс стандарты 2004 года. Эти стандарты определили к чему мы должны стремиться- формированию компетенций, но не указали главного - как. Возникшие противоречия определили тему моего проекта «Создание педагогических условий формирования ключевых компетенций на уроках математики»
Цель которого: теоретически обосновать и экспериментально проверить необходимые и достаточные педагогические условия, при которых ключевые компетенции учащихся формируются наиболее результативно. В ходе работы над проектом мне предстояло доказать, что использование компетентностного подхода  при рациональной организации образовательного процесса,   дает возможность  сформировать у школьника готовность и способность использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач
При переходе на ФГОС деятельность образовательного процесса должна быть нацелена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. А для этого необходимо владение
универсальными учебными действиями, которые определяются как действия, обеспечивающие формирования ключевых компетенций.
Решая задачу первого этапа проекта, я пришла к выводу, что в науке термин «компетенции» не имеет строгого определения. В своей работе я руководствуюсь трудами Андрея Викторовича Хуторского, который определил компетенцию как комплекс обобщенных способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение деятельности, способность человека на практике реализовать свою компетентность.
Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название ключевых.
На мой взгляд классификация ключевых компетенций А.В. Хуторского в большей степени отвечает требованиям компетентностного подхода при обучении математике.
Важный вывод первого этапа работы над проектом состоит в том, что формирование ключевых компетенций совершается только в процессе активной осознанной деятельности, основанной на субъективном опыте учащихся.
Возникает вопрос: как организовать эту деятельность по формированию ключевых компетенции учащихся? Какие педагогические условия необходимы для решения этой задачи?
Опыт моей практической работы по этой теме, привёл к созданию следующей модели формирования ключевых компетенций. Я называю её моделью эффективного формирования ключевых компетенций и рассматриваю как организованное взаимодействие участников образовательного процесса: учитель-ученик, ученик-ученик. Модель содержит два компонента: теоретико-методологический и практико-содержательный.
В качестве основы МЭФКК я рассматриваю компетентностный, системно-деятельностный и личностно-ориентированные подходы в образовании и принципы выбора, управляемости и целенаправленности, принцип образовательной рефлексии, доверия и поддержки.
Практико-содержательный компонент модели включает в себя те технологии, которые наряду с другими, наиболее удачно реализовывались мною на практике. Поэтому технологию проблемного диалога, считаю наиболее эффективной для проведения учебных занятий, по формированию ключевых компетенций и вместе с тем соответствующей требованиям ФГОС. Её автор- Мельникова Елена Леонидовна.
Технология проблемного диалога -это современная образовательная технология деятельностного типа, ключевым понятием для неё является «творчество»-учителя и ученика. На любом уроке ученики могут занять позицию учёных и открывать новые для себя знания.Но я технологию проблемного диалога применяю не только на уроках открытия нового знания, когда совместно или самими учащимися формулируется тема урока, определяются цели, но и на уроках закрепления и совершенствования новых знаний. Я работаю в классах с углублённым изучением математики. На каждом уроке ребята решают задания повышенной сложности, которые сами собой и создают проблему. Поэтому на своих уроках сначала побуждающим или подводящим диалогом помогаю ученикам решить эту проблему, а затем продуктивным заданием - создать продукт и представить его классу. Ведь главная моя задача – это помочь детям в трудной, ранее не встречавшейся ситуации не только на уроках математики, но и в любой жизненной ситуации самостоятельно справляться с проблемой. А, значит, ребёнок должен самостоятельно выстраивать уже свой внутренний диалог для разрешения возникших трудностей. Особое место в технологии занимают продуктивные задания, среди них следует отметить компетентностно-ориентированные задачи. Для реализации технологии проблемного диалога использую различные формы обучения: парную, групповую, индивидуально-обособленную, фронтальную.Опыт моей работы позволяет сделать вывод, чтотехнология проблемного диалога является
результативной
здоровьесберегающей
общепедагогической.
Метод проектов использую на учебном занятии и во внеурочной работы для организации исследовательской деятельности учащихся. Мои ученики участвуют в научно-практических конференциях. Особое внимание я уделяю работе с проектами, имеющими практическое значение.Результатами такой работы являются конкретные дела, методические печатные и электронные пособия. Наряду с исследовательскими проектами мы участвуем в социально-значимых проектах «Эстафета добра», «Белая ромашка», «Зеленая весна.
Сегодня уже сложно представить образовательный процесс без компьютерных технологий. В своей работе я использую ИКТ в первую очередь с целью оптимизации учебного занятия. Создаю презентации, анимационные модели, использую интерактивную доску, создаю тесты, приобщаю учащихся к участию в интернет конкурсах и олимпиадах, участвую в дистанционном обучении учащихся школ города, провожу скайп-консультации для учащихся, участвую в работе педагогических интернет сообществ, сетевой школ НИЯУ МИФИ и Школы РОСАТОМ, использую персональный сайт.
Работая над задачей третьего этапа проекта, я пришла к выводу, что в настоящее время нет определённых методик диагностики развития ключевых компетенций учащихся основной школы в процессе обучения математики.Поэтому в своей работе я адаптировала общую методику Хуторского с учётом специфики преподаваемого предмета. Учитывая сложность оценки формирования ключевых компетенций, выделялось всего два уровня компетенций: пороговый (обязательный уровень для всех учащихся) и повышенный. Для подтверждения   динамики уровня  сформированности   ключевых образовательных  компетенций, психологом лицея Ивановой Светланой Николаевной, применялись специальные методики и тесты по изучению роста мотивации.
Реализация   модели формирования ключевых компетенций школьников в образовательном процессе на уровне уроков математики в средней общеобразовательной школе сказалась и на результатах внеурочной деятельности моих воспитанников.
Учащиеся являются активными участниками и призерами конкурсов Кенгуру, Олимпус, Золотой ключик, Олимпиады НИЯУ МИФИ «Построй своё будущее», открытой российской интернет-олимпиады, отраслевой физико-математической олимпиады «Росатом» , национального проекта МГУ «Покори Воробьёвы горы» , муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Об эффективности описываемой модели свидетельствуют результаты итоговой аттестации выпускников и динамика учебных достижений за последние годы.