Мастер-класс ««Формирование компетенций учащихся в начальной школе посредством проектной деятельности на примере сказки «Репка»»








Мастер – класс
««Формирование компетенций учащихся в начальной школе посредством проектной деятельности на примере сказки «Репка»»
(из опыта работы учителя
Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения «СОШ № 15»)



















Новоалтайск,
март 2017 г.


Составитель:

Шлягова И.С. , учитель начальных классов

Содержание

1. Введение 4
2.Проектная деятельность в 4 классе...................................................8
3.Список использованной литературы..12
5. Приложения ......14
Введение

Проектная деятельность в школе
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе.
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Проект как метод обучения
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.
Большую роль в процессе формирования профессионального самовоспитания школьников играют такие методы обучения, как метод проектов.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Метод обучения - сложное, многомерное, образование.
Проектный метод в преподавании
Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся. Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой в них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирал для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.
В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. В российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов обучения, как проблемный и проектный. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.
Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.
В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на следующих моментах:
развитии творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления;
самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;
представлении итогов выполненных проектов в "осязаемом" виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;
сотрудничестве учащихся между собой и учителем ("педагогика сотрудничества").
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: постановка проблемы, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.
Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
В работе с проектом есть и еще одно отличие – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.
Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучение литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.
По своей сути проектный метод обучения близок к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того проектный метод имеет сходство с развивающим обучением. Развивающее обучение – активно-деятельностный способ обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. При этом ученик, являясь полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

Этапы работы над проектом.
Организуя проектную деятельность учащихся, есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать при работе. Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта , для выполнения которой у него нет никаких знаний умений, при том что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения. Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. Важнейший этап работы над проектом – это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе. Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана.
По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
Формулируя цель работы, автор проекта создаёт мысленный образ желаемого результата работы - проектного продукта, который является непременным условием работы. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы – разработать график. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определённые изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате проектном продукте. Завершается проект обычно презентацией созданного им проектного продукта.
Мастер-класс. 4 класс.

Тема урока: «Формирование компетенций учащихся посредством проектной деятельности на примере сказки «Репка»

( Разработала учитель начальных классов МБОУ «СОШ №15» Шлягова Ирина Сергеевна).

Цели урока:
научить проектной деятельности при выполнении группового проекта.

Ожидаемые результаты: в процессе урока учителя, находясь в роли учащихся, научатся проектной деятельности:
распределять обязанности в группе
выполнять свою работу в группе
оценивать свою деятельность

Предметные результаты:
научатся обобщать знания по предметам (русский язык, математика, окружающий мир, английский язык) посредством проектной деятельности

Регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:
научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.




Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.
проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
воспитывать в себе чувства прекрасного и эстетические чувства;
развивать способность к самооценке.


































Ход урока.

1. Оргмомент
2. Целеполагание
3. Инструктаж о работе в группе
4. Создание проекта (страничка для книжки-раскладушки)
5. Защита проекта
6. Рефлексия. Самооценка.
7. Демонстрация готового изделия (что получилось)





Ход мастер класса

1. Сообщение темы занятия
- Сегодня на нашем мастер-классе мы с вами займёмся изготовлением книги. Точнее, книжки-раскладушки. За основу возьмем сказку «Репка», текст сказки с изменениями. Моя цель: используя технологию групповой работы, научить коллег созданию проекта, т.е. проектной деятельности. Дело в том, что, чтобы научить детей создавать проект, учитель должен сам владеть этим умением.

2. Организационный момент. Дети, разделившись на группы по предметам (4 группы: математика, русский язык, английский язык и окружающий мир) получает свою часть необходимых материалов. С помощью предложенного текста сказки, надо выбрать нужную информацию и в соответствии с ней подобрать вопросы. Чтобы страничка не выглядела скучной, предлагаются подходящие картинки. Все это наклеивается на основу. Время на создание проекта дано 20 минут.

3. Этапы реализации проекта:
Подготовительный. Составление плана реализации проекта (лист планирования и продвижения по заданию)
Основной. Составление книжки-раскладушки. 1 страницу, содержащую в себе название, я уже сделала. А остальные странички участники создают сами.

4. Создание проекта (странички для книжки-раскладушки).
5. Защита проекта
6. Рефлексия. Самооценка.
7. Демонстрация готового изделия (что получилось)
После того, как были представлены все проекты нужно все странички скрепить в единое изделие. В итоге получился замечательный полезный «продукт», который можно успешно применять на любом уроке. Например, на математике, прочитав сказку «Репка» задать детям вопросы со странички «математика» и т.д. Детям очень интересно!

-
Список используемой литературы и
Интернет-ресурсов:

1. Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В.Климанова. Развитие исследовательских умений младших школьников. М.: Просвещение, 2011.













Приложения к мастер-классам:
Приложение 1


Инструкция:

Для работы потребуется:
- Листы - основа (картон)- 4 цвета(красный, зелёный, синий, жёлтый);
- Ножницы
- Клей
- Картинки (герои сказки);
- Пословицы о дружбе и взаимовыручке
- Стихотворение о труде, учёбе
- Задания по предметам ( русский язык, математика, окружаюший, английский язык)


Текст сказки

Репка (текст сказки с изменениями)

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка собаку Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут-потянут, вытянуть не могут.
Пошла кошка звать на помощь мышку. А мышка только вчера из-за границы приехала, целый год в Англии у родственников гостила, совсем по-русски говорить разучилась. Говорит кошка мышке:
- Здравствуй, мышка!
А мышка отвечает:
- Hello, cat! (- Здравствуй, кошка!)
Кошка вспомнила, что когда-то тоже в английскую школу ходила, и говорит:
- Help us to pick up the turnip! (-Помоги нам репку вытянуть!)
- O’key! (-Хорошо!)
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут-потянут, вытащили репку!





Лист планирования и продвижения по заданию

Лист самооценки





5. Пословицы о дружбе и взаимовыручке

Не тот силен, кто дюжит, а тот, кто дружит.
Дружба - великая сила.

Нет труда, нет и плода.
Без труда не выудишь и рыбку из пруда.






Картинки (герои сказки)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
















13PAGE \* MERGEFORMAT142015




Заголовок 1ђ Заголовок 6ђ Заголовок 715