ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение
Одной из актуальных проблем во всем мировом сообществе является повышение качества образования. Решение этой проблемы неразрывно связано с переосмыслением цели и результатов образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, модернизацией содержания образования. Содержание образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре (но не по объему) человеческой культуре. Оно состоит из трёх основных структурных элементов: 
опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний; 
опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умения действовать по образцу; 
опыта творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях.
Освоение этих трех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности (потенциал) осуществлять сложные виды действия. Эти способности (умения) в современной педагогической литературе часто называют компетентностями.
Современные позиции и подходы в рамках компетентностной парадигмы должны быть направлены на развитие индивида. Особенно важно учитывать личностную ориентированность. Основным результатом обучения должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной, гражданско-правовой и других сферах.
Новый социальный заказ требует введения новых образовательных областей, предметов, новых методик преподавания и нового качества получаемых знаний – это уже не набор знаний, умений и навыков по отдельным предметам, а компетенции. Таким образом, результат образования предполагает набор ключевых компетенций, позволяющих легко адаптироваться в меняющейся социальной среде. Выпускник должен видеть широкие возможности применения имеющихся знаний не в содержании предметной области, где это знание было получено, а в зависимости от аналогичности ситуации (собственно не само предметное знание, а его сущность).
Умение самостоятельно учиться вырабатывается постепенно. Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. У учащихся появится более высокий уровень мышления, сформируются умения учиться. Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии.
Формирование ключевых компетенций можно связать с методом проекта.
В последнее время термины «ключевые компетентности», «проектная деятельность», «метод проектов» стали привычными для наших педагогов. то проектная деятельность действительно стала занимать одно из центральных мест в обучении.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, поэтому проектная деятельность действительно стала занимать одно из центральных мест в обучении.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системе образования.
Проектно-исследовательская деятельность – это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.
Актуальность метода проектов для педагога  обусловлена,  прежде всего, необходимостью  самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления, и не случайно один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
Общеизвестно, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Все выше сказанное обуславливает актуальность нашего исследования и определяет выбор темы «Формирование ключевых компетенций через метод проектов при обучении математики».
Проблема исследования заключается в том, как с помощью метода проектов формировать ключевые компетенции учащихся при обучении математики.
Объект исследования – процесс формирования ключевых компетенций при обучении математики.
Предмет исследования – метод проектов, как метод способствующий формированию ключевых компетенций при обучении математики.
Цель исследования: показать возможность использования метода проектов для формирования ключевых компетенций при обучении математики.
Гипотеза исследования: если при обучении математике использовать метод проектов, то это будет способствовать формированию ключевых компетенций у учащихся.
Исходя из предмета и цели исследования, определяются следующие задачи исследования:
Выявить и систематизировать теорию формирования ключевых компетенций при обучении математики;
Обобщить методические особенности использования метода проектов при обучении математики;
Разработать тематику и технологические карты проектов по школьному курсу математики;
Экспериментально проверить эффективность использования разработанных проектов для формирования ключевых компетенций у учащихся.
Методологическим основанием исследования является:
Теория компетентностного подхода в обучении (Дж. Равен, О.Е.Лебедев, Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской и т.д.);
Теория учебной деятельности (А.Л. Андреев, И.Л. Бим, Э.Ф. Зеер, В.А. Кальней и т.д.);
Теоретические основы метода проектов (А.В. Федоров, А.В. Леонтович, И.Д. Чечель, Н.Ю. Пахомова, В.В. Гузеев и т.д.).
Методы исследования: анализ методической и педагогической литературы, обобщение опыта учителей математики и педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость: в выявлении возможностей использования метода проектов для формирования ключевых компетенций при обучении математики.
Практическая значимость заключается в разработке тематических и технологических карт проектов по математике для средней школы
Ключевые компетенции, формируемые через изучение математики
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.
В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь,   подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику  развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.  Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций  учащихся. Большая роль при этом отводится математике.
Перед  школьным учителем  математики остро стоит проблема необходимости использования таких  моделей  обучения предмету, которые  позволят выпускнику школы получить систему знаний соответствующую современным Российским и международным требованиям.  К настоящему времени разработаны и используются в образовательной практике технологии  трансформирования знаний, умений и навыков, проблемного, программированного, разноуровневого, адаптивного, модульного обучения и др.
По результатам исследования PISA (1999г.) большое число стран показало невысокие результаты уровня математической грамотности учащихся 15-летнего возраста (это касается и российских учащихся), что привлекло повышенное внимание в мире к проверке компетентности выпускников школы в области математики. Согласно АА. Леонтьеву, под этой грамотностью фактически понималась “функциональная грамотность” “способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений”.
Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.
Позитивный потенциал актуального в настоящее время компетентностного подхода заключается в том, что он не отрицает значения знаний, но он делает акцент на умениях приобретать, перерабатывать и использовать полученные знания, в том числе, и самостоятельно, В этом случае существенным становиться не то, что нового узнал ученик в школе, а чему он научился.
В соответствии с традиционным разделением содержания образования на общее для всех предметов, межпредметное для цикла предметов и предметное для каждого учебного предмета в настоящее время предлагается следующая типология образовательных компетенции:
Ключевые компетенции относятся к общему содержанию образования в целом.
Межпредметные компетенции относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей.
Предметные компетенции формируются в рамках конкретных учебных предметов.
Разумеется, важнейшая роль отводится ключевым образовательным компетентностям.
Заключение
Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые формируют компетенции, а не просто умения.
Проблема нашего исследования заключалась в том, как с помощью метода проектов формировать ключевые компетенции учащихся при обучении математике. Исходя из данной проблемы, нами была выдвинута следующая гипотеза: если при обучении математике использовать метод проектов, то это будет способствовать формированию ключевых компетенций у учащихся.
В ходе выполнения работы была систематизирована теория по формированию ключевых компетенций.
Так в первой главе мы рассмотрели теоретические основы по формированию ключевых компетенций при обучении математике. Были проанализированы различные толкования терминов «компетенция» и «компетентностный подход». Компетенция заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Компетентностный подход это системообразующий элемент формирования ключевых компетенции учащихся с позиции субъекта деятельности, требующий понимания выдвигаемой цели, умения использовать средства, адекватные складывающейся ситуации.
Были рассмотрены ключевые компетенции, типы, функции и методы их формирования, дано определение данного понятия. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсально применяемыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества. Термин «ключевые» подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе.
Выделены основные ключевые компетенции: самообразовательная, валеологическая, информационно-технологическая, гражданская, технологическая, коммуникативная, социальная, проектная, рефлексивная.
Проанализировав конкретные приёмы (обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся; открытое обсуждение новых знаний; решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций; игровая деятельность; проектная деятельность), способствующие реализации предложенных ключевых компетенций, можно сделать вывод, что наиболее универсальным методом является проектная деятельность.
Также в данной работе обобщены методические особенности использования метода проектов при обучении математике.
Во второй главе мы раскрываем понятие «проектной деятельности», историю ее возникновения. Здесь проектная деятельность рассматривается нами как наиболее эффективный способ формирования ключевых компетенций в процессе обучения математики в курсе средней школы. Здесь же были разработаны тематика и технологические карты проектов по школьному курсу математики и экспериментально проверена эффективность использования разработанных проектов для формирования ключевых компетенций у учащихся. Представлен отчет педагогического эксперимента, проведенного с 13 сентября 2011 года по 24 марта 2012 года с учащимися 10 класса МОУ СОШ с. Пеганово Бердюжского района. Исходя из полученных результатов эксперимента, был сделан вывод, что выполнение проектной деятельности, включающей разноуровневые учебно-методические задания и приемы их решения, способствует повышению уровня сформированности набора ключевых компетенций.
Вопрос, связанный с компетентностным подходом, в настоящее время находиться в стадии разработки. Исследователи отмечают сложный многокомпонентный состав компетентностей. При этом зачастую центральное место занимают знания, что существенно снижает применение компетентностного подхода.