Сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей в средней школе.


Грязнова Галина Геннадьевна,
учитель английского языка
высшей категории
МАОУ СОШ № 16 Г. Томск
Работа по сопровождению профессиональной адаптации
молодых учителей в средней школе.
(из опыта работы).
Педагогический опыт можно почерпнуть из Интернета, книг, методических пособий или из других источников информации, но человечество не изобрело еще лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников разных поколений.
Наставничество является одной из форм непрерывного профессионального образования. На мой взгляд, это особая форма методической работы, при которой возникает иной психологический климат общения молодого учителя и учителя со стажем.
Наставник сочетает в себе функции классического наставника и тьютора: человека, который обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования. Человек, которому доверяют профессиональные (а иногда и не только профессиональные) проблемы.
В течение многих лет я руковожу педагогической практикой студентов ТГПУ, а также осуществляю наставническую деятельность молодых учителей английского языка.
Являюсь виртуальным педагогом-наставником Информационно-методического центра г. Томск.
Имея за плечами немалый опыт работы, могу сказать, что специфика предмета Английский язык такова, что работа с наставником желательна на срок не менее 3-4 лет (подтверждается пожеланиями подопечных). Это связано со сложностью предмета.
Работа в качестве учителя-наставника начинается с выявления профессиональных затруднений в деятельности молодых учителей. Проводится диагностика по трем направлениям: организация деятельности учителя, планирование работы, контроль деятельности самого учителя и обучающихся (осуществляется на основе посещения уроков молодых коллег, опроса, анкетирования). Диагностика помогает выявить основные профессиональные проблемы молодых педагогов. Для устранения возникающих сложностей в работе проводятся мастер-классы, индивидуальные консультации, посещаются уроки молодых специалистов, оказывается помощь в подготовке к конкурсам «Урок с интерактивной доской», «Урок по ФГОС», «Фестиваль методических разработок». Весьма успешной и современной формой методической помощи молодым специалистам стало общение в программе «Skype» и посредством личного сайта.
Результатом методической работы в системе «Наставник - молодой учитель» в 2012-2017гг стало создание совместных авторских образовательных продуктов: разработки открытых уроков, выступления на методических объединениях, педагогических конференциях, семинарах , форумах, успешное участие в профессиональных конкурсах «Урок с интерактивной доской», «Урок по ФГОС», «Учитель года» . Монич (Убель) Я.В.- Лауреат 3 степени Конкурса «Учитель года - 2016»).
Наставничество - новая форма методической поддержки молодого учителя через простое общение, через созданную коллекцию медиаресурсов по предмету, причем, прошедших апробацию в практической деятельности самого наставника, что экономит время учителя, предоставляет ему возможность выбора сценария урока, способствует профессиональному росту молодого педагога. Что дает эта работа самому наставнику? Это эффективный способ самореализации, повышения своей квалификации, выход на более высокий уровень профессиональной компетенции.
На страничке методического объединения учителей иностранных языков школьного сайта создана и постоянно пополняется копилка методических рекомендаций молодым педагогам, разработки уроков и внеклассных мероприятий.
Анализ современного урока английского языка
Журнал планирования и учета организационно-воспитательной работы.
Тематика классных часов.
Работа с дневниками обучающихся.
Правила коммуникативной культуры классного руководителя.
Текущие дела и документация классного руководителя.
Классные часы:
Методические рекомендации по проведению урока «Права и обязанности учащегося».
Правила дорожного движения.
Толерантность. Что это такое?Как перестать беспокоиться и начать жить.
«Экзамены – это не страшно».
«Как удержаться от вредной привычки»
План работы по оказанию помощи молодому учителю английского языка в профессиональном становлении.
Содержание Сроки Форма
работы Форма отчетности
-«Поделись тревогой» (определение круга вопросов, интересов, проблем в работе).
-Изучение “Закона об образовании”, Устава МАОУ «Заозерная СОШ».
- Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах.
- Проведение инструктажа по ведению электронного журнала. август-сентябрь Собеседование
Консультации -Календарно-тематическое планирование.
-Памятка по заполнению электронного журнала.
-Правила оформления школьной документации, классных журналов (порядок выставления оценок по итогам четверти; цифровые отчеты по итогам четверти),
-Выбор темы по самообразованию.
- Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов.
- Участие в оформлении учебного кабинета.
- Практическое занятие: «Как работать с дневниками и тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей». сентябрь Консультация.
Практикум. Список учебно-дидактического материала.
Паспорт кабинета.
Памятка по ведению и оформлению дневников и тетрадей
-Разработка тематических поурочных планов и планов воспитательной работы .-Консультация "Современный урок: структура и конструирование" .-Семинар¬-практикум "Анализ урока. Виды анализа".
-Посещение уроков наставников и их структурный анализ. октябрь Практикум. Выработка рекомендаций.
-Анализ урока. Виды анализа.
-Участие в заседании методического объединения учителей иностранного языка.
- Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету.
- Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета октябрь -ноябрь Индивид. Беседа.
Консультации. Выработка рекомендаций.
Список литературы.
-Подготовка к участию в конкурсах «Урок с интерактивной доской», «Мой лучший урок».
- Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с учащимися.
- Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету.
- Анализ работы за первое полугодие. декабрь Консультация.
Практикум. Составление плана открытого урока.
Выработка рекомендаций.
Участие учащихся в школьном этапе.
Промежуточный отчет
-Посещение уроков опытных учителей с целью наблюдения по предложенной схеме с последующим анализом. - --Наблюдение за коммуникативным поведением учителя.
- Участие в заседании методического объединения учителей иностранных языков.
-Мастер-классы: "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе" в течение учебного года Наблюдение
Анализ уроков.
Мастер-класс
Заседания МО.
Самостоятельно Выступление на методическом объединении.
Использование современных образовательных технологий.
-Общие положения портфолио педагога.
- Структура содержания и порядок ведения портфолио.
- Оценивание материалов портфолио.
-Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока"
-Обзор периодической педагогической печати. Декабрь - январь Индивидуальная беседа.
Практикум. Портфолио учителя.
Выработка рекомендаций.
Список литературы.
-Посещение уроков, внеклассных занятий молодого специалиста --Посещение учителем открытых уроков других учителей в течение учебного года по графику Взаимопосещение уроков с последующим обсуждением. Анализ уроков.
-Работа с тетрадями и дневниками учащихся. Выполнение единых требований по орфографическому режиму.
-Проведение внеклассного мероприятия по предмету с учащимися; январь Практическое занятие Сценарий мероприятия.
Презентация.
-Работа с родителями (содержание, формы и методы работы) .-Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями" март Консультации
Практикум. Выработка рекомендаций.
Участие в школьных профессиональных конкурсах в течение учебного года Консультации.
Практикум.
Анализ. Участие
-Обсуждение результатов работы и планирование работы на следующий год.
-Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями"
- Отчет молодого специалиста о проделанной работе;
- Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год. Апрель -май Беседа. Отчет и заключение наставника с оценкой о проделанной работе
Являюсь активным участником Всероссийского методического объединения учителей иностранных языков. Образовательные материалы, предоставленные мною в рамках работы в методическом объединении, рекомендуются молодым учителям, студентам, педагогам, методистам, специалистам для организации учебно-методической и воспитательной профессиональной деятельности. (сертификат).
Результаты наставнической деятельности (динамика закрепляемости, адаптации молодых учителей, результаты опросов, анкетирования и т.д.)
Систематическая работа с молодыми/начинающими учителями позволила создать банк методических разработок внеклассных мероприятий и конспектов уроков. Один из уроков, созданных совместно: молодым учителем и мной (наставником) был представлен в рамках очного этапа Муниципального конкурса  профессионального мастерства «Учитель года - 2016». Урок получил высокую оценку специалистов и членов жюри.
Благодаря взаимодействию наставника и подопечного, молодые учителя достаточно быстро адаптируются в школе. Студенты, проходящие практику под моим руководством, приходят работать в образовательные организации и имеют хорошие показатели профессиональной подготовленности, а, главное, желание работать
Опрос, проводимый Администрацией МАОУ, педагогом-психологом куратором программы «Наставничество», показывает, что наиболее удачными, по мнению моих подопечных, были следующие направления работы:
Обучение приемам работы с интерактивной доской;
Помощь в подготовке к профессиональным конкурсам: «Урок по ФГОС», «Урок с интерактивной доской»;
знакомство с теорией дифференцированного обучения;
методические «посиделки».