Статья Опыт сопровождения студентов, проходящих педагогическую практику в ОУ

ОПЫТ СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ПРОХОДЯЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ В ОУ
Автор: Серякова Елизавета Михайловна
Город: Томск
Организация: МАОУ гимназия № 6, учитель начальных классов

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия, способствующие профессиональной адаптации студентов к учебно-воспитательной среде.
Ключевые слова: учебная практика, технологическая практика по профилю специальности, преддипломная практика.
Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность. Педагогическая поддержка, сопровождение и содействие в этом процессе являются самостоятельными условиями для саморазвития.

Неотъемлемой частью моей работы является совместное плодотворное сотрудничество с педагогическим и студенческим коллективом Томского государственного педагогического колледжа.

Цель совместной программы: организовать работу со студентами-практикантами для оказания практической помощи в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства.

Студенты Томского государственного педагогического колледжа, обучаясь в профессионально- ориентированном учебном заведении, выходят к нам в гимназию на педагогическую практику с первого года обучения. От того, как состоится первая встреча практикантов с их подопечными и педагогическим коллективом базового образовательного учреждения, зависит и их дальнейшая педагогическая или, к сожалению, непедагогическая деятельность.
Студенты по специальности «Преподавание в начальных классах» проходят все виды педагогической практики на базе нашего ОУ:
Учебную практику   (для получения первичных профессиональных умений и навыков).
Технологическую практику (по профилю специальности для овладения целостной профессиональной деятельностью).
Государственную аттестационную (преддипломную) практику (для овладения первоначальным педагогическим профессиональным опытом).

Все виды педагогической практики организованы методом «погружения», который предполагает присутствие и активное участие студента в образовательном процессе базового учебного учреждения в течение всего учебного дня на весь период практики. Учебная практика направлена на получение студентами первичных педагогических умений,   подготовки их к осознанному и углубленному изучению психолого-педагогических и предметных дисциплин по избранной специальности.

В 2013-2014 у.г. студенты педколледжа проходили у меня практику «Введение в педагогическую специальность», цель которой: профессиональная ориентация и адаптация к условиям и режиму работы учреждения, формирование первоначальных педагогических умений. В ходе практики я познакомила студентов-практикантов с составлением индивидуального КТП, разработкой рабочих программ по предмету, ознакомила с содержанием и структурой школьной документации, мы изучили содержание и методы работы учителя начальных классов, а также работы классного руководителя по всестороннему воспитанию учащихся.

В 2015-2016 уч.г. во время прохождения практики по внеучебной воспитательной работе. В процессе сотрудничества с методистами-преподавателями ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж» организовала проведение  воспитательной работы с учащимися своего класса: наблюдение и изучение особенностей младших школьников, посещение воспитательных мероприятий и наблюдение за использованием учителем начальных классов методов, средств и форм организации воспитания, изучение системы планирования воспитательной работы с младшими школьниками учителя начальных классов, подготовка  и проведение мероприятий по интеллектуальному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся начальных классов:
Творческий калейдоскоп «Ромашка»
«Рыцарский турнир»
Классный час «Путешествие в средневековье»
КТД «Русская ярмарка» ( к празднику «Масленица»)
Игра «Что? Где? Когда?»
Викторина «За страницами школьного учебника» и т.д.

Технологическая (педагогическая) практика является важнейшей составной частью профессиональной подготовки и проводится с целью формирования у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного образовательного учреждения, расширения педагогических знаний и умений для практической работы.

В течение 2014-2016 г во время практики пробных уроков и занятий была организована работа по наблюдению и анализу учебно-воспитательного процесса в начальных классах, изучению методов, приемов и средств проведения уроков, внеклассных занятий по предмету, а также способов руководства познавательной деятельностью младших школьников с учетом индивидуальных особенностей; изучения особенностей различных образовательных программ; совместно с методистами ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж» подготовка, проведение и анализ пробных уроков, занятий по предмету; изготовление наглядно-дидактического материала.

Государственная аттестационная (преддипломная) практика является завершающим этапом подготовки выпускников колледжа и призвана продемонстрировать их готовность выполнять профессиональные обязанности в сфере образования.
 
В апреле – мае 2014 г. у меня проходила преддипломную практику студентка ТГПК. Мною было выделено следующее содержание работ по практической деятельности студентки-практикантки:

1) Ознакомление с режимом работы школы:
беседа учителем начальных классов
анализ расписания учебных занятий
знакомство с учебно-материальной базой школы.

2) Изучение:
УМК, по которому обучается класс, материальной базы кабинета, документации кабинета;
предметно-развивающей среды кабинета начальных классов;
учебных программ, тематических и поурочных планов;
психолого-педагогических аспектов учебно-воспитательной деятельности (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, специфика познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, учет мотивации, особенности педагогического общения и микроклимата на уроках и др.)
уровня знаний, умений и навыков, учащихся по предметам (анализ классного журнала, тетрадей учащихся, их контрольных работ)
системы работы классного руководителя;
системы внеклассной воспитательной работы

3) Проведение учебной и внеклассной работы по предметам:          
разработка плана-графика проведения уроков на период практики;
разработка конспектов или развернутых планов уроков, внеклассных занятий по предмету;
подготовка дидактических материалов, наглядных пособий к уроку или внеклассному занятию;
проверка тетрадей, дневников учащихся, ведение классного журнала;
самостоятельное проведение уроков и внеклассных занятий по предмету

4) Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников: планирование, подготовка, проведение и самоанализ конкурсной игровой праздничной программы;

5) Проведение работы по классному руководству: разработка конспектов классных часов;
осуществление работы с родителями.
В процессе прохождения предусмотренных программой видов практик, студенты, в соответствии с их целями и задачами, осуществляют разнообразные виды деятельности (наблюдение, проектирование и самостоятельное осуществление педагогической и управленческой   деятельности, анализ, самоанализ, осуществление взаимодействия с субъектами образовательного и управленческого процесса), которые способствуют профессиональному становлению студента и готовят специалиста, отвечающего требованиям в части практической подготовки.

В 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016 уч. г. мне выдан сертификат и благодарственное письмо ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж» за проведение показательных занятий и оказание методической помощи в подготовке специалистов для системы общего образования Томской области.