Исследовательская работа по теме Физические явления в произведении А. С. Пушкина Егений Онегин.

Неверкинский отдел образования села Неверкино.


Научно-практическая конференция
«Старт в науку».










Выполнила ученица
10а класса МОУ СОШ
с. Неверкино
Бикбаева Наргиза
Научный руководитель
учитель физики
Кашаева О. В

.







c. Неверкино 2011г.
1.Введение.

Невозможно себе представить мировую литературу без поэзии. Физика в поэзии занимает отведённую ей достойную роль. Поэтические образы, навеянные физическими явлениями, придают зримость и предметность миру мыслей и чувств поэтов. Какие только писатели не обращались к физическим явлениям, возможно даже сами, не ведая того, описывали их.
Наиболее яркий представитель поэтов, любящих писать о природе и описывать природу, является А. С. Пушкин.
Великий гений Пушкина охватывал, казалось, все стороны жизни. Поэт, прозаик, драматург, критик, публицист, историк... Чего бы ни касалось его вдохновенное перо, все получалось мощно, искренне и правдиво. Он был по духу своему первооткрывателем, исследователем, чутким камертоном действительности. Цель моей работы доказать на примере романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин, что физика играет большую роль не только в естественных и математических областях знаний, но и в области литературы, искусства. Я поставила перед собой задачи :
1.Проанализировать произведение А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2.Объяснить явления, описанные в данном произведении законами физики.
А.С.Пушкин обладал таким высоким творческим потенциалом, что мог успешно реализовать любые, самые дерзновенные замыслы. Известный отзыв царя: «Я нынче говорил с умнейшим человеком в России», – делает честь проницательности и откровению Николая.

2.Значение слова «ФИЗИКА»

Первоначальное значение слова «физика» (от греч. ju1siV – природа, jusiko1V – природный) - природа, все, что окружает человека: леса, поля, реки, море, горы, небо, звезды, далекие миры. И сам человек со своим сложным миром мыслей, переживаний, ощущений. (Отсюда, в частности, следует, что аристотелева метафизика - это то, чего в природе нет, выдуманный, несуществующий мир.) К физике-природе, при таком исконном понимании слова, творчество Пушкина имеет, несомненно, самое прямое отношение: она представлена в его произведениях широко, вдохновенно и по научному глубоко.


Пушкинская природа
Почти все физические явления вызывали у творческих людей вдохновение. Трудно найти такого поэта в мировой литературе, который бы хоть раз не написал произведения о земле и небе, о солнце и звёздах, о грозе и молнии, о кометах и затмениях.
Самый ярких представитель поэтов, любящих описывать природу, конечно же, А. С. Пушкин. Его наблюдения разнообразны и удивительно точны. Это взгляд зоркого исследователя, досконально изучившего «объект наблюдения», увидевшего в нем то, чего не смогли подметить другие. И при этом - ничего лишнего, случайного. Все факты предельно лаконичны, изложены по порядку, можно сказать, систематизированы.
«Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин,- закричал ямщик,- беда: буран!»
Одно мгновение - и перед вами предельно точная картина степного бурана! Несколькими выверенными штрихами, рукой мастера, точно знающего предмет, нарисовано живое полотно природного явления.
Описания природы у Пушкина не только словесно красивы - их отличает предельная точность, полнота и завершенность. Он часто обращает внимание на то, чего до него никто не замечал.

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана...



Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета...

Морозна ночь, все небо ясно;

Светил небесных дивный хор

Течет так тихо, так согласно...

И множество других ценных находок, зорких наблюдений, подаренных щедрой пушкинской рукой. Это ли не научная новизна? Пушкинский «метод наблюдения» отличается краткостью и в то же время поразительной точностью. У него не встретишь поверхностного изложения, пустого нагромождения фраз. В немногих словах дается полная картина жизни природы, проникнутая глубоким смыслом. Это ли не научный стиль?
Творческий «аппарат» Пушкина - более чуткий, избирательный, более совершенный, чем у его предшественников и современников. Он внутри себя проводил огромную «отборочную» работу, оставляя только самое ценное из наблюдений, самое существенное и необходимое. Это ли не научный подход?
Известно, что нового в научной работе можно добиться, только усовершенствовав методы исследования: более чувствительная аппаратура, лучший, чем прежде, метод анализа. Все это мы находим в творческой «лаборатории» Пушкина: метод наблюдения и анализирующие возможности его были намного совершеннее и эффективнее, чем у других «исследователей природы». Используя терминологию физики высоких энергий, можно сказать, что пушкинский метод характеризуется наличием «триггеров высокого уровня».
Большинство художников, экономя силы, могут работать только как триггеры низкого уровня. Пушкин, борясь за выразительность и ясность языка, сумел развить в себе способности, аналогичные триггерам самого высокого отборочного уровня. Пушкин, несомненно, - один из величайших физиков-природоведов за все время существования этой науки.
Физика имеет и другое, общепринятое в наше время, значение – наука о фундаментальных свойствах вещества, один из краеугольных камней современного знания и мировоззрения. С такой физикой (на уровне начала прошлого века) Александр Пушкин должен был знакомиться в лицее, но, увы, глубоких познаний не приобрел. Французский язык и изящная словесность более занимали его тогда. По стечению обстоятельств (литературные кружки, знакомство с людьми определенного круга, ссылка, личные увлечения) он оставался в стороне от научных проблем вплоть до роковых 30-х годов.


Пушкин и наука - две вещи несовместные?
Бытовавшее мнение о легкости (почти легковесности) пушкинского дарования, опровергается отзывами людей, знавших его близко. Пушкин не любил говорить о своей творческой «лаборатории». В наше время он даже мог бы прослыть затворником, настолько избегал он публичных выступлений и разговоров «на публику». Он раскрывался, был неподражаемо искрометным только в кругу друзей, ценить которых умел как никто другой.
Постоянно повторяемые утверждения о творческой лени, деревенской неге, праздности - всего лишь маска, надетая еще в лицейские годы. Напротив, Пушкин в жизни предельно подвижен, быстр на решения (что бы повременить с роковой дуэлью!), стремителен и дерзок. Не прав еще один устоявшийся миф (для современников, по крайней мере) - что он все получал от таланта, от Бога, не прикладывая больших усилий. Вот противоположное мнение В.Вересаева: «Перед современниками, знавшими его в молодости, поэт неожиданно предстает как глубокий мыслитель, разносторонний эрудированный ученый, знаток истории человечества и человеческой культуры...»
Пушкин на самом деле умел учиться и мог плодотворно работать в «кабинетной тиши». Лучшими творческими его «кабинетами» были, как известно, Болдино и Михайловское, в осеннюю пору, когда затихал мирской шум, и ничто не отвлекало от любимого дела.
Суть пушкинского таланта - тихое, упорное совершенствование своего мастерства, подспудное накопление огромного багажа знаний. Есть и другие свидетельства. Посмотрите внимательно его записки к «Истории Петра»: они сами огромный, планомерный, научно организованный труд. Не каждый ученый при подготовке материалов делает столько ценных пометок, оценок и замечаний, как Пушкин, изучая петровскую эпоху. Пушкин 30-х годов уже не только литератор. Он предстает историком, философом и общественным деятелем, человеком, которому по плечу любая плодотворная деятельность.
Пушкин в это время, как былинный витязь, стоял на распутье, и одной из дорог, по которой он мог пойти дальше, вполне могла быть научная стезя. «Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии», – его слова. А вдохновения ему хватило бы и на поэзию, и на геометрию, и на многие другие творческие свершения.


3.Анализ романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» с точки зрения физики (по изданию М. «Детская литература» 1977г).

I глава

1) «Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник» (ХVI; 72 стр.)

«Морозная пыль» - это иней. Он образуется при температуре ниже нуля. На разных предметах, на земле, оседают кристаллы воды, т.е. иней. Его образование происходит в тихую погоду и при легком ветерке.


2) «Вошел - и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток» (XVI; 72 стр)


Часто сразу после снятия проволочного держателя пробка несколько секунд остается неподвижной. Это означает, что сила давления газов и максимальная сила трения пробки о горлышко примерно равны. Так как сила трения убывает по мере выхода пробки из бутылки. Пробка летит вверх т.к. Внутренняя энергия газа превращается в кинетическую и потенциальную энергию пробки.


3) «Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит» (XX; 74 стр.)


Центр тяжести тела переносится на одну ногу. Человек движется равномерно с центростремительным ускорением по окружности.


4) «С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит..» (XXXV; 81 стр.)


Хруст снега вызван разрушением под ногами снежных кристаллов.


5) «Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым.» (XXXV; 81 стр.)


При низкой температуры воздуха тяга в трубах увеличивается, дым приобретает форму столба.


III глава


6) «Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубится легкий пар.» (XXXVII; стр. 130)


«Шипел» - захлопывание пузырьков внутри воды.
« пар» - вода в газообразном состоянии. Молекулы, обладающие большой кинетической энергии вылетают с поверхности жидкости.
В течении всего процесса кипения мы можем наблюдать воду одновременно в жидком и газообразном состоянии. Пар, находящийся над кипящей поверхностью, хорошо виден за счет того, что он состоит из огромного количества микроскопических капелек воды, которые довольно легко могут снова возвратиться в воду.
Кипячение воды представляет собой сложный процесс, состоящий из трёх ясно отличимых одна от другой стадий.
Первая стадия начинается с проскакивания со дна чайника маленьких пузырьков воздуха, а также появления групп пузырьков на поверхности воды у стенок чайника. Затем постепенно количество пузырьков, возникающих в воде и рвущихся на поверхность, всё более увеличивается. Вторая стадия кипения характерна массовым стремительным подъёмом пузырьков, которые вызывают сначала легкое помутнение, а затем даже «побеление» воды, напоминая собой быстро бегущую воду родника. Это так называемое кипение «белым ключом». Оно крайне непродолжительное. Третьей стадией интенсивным бурлением воды, появлением на поверхности больших лопающихся пузырей,

7) «На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.» (XXXVII; 131 стр.)



Теплый выдыхаемый пар соприкасается с холодной поверхностью стекла конденсируется, стекло запотевает. Палец на запотевшем стекле оставляет след.


IV глава


«Ложился на поля туман
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.» (XL; 148 стр.)


Туман  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], скопление в воздухе мельчайших продуктов конденсации водяного пара (при температуре воздуха выше
·10° это мельчайшие капельки воды, при
·10-15°  смесь капелек воды и кристалликов льда, при температуре ниже
·15°  кристаллики льда, сверкающие в солнечных лучах или в свете луны и фонарей). Есть такое понятие “относительная влажность”. Она показывает отношение фактического количества водяного пара к тому количеству, которое необходимо для насыщения при данной температуре. Степень близости воздуха к насыщению говорит о его “сухости” или “сырости”. Понятно, что если температура понизится, то часть насыщенного пара должна сконденсироваться, выделиться в виде воды. При излишке водяного пара или понижении температуры, происходит его конденсация, то есть появляется туман.


9) «Опрятней модного паркета
Блистает речка льдом одета» (XLII; 149 стр.)


Лед на реке, это как будто пол, он блестит в лучах солнца «Блистает» - наблюдается отражение световых лучей. Известно, что большинство растворенных в воде примесей не передается льду, когда он начинает расти; они вымораживается. Поэтому даже на самой грязной луже пленка льда чистая и прозрачная. При этом примеси скапливаются на границе твердой и жидкой сред, в виде двух слоев электрических зарядов разного знака, которые вызывают значительную разность потенциалов. Заряженный слой примесей перемещается вместе с нижней границей молодого льда и излучает электромагнитные волны.


10) «Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.» (XLII; 149 стр.)


Коньки скользят по льду, так как температура плавления льда снижается при увеличении внешнего давления; под давлением конькобежца лед подтаивает и коньки движутся по тонкой водяной пленке, которая служит смазкой.


V глава.

11) «На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре» (I; 154 стр.)


Влага которая есть в воздухе в газообразном состоянии при соприкосновении с холодным стеклом конденсируется, т.е. переходит в жидкое состояние и сразу же замерзает, это как образуется иней. А такую красивую форму он имеет потому, что вода и соответственно лед имеет кристаллическую решетку, которая может принимать любую структуру, а форма структуры или узор зависит от информации, которую несет вода.
Именно узоры, такие, какими мы их видим, образуются из за формы молекулы воды. Это называется дендритной кристаллизацией, когда кристаллизация вещества происходит ветвлением (веточки же получаются на узорах). По сути это как бы такие сросшиеся в определённой последовательности снежинки, ведь снежинки тоже узорчатые, но если в свободном состоянии снежинки кристаллизуются в форме шестигранника (шестиконечная симметрия), то при кристаллизации конденсата на стекле всё это становится таким вот узором. Правильно написали, что центрами кристаллизации на стекле являются микронеровности поверхности стекла, пылинки (как и при кристаллизации снежинок в воздухе) и прочие загрязнения. При этом из воздуха на стекло конденсируется пар в неравновесных условиях (температура по всему объему кристаллизации не успевает выравниваться)


12) «Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит.
Он чудно вылитом узором,
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою» (VII, 157 стр.)



В обычных условиях воск не растворяется в воде. Не смешиваясь с водой, воск всегда всплывает наверх. Температура расплавленного воска больше чем у воды комнатной температуры. Следовательно наблюдается процесс отвердевания воска на поверхности воды.


4.Вывод.

Ещё наши родители помнят спор, который разгорелся на рубеже 60–ых – 70–ых между «физиками» и «лириками». Каждый старался найти приоритеты именно в своей науке. Не победителей, не проигравших, в том споре не было, и не могло быть, так как невозможно сравнивать две формы познания окружающего мира.
Пушкин понимал, что знания - такое же богатство страны, как запасы недр, полей и лесов. Знания - капитал, залог и необходимый потенциал развития общества. В 7-й главе «Евгения Онегина» представлена развернутая картина будущей российской действительности:

Когда благому просвещенью Отдвинем более границ, Со временем (по расчисленью Философических таблиц, Лет чрез пятьсот) дороги, верно, У нас изменятся безмерно: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут. Мосты чугунные чрез воды Шагнут широкою дугой, Раздвинем горы, под водой Пророем дерзостные своды, И заведет крещеный мир На каждой станции трактир.


Таким образом, изображение картин жизни в литературных произведениях всегда опирается на физику, как науку. Не зная всей полноты физических явлений, невозможно описать полную и точную картину природы. Роман великого поэта А. С. Пушкина «Евгений Онегин» тому подтверждение.



























Литература












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




 Физические явления
в произведении
А. С. Пушкина «Евгений Онегин».Times New Roman