Сообщение для уроков литературного чтения в начальной школе о В. Ю. Драгунском


Драгунский Виктор Юзефович
(1913—1972)
Советский писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей.
Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Во время войны отец Виктора умер от тифа. В 1925 году семья переехала в Москву.
Что бы более подробно узнать о Викторе Драгунском я хочу представить вам для просмотра небольшой фрагмент биографии Виктора Юзефовича.
В 1930 году Драгунский стал посещать «Литературно-театральные мастерские».
А с 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы».
Эти знаменитые рассказы открывают читателю неповторимый мир Дениски Кораблева и его друзей, где их детская непосредственность и готовность к веселым приключениям всегда одерживают верх над серой повседневностью и не дают скучать ни им, ни их родителям.
В эту книгу входят такие юмористические рассказы как:
«Он живой и светится» (1961)
Расскажите мне про Сингапур» (1961)
«Человек с голубым лицом» (1963)
«Старый мореход» (1964) и т.д.
Всего было издано около 90 рассказов.
Рассказы Драгунского для детей несут на себе печать эстрадных жанров: их легко читать вслух, поскольку они написаны живым разговорным языком, каким говорят дети шести – восьми лет. Многие эпизоды в них выстроены как острые, смешные мизансцены: характер героев четко очерчен.
Главным героем «Денискиных рассказов» является московский мальчик Дениска, в некоторых рассказах ещё дошкольник, в некоторых ученик 1, 2 или 3 класса. Прототипом главного героя является маленький сын Драгунского.
Писателя интересовал герой в возрасте первоклассника: именно в это время окружающий ребёнка мир значительно расширяется и усложняется, а вместе с тем происходит самоопределение личности.
Если судить в целом, можно сказать, что главный герой Дениска очень многое знает. Например, это очень заметно в рассказе «Профессор кислых щей». Хочу зачитать вам отрывок из этого произведения.
А также Дениска четко осознает, что ему нравится, а что нет, и имеет свои взгляды на пение, на чувство юмора, на этику и т.д., например, это можно доказать на примере рассказов «Что я люблю» и «Что я не люблю», «Надо иметь чувство юмора» и «Старый капитан». Хочу зачитать отрывок из рассказов «Что я люблю…» и «Что я не люблю!».
При этом Дениска чутко воспринимает настроения взрослых и зачастую понимает своих родителей гораздо лучше, чем они его. Например это видно в отрывке из рассказа «Куриный бульон».
- Угадай, папа, что я нарисовал?
Он посмотрел и задумался: – Пожар?
– Ты что, папа? Ты посмотри хорошенько!
Тогда папа посмотрел как следует и сказал: – Ах, извини, это, наверное, футбол…
Я сказал: – Ты какой-то невнимательный! Ты, наверно, устал?
А он: – Да нет, просто есть хочется. Не знаешь, что на обед?
Дениска умен и романтичен, по-рыцарски благороден и вместе с тем по-детски наивен: например, отрывок из рассказа «Денискины каникулы»: «Мы хотели во что бы то ни стало помочь красным. Я все время палил в одного толстого фашиста, он все бежал впереди, весь в черных крестах и разных эполетах; я истратил на него, наверно, сто патронов, но он даже не посмотрел в мою сторону».
Иными словами, Дениска – личность яркая и цельная.
Да и другие герои выписаны автором с той же степенью психологической достоверности. Например, родители Дениски – люди счастливые: они молоды, влюблены друг в друга и стараются понять своего сына, поэтому Дениске хорошо с ними. Родители могут так и не догадаться – что же он нарисовал, но всегда поймут его обиду, грусть, мечту или радость. В рассказе «Что я люблю…» Дениска вспоминает:
«Однажды мы с папой пошли в зоопарк, и я скакал вокруг него на улице, и он спросил: - Ты что скачешь?
А я сказал: - Я скачу, что ты мой папа!
Он понял!»
Драгунский точно выстраивает систему героев:
Отец умен, но часто ведет себя как ребенок (они с Дениской внутренне похожи)
«— Вот погляди! Видишь, на курице какие- то волоски. Ты их состриги, потому что я не люблю бульон лохматый. Ты состриги эти волоски, а я пока пойду на кухню и поставлю воду кипятить!
И он пошёл на кухню. А я взял мамины ножницы и стал подстригать на курице волоски по одному»
Одноклассник Мишка Слонов – настоящий друг.
А девочка Аленка – такая же маленькая, каким был два-три года назад сам Дениска.
Среди таких людей Дениске легче осваивать жизнь, преодолевать противоречия. Писателю важен не только взгляд Дениски на мир, но и реакция других героев на события или поступки главного героя. Дениска рассказывает, например, о том, как у рассерженной мамы глаза делаются как крыжовник «Тайное становится явным», как у папы при воспоминании о чем-то далеком делается серьезное и грустное лицо «Он не стал меня уговаривать. Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Мне стало даже больно. Он шел очень быстро, и я еле-еле поспевал за ним. Отчего он шел так быстро? Почему он не разговаривал со мной? Мне захотелось на него взглянуть. Я поднял голову. У него было очень серьезное и грустное лицо».
Напряжение действия в рассказах обусловлено не количеством событий, а полнотой переживании Дениски, поэтому острая фабула (т.е. сюжет) вовсе не обязательна. Одни из лучших рассказов у писателя именно бесфабульные: «Поют колеса тра-та-та», «Друг детства», «Что я люблю…», «Что любит Мишка» и т.д.
Повествование динамично, ни одна деталь не задерживает стремительного движения – все убыстряют темп. Текст насыщен глаголами действия и состояния.
Спектр комического у Драгунского достаточно широк: от сатиры (в адрес некоторых взрослых) и чистого юмора до мягкой иронии, переходящей даже в лирическую грусть. Есть у писателя рассказы вовсе не смешные, а скорее лирические или грустные интонации повествования, такие как «Девочка на шаре», «Он живой и светится…», «Человек с голубым лицом» или, например, рассказ «Мой знакомый медведь», где описана встреча Дениски, с актером, переодетым медведем. Из которого я хочу зачитать вам отрывок.
Когда медведь снимает маску, то Дениска видит человека с уставшими глазами и больным сердцем. «Я стоял разинув рот, а артист смотрел на меня и улыбался. Потом он чуточку искривился и сказал:
— Сердце колет... Нельзя мне волноваться. И бегать нельзя. Пойдем, проводи меня.
И он протянул мне лапу, то есть руку, и мы пошли к дому, который стоял неподалеку». Но так как артисту надо забавлять детей, он вновь одевает маску и вокруг него начинается раздаваться веселый детский смех.
Потому сочетание лирического и комического начал придают рассказам Драгунского особую теплоту.
Колотовкина Анастасия. 2 «А» группа.