Конспект урока литературного чтения С.А.Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
Тема: С.А.Есенин «Пороша»
Цели:
Обучающие:
– познакомить с творчеством С.А. Есенина и со стихотворением “Пороша”; – работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные приёмы;  – обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие:
– развивать образное мышление, речь при работе с лирическим произведением, творческое мышление; – развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний;
Воспитывающие:
– воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе, интерес к живописи, музыке; – воспитывать самостоятельную творческую активность.
Оборудование: компьютер, проектор, магнитофон.

Ход урока
1. Вступительная беседа.
-Дети, сегодня нас ждет встреча с удивительным произведением. Но сначала мы вспомним стихи любимых поэтов.
-Продолжите стихотворения и назовите авторов.
Белый снег пушистый...(И.З.Суриков)
Буря мглою небо кроет...(А.С.Пушкин)
Чародейкою зимою...(Ф.И.Тютчев)

-Скажите, а какая тема объединяет все эти стихотворения? (зима)
-А какие ассоциации у вас возникают при слове зима? (...)
-А у меня такие (сугробы, все кругом бело, пушистый снег,серебристые снежинки, мороз , тишина).
-А сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа Соколова-Микитова "Русский лес", а вы попробуйте передать, какую картину вы увидели, когда слушали.
Чтение отрывка:
-С чем сравнил автор молодые березы? и т.д.
Темно-зеленые ветви покрыты тяжелыми шапками снега...
Шапка срывается и рассыпается серебристой легкой пылью.
Вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек.
-Посмотрите, какая красота.
-А с помощью чего автор рисует зимнюю картину? (с помощью слова)

2. Сегодня на уроке мы начнем знакомство с творчеством еще одного поэта. Это Сергей Александрович Есенин .
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново, что привольно раскинулось на зелёном холмистом берегу реки Оки.
Родители его были бедными крестьянами. Маму звали – Татьяна Федоровна. Отца – Александр Никитич.
С двух лет был отдан на воспитание дедушке и бабушке по матери, и рос в этой семье до 9 лет. Дед знал множество песен и частушек. Бабушка очень сильно любила Есенина. Она хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому Серёже. Целые дни летом мальчик Серёжа вместе с другими ребятами проводил на воле. Он любил поля, и луга своего родного села, радовался белой берёзке и душистой черёмухе, любил цветы, животных.
 Стихи он начал писать в 10 лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. В творчестве Сергея Есенина много стихов о природе.


А что вы узнали?

3.Любимой темой поэта была природа. И сегодня мы познакомимся с одним из его стихотворений, которое называется "Пороша". Послушайте, пожалуйста.
I.
- Первичное чтение под музыку.
-Понравилось ли вам это произведение? Сколько картин вы бы нарисовали, если были бы художниками? А чем рисует художник?(кистью) А автор?(словом)
-А кто знает что такое пороша?
II. Работа по четверостишиям.
1 четверостишие- Читает ребенок.
- Выделите ключевые слова. (т.е. какие?)
Слова - краски, красивые слова, которые в первую очередь помогают нарисовать картину.
Еду. Тихо.
-Как едет автор?
А на ком он едет?
А по чему едет автор?
Представьте: лошадь, снег.
Что мы слышим?
Недавно мы читали рассказ Паустовского "Первый снег".
-Вспомните, какая там была тишина?
А здесь иакая же мертвая тишина? Почему?
-Слышны звоны
Тихо. Спокойные звоны...
А что это за звоны?
-Нарушается тищина? (Не нарушается, она только подчеркивается. Так тихо в лесу , что слышно даже цоканье копыт).
-А кто же все нарушил?
Почему? Как они нарушили? Какое слово подчеркивает?

III.
-Далее читаем 2 и 3 четверостишие.
-Можно ли нарисовать полную картину? Почему? Каккие ключевые слова можно выделить? (Лес, сосна)
-Какой лес, если говорится , что он дремлет? (зимний)
Да, на зиму все засыпает.
Докажите...заколдованный...
-Что говорится о лесе?
А кто это...невидимка?
А где встречается? (в сказке)
А какое волшебство сделал невидимка? (усыпил)
Докажи...Дремлет под сказку сна...
Вот почему тихо-всё спит.
-А какая же сосна?
-Прочитайте слова-действия.
А чем она подвязалась? (белая косынка)
А что это за белая косынка? (шапка снега)
А что такое клюка? (изогнутая палка)
А кого напоминает вам сосна? (старушку)
Докажи текстом
-Какие слова-краски использует С.Есенин?
Какой же сон у леса? (сказочный)
- Кто возвращает нас из сказки? (дятел)
Прочитайте

IV. Чтение 4 четверостишия.
-Прочитайте 1 строчку.
-А в чем выражается простор? (не видно конца дороги)
- Как говорит об этом автор? (бесконечная дорога)
-А с чем С.Есенин ее сравнивает? (с лентой, которая убегает вдаль)
- Понравилось ли вам стихотворение?
Стихотворение называется «Пороша».
Пороша – это верхний слой выпавшего ночного снега.
А вы заметили снег в стихотворении?
Найдите эту строчку. (“Валит снег и стелет шаль”)
-А что такое шаль? (большой кружевной платок)
- Какую картинку нарисовал С.Есенин? Что вы видите?
Давайте еще раз прочитаем это стихотворение.
Читают дети по четверостишиям.
А сейчас давайте найдем выразительные средства.
I выразительное средство – рифма.
II – олицетворение или одушевление.
сосна – старушка.
Какие здесь есть короткие предложения?
Еду. Тихо.
Автор их использует, чтобы передать тишину.
Что еще автор использует, чтобы стихотворение было таким красивым и волшебным? (сказочность)
-А как мы должны читать это стихотворение? Вспомните музыкальное сопровождение. (спокойно)
Почему? (интонация убаюкивающая)
Попробуйте прочитать.
А кто написал это замечательное стихотворение?
А что вы узнали о С.Есенине нового?

Д/з: выучить стихотворение наизусть.
Отметки.











15