Урок литературного чтения. С. Есенин Пороша.


Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Учебный предмет: Литературное чтение.
Класс: 3-а
Учитель: Дементьева Светлана Николаевна
Автор УМК: О.В. Кубасова «Любимые страницы» 3 класс, ч.2, «Ассоциация 21 век», 2012г.
Тема урока: С.А.Есенин. « Пороша».
Тип урока: Изучение нового материала.
Предметные: 1) Познакомить с произведением С.А.Есенина «Пороша»;
2)Формировать умение использовать обобщённый способ работы над акцентным вычитыванием лирических текстов (умения определять настроение рассказчика, доказывать свою точку зрения текстом, умение выражать своё отношение о прочитанном, умения выделять выразительные средства языка).
Метапредметные:
Личностные:
1) развивать чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, чувствовать красоту художественного слова.
2)совершенствование эмоциональной сферы ( восприимчивости, чуткости).
3) развивать эмпатию – умение осознавать и определять эмоции героев, сопереживать.

Этапы урока Ход урока
Формирование УУД
Ι. Мотивационно – целевой этап.
Эмоциональный настрой. - Какой раздел мы с вами изучаем? Какие задачи мы решаем с вами на уроке литературного чтения? В какой позиции работаем? ( « в позиции читателя»).
- Сегодня вам предстоит встреча с удивительным миром- миром поэзии в стихотворении С.Есенина « Пороша». Я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии! Зимняя природа побуждает людей творить. Композиторы пишут музыку и посвящают её природе. Послушайте одно из таких произведений.
Звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Зима».
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
II. Этап осмысления содержания текста.
Чтение стихотворения С. Есенина «Пороша».
1. Работа с текстом до чтения.
– Кто автор? Читали уже его стихотворения? Чем они вам запомнились? ( Что ждёте от чтения нового текста?– Прочитайте заглавие. Это слово уже вам знакомо? (Оно есть в очерке М.Пришвина). Значение слова.
– Что значит это слово пороша? Какие однокоренные слова помогают объяснить? (Запорошить, припорошить. Пороша – слой только что выпавшего снег
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (вслух). Читает учитель.
2. Выявление первичного восприятия
– Что нового?
– Какова картина жизни в этом стихотворении?
– Кто рассказчик? Какие строчки это доказывают?
– Настроение рассказчика в 1-й строфе? Доказать текстом.
Строфа 1: здесь РГ – он говорит о себе: “еду”. Он едет на коне (“под копытом”) и смотрит вокруг.
Всё, что он видит, вызывает у него “тихое” (“тихо”) и “звонкое” настроение (“слышны звоны под копытом на снегу”). И этому настроению мешают только вороны своим шумом (“расшумелись на лугу”) – слайды: № № 5, 6, 7.
Строфа 2: настроение РГ меняется, становится сказочным. Лес – не простой, а “заколдован невидимкой”, “дремлет” “под сказку сна”. РГ любуется сказочной картиной – слайды: № 8.
Строфа 3: РГ продолжает рассматривать сосну. Сравнивает её с человеком (“понагнулась, как старушка”). Ему сосна нравится, сосна – старушка, а не старуха.А слово “понагнулась” – ласковое, тёплое –слайд № 9.
Строфа 4: РГ доволен тем, что “скачет конь”, “простору много” вокруг, “валит снег”, а не просто идёт сильный снег. Любуется он и бесконечной дорогой, которая “убегает лентой вдаль”. Недаром же стихотворение называется “Пороша”. Пороша – снег, идущий в безветрие, а поэтому покрывающий землю ровно, как шалью – Приложение, слайды: № № 9, 10, 11,12.
Вывод: красота природы у рассказчика вызывает чувство любования, но ему и немного грустно от этого простора, бесконечной дороги.
Картины меняются, меняется и настроение самого рассказчика.
Работа в паре.
- Сейчас мы будем перечитывать стихотворение, а вы должны ответить на вопрос: какими красками вы бы передали настроение слов в каждом четверостишии? И как меняется настроение рассказчика. (пользуемся словариками настроений)
Еду. Тихо. Слышны звоныПод копытом на снегу.Только серые вороныРасшумелись на лугу.  
Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна.Словно белою косынкойПовязалася сосна.  
Понагнулась, как старушка,Оперлася на клюку,А под самою макушкойДолбит дятел на суку.  
Скачет конь, простору много.Валит снег и стелет шаль.Бесконечная дорогаУбегает лентой вдаль.  
- С какой целью мы выполняли эту работу?
( чтобы решить задачу по выразительному чтению – понять картину жизни, рассказчика и его настроение).
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Определять настроение рассказчика.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре .
5. Выражать своё отношение о прочитанном.
ΙΙΙ. Рефлексия.
Контрольно- оценочная деятельность. -Как вы думаете, что С.Есенин хотел выразить в своём стихотворении?
- Я очень люблю стихи Есенина, надеюсь, что полюбите их и вы! Какой отзвук находит стихотворение в вашей душе: о чём напоминает, какие мысли будит? ΙV. Домашнее задание. 1. Выучить наизусть стихотворение.
2. Нарисовать рисунки.