Тема: «Урок — путешествие в страну Математики».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ершовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова











Конспект открытого урока по математике 4 класс






Тема: «Урок - путешествие в страну Математики».
Закрепление пройденного материала.








Учитель Агафонова Лариса Александровна






с. Ершово
2014 год


Цель:
Обобщить и конкретизировать полученные знания и навыки;
Упражнять в решении задач на движение;
В нахождении периметра и площади геометрических фигур;
Совершенствовать вычислительные навыки: упражнять в умножении, сложении, делении и вычитании многозначных чисел.
Учить рассуждать и логически мыслить.
Учить наблюдать, сравнивать, анализировать, делать вывод.
Воспитывать аккуратность, умение доводить до конца начатую работу и умение помочь товарищу. Работать над развитием внимания и речи (математической).

Ход урока:
Вводная часть.
Математика – страна очень интересная
Открывает нам она много неизвестного
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо уметь считать,
Складывать и вычитать,
Сравнивать и различать.

Сообщение темы и цели урока:
Сегодня ребята мы отправимся с вами в путешествие по удивительной стране под названием «Математика». Отправимся мы на необычном транспорте, на воздушном шаре.
Но, почему стало так темно, кажется, это кто-то хочет нам помешать?
На столе лежит крокодил (игрушка), накрытый салфеткой. В зубах у него записка. Внезапно сдернуть салфетку.
Учитель: - Ой, кто это? А это что у него за записка?
Ребята, отгадайте, из какой сказки этот персонаж, кто написал эту сказку:
Солнце по небу гуляло
И за тучи забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
А сороки –
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце наше проглотил.
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.

(Это крокодил из сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце»).

Наш воздушный шар сможет взлететь лишь только в том случае, если сможем выполнить задание этого злобного крокодила.


24 32 41 27 15 84 90


* 6


144 192 246 162 90 504 540




Учитель: Молодцы! Вы справились! Наш злобный крокодил выпустил наше солнышко и наш воздушный шар взлетел.
Но, послушайте, кто это там так громко стучит? (раздается громкий стук в дверь)
Так и есть, это проказничает Баба – Яга, со своими дружками, она нам хочет помешать в нашем путешествии.

(Звучит музыка «Говорят мы Бяки-Буки» и появляется Баба – Яга с пиратами).

Баба – Яга: - Ух, ты, сколько здесь много пухленьких, сладеньких, вкусненьких ребятушек!
Первый пират: Вот так удачливый денек!
Второй пират: Так, этих съедим на завтрак (показывает на первый ряд, поглаживая живот),
Первый пират: этих, на обед (показывает на второй ряд, облизываясь),
Второй пират: а этими пополдничаю (показывает на третий ряд, радуясь и подпрыгивая на месте и хлопая в ладоши).
Баба – Яга: А вот их учительницу (обходит вокруг учителя, и, задумываясь, почесывает в затылке)
Учитель: - Подождите - подождите (успокаивает Бабу – Ягу и пиратов), а что нам надо сделать, чтобы вы нас отпустили?
Пираты: (шепчутся с Бабой – Ягой, смеются, о чем – то договариваются)
Баба – Яга: - Мы вас отпустим, если вы решите самую трудную задачу. Мои пиратики – злодейчики вот уже почитай четвертый годок ее решить не могут (пираты разводят руками, почесывают в затылке).
Учитель: - Ребята, надо, во что бы то ни стало решить эту задачу.
Баба – Яга: (с ухмылкой) Слушайте условие.
Первый пират: Навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Расстояние между ними 4 км.
Второй пират: Один проехал 1 км 200 м, а второй на 300 м меньше. Пираты хором: Какое расстояние стало между велосипедистами?


Ребята решают задачу с объяснением.
Переведем километры в метры.
1). 4 км = 4.000 м
Найдем расстояние, на которое приблизился второй велосипедист
2). 1.200 – 300 = 900 метров проехал второй велосипедист
Найдем расстояние, на которое приблизились оба велосипедиста
3). 1.200 + 900 = 2.100 м
А теперь определим расстояние, которое стало между велосипедистами.
4). 4.000 – 2.100 = 1.900 м или 1км 900м стало расстояние между двумя велосипедистами.

Учитель: Ну, что, Баба – Яга, мы решили твою задачку. Теперь мы можем продолжить наше путешествие?
Баба – Яга и пираты (удивленно): - Что с вами делать, летите дальше!!!

Учитель: Молодцы, ребята, как быстро справились с этой задачей!
А вы знаете, к кому в гости мы сейчас с вами отправляемся? Не догадываетесь? Тогда послушайте подсказку:

Три молодых, розовеньких, перспективных строителя, которые решили построить себе дома.
Первый – из соломы,
Второй – из веток,
Третий – из кирпича.
Кто же это? (Верно, это три поросенка).

Давайте поможем нашим юным архитекторам. (Работа в тетрадях).
Ниф – Ниф никак не может найти периметр своего участка, для того, что бы построить забор. Длина участка 9 км, а его ширина в 3 раза меньше. Найдите, чему равен периметр участка Ниф – Нифа.
Дети решают задачу в тетрадях, затем комментируют решение данной задачи.

Сначала найдем ширину участка, для этого разделим 9 на 3, т. к. в условии задачи сказано, что ширина в 3 раза меньше.
9 : 3 = 3 километра – ширина участка
Зная длину и ширину, теперь можем найти периметр.
(9 + 3) * 2 = 24 километра периметр участка.

Учитель: А теперь давайте поможем Нуф – Нуфу найти площадь дома. Ширина дома равна 10 метрам, а длина на 7 метров больше. Найдите площадь дома.
Дети решают задачу в тетрадях, затем комментируют решение данной задачи.

Сначала найдем длину дома, для этого к 10 прибавим 7, т. к. в условии задачи сказано, что длина дома на 7 метров больше.
10 + 7 = 17 метров длина дома.
Зная длину и ширину дома, можем найти и площадь, для этого нужно длину умножить на ширину.
17 * 10 = 170 метров квадратных – площадь дома.

Учитель: (устно) Найдем площадь дома Наф – Нафа, если она на 93 метра квадратных больше, площади дома Нуф – Нуфа.
Что бы найти площадь дома Наф – Нафа, нужно к площади дома Нуф – Нуфа прибавить 93.
170 + 93 = 263 квадратных метра площадь дома Наф – Нафа.
Молодцы ребята! И с этим заданием вы справились быстро и без ошибок.

Физкультминутка. (Слова и ноты песни прилагаются)
Мы много с вами трудились, а теперь давайте немного отдохнем и сделаем музыкальную остановку, вспомним нашу песню «Страна Математики». (Дети исполняют песню, сопровождая игрой на ложках).

Учитель: Только что мы с вами пели о треугольниках, а теперь давайте вспомним, какие треугольники мы знаем.
Равнобедренные
Разносторонние
Равносторонний
Дети называют и выставляют карточки с этими треугольниками на доске.
А какие линии вы знаете?
Прямая
Ломаная
Волнистая
Дети называют и выставляют карточки с этими линиями на доске.

Учитель: Следующая наша остановка называется «Реши примеры без ошибки». Самостоятельная работа детей в тетрадях.
Запиши примеры столбиком и реши. На решение примеров у вас всего 4 минуты.

6.000 – 372 = 5.628 683 * 4 = 2.732
3.465 + 2.545 = 6.010 49.021 : 7 = 7.003

Проверка.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. И мы должны опуститься с воздушным шаром на землю. Необходимо выполнить последнее задание. На доске записано буквенное выражение, нужно расставить порядок выполнения действий, и если мы выполним все верно, то сможем приземлиться и закончить наше путешествие. (На столе лежат карточки с цифрами от 1 до 6, дети по одному подходят к столу, берут необходимую карточку и выставляют порядок действия на доске над выражением).


a + d : ( с – е) · k - (p : x)
(d · c + e) – a · k : x
а – в + d : c – х · k

Рефлексия:
Учитель: Отлично, и с эти заданием вы справились. На этом наше путешествие по стране Математике закончилось. Давайте вспомним, что мы повторяли и закрепляли в этом путешествии (ответы детей).
Решали задачу на движение
Находили периметр и площадь прямоугольника
Вспоминали, какие треугольники, и линии мы знаем
Складывали, вычитали, умножали и делили многозначные числа
Расставляли порядок выполнения действий

Все были молодцы, все старались преодолеть препятствия, которые нам встречались в пути.

Домашнее задание. Составить солнышко. Умножение и деление на 8 двузначных чисел.

Во время урока – путешествия следить за посадкой детей, положением тетради, головы.










13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14215




Заголовок 115