Научная работа Школьная форма в нашей школе


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
улусная конференция молодежных исследователей
«Корниловские чтения»
Тема: Школьная форма в России и в Англии
Трубина Ларина
Россия, Республика Саха (Якутия), Олекминский район, село 2-Нерюктяйинск МБОУ «2-Нерюктяйинская средняя общеобразовательная школа, имени Н.М. Корнилова»
5 класс
Научный руководитель: Егорова Анисия Семеновна, учитель
МБОУ «2-Нерюктяйинская средняя общеобразовательная школа имени Н.М.Корнилова»,
с. 2-Нерюктяйинск, Олекминского района
Республики Саха (Якутия)
Олекминск 2015
Тема: Школьная форма
Трубина Ларина
Россия, Республика Саха (Якутия), Олекминский район, село 2-Нерюктяйинск МБОУ «2-Нерюктяйинская средняя общеобразовательная школа, имени Н.М. Корнилова»
5 класс
Аннотация
Работа состоит из введения, где авторы знакомят с целями и задачами, актуальностью исследовательской работы, также основной части, в которой раскрывается история появления школьной формы в России и в Англии. Во второй части представляется анализ результатов исследования.
Введение.
Тема моего проекта «Школьная форма»
В своей работе я хочу рассказать об истории возникновения школьной формы; о ее преимуществах и недостатках. Об отношении к школьной форме учащихся нашей школы. Мнение о форме наших родителей и учителей. Большинство учащихся нашей школы форму не носят, хотя практически каждый родитель может купить его. Также я хочу предложить модели форм, которые могут быть использованы нашими учащимися. Выбранная нами тема я считаю, актуальна для нашей школы.
Цель: Привлечение внимания к проблеме внешнего вида школьников, учителей и родителей нашей школы.
Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения школьной формы в России и Англии;
2. Выяснить отношении к школьной форме учащихся и учителей нашей школы;
3. Воспитывать чувство прекрасного, развивать эстетический вкус.
Внедрение школьной формы дисциплинирует, настроит учеников на рабочий лад. Не будет неравенства в социально-финансовом уровне семей, ведь это одна из самых больших проблем современной школы. Еще один плюс в том, что форма позволяет приучить ребят следить за своим внешним видом, прививает аккуратность и понимание назначения делового костюма, стиля.
Методика исследования: анкетирование учащихся и учителей, анализ результатов. Таким образом, предметом исследования является школьная форма, а также проблемы школьной формы в нашей школе.

II. Основная часть.
Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.  
Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, затем, с возникновением женских гимназий, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, чёрных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строгая: коричневые платья с фартуками из ткани высокого качества с изящным покроем. Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она дает: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности.
В Англии очень долго форму для мальчиков составляли: пиджак-блейзер, серая фланелевая рубашка (белая летом или по праздникам), темно-серые брюки или шорты, серые гольфы, темно-синий плащ, черные ботинки. В холодную погоду одевали пуловер с треугольным вырезом, кепка с логотипом школы и фирменный галстук.
В Британии существует ряд школ “Blue cоаt schools”, название которых произошло от названия причудливого костюма. Форма была похожа на рясу: синее длинное пальто, бриджи до колен и желтые чулки.
Школьная форма была введена для 40 бедных мальчиков в благотворительной школе при католической церкви Christ’s Hospital School в 16 веке, а много других образовательных учреждений повторили этот стиль одежды, поэтому получили такое название “blue coat schools”. В эпоху правления Тюдоров и Стюартов синий был самый дешевый краситель для одежды. Сине-окрашенные изделия были экономичны и подразумевали скромный покорный статус ученика .Сейчас в Англии существуют частные школы, где сохраняются традиции в отношении школьной формы. Например, Итон – высоко-привилегированная частная школа для мальчиков, где обучаются дети только из самых богатых семей Великобритании или принцы из королевской семьи, так как плата за обучение очень высокая. Этот колледж находится под патронажем британского королевского дома, в свое время здесь учились и принц Уильям, и принц Гарри. Костюм учащегося школы таков: широкий белый накрахмаленный воротник, жилетка и короткая черная куртка, что было обычной одеждой во многих платных школах первой половины 20го века. В конце 60х годов форма была отменена, но сегодня эта школьная форма носится в специализированных хоровых школах для мальчиков.
Можете взглянуть на школьные формы современных англичан:
1. Так выглядит школьная форма для учеников младших классов одной из школ в Пойнтоне, графство Чешир.
2. Это форма учеников 7 класса школы Бурлингтон Дейнс, Уайт Сити
3. В лондонской школе Элизабет Гарретт Андерсен ученикам предлагается самим принимать участие в разработке собственной школьной формы. Такой подход позволяет лучше учитывать пожелания детей, и сделать школьную форму действительно удобной и нарядной.
4. Ученицы младших классов школы Мере Брау в Тарлетоне, графство Ланкашир.
5. Первый день нового учебного года в школе Ноттингэм Акедеми.
Итак, можно сказать, что в большинстве стран как таковой общепринятой формы для школьников, как это было у нас во времена СССР, нет, за исключением некоторых английских школ. Но наиболее престижные учебные заведения обязательно принимают единую для всех учащихся форму, в остальных же, как правило, существует достаточно строгийдресс-код.
Теперь обратимся к школьной форме России, которая тоже имеет давнюю историю. Еще в знаменитом Смольном институте каждому возрасту было приписано носить свой цвет платья: для воспитанниц 6–9 лет – коричневый (кофейный), 9–12 лет – голубой, 12–15 лет – серый и 15–18 лет – белый. Парадные платья учениц шили из шелка, а в обычные дни девушки носили платья из камлота, выписываемого специально из Англии. Существует предание, что костюмы учениц придумала сама императрица Екатерина II.
В 1834 году был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В 1896 году появилось положение о гимназической форме для девочек. В 1918 году с приходом новой власти декретом «О единой школе…» форму для учащихся отменили, так как признали наследием царско-полицейского режима. Лишь после Великой Отечественной войны, в 1949 году, в СССР была введена единая школьная форма.
Предлагаю, рассмотрим всё более детально. Первая причина введения форменной одежды в учебных заведениях царской России в том, что эти учреждения были государственными. А в те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки, поэтому было естественным введение для учащихся форменных костюмов.
Интересный факт: форма гимназисток в царской России была утверждена на 60 лет позже мальчиковой – в 1886 году. Уставом предусматривалось три вида одежды. Во-первых «обязательная форма для ежедневного посещения»: коричневое шерстяное платье и шерстяной фартук чёрного цвета. Парадная - это же платье, белый фартук и нарядный кружевной воротничок. В ней они посещали театр, Еленинскую церковь по праздничным дням, рождественские и новогодние вечера. Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь». Цветовая гамма была разной у каждого учебного заведения.
Однако вскоре после революции был издан декрет, отменявший ношение школьной формы.
Работая с литературой, я натолкнулась на воспоминания выпускницы 1909 г. гимназии № 36 Валентины Савицкой:
«Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка — "гимназистка”). Считалось, что форма символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ученика. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители». Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. На самом же деле у страны тогда не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму.
Период "бесформенности" длился до 1949 года. Потом мальчиков одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком.
Тогда же атрибутом учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди. Девочки оделись в коричневые шерстяные платья с черным передником. В общем, школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России. Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые.
В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах , но военного вида они не потеряли. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. Для девочек опять ничего не поменялось, и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.
В начале 80-х, была введена форма для старшеклассников (её начинали носить с восьмого класса). У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
С тех пор прошло много времени, уже более десяти лет школьники России обходятся без школьной формы, ходят в том, в чём им нравится. В нашей школе в течение нескольких лет пытаются соблюдать строгий дресс –код, но не всегда это удаётся. Моей задачей было выяснить отношение к форме учащихся и учителей. Как я выяснила в ходе работы над темой, из ______ опрошенных учащихся____ учащихся не хотят возвращения формы. _____человек хотят носить форму, ____ сомневаются, нужна она или нет. ____человека ответили, что форма влияет на поведение учащихся, значит всё же она дисциплинирует учеников и _____ хотят иметь логотип школы , _____не знают, нужен он или нет. Учителя ответили, что школьная форма необходима, что индивидуальность можно разглядеть и в школьной форме. Мне показалось, что многие в нашей школе считают, что форма - это тёмные или серые, невзрачные одежды. По- моему, им легче сказать нет, нежели подумать и найти оптимальный вариант, или как в Англии поучаствовать в разработке фасонов школьной формы. На уроке мы делали проектную работу по теме «School uniform», где мы предлагали самые необычные цвета школьной формы( синий, коричневый, серый, даже розовый). Возможно, стоит попробовать вместе придумать оптимальный вариант единой формы, которую с удовольствием будут носить все учащиеся. Или ввести форму по возрастам или по стилю или просто одеть логотип школы. Я думаю, что предпочтительней конечно, удобная практичная одежда, которая не мнется и не требует особого ухода и выглядит элегантно. Итак, в своей работе я попыталась показать исторический материал двух стран Великобритании и России по отношению к школьной форме, отразить политический, социальный и психологический аспекты этой проблемы.
Cписок литературы
1 . Великобритания. Ю.Б.Голицынский. Санкт-Петербург, 2005.
2. «Карьера»// №4, апрель 2001.
3. «Лицеист»// г.Аксу, Казахстан
4. О Британии вкратце. Книга для чтении на английском языке в старших классах./
В.В.Ощепкова, И.И.Шустилова, м. Просвещение – 1993.
5. Читаем и говорим о Британии и Британцах. Книга для чтения на английском языке./
В.Ф.Сатинова. Минск, 1997.
6.http://fanday.ru/wp-content/uploads/2011/05/12.jpg7.http://www.svk-klassiki.ru/pages/4.htm