Обобщение опыта работы по теме: «Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения первоклассников»


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам г. Балаково»
Обобщение опыта работы по теме:
«Повышение качества урока
через использование здоровьесберегающих
технологий в процессе обучения первоклассников»

Учитель начальных классов: Бусыгина Ж.М.
2015г.
Я хочу поделиться опытом работы по теме «Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения первоклассников»
Основной целью являлось использование  современных здоровьесберегающих  технологий, методик для  поддержания, сохранения  здоровья первоклассников, повышения качества обучения  на уроке.
Основными задачами были:
Разрешить проблему перегрузки и переутомления учеников на уроке.
Укреплять и развивать у обучающихся внимание, память, волю, творческое воображение.
Сформировать умения детей в овладении самостоятельности мышления, свободы суждений.
Используемые элементы технологии:
Проведение урока в режиме смены динамических поз.
Проведение урока в режиме движения наглядного материала, постоянного зрительного поиска.
Использование схем зрительных траекторий, цветовых пятен.
Результат:
Ученики отличаются свободой суждений.
У обучающихся проявляется высокий интерес к изучаемым предметам.
Увеличивается объем выполненной работы на уроках.
Снижается показатель заболеваемости у детей в течение первого полугодия.
Улучшается психологический климат в классе.
Исчезает проблема учебной дисциплины.
Широкий простор для педагогического творчества.
Работа в режиме смены динамических поз.
Уроки в режиме смены динамических поз проводятся с целью коррекции осанки.
Дети переходят из статической закрепощенной позы «сидя» в активную свободную позу «стоя» и наоборот.
Экологическое панно и зрительно-сигнальные карточки.
Экологическое панно необходимо для овладения образным и логическим мышлением, развития речи.
Зрительно-сигнальные карточки помогают развитию опорно-зрительной фиксации.
Каждый вид работы базируется на зрительно-поисковых движениях, в которых задействованы глаза, голова, туловище.
Зрительно-пространственная активность в режиме школьного урока достигается путем использования схем зрительных траекторий.
Что дает технология В.Ф.Базарного:
1. Гарантированный результат улучшения здоровья учащихся.
2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
3. Психологический комфорт в образовательном пространстве.
4. Открытый творческий потенциал учителя.
Результат применения элементов технологии Базарного в 1 классе.

Я хочу поделиться своим опытом работы по сохранению и укреплению здоровья первоклассников.
   Первая технология – режим « динамических поз», или вертикализация позы – самая простая.
За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Дети стоят на массажных ковриках, в носочках.      Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз.
     Под ноги кладем массажный коврик с раздражителями; на них дети стоят без обуви.
Использование массажного коврика. Массажный коврик – замечательное средство для профилактики и лечения плоскостопия у детей. Кроме того, занятия на нём можно превратить в увлекательную игру, которая, безусловно, понравится каждому ребёнку.
 
Данный режим оказывает благоприятное влияние на следующие факторы:
- поддержание физической, психической, умственной сферы;
- имеет высокие показатели физического развития здоровья;
- повышается иммунная система;
- улучшаются ростовые процессы;
- развивается координация всех органов(зрительно - ручная, телесно - координаторная, психоэмоциональная);
  А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравиться ходить в носочках по массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.
Массажный коврик представляет собой несколько отделов
Пластиковые крышки
Поролоновые губки
Пуговицы разного размера и толщины
Разновидности круп
Войлочные стельки и т.д.
Игры с использованием массажных ковриков для ног для ребенка
Ну и шея у жирафа. Достает легко до шкафа. (Встаем на коврик и тянемся на носочках за руками кверху).
Очень чудные малышки. Африканские мартышки. (Прыгаем, кривляемся)
На одной ноге в болоте. Это цапля на охоте. (Попеременно стоим на одной ноге, руки на поясе).
Динь-дон, динь-дон, по дороге ходит слон (Топаем по коврику, ходим на внутренней и внешней стороне ступни)
На носочках ходят мыши. Даже кот их не услышит (Ходим по коврику на носочках) 
Утки крякают, кряхтят, на зарядку не хотят (Приседая, ходим»по-утиному», руки на коленях)
Скачет зайчик скок да скок прыг на коврик-островок (Ноги вместе, прыжки на каждый пазл).
    Следующая технология – построение образовательной деятельности в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То осенние листья упали с прорезями, а в них задания, отгадки , то снежинки прилетели и т.д.
    Опыт показал, что такие  виды деятельности, как обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомление с окружающей природой, художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т.к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор.
 Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки  поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций
 Подвижный образ обучения позволяет увеличивать двигательную активность детей. Этому способствуют дидактические игры с использованием всего пространства в классе, например: "Найди лишнюю фигуру", "Найди предметы определенной формы", "Найди предметы, в названии которых есть звук...", "Найди  отгадку
 "Диаграмма" для разгрузки зрения в нашем классе есть и на стене, где дети прослеживают путь  кота Леопольда или любого другого героя. Это прекрасно снимает напряжение с глаз , расслабляет, снимает психологическую утомляемость. Эту диаграмму используем для закрепления пространственных представлений: вверх - вниз.
Использую в практике рисование пальчиком, которое является эффективным занятием, развивающим ручное, а точнее, зрительно - тактильное чувство на художественно - пластической основе;
Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей использую экологическое панно . Образовательная деятельность проходит в игровой форме. Панно использую для обыгрывания различных сюжетов, создания проблемных ситуаций в ходе образовательной деятельности.
     В работе с детьми использую традиционные и нетрадиционные методы        оздоровления. Из нетрадиционных методов эффективно применяем закаливающее дыхание. Это  - комплекс игровых упражнений: "Поиграем с носиком", который укрепляет  весь дыхательный аппарат.
Хороший оздоровительный эффект оказывает парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Детям нравятся  эти упражнения, они с удовольствием их выполняют. А главное - эта гимнастика позволяет увеличивать жизненную емкость легких и укрепляет дыхательные органы.Традиционно использую противовирусные средства: лук, чеснок.
. Большую помощь  в оздоровлении детей оказывает массаж рук и ушей : "Поиграем с ручками", "Поиграем с ушками                    

Творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок.       Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить работоспособность, внимательность, активность. Оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми
Во втором полугодии продолжу работу, используя:
подвижные " сенсорно - дидактические подвески" ("сенсорные  кресты"),
зрительно-координаторные тренажёры.